Понятие девиации. Теории девиации

Социология девиантного поведения как самостоя­тельное направление социологической мысли зарождалась на рубеже XIX-XX вв. Возникновение этого направления связано с именем выдающегося французского социолога Эмиля Дюркгейма, который выдвинул концепцию ано­мии – состояния общества, характеризующееся отсутст­вием четкой моральной регуляции поведения индивидов, моральным вакуумом, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились.

Под девиантным поведением обычно понимают действия, не соответствующие официально установ­ленным или фактически сложившимся в данном обще­стве (социальной группе) нормам и ожиданиям и при­водящие нарушителя к изоляции, лечению, исправле­нию и наказанию. Девиантность определяется чаще всего соответствием или несоответствием поступков социаль­ным ожиданиям. Социальные отклонения различаются по многим основаниям: в зависимости от типа нарушаемой нормы (право, мораль, этикет и др.); по целевой направ­ленности и мотивам (корыстные, агрессивные, ретретист­ские); по субъекту (индивиды, социальные группы, соци­альные организации).

К основным видам девиантного поведения относятся все виды правонарушений, включая преступность, алкого­лизм, наркоманию, проституцию, самоубийства. Особыми видами девиации являются психические заболевания и сексуальные расстройства.

Изучение девиантного поведения связано с именами Э. Дюркгейма, Р. Мертона, Г. Зиммеля, Г. Тарда, П. Сорокина.

В современной литературе дается классификация ти­пов девиантного поведения:

1. Антисоциальное – поведение, наносящее вред обществу, разрушающее его правовые и моральные устои, целостность, противоречащее общепринятым нормам мо­рали и права (это, прежде всего, преступность, проститу­ция, алкоголизм). Эти виды девиантного поведения явля­ются выражением острого конфликта между индивидуаль­ными и общественными интересами.

2. Аддиктивное поведение характеризуется уходом от реальности при помощи искусственных психотропных, наркотических и др. средств. Состояние ухода от реальной действительности еще называют фрустрацией. Аддиктив­ное поведение создает иллюзию решения проблем, но иным путем – посредством курения, пьянства, наркомании, токсикомании, азартных игр и т.д.

3. Суицидное поведение – поведение, которое соз­дает риск самоубийства. Оно является крайней формой ухода от реальности.

4. Нарцисстическое поведение – преувеличение зна­чения собственной личности, собственной значимости.

5. Фанатическое поведение – слепая вера во что-либо. Фанатизм сам по себе является формой девиации, но, кроме того, он опасен тем, что приводит и к другим девиа­циям – религиозный фанатизм мусульман, например, зовет на борьбу с неверными, что связано с агрессией, фанатизм сектантов приводит к убийствам в форме различных жерт­воприношений, оргиям, различного рода извращениям.

6. Определенной формой девиации является и кон­формизм. Это есть не что иное, как потеря человеком соб­ственного лица, отсутствие самобытности и оригинально­сти, приспособленчество, быстрое усвоение человеком норм даже чуждой ему социальной среды. Оговоримся, что не все социологи относят конформизм к девиации.

7. Аутистическое поведение обусловлено затруд­ненностью социальных контактов (термин «аутизм» вве­ден в обиход швейцарским психиатром Э. Блейером) – это уход в мир собственных переживаний, ориентация чело­века на внутренние переживания, мечтания, аффекты. Ау­тизм часто является признаком психических расстройств.

8. Поведение, обусловленное психическими забо­леваниями: агрессивностью, шизофренией, манией, пара­нойей, маниакально-депрессивными психозами, другими глубокими нервно-психическими расстройствами. Это предмет изучения психиатрии.

9. Поведение, связанное с сексуальными девиа­циями. Это половые извращения, болезненные нарушения направленности полового влечения или способов его удов­летворения. Деструктивность такого поведения для лично­сти и общества достаточно велика. Такое поведение часто приводит личность не только к нарушениям половой мо­рали, но и к преступлениям.

10. Обычно к девиантному поведению относят лишь негативные явления, наносящие урон личности, группе, обществу в целом. Но существуют и позитивные формы девиации. Позитивно-девиантное поведение выходит за рамки общепринятых норм, так как не соответствует де­формированному обществу, в котором сами нормы бы­вают извращены. Это новаторство, творчество, критика сущест­вующего строя, то есть то, что связано с преодоле­нием, нарушением существующих стереотипов, устарев­ших сте­реотипов, устаревших представлений.

В реальной жизни многие типы девиантного поведе­ния трудно отделить один от другого, они тесно взаимо­связаны. Так, источниками многих правонарушений явля­ются пьянство, алкоголизм, наркомания, психические за­болевания. Обычно также выделяют собственно девиант­ное поведение, связанное с нарушением норм морали и делинквентное поведение, связанное с нарушениями норм права.

 

В теориях девиации принципиально важное значение имеет понятие нормы. Ведь сама девиация – отклонение от нормы. Традиционное понимание нормы сводится к сле­дующему:

1) мера, образец, средняя величина чего-либо;

2) узаконенное установление, признанный обязатель­ным порядок, строй чего-либо;

3) правила поведения в определенной ситуации;

4) форма регуляции поведения в биологических, тех­нических, социальных системах.

Норма – это усредненное значение какого-либо типа, а также среднестатистический вариант протекания про­цесса, идеально желаемый тип или вариант.

Норма – одно из основных понятий медицины, где отклонение от нормы рассматривается как болезнь. Она имеет и вполне количественное выражение (вес, рост, дав­ление, состав крови, температура и т.д.). Для педагогов и психологов более важны возрастные нормы, так как они изучают особенности поведения человека, его психики на том или ином этапе развития. Социальная норма – поня­тие достаточно сложное. Это – исторически сложив­шийся в данном конкретном обществе предел, мера, интервал допустимого, дозволенного поведения, дея­тельности людей (индивидов, социальных групп).

Что характерно для социальной нормы?

1. Подвижность. Любая норма соответствует уровню общественного развития, но может и опережать его, и от­ставать от него. Например, то, что еще вчера считалось спекуляцией и было уголовно наказуемым преступлением, сегодня вполне вписывается в рыночные отношения.

2. Существуют нормы-правила и нормы-ожидания. Нормы-правила – это правовые, экономические нормы, ко­торые регулируют жизнь общества, нарушение этих норм карается законом, и при несоблюдении их начинается дес­табилизация общества. Нормы-ожидания – это в основном те нормы, которые регулируются моралью или этикетом. Так, например, отличаются беспорядочные половые связи (нарушение норм-ожиданий) от изнасилований (наруше­ние норм-правил). Первое не влечет за собой уголовное наказание, второе влечет.

3. Норма имеет историческое и культурологиче­ское содержание. Она связана с историей народа, его нра­вами, обычаями, традициями, религией.

4. Норма имеет различный статус: различаются нормы этикета (или правильного поведения), нормы мо­рали, нормы права, профессиональные нормы, возрастные нормы. Нарушение норм этикета может повлечь за собой смех, иронию, осуждение, а нарушение правовых норм - изоляцию от общества, исключение из своей социальной группы.

Нормы права часто называют определенными нор­мами. Все остальные специфическими или неопределен­ными.

 

Еще с середины XIX века в социологию вошла био­логическая теория девиации, связанная с именем извест­ного итальянского врача Чезаре Ломброзо. Его книги «Ге­ниальность и помешательство», «Женщина- преступница и проститутка» широко известны не только специалистам по психиатрии. Девиантное поведение Ломброзо рассматри­вается как «антиэволюционный выброс», исходя из того простого предположения, что лица, склонные к девиант­ному поведению, имеют специфические анатомо-физиоло­гические признаки или отклонения. Они и представляют вид девиации, к которому склонна личность. Этими чер­тами могут быть конституция, сплющенный нос, массив­ная челюсть и т.д. А атавистические черты личности как бы наделяют ее заведомо преступными чертами.

