В XIII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVI ВВ.

К числу западных соседей Руси относились литовские племена. Основным их занятием являлось земледелие, скотоводство, различные промыслы – охота, бортничество, а у населения, проживавшего на побережье Балтийского моря – рыболовство и добыча янтаря. Имелись и некоторые виды ремесел. По своим верованиям литовцы были язычниками, поклонявшимися силам природы. Верования литовцев находились на этапе политеизма, хотя в их религии отчетливо прослеживались и более ранние религиозные формы – фетишизм, тотемизм. Наиболее почитаемым был бог грома и огня, который, так же как и у восточных славян, носил имя Перуна (Перкунаса).

Литовцы жили племенами, которые возглавлялись князьями, называемыми «рикасами» и «кунигасами». Несмотря на то, что этих близкородственных литовских племен было много, уже в XII в. они делились на две этнические группы – аукштайтов, обитавших в бассейне Среднего Немана (Верхняя Литва, именно эта территория и именовалась собственно Литвой) и жемайтов, обитавших в области Нижнего Немана (Нижняя Литва – Жемайтия или Жмудь, как ее называли в славянских источниках).

В XII в. у литовцев происходит постепенное разложение родоплеменных отношений, появляются союзы князей, которые совершают набеги на своих соседей – поляков на западе и русских на востоке. В свою очередь русские князья также осуществляли походы на литовские земли. Эти военные столкновения не несли существенной угрозы ни литовцам, ни русским. В первые десятилетия XIII в. литовские племенные союзы укрепляются, выделяются «старшие» князья, власть которых усиливается. Таким образом Литва вступила на путь складывания государственности.

Между тем ситуация для литовских земель в первой половине XIII в. резко изменилась, что было связано с экспансией немецких крестоносцев в Прибалтике. Она грозила самому существованию литовцев, о чем красноречиво свидетельствовала судьба пруссов – родственного литовцам народа, обитавшего между Вислой и Неманом. Рыцари Тевтонского ордена полностью подчинили их, а на прусских землях создали свое государство. Литовцы вступили в ожесточенное противостояние с крестоносцами. Под влиянием этих событий вся жизнь литовских племен перестроилась на военный лад. В итоге экспансия крестоносцев значительно ускорила процесс консолидации Литвы и образования Литовского государства.

Объединение литовских земель сопровождалось, как и во многих других странах, ожесточенной борьбой за власть между различными князьями. Победа досталась Миндовгу. Он и считается основателем Литовского государства. Впервые его имя упоминается в русских летописях в 1219 г. О том, как Миндовг объединял литовские земли, достаточно красноречиво свидетельствует одна из записей волынского летописца, из которой следует, что Миндовг «нача избивати братью свою и сыновце (т.е. племянников) свои, и другие выгна из земли и нача княжити один во всей земле Литовской». В 1236 г. литовцы под предводительством Миндовга нанесли жестокое поражение Ордену меченосцев в битве при Сауле (Шауляе). Эта победа значительно упрочила лидерство князя в борьбе за власть. Миндовг продолжал расправляться со своими противниками, отнимал земли у многих литовских князей и даже у своих родственников.

Образование Литовского государства обычно датируется 40–50-ми гг. XIII в. По поводу того, что из себя представляло это государство, в литературе существуют различные точки зрения. Так, А.Ю. Дворниченко полагает, что централизация в Великом княжестве Литовском была весьма относительной: оно являлось ни чем иным как «рыхлым» «союзом союзов» литовских племен, а «самодержство» Миндовга, упоминаемое русским летописцем – это всего лишь цветастый риторический оборот. Другой автор, занимающийся данной проблемой, С.В. Думин, считает, что с самого начала Литовское княжество необходимо рассматривать именно как «государство, а не аморфный военный союз племенных княжеств».

В состав Великого княжества Литовского входили не только литовские, но и русские земли, и практически все авторы, занимающиеся историей этой страны, отмечают, что Великое княжество Литовское по сути было литовско-русским государством. В частности, С.В. Думин пишет, что Литовское княжество «с момента своего появления на страницах летописей и хроник в 40-е годы XIII в., являлось балто-славянской державой» и что его возникновение «явилось результатом компромисса, соглашения между литовской знатью и местным восточнославянским боярством» при поддержке горожан.

Ответ на вопрос, почему стал возможным подобный компромисс и почему западнорусские земли оказались в составе Великого княжества Литовского, следует искать в той общеисторической ситуации, которая сложилась тогда в Литве и на Руси. Дело в том, что литовцам не удавалось справиться с крестоносцами самостоятельно: не хватало ни людских, ни материальных ресурсов. Все это литовцы могли получить в славянских землях, поэтому в середине XIII в. начинается литовская экспансия на юг и юго-восток, т.е. на территорию русских княжеств. В свою очередь, эти княжества, ослабев после татарского нашествия, готовы были искать союза с Литвой, чтобы избежать татарского ига. Уже при Миндовге в Литовское государство вошла Черная Русь – земли в бассейне Немана вокруг Гродно. Так начало складываться «ядро Литовско-Русского государства» (А.Ю. Дворниченко).

С самого начала своего существования новое государство столкнулось с проблемой религиозного плюрализма. Литовцы были язычниками, а славянское население княжества исповедовало православие, что не мешало им мирно сосуществовать под властью Миндовга. Сам литовский князь рассматривал вопрос своего вероисповедания прежде всего в связи с проблемой укрепления княжеской власти. Так, он поддержал крещение в православие своего сына Войшелка, которому передал на княжение Новогрудские земли, полагая, что это укрепит его позиции среди русского населения. Вместе с тем, Миндовг, надеясь остановить наступление крестоносцев, принял в начале 50-х гг. XIII в. католицизм и получил из рук папы римского королевский венец. Но надежды литовского князя на помощь Рима не оправдались. К тому же тевтонские рыцари понесли ряд серьезных поражений от язычников Жмуди. Все это побудило Миндовга в 1261 г. отречься от католической религии, после чего под его власть перешла языческая Жмудь.

Одним из факторов, негативно влиявших на развитие Литовского государства, являлись усобицы внутри правящей династии. Особенно ожесточенный характер они приняли во второй половине XIII в. В 1263 г. Миндовг вместе с двумя младшими сыновьями был убит в результате заговора, который возглавили жмудский князь Тройнат и один из литовских князей Довмонт. Причиной возникновения заговора была не только борьба за власть, но и личные мотивы, поскольку после смерти своей супруги Миндовг отнял у Довмонта его жену, приходившуюся сестрой покойной королеве Марте и очень на нее похожую.

Вступивший на великокняжеский престол Тройнат расправился с претендовавшим на власть племянником Миндовга Товтилом, но вскоре и сам был убит. При поддержке сторонников своего покойного отца и славянского населения земель, входивших в состав княжества, на престоле утвердился Войшелк. Он жестоко расправился со своими противниками («и поча вороги свои убивати: изби их бесчисленное множество»), однако некоторым удалось бежать, в том числе князю Довмонту. Довмонт был принят в Пскове и княжил там 33 года, прославившись борьбой с крестоносцами, за что впоследствии был причислен к лику святых.

Придя к власти, Войшелк намеревался провести религиозную реформу – крестить Литву по православному обряду. С этой целью он в 1265 г. обратился за помощью к Пскову, прося прислать ему священников. Но с 1266 г. там стал княжить Довмонт, поэтому Войшелк отказался от контактов с псковичами «привечающими преступников», и крещение Литвы не состоялось. В княжестве между тем вновь обострилась борьба за власть, и весной 1267 г. Войшелк был убит. С его смертью была упущена возможность принятия Литвой православия, а, следовательно, упущен и реальный шанс «преодолеть религиозно-национальный дуализм, свойственный этому государству с момента его создания» (С.В. Думин).

Период междоусобиц в Литовском государстве продолжался до конца XIII в., когда при князе Витене (1293–1315) великокняжеская власть заметно окрепла. Расцвет Великого княжества Литовского связан с именем брата Витеня Гедимином (1316–1341). При нем число русских земель в составе княжества увеличивается – были подчинены Минск, Туров, Витебск, Пинск. В Полоцке на княжении тоже оказались литовские правители. Кроме того, влияние Гедимина распространялось на Киевскую, Галицкую и Волынскую земли.

При сыне Гедимина Ольгерде (1345–1377) Литва присоединила значительные территории и продолжала успешно обороняться от крестоносцев, борьбу с которыми взял на себя брат и соправитель Ольгерда Кейстут. Стремление великого князя литовского расширить территории своего государства на юго-востоке привело к столкновению с Ордой. В 1362 г. в сражении у Синих Вод Ольгерд возглавил ополчение княжеств Юго-Западной Руси. Литовские и русские войска разгромили ордынцев. Это способствовало усилению Великого княжества Литовского. Его владения были расширены до устья Днепра и Днестра. Но долгая борьба за Галицкие земли с Польшей закончилась в пользу поляков.

Не увенчались успехом и попытки Ольгерда повести наступление на Северо-Восточную Русь. Здесь он встретил отпор со стороны Дмитрия Донского. Ольгерд дважды, в 1368 и 1370 гг., подходил к Москве, но взять кремль не смог. В третий раз он предпринял попытку вторгнуться в 1372 г., однако его передовые отряды были разбиты, после чего с Москвой был заключен мир. В своем стремлении завладеть северо-восточными русскими землями Ольгерд опирался на союз с Тверью. Он был женат на Ульяне Александровне – дочери тверского князя.

В период правления Ольгерда сформировалась основная территория Литовско-Русского государства. Оно сложилось как федерация отдельных земель и княжеств. Древнерусские земли входили в состав Великого княжества Литовского на правах автономии. Положение русских в княжестве не было дискриминационным. Как уже отмечалось выше, Литва, на которую давили крестоносцы, для борьбы с ними нуждалась в людских и материальных ресурсах, а русские земли, ослабленные татарским нашествием, шли на союз с Литвой, чтобы избежать ордынского ига. Поэтому, хотя в присоединении русских земель к Великому княжеству Литовскому и были элементы насилия, но преобладали не они, а добровольное подчинение. Проникновение литовцев в русские земли шло зачастую за счет утверждения на столах в русских княжествах литовских правителей. При этом князья-литовцы нередко принимали православие и «обрусевали».

Русская культура поначалу доминировала в Литовско-Русском государстве, поскольку восточные славяне стояли на более высоком культурном уровне, чем литовцы. Русский язык был государственным, многие черты экономической и политической жизни Киевской Руси перешли в Великое княжество Литовское, древнерусский свод законов Русская Правда в значительной степени стал основой его законодательства. Даже столица княжества некоторое время находилась на русской территории – в Новгороде (Новогрудке) Литовском, и лишь при Гедимине она была перенесена в Вильно (Вильнюс).

После смерти Ольгерда в 1377 г. в княжестве опять начались распри. Кейстут в 1381 г. отобрал престол у Ягайло, сына Ольгерда. Но вскоре Ягайло вернул себе власть, заманил Кейстута на переговоры и убил его. Борьбу с Ягайло продолжил сын Кейстута – Витовт.

Междоусобицы ослабляли княжество, а между тем усиливалась опасность со стороны Тевтонского ордена, который угрожал также и Польше. Эта опасность вкупе со стремлением польских магнатов утвердиться на украинских землях привела к заключению польско-литовской унии 1385 г. (так называемая Кревская уния). Согласно этой унии, наследница польского престола Ядвига, дочь венгерского короля Людовика, правившего 12 лет в Польше, выходила замуж за Ягайло, который принял католичество с именем Владислав и стал польским королем, оставшись одновременно великим князем литовским. Тогда же христианство в католическом варианте было объявлено государственной религией Великого княжества Литовского.

Однако Витовт не подчинился унии и возглавил борьбу за независимость Литвы. Он заключил союз с крестоносцами и вместе с ними осуществил ряд успешных походов, захватив значительные территории княжества. В 1390 г., стремясь заручиться поддержкой Москвы, Витовт выдал свою дочь Софью за московского князя Василия I. В 1392 г. Ягайло вынужден был подписать с Витовтом договор, по которому последний признавался пожизненным правителем Великого княжества Литовского в качестве вассала Польского королевства. По сути это означало, что Ягайло сохранял номинальную власть над польско-литовской федерацией, а Витовт практически становился великим князем литовским.

Укрепив свою власть и стремясь к расширению территории княжества на юге, Витовт решил вмешаться в ордынские дела. Он заключил союз с ханом Тохтамышем, изгнанным из Орды, надеясь вновь посадить его на престол и таким образом усилить свои позиции. Планам великого князя литовского не суждено было сбыться. В конце лета 1399 г. в битве на реке Ворскле его рать потерпела сокрушительное поражение от ордынских войск Тимур-Кутлуга. Сам Витовт сумел спастись бегством «в малой дружине… коней переменяючи».

Поражение на некоторое время укротило амбиции литовского правителя, но вскоре он опять принялся расширять территории княжества, начав наступление на востоке. В 1404 г. Витовт присоединил Смоленск, пытался распространить свое влияние на Псков и Новгород. Воевал Витовт и против своего зятя – московского князя Василия I, результатом чего стало установление границы между Литовским княжеством и Москвой по реке Угре.

Все это время Великое княжество Литовское вело борьбу с тевтонскими рыцарями, которые захватили часть литовских и польских земель. В 1409 г. началась так называемая Великая война Польши и Литвы против Тевтонского ордена. Решающая битва произошла 15 июля 1410 г. у Грюнвальда. В сражении участвовало несколько десятков тысяч человек – поляки, литовцы, русские, чехи, татары союзного войска Ягайло и Витовта сражались с армией Тевтонского ордена и наемниками из разных стран Европы. В результате орденское войско было разгромлено. Победа усилила позиции Великого княжества Литовского и привела к новой, Городельской, унии 1413 г. Уния закрепляла независимость Великого княжества Литовского, но в то же время объявляла католичество его государственной религией. Феодалы-католики получали значительные привилегии. Именно эта уния создала условия для наступления Польши на земли княжества. Началась его полонизация. Попытки Витовта добиться полной независимости и принять королевский титул не увенчались успехом.

Тем не менее, в правление Витовта (1392–1430) территория Великого княжества Литовского достигла наибольших размеров. На юге его границы доходили до Черного моря (от устья Днепра до устья Днестра), на востоке – до районов верхней Оки. При этом сама этническая Литва составляла лишь 1/10 часть земель княжества.

После смерти Витовта территория государства стала сокращаться. В XV в. