Классической социологии

 

Каждая наука имеет свою историю. В изложении этой истории за основу обычно берутся разные принципы:

- изложение развития тех или иных идей;

- анализ основных школ и направлений развития науки;

- «географический» принцип – изложение материала в хронологической последовательности по странам.

История социологии богата и выдающимися име­нами, и школами и направлениями. Выделим главные из них. Вторая половина XIX века в интеллектуальной исто­рии Запада – время увлечения успехами естествознания и расцвета натуралистического мировоззрения, под влия­нием которого и развивалась социология. В этот период в социологии процветал натурализм-биологизм, что озна­чает ориентацию обществознания на методы естественных наук: редукционизм (сведение) общественных закономер­ностей к природным; злоупотребление биологическими аналогиями при описании тех или иных общественных яв­лений; использование биологического или географиче­ского фактора как фактора, определяющего социальный прогресс и социальную «эволюцию». Названия этих школ говорят сами за себя: географическая, демографическая, расово-антропологическая, органическая (органицизм).

Вопрос заключался только в том, какой именно био­логической стороне придавалось решающее значение в описании общества и культуры. Генри Бокль, Александр Гумбольдт, Фредерик Ле Пле акцентировали внимание на влиянии географической среды, климата, ландшафта на развитие общества. Демографическая школа главным фак­тором социального развития считала рост народонаселе­ния. Расово-антропологическая школа (Артюр де Гобино, Людвиг Вольтман, Стюарт Чемберлен) интерпретировали общественное развитие в понятиях наследственности, ра­сового отбора, борьбы высших и низших рас.

История социологической мысли знает и множество разновидностей органицизма (методологическая ориента­ция концепций общества по аналогии с понятием орга­низма). Так, известный французский социолог Рене Вормс широко пользовался биомедицинскими аналогиями для характеристики «общественного организма», такими как «социальная норма», «социальная патология», «социальная генетика», «болезни общества». Вормс считал, что социо­логия – это своеобразная медицина для общества.

Широко процветал в социологии и социал-дарви­низм, который переносил идею естественного отбора, борьбы за существование на социальные отношения. Из­вестна в этом плане работа Микеланджело Баккаро «Борьба за существование и ее последствия». Определен­ное влияние социал-дарвинизма испытали такие известные социологи, как Г. Тард, Л. Уорд, Ф. Гиддингс, Э. Дюркгейм.

Биологизация социальных явлений уже в конце XIX века стала казаться явным анахронизмом, тупиком в исто­рии социологической мысли. Идеи натурализма и биоло­гизма уже тогда подвергались критике. Однако в связи с последними достижениями современной генетики, разви­тием экологии, микробиологии и в конце XX века на но­вом уровне возникают идеи социобиологии, человеческой экологии и др.

 

Бурное развитие психологии породило новую тен­денцию в социологии – психологизацию общественных явлений, психологические школы. Это «психологический эволюционизм», «инстинктивизм», «психология народов», «интеракционизм». Если натуралистическое направление и натуралистические школы обращались к биологическим факторам, то психологические, соответственно, к факто­рам индивидуальной психологии. Социальная жизнь нахо­дила описание и объяснение в психологических терминах. Это идеи «сознания рода», «социального разума», «кол­лективной психологии», «коллективного инстинкта». Ра­бота выдающегося русского ученого В.М. Бехтерева имеет символическое в этом плане название – «Коллективная рефлексология».

Представитель инстинктивизма крупнейший психо­лог и социолог Уильям Мак-Дауголл под каждое общест­венное явление подводит определенный инстинкт. Войны он объясняет предрасположенностью людей к драчливо­сти, накопление общественных богатств – склонностью к стяжательству, рост городов – проявлением стадности.

Выдающийся австрийский психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939) считал универсальной детерминантой челове­ческого поведения половое влечение – либидо. Если У. Джеймс насчитывал 38 инстинктов, которые влияют на жизнь общества, У. Мак-Дауголл – 18, то З. Фрейд свел их к двум: инстинкту жизни (эросу) и инстинкту смерти (та­натосу). Именно борьба этих двух начал и определяет раз­витие общества. Так, например, войны Фрейд объяснял бессознательной тягой общества к смерти, победой ин­стинкта смерти.

Из психологического направления и психологиче­ских школ в социологии вышла, в конечном итоге, новая наука – социальная психология. В развитие и становле­ние этой науки огромный вклад внесли работы В.М. Бехтерева, Г. Тарда, Г. Лебона.

 

Параллельно с теоретической социологией развива­лись эмпирические (прикладные) исследования. В клас­сической социологии они были связаны друг с другом сравнительно слабо. Особые социально-экономические и политические условия развития Англии именно эту страну сделали родоначальницей классических эмпирических ис­следований, которые проводили, как правило, не профес­сиональные обществоведы, социологи, а врачи, промыш­ленники, работники статистических бюро. На социологи­ческие исследования их толкали интересы дела, потребно­сти общественного развития, развития промышленности, образования, здравоохранения. Одно из первых социоло­гических исследований проведено в Шотландии
Дж. Синклером, изучавшим условия жизни сельского на­селения. Синклер первым использовал метод опроса. Он составил анкету, которая состояла из 116 вопросов. Ре­зультатом этого исследования стал большой труд «Стати­стическое описание Шотландии».

К середине XIX века в Англии интерес социологов был сосредоточен на изучении проблем рабочего класса и бедных слоев городского населения. Характерно, что ини­циаторами таких исследований были врачи, изучавшие во­просы социальной гигиены. Особую известность получили работы английского врача Джеймса Шаттлуорта – основа­теля Манчестерского статистического общества. Под его руководством проводились исследования о состоянии здо­ровья рабочих, состоянии их жилищ и одежды. Результаты исследования были опубликованы в книге «Моральные условия в жизни рабочих» (1832).

Говоря о развитии конкретной социологии, нельзя обойти вниманием и фигуру Чарльза Бута – английского исследователя второй половины XIX века. Основная его работа – «Жизнь и труд людей Лондона». Ч. Бут также приходит к мысли о том, что статистическая информация недостаточна для изучения и описания общества. Он со­ставляет опросники, впервые использует социальные карты районов и улиц Лондона, дает классификацию на­селения Лондона: средний класс, высший класс, низший класс. Исследования Ч. Бута вызвали широкий отклик у общественности Англии и способствовали принятию зако­нов о минимальной заработной плате, пенсионном обеспе­чении, пособиях по безработице. Таким образом, парал­лельно с теоретической социологией получает широкое развитие и прикладная социология, конкретные социоло­гические исследования. Они проводились не только в Анг­лии, но и в других странах. Так, широко известны работы французских социологов-эмпириков – А. Гэрре, А. Кэтле, Ф. Ле Пле. Работы А. Гэрре внесли весомый вклад в стати­стику нравственности, криминальную статистику. Уровень преступлений А. Гэрри связывал в первую очередь с эко­номическими условиями. Адольф Кэтле изучал проблемы человека в различные периоды и в различных условиях его жизни. Имя Фредерика Ле Пле связано с развитием такой отрасли социологии, как социология семьи.

 

Характеризуя классическую социологию, нельзя обойти вниманием наиболее ярких ее представителей. Со­циология зародилась во Франции и связана с именем Огю­ста Конта (1798-1857). Конт счи­тал, что социология, как и естественные науки, должна ос­новываться на фактах и ис­следовать социальную действи­тельность теми же мето­дами, что и естествознание, кото­рое изучает природу. Со­циологию он первоначально на­звал «социальной физи­кой», но это не означает, что Конт все социальные явления сводил к физическим. Социология у Конта состоит из двух разделов – социальной статики и социальной динамики. Он сформулировал закон смены трех стадий историче­ского развития – теологической, ме­тафизической и пози­тивной. Важно, что у Конта общество состоит из систем, а не является простой суммой индиви­дов. В основе развития общества лежит семья. Основными методами социологии Конт считает наблюдение и экспе­римент.

В конце XIX века во Франции особую популярность приобрели труды Эмиля Дюркгейма («Правила социоло­гического метода», «О разделении общественного труда», «Самоубийство»). В основе социологии как науки, считал Дюркгейм, лежит социальный факт, под которым он пони­мает все то, что оказывает на индивида внешнее воздейст­вие. Дюркгейм обосновывал объективность научного под­хода к явлениям социальной жизни. Основная социологи­ческая категория Дюркгейма – социальная солидарность – явление, которое лежит в основе общественных отноше­ний, противоположной категорией он считает аномию – чувство разобщенности, ненужности, которое может воз­никнуть у человека в обществе. Заслуга Дюркгейма в том, что он показал социальную обусловленность аномии (на примере анализа самоубийств).

В связи с психологическим направлением в социоло­гии уже упоминались имена выдающихся французских со­циологов Гюстава Лебона и Габриеля Тарда. Именно они разработали понятия «толпы», «массы», рассмотрели про­блему массового заражения, подражания. Идеи Лебона ак­туальны при анализе проблем лидерства, массовой митин­говой демократии. Актуальны и труды Г. Тарда «Законы подражания», «Мнение и толпа» (опуб­ликованы в 1901-1902 гг.), в которых он рассматривает коллективную пси­хологию и также эффект подражания. В основе «толп», «сект» лежит, по его мнению, потребность в лидерах, вож­дях, героях. Толпе свойственна подража­тельность и ирра­циональность. Именно в такой толпе че­ловек теряет свое лицо, нивелируется и становится едини­цей массы, толпы, публики.

 

Развитие теоретической социологии в Англии нераз­рывно связано с именем Герберта Спенсера (1820-1903), автора десятитомного труда, частью которого стали «Ос­нования социологии». Г. Спенсер одним из первых пред­метно поставил проблему размежевания социологии и ис­тории. По его мнению, социология и история соотносятся, как антропология и биография. Антропология изучает со­стояние и условия развития (как и социология), биография фиксирует все события, случайности в человеческой жизни (это же делает история по отношению к обществу). В ос­нове социологии Г. Спенсера лежит идея социальной эво­люции общества. Общество копирует и воспроизводит живой организм. Спенсер – это Дарвин в социологии, вслед за которым он шел, развивая дарвинскую идею эво­люции и саморазвития общества. Г. Спенсер также разра­батывает идею неразрывной связи общества и природы, используя огромное количество конкретной фактуры. Идеи Г. Спенсера оказали влияние на творчество К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского, Л.Н. Гумилева,
Л.Н. Толстого, Т. Драйзера, Д. Лондона. Он был самым по­пулярным социологом вплоть до 30-х годов XX столетия, предтечей многих новых течений в социологии XX в.

 

Развитие социологии в Германии происходило значи­тельно позже, чем во Франции и в Англии. Но именно Гер­мания дала миру таких социологов, как М. Вебер и К. Маркс. С именем Макса Вебера (1864-1920) связано формирование совершенно новых принципов социального познания, разрыв с натурализмом. М. Вебер рассматривал социологию не как описательную науку, а как модели­рующую и конструктивную. Основным в социологии Ве­бера является учение об идеальных типах. Идеальный тип – узловое понятие, в котором отражается явление и про­цесс, абстракция для типологии и систематизация фак­тов, явлений. Например, «капитализм», «церковь», «рели­гия» и др. Идеальный тип у Вебера – это не просто катего­рия, но и определенная идеальная модель. Идеальные типы де­лятся на исторические и социологические: исторические отражают живую историю, а социологические – опреде­ленную конструкцию, модель. Так, из всех видов господ­ства в истории человечества социолог выделяет три мо­дели: харизматическое, рациональное и патриархальное.

Учение об идеальных типах получило название «по­нимающей социологии». Необходимость понимания и ин­терпретации своих понятий – отличительная черта социо­логии, ее отличие от естественных наук. Ведь в обществе действуют люди, они действуют осмысленно, осознанно. Какие цели, средства, условия, нормы лежат за этими дей­ствиями? Отсюда предмет «понимающей социологии» – осмысленное поведение людей, которое М. Вебер подраз­деляет на: 1) целерациональное, или ориентированное на достижение собственных целей; 2) ценностно-рацио­нальное, определяемое верой в ценность того или иного способа поведения, независимо от конечного результата; 3) аффективное, определяемое непосредственно чувст­вами, эмоциями; 4) традиционное, обусловленное при­вычкой, традицией.

Значительное место в творчестве Вебера занимает религиозная этика. В своем знаменитом труде «Протес­тантская этика и дух капитализма» он показал, что послед­няя явилась основным стимулом развития капитализма, в основе которого лежит трудолюбие, честность, предпри­имчивость, активность, бережливость.

Сегодня в отечественной обществоведческой литера­туре почти не упоминаются имена К. Маркса, Ф. Энгельса. В современной же социологической литературе Запада Карл Маркс (1818-1883) и Фририх Энгельс (1820-1895) оцениваются как одни из самых выдающихся ученых-об­ществоведов XIX века. Вклад К. Маркса в социологию за­ключается в анализе экономического фактора в историче­ском развитии общества, влияния экономики на все сто­роны жизни.

Сегодня говорят о преувеличении Марксом «эконо­мического фактора», схематизме выделения им общест­венно-экономических формаций – первобытно-общинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической. Но это была гениальная попытка наме­тить основные исторические периоды мирового общест­венного развития. Маркс «уловил» наличие в истории все­общих этапов развития. Сегодня эта идея интерпретиру­ется в цивилизационном подходе, теориях стадийности ис­торического развития и др. Учение К. Маркса о капитале заложило основы всей современной западной политиче­ской экономии. С точки зрения социологии – это образец целостного подхода к анализу общества. Ошибками К. Маркса были положения об относительном и абсолют­ном обнищании рабочего класса при капитализме, недо­оценка роли крестьянства в мировой истории, в част­ности в истории Европы; переоценка роли классовой борьбы как основного фактора развития общества; пере­оценка роли диктатуры пролетариата. Но это не умаляет его вклада в теоретическую социологию, разработку про­блем общест­венного развития, взаимосвязи форм общест­венного соз­нания, личности, социально-массовой струк­туры и др.

 

Часто в литературе по истории социологических идей незаслуженно и неправомерно мало внимания отводится русским социологам. Во многом это связано и с тем, что русская социологическая мысль исследована значительно хуже, чем западная. Она представлена, прежде всего, име­нами М.М. Ковалевского, Н.К. Михайловского, Н.И. Кареева, П.А. Сорокина, Г.В. Плеханова, В.И. Ленина и др.

Выдающимся русским социологом, историком, этно­графом был Максим Максимович Ковалевский (1851-1916). Для Ковалевского социология – это наука об эволю­ции и организации общества. В работах «Введение в изу­чение социологии», «Социология», «Современные социо­логи» он разрабатывал предмет, метод, функции этой науки. Особое внимание ученый уделял связи социологии и истории, сравнительно-историческому методу социоло­гического исследования, многофакторной основе обще­ства, социальным закономерностям и регрессу. Основным методом социологического анализа действительности Ковалевский считал сравнительно-исторический метод. Ковалевский отрицал учение о классовой борьбе и рево­люции, считая их патологией. Значительное место в твор­честве Ковалевского занимает категория «солидарность», означающая для него единство личности и общества, цель­ность, в которой каждый человек находит свое индивиду­альное место. В совершенстве владея многими европей­скими языками, Ковалевский читал лекции в Оксфорде и Стокгольме, Париже и Мадриде, а также во многих амери­канских вузах. В 1907 году был избран председателем Ме­ждународного института социологии, а в 1908 году создал первую в России кафедру социологии в Петербургском психоневрологическом институте.

Крупной фигурой русской социологической мысли является Николай Константинович Михайловский (1842-1904), известный народник, историк, социолог и публицист. В социологическом наследии Михайловского четко прослеживаются следующие направления исследо­вания: 1) субъективный метод в социологии; 2) проблема личности, ее эмансипация, борьба за «индивидуальность»; 3) биологические и психологические основы борьбы за ин­дивидуальность; 4) исторические этапы развития челове­чества. Н.К. Михайловский стал родоначальником психо­логического направления в русской социологии, опубли­ковав книгу «Герои и толпа», где изложил теорию подра­жания. Проблема «психологии толпы» становится одной из ведущих в социологии Михайловского. Ему принадле­жит большая роль в изучении психологических механиз­мов воздействия толпы на человека и воздействия инди­вида на массы.

Большой вклад в народническую социологию внесли Н.И. Кареев и П.Л. Лавров. Историк и социолог Лавров вошел в историю социологии как автор трудов «Социо­логи-позитивисты», «О методе в социологии», «Теория и практика прогресса». Большое внимание он уделял соот­ношению социологии и истории, роли личности в истории. Петр Лаврович Лавров подчеркивал закономерность соци­альной революции, которая, по его мнению, не может не носить насильственного характера. «Настоящая социоло­гия, – писал Лавров, – есть социализм».

Николай Иванович Кареев (1850-1931) внес вклад в разработку методов социального познания, коллективной психологии, истории прогресса и др. В 1897 г. в Санкт-Пе­тербурге вышел труд Н.И. Кареева «Введение в изучение социологии» – это первый учебник по социологии, вы­шедший в России на рубеже XIX-XX вв. Таким образом, либеральное направление в русской социологии связано с именем М.М. Ковалевского, народ­ническое – с именами Н.К. Михайловского, Н.И. Кареева, П.Л. Лаврова.

В 90-е годы XIX в. «увлечением» русской ин­телли­генции стал марксизм. Распространению мар­ксизма в Рос­сии способствовали не только социально-эко­номиче­ские условия, но и кризис народнической идеоло­гии, свя­зы­вающей будущее России с крестьянством, рус­ской об­щи­ной. Серьезную критику народничества дал Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918). Он пока­зал, что ставка народников на общину утопична. Община в России разлагается. Внутренними причинами ее разло­же­ния яв­ляются социальные противоречия, социальное рас­слоение крестьян. Плеханов был убежден, что Россия встала на путь капиталистического развития. Он поддержал буржу­азную революцию в России, резко выступив потом против рево­люции социали­стической как преждевременной и раз­руши­тельной. Плеханову принадлежит большое ко­личе­ство ра­бот по социологии. Именно от него идет раз­работка про­блем социологии религии, социологии искус­ства, соци­аль­ной психологии, социологии политических отношений как самостоятельных сфер социологического исследова­ния.

В.И. Ленин (1870-1924) на рубеже Х1Х-ХХ вв. соз­дает классические произведения, содержащие анализ боль­шого статистического материала о социальных по­следст­виях процессов развития капитализма в России. А его труд «Империализм как высшая стадия капитализма» и сегодня не потерял своего научного значения в исследова­нии таких социальных феноменов как «монополизм», «фи­нансовый капитал» и др.

 

1.3. Современная социологическая теория: