Понятие девиации. Теории девиации
Социология девиантного поведения как самостоятельное направление социологической мысли зарождалась на рубеже XIX-XX вв. Возникновение этого направления связано с именем выдающегося французского социолога Эмиля Дюркгейма, который выдвинул концепцию аномии – состояния общества, характеризующееся отсутствием четкой моральной регуляции поведения индивидов, моральным вакуумом, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились.
Под девиантным поведением обычно понимают действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) нормам и ожиданиям и приводящие нарушителя к изоляции, лечению, исправлению и наказанию. Девиантность определяется чаще всего соответствием или несоответствием поступков социальным ожиданиям. Социальные отклонения различаются по многим основаниям: в зависимости от типа нарушаемой нормы (право, мораль, этикет и др.); по целевой направленности и мотивам (корыстные, агрессивные, ретретистские); по субъекту (индивиды, социальные группы, социальные организации).
К основным видам девиантного поведения относятся все виды правонарушений, включая преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, самоубийства. Особыми видами девиации являются психические заболевания и сексуальные расстройства.
Изучение девиантного поведения связано с именами Э. Дюркгейма, Р. Мертона, Г. Зиммеля, Г. Тарда, П. Сорокина.
В современной литературе дается классификация типов девиантного поведения:
1. Антисоциальное – поведение, наносящее вред обществу, разрушающее его правовые и моральные устои, целостность, противоречащее общепринятым нормам морали и права (это, прежде всего, преступность, проституция, алкоголизм). Эти виды девиантного поведения являются выражением острого конфликта между индивидуальными и общественными интересами.
2. Аддиктивное поведение характеризуется уходом от реальности при помощи искусственных психотропных, наркотических и др. средств. Состояние ухода от реальной действительности еще называют фрустрацией. Аддиктивное поведение создает иллюзию решения проблем, но иным путем – посредством курения, пьянства, наркомании, токсикомании, азартных игр и т.д.
3. Суицидное поведение – поведение, которое создает риск самоубийства. Оно является крайней формой ухода от реальности.
4. Нарцисстическое поведение – преувеличение значения собственной личности, собственной значимости.
5. Фанатическое поведение – слепая вера во что-либо. Фанатизм сам по себе является формой девиации, но, кроме того, он опасен тем, что приводит и к другим девиациям – религиозный фанатизм мусульман, например, зовет на борьбу с неверными, что связано с агрессией, фанатизм сектантов приводит к убийствам в форме различных жертвоприношений, оргиям, различного рода извращениям.
6. Определенной формой девиации является и конформизм. Это есть не что иное, как потеря человеком собственного лица, отсутствие самобытности и оригинальности, приспособленчество, быстрое усвоение человеком норм даже чуждой ему социальной среды. Оговоримся, что не все социологи относят конформизм к девиации.
7. Аутистическое поведение обусловлено затрудненностью социальных контактов (термин «аутизм» введен в обиход швейцарским психиатром Э. Блейером) – это уход в мир собственных переживаний, ориентация человека на внутренние переживания, мечтания, аффекты. Аутизм часто является признаком психических расстройств.
8. Поведение, обусловленное психическими заболеваниями: агрессивностью, шизофренией, манией, паранойей, маниакально-депрессивными психозами, другими глубокими нервно-психическими расстройствами. Это предмет изучения психиатрии.
9. Поведение, связанное с сексуальными девиациями. Это половые извращения, болезненные нарушения направленности полового влечения или способов его удовлетворения. Деструктивность такого поведения для личности и общества достаточно велика. Такое поведение часто приводит личность не только к нарушениям половой морали, но и к преступлениям.
10. Обычно к девиантному поведению относят лишь негативные явления, наносящие урон личности, группе, обществу в целом. Но существуют и позитивные формы девиации. Позитивно-девиантное поведение выходит за рамки общепринятых норм, так как не соответствует деформированному обществу, в котором сами нормы бывают извращены. Это новаторство, творчество, критика существующего строя, то есть то, что связано с преодолением, нарушением существующих стереотипов, устаревших стереотипов, устаревших представлений.
В реальной жизни многие типы девиантного поведения трудно отделить один от другого, они тесно взаимосвязаны. Так, источниками многих правонарушений являются пьянство, алкоголизм, наркомания, психические заболевания. Обычно также выделяют собственно девиантное поведение, связанное с нарушением норм морали и делинквентное поведение, связанное с нарушениями норм права.
В теориях девиации принципиально важное значение имеет понятие нормы. Ведь сама девиация – отклонение от нормы. Традиционное понимание нормы сводится к следующему:
1) мера, образец, средняя величина чего-либо;
2) узаконенное установление, признанный обязательным порядок, строй чего-либо;
3) правила поведения в определенной ситуации;
4) форма регуляции поведения в биологических, технических, социальных системах.
Норма – это усредненное значение какого-либо типа, а также среднестатистический вариант протекания процесса, идеально желаемый тип или вариант.
Норма – одно из основных понятий медицины, где отклонение от нормы рассматривается как болезнь. Она имеет и вполне количественное выражение (вес, рост, давление, состав крови, температура и т.д.). Для педагогов и психологов более важны возрастные нормы, так как они изучают особенности поведения человека, его психики на том или ином этапе развития. Социальная норма – понятие достаточно сложное. Это – исторически сложившийся в данном конкретном обществе предел, мера, интервал допустимого, дозволенного поведения, деятельности людей (индивидов, социальных групп).
Что характерно для социальной нормы?
1. Подвижность. Любая норма соответствует уровню общественного развития, но может и опережать его, и отставать от него. Например, то, что еще вчера считалось спекуляцией и было уголовно наказуемым преступлением, сегодня вполне вписывается в рыночные отношения.
2. Существуют нормы-правила и нормы-ожидания. Нормы-правила – это правовые, экономические нормы, которые регулируют жизнь общества, нарушение этих норм карается законом, и при несоблюдении их начинается дестабилизация общества. Нормы-ожидания – это в основном те нормы, которые регулируются моралью или этикетом. Так, например, отличаются беспорядочные половые связи (нарушение норм-ожиданий) от изнасилований (нарушение норм-правил). Первое не влечет за собой уголовное наказание, второе влечет.
3. Норма имеет историческое и культурологическое содержание. Она связана с историей народа, его нравами, обычаями, традициями, религией.
4. Норма имеет различный статус: различаются нормы этикета (или правильного поведения), нормы морали, нормы права, профессиональные нормы, возрастные нормы. Нарушение норм этикета может повлечь за собой смех, иронию, осуждение, а нарушение правовых норм - изоляцию от общества, исключение из своей социальной группы.
Нормы права часто называют определенными нормами. Все остальные специфическими или неопределенными.
Еще с середины XIX века в социологию вошла биологическая теория девиации, связанная с именем известного итальянского врача Чезаре Ломброзо. Его книги «Гениальность и помешательство», «Женщина- преступница и проститутка» широко известны не только специалистам по психиатрии. Девиантное поведение Ломброзо рассматривается как «антиэволюционный выброс», исходя из того простого предположения, что лица, склонные к девиантному поведению, имеют специфические анатомо-физиологические признаки или отклонения. Они и представляют вид девиации, к которому склонна личность. Этими чертами могут быть конституция, сплющенный нос, массивная челюсть и т.д. А атавистические черты личности как бы наделяют ее заведомо преступными чертами.
В рамках биологизма и психологизма строится и теория Э. Шелдона, который выделяет три антропологических типа, склонных к девиации: мезоморфный (тяжелый, мускулистый атлет), эктоморфный (высокий и худой), эндоморфный (мягкий, круглый тип телосложения). Многочисленные антропологические исследования не подтверждают этой теории. Хорошо известны в этом отношении исследования Чарльза Горинга, изучившего телосложение трех тысяч человек, среди которых были и преступники, и студенты Оксфорда, и представители самых разных социальных слоев. Горинг пришел к выводу, что статистического и социологического подтверждения теория Шелдона не находит. Ряд других исследователей, например, Эрнст Хутон, биологическим фактором девиации считают более низкий интеллектуальный уровень или болезнь.
Психологические и психиатрические теории отличаются от биологических и антропологических тем, что основной акцент в девиации делают на личностных факторах девиации, душевном дискомфорте, комплексах, конфликтах личности и общества. В качестве примера можно привести теорию австрийского психиатра Зигмунда Фрейда, который в основе всех отклонений видел подавленное либидо.
Остановимся на собственно психологических теориях. Э. Дюркгейм, например, считал, что девиация в обществе возникает вследствие непонимания и нарушения людьми социальных норм. Она является следствием дезадаптации, дезинтеграции общества, разрушения солидарности личности и общества.
Роберт Мертон дальше развивает теорию Дюркгейма, показывая, как именно происходит этот разрыв между целями и социально допустимыми способами их достижения.
Как видно из таблицы (табл. №2), единственным типом недевиантного поведения, является, по Мертону, конформизм. Инновация предполагает согласие с целями общества, но отрицает социально одобряемые средства их достижения. Ритуализм, наоборот, предполагает отрицание целей данной культуры, но не связан с незаконными средствами достижения каких-либо целей. Ретритизм – это отрицание не только целей общества, но и любых социально нормальных средств их достижения. Американский социолог Н. Смелзер достоинством этой схемы считает, что девиация рассматривается не как всецело негативное отношение к общепринятым нормам, тем не менее, схема не свободна от определенных ограничений. Так, весь процесс девиации сводится, по существу, к противоречию между желаемым и действительным (Таблица № 2).
Таблица № 2
Способ адаптации к девиантному поведению | Цели | Средства |
Конформизм Инновация Ритуализм Ретризм Бунт | + + - - +/- | + - + - +/- |
К социологическим теориям относится теория стигматизации (стигма – ярлык, клеймо). Сторонники этой теории Г. Беккер, А. Босков и другие рассматривают девиацию как клеймо, которое группа ставит на поведение других групп, личностей. Сигма ассоциируется с пороком, свойственным человеку («гомосексуалист», «калека», «псих»). Социальная среда обычно жестко обращается с личностью «клейменных», не давая им шанса избавиться от своего порока. Затем начинается процесс «вживания» человека в образ девианта, которое заканчивается ролевым поглощением – конечным этапом развития девиантного поведения.
Культурологические теории девиации сводят ее к конфликту между нормами субкультуры и господствующей культуры. Таким образом, если сторонники теории аномии считают, что девиация чаще встречается в условиях социальной дезадаптации, когда ослабевает нормативный контроль, возникают стрессы, конфликты, то согласно теории стигматизации отклонение является следствием заведомо негативной оценки индивида, акцентуацией на его негативных качествах. Принципиально важным является то, что сторонники теории аномии считают, что в обществе социально одобряемые средства для достижения целей доступны не каждому. Многим социальным группам они вообще не доступны. Другой принципиально важный довод сводится к тому, что девиация особенно распространена именно в тех обществах, группах, где антисоциальное поведение стало нормой, где распространены насилие, агрессия, аморализм, коррупция.