Проблема групповой динамики

Новое направление в исследовании МСГ было дано Куртом Левиным (1890-1947). Левин настаивал на более широком применении в социологии экспериментальных методов. Он ввел в социологию понятия «поля» и «дина­мики». Человеческое поведение закономерно, считал
Левин, оно подчинено «полю психологических и социаль­ных сил», которые являются причинами поведения. Изучая эти поля, можно создавать группы с заранее заданными свойствами и качествами, с различными типами лидеров, а потом изучать реакцию группы на этих лидеров, продук­тивность работы этих групп и др. Таким образом можно приходить к конкретным выводам о том, какой лидер предпочтительнее, как оценивает его группа, от чего зави­сит социально-психологический климат в той или иной группе. Идеи К. Левина получили называние «групповой дина­мики». Эти идеи развивали многие ученые. Дейч изучал влияние на группу сотрудничества и соперниче­ства. Бэвелас – как передается в группе информация и как она трансформируется. Развивались идеи Левина о влия­нии сплоченности группы на степень давления, которое она оказывает на своих членов. Главным же, классическим вопросом, остается вопрос о влиянии группы на личность. Независимо от типа группы, ее вида, все они стоят перед общими проблемами:

- как построить свои взаимоотношения;

- как достичь групповых целей;

- как сохранить сплоченность и удовлетворить по­требности членов группы.

Групповая динамика есть не что иное, как взаимо­действие членов группы. К процессам групповой дина­мики относятся способы коммуникаций в группе, руково­дство и лидерство, формирование группового мнения, норм, ценностей: сплоченность – разобщенность, кон­фликт; групповое давление на членов группы; регуляция поведения индивидов посредством норм и санкций и др. Остановимся на главном.

Коммуникация в группе. Она описана многими со­циологами, в том числе Гарольдом Левитом. В литературе наиболее часто встречается описание следующих схем коммуникаций: «круг», в котором никто не занимает цен­тральное положение, от «круга» отличаются «колесо» или «штурвал», где все коммуникации проходят через центр. Члены группы контактируют в основном с лидером; «иг­рек» – центр играет определенную роль в передаче инфор­мации. Еще одна типичная схема – «цепочка» или «змея» – это последовательная коммуникация.

Коммуникация (вид связи) в группе не есть раз и на­всегда данное. Для эффективного выполнения тех или иных функций группа может использовать те или иные схемы коммуникаций. Так, при чтении лекций в аудитории группа напоминает «штурвал», «колесо», в центре кото­рого преподаватель, а для организации дискуссии, напри­мер, важно, чтобы все члены группы высказали свое мне­ние («круг» или «цепочка»). В решении сложной научной проблемы лучше использовать «игрек», рассмотреть ее с разных позиций, возможно, в разных направлениях.

В сравнительно крупных группах может существо­вать и такой тип связей, как «паутина» – множественные переплетения взаимоотношений.

Лидерство. Одной из характеристик группы является распределение ролей. В любой группе существуют объек­тивно менее значимые и более значимые роли. Они и оп­ределяют наличие лидера. С другой стороны, лидерство – это проявление субъективных качеств личности (интел­лекта, воли, настойчивости), качеств, которые выделяют ту или иную личность. «Лидер, – отмечает С.С. Фролов, – появляется в том случае, если члены группы признают деятельность какого-либо индивида наиболее значимой, а его вклад в деятельность группы наиболее ценным» [50. С. 218]. Истина всегда лежит где-то посередине, во взаимо­связях объективной природы лидерства и наличия подхо­дящего субъекта со всем набором «лидерских» качеств.

Существует несколько теорий, определяющих проис­хождение лидерства.

Теория черт. Известность получила работа уже упо­минавшегося Э. Богардуса «Лидер и лидерство». Теория сводится к набору субъективных качеств личности.

Ситуационная теория. Само название теории гово­рит о том, что лидер – это человек, который появляется в определенной ситуации, проявляя инициативу.

Психоаналитическая теория лидерства. Ее обычно связывают с именем З. Фрейда. Лидерство (так же, как и творчество) – результат сублимации (перенесения, заме­щения) подавленных инстинктов, в частности, либидо. Ли­дерство рассматривается в психоаналитической концепции и как определенное преодоление «комплекса неполноцен­ности». Существуют и предположения (так или иначе под­тверждающиеся), что все лидеры – невротики, например, Наполеон, Сталин, Гитлер.

Объективистская теория (марксизм и др.). Появле­ние того или иного крупного лидера обусловлено объек­тивными причинами, потребностями конкретной действи­тельности и даже черты лидера – это тоже требование вре­мени.

Не нужно забывать о том, что чаще всего в этих тео­риях речь идет о крупных лидерах, великих людях. Вряд ли все это можно всецело переносить на МСГ, но опреде­ленные закономерности формирования лидерства прояв­ляются и здесь: лидер появляется тогда, когда в нем появ­ляется потребность, и чаще всего им становится человек, качества которого наиболее соответствуют моменту.

Курт Левин выделял три основных типа лидерства: авторитарный, демократический и анархический, (или попустительский). Авторитарный тип лидерства присутст­вует там, где все действия группы определяются лидером. Демократический тип – это опора на «групповую атмо­сферу», когда все поведение и все действия определяются самой группой. Попустительский – говорит сам за себя: при таком типе лидера группа, коллектив предоставлены сами себе. Лидер существует лишь номинально.

Исследования показывают, что тип лидерства связан и с личными качествами человека. Так, авторитарный ли­дер обычно воспринимается как человек жесткий, требова­тельный, не терпящий возражений; демократический – мягкий и прислушивающийся к мнению коллектива. Лич­ные качества, безусловно, влияют на стиль руководства, поведение лидера, но оно, все же, больше определяется не его личными качествами, а той инструментальной ролью (деловой), которую он играет. Эта роль может быть в раз­ных группах организующей или эмоциональной, интеллек­туальной или моральной, формальной или неформальной, предписанной или непредписанной и т.д. По природе, ли­дер изначально авторитарен, иначе он никогда и нигде не сможет играть главную роль.

 

Говоря о внутренней динамике группы (сплочен­ность, давление, регуляция поведения), необходимо выде­лить следующие принципиальные моменты.

В группе возникает зависимость друг от друга, будь то семья, производственная бригада или спортивная ко­манда. Члены группы оказывают друг другу поддержку, независимо от личных симпатий или антипатий. Это каче­ство называется сплоченностью группы. Так, футболист не будет сводить на футбольной поле счеты с коллегой по команде, и забивать голы в свои ворота, даже если коллега нанес ему серьезную обиду. Он не может подвести свою команду из-за личных эмоций.

Отношение же к членам аутгрупп прямо противопо­ложное. Тот же футболист не будет помогать на поле сво­ему сопернику, даже если он – его лучший друг. Зачем я буду помогать своему другу, если он – мой конкурент? Та­ким образом, основополагающим чувством во внутригруп­повом общении будет чувство солидарности, определяемое общностью целей и задач: «Перед лицом конкурента я го­тов, в свою очередь, простить коллеге обиду, которую он мне нанес».

В социальной группе возникают специфические мо­менты духовной регуляции социальных связей: ценностей, норм, принципов поведения. Здесь все зависит от типа группы. Группа для совместного проведения досуга (фила­телисты, рыболовы-любители) имеет одну систему ценно­стей, группа производственная или научная – другую. Но условием существования группы является единство,схо­жесть этой системы ценностей. Человек не может чувство­вать себя частичкой группы, если у него другая система ценностей.

В группе присутствуют обязательства по отноше­нию друг к другу: «Я должен это сделать, иначе я подведу всю группу». Система обязательств может быть формали­зованной, например, регулироваться законодательством (отношения между членами семьи и их взаимные обяза­тельства) или должностными обязанностями и инструк­циями.

Группа заставляет своих членов принимать нормы, отношения, традиции, специфику субкультуры. Любой член группы сознает, что принято и что не принято в его группе. Тем самым группа определяет, а порой и навязы­вает определенные нравственные эталоны поведения своим членам. Влияние группы может быть настолько сильно, что социологи используют термин «групповое давление». Известны в социологии исследования Соло­мона Аша относительно давления группы на поведение ее членов. Суть экспериментов Аша сводилась к тому, чтобы выяснить, готов ли испытуемый отстаивать свою точку зрения, если другие члены группы думают иначе.

Испытуемым было дано задание сравнить отрезок бумаги с тремя другими различной длины. Каждый член группы должен был сказать всей группе, который из трех отрезков соответствует длине первого. В одиночку каждый решал эту задачу правильно. Но ассистенты Аша готовили группу «заговорщиков», которые давали заведомо ложные ответы. В результате одна треть испытуемых изменила свое мнение на заведомо ложное, но соответствующее дру­гим членам группы. Аш обнаружил, таким образом, эф­фект конформизма в группе (приспособления своего мне­ния к мнению группы).

 

Безусловно, МСГ не могут существовать без кон­фликтов. Но их следует отличать от общесоциальных конфликтов, который изучает в социологии целый раздел – конфликтология. Конфликт внутригрупповой – это опре­деленные отношения между членами группы, порож­денные противоречиями ее функционирования. Это конфликты и в семье, и в коллективах – научных, трудо­вых, спортивных и т.д.

Конфликт в МСГ может носить ролевой характер. Находясь во многих группах, индивид выполняет массу ролей и требований; одни его социальные роли могут про­тиворечить другим. Другая сторона ролевого конфликта – это взаимодействие, столкновение ролей в группе. Напри­мер, борьба за лидерство, борьба за материальные ресурсы. Конфликт может возникнуть и тогда, когда у члена группы (или нескольких членов) появляются новые нормы и цен­ности, новые правила поведения, противоречащие группо­вым.

Как можно оценить поведение члена группы в усло­виях конфликта?

Правомерное. Член группы сможет идти на кон­фликт, сознавая, что группа действует неправильно, не­правомерно с его точки зрения. Личность отвергает такую позицию группы. Возникает позитивный конфликт.

Утилитарно-целесообразное поведение признает возможное применение санкций. Но если применение их по каким-либо причинам несвоевременно или недоста­точно, то индивид может вести себя непредсказуемо, по­рождая конфликтные ситуации (так ведут себя расшалив­шиеся дети в отсутствие родителей, взрослые – в отсутст­вие начальника).

Смешанное. Конфликт порожден ориентированно­стью индивида на формальные или неформальные отно­шения и нарушением баланса между ними. Так, если в трудовом коллективе, формальной группе, преобладают неформальные отношения, они приводят к снижению тре­бовательности, нарушениям дисциплины, сплетням и склокам. Всем известно, к каким негативным последст­виям приводят так называемые «неуставные» отношения в армии. Здесь решение конфликта – только в пользу четкого выполнения формальных социальных ролей.

Основными структурными элементами конфликта являются:

а) его участники: личности, группы, находящиеся в разных социальных позициях;

б) источник конфликта – противоречие, причина;

в) взаимодействие, формы конфликтного поведения;

г) среда (физическая, социальная), в которой проис­ходит конфликт;

д) последствия разрешения конфликта.

От соотношения всех этих компонентов зависит про­текание конфликта, его глубина, возможность разрешения.

В социологии, в теоретическом плане, конфликт изу­чается в основном как социальный конфликт. Существует несколько теорий конфликтов (Л. Козера, К. Боулдинга, Д. Дарендорфа). На индивидуальном и групповом уровнях конфликт изучен меньше – в основном в рамках психоло­гии и социальной психологии. Но в последнее время поя­вились исследования групповой психотерапии, психотера­пии семейной, рассматривающие возможность управления конфликтными ситуациями.

В заключение отметим, каких же практических ре­зультатов достигла теория малых социальных групп.

1. Она изменила в социологии взгляд на человека как члена общества: он принадлежит обществу, с точки зрения теории МСГ, через принадлежность к многочисленным группам.

2. Проанализирована всесторонне сама группа, ее внут­ренняя динамика, воздействие на личность.

3. Сделала возможность приложения эксперимен­тальных методов в социологии (социометрия, групповая динамика, менеджмент, групповая психотерапия).

4. Изобретен метод группового самоанализа (когда группа при помощи специалистов может сама анализиро­вать свои взаимоотношения – с психотерапевтом, социоло­гом, психологом, например, психосоциальное консульти­рование для всей семьи; анализировать свою деятельность вместе с менеджером и т.д.).