Принципиальные особенности базовой программы курса «Социальная информатика»

 

Предлагаемая для системы высшего образования базовая модульная программа изучения курса «Социальная информатика» имеет ряд принципиальных особенностей, на которые хотелось бы обратить внимание преподавателей.

Главные из них состоят в следующем:

 

1. При формировании общей структуры базовой программы ее автор считал своей главной задачей сконцентрировать внимание педагогов на изучении тех основных проблем становления глобального информационного общества, которые являются сегодня уже достаточно хорошо выраженными, освещаются в научной печати, но все еще слабо изучаются в традиционных курсах системы образования. Сюда относятся проблемы изучения роли информации в истории развития цивилизации, стратегического значения информационных ресурсов общества и его информационного потенциала, а также ряд других информационных аспектов социально-экономических проблем развития современного общества.

2. В то же время при определении содержания как основных, так и дополнительных проблемных блоков широко использовалсяпринцип опережающего образования. Суть использования этого принципа в данном случае заключалась в том, что при определении содержания проблемных блоков, а также при отборе рекомендуемой для их изучения литературы главным критерием являлась ориентация на будущее. Другими словами, внимание преподавателя обращалось не только на уже очевидные проблемы, но также и на те новые тенденции, которые выявлены в результате научных исследований и которые в самые ближайшие годы могут стать причиной новых серьезных социальных проблем и явлений. К числу таких проблем относятся, например,проблема информационного неравенства людей в новой информационной среде, проблемы информационной безопасности личности и общества, некоторые другие.

Нам представляется, что изучение этих проблем в системе высшего образования сегодня крайне необходимо для того, чтобы своевременно подготовить специалистов и педагогов к новым условиям их жизни и профессиональной деятельности в глобальном информационном обществе.

3. Изложенный ниже текст базовой программы не следует рассматривать как окончательно завершенную разработку. Скорее всего, это лишь новый этап большой работы коллектива ученых и преподавателей, которые поставили перед собой цель создать достаточно гибкую структурно-тематическую основу для изучения новой для системы высшего образования учебной проблематики.

При этом они старались найти рациональное соотношение фундаментальности и прагматичности в подходах к структуризации и изложению новых научных и социальных проблем.

Автор будет признателен за все замечания и предложения по существу данной работы, которые будут учтены на последующих этапах реализации проекта.