В рамках биологизма и психологизма строится и тео­рия Э. Шелдона, который выделяет три антропологических типа, склонных к девиации: мезоморфный (тяжелый, мус­кулистый атлет), эктоморфный (высокий и худой), эндо­морфный (мягкий, круглый тип телосложения). Многочис­ленные антропологические исследования не подтверждают этой теории. Хорошо известны в этом отношении исследо­вания Чарльза Горинга, изучившего телосложение трех тысяч человек, среди которых были и преступники, и сту­денты Оксфорда, и представители самых разных социаль­ных слоев. Горинг пришел к выводу, что статистического и социологического подтверждения теория Шелдона не на­ходит. Ряд других исследователей, например, Эрнст Хутон, биологическим фактором девиации считают более низкий интеллектуальный уровень или болезнь.

Психологические и психиатрические теории отлича­ются от биологических и антропологических тем, что ос­новной акцент в девиации делают на личностных факторах девиации, душевном дискомфорте, комплексах, конфлик­тах личности и общества. В качестве примера можно при­вести теорию австрийского психиатра Зигмунда Фрейда, который в основе всех отклонений видел подавленное ли­бидо.

Остановимся на собственно психологических тео­риях. Э. Дюркгейм, например, считал, что девиация в об­ществе возникает вследствие непонимания и нарушения людьми социальных норм. Она является следствием деза­даптации, дезинтеграции общества, разрушения солидар­ности личности и общества.

Роберт Мертон дальше развивает теорию Дюркгейма, показывая, как именно происходит этот разрыв между це­лями и социально допустимыми способами их достижения.

Как видно из таблицы (табл. №2), единственным ти­пом недеви­антного поведения, является, по Мертону, кон­формизм. Инновация предполагает согласие с целями об­щества, но отрицает социально одобряемые средства их достижения. Ритуализм, наоборот, предполагает отрицание целей дан­ной культуры, но не связан с незаконными сред­ствами достижения каких-либо целей. Ретритизм – это от­рицание не только целей общества, но и любых социально нор­мальных средств их достижения. Американский социо­лог Н. Смелзер достоинством этой схемы считает, что де­виа­ция рассматривается не как всецело негативное отно­шение к общепринятым нормам, тем не менее, схема не свободна от определенных ограничений. Так, весь процесс девиации сводится, по существу, к противоречию между желаемым и действительным (Таблица № 2).

 

Таблица № 2

 

Способ адаптации к деви­антному поведению Цели Средства
Конформизм Инновация Ритуализм Ретризм Бунт + + - - +/- + - + - +/-

 

К социологическим теориям относится теория стиг­матизации (стигма – ярлык, клеймо). Сторонники этой теории Г. Беккер, А. Босков и другие рассматривают де­виацию как клеймо, которое группа ставит на поведение других групп, личностей. Сигма ассоциируется с пороком, свойственным человеку («гомосексуалист», «калека», «псих»). Социальная среда обычно жестко обращается с личностью «клейменных», не давая им шанса избавиться от своего порока. Затем начинается процесс «вживания» человека в образ девианта, которое заканчивается ролевым поглощением – конечным этапом развития девиантного поведения.

Культурологические теории девиации сводят ее к конфликту между нормами субкультуры и господствую­щей культуры. Таким образом, если сторонники теории аномии считают, что девиация чаще встречается в усло­виях социальной дезадаптации, когда ослабевает норма­тивный контроль, возникают стрессы, конфликты, то со­гласно теории стигматизации отклонение является следст­вием заведомо негативной оценки индивида, акцентуацией на его негативных качествах. Принципиально важным яв­ляется то, что сторонники теории аномии считают, что в обществе социально одобряемые средства для достижения целей доступны не каждому. Многим социальным группам они вообще не доступны. Другой принципиально важный довод сводится к тому, что девиация особенно распростра­нена именно в тех обществах, группах, где антисоциальное поведение стало нормой, где распространены насилие, аг­рессия, аморализм, коррупция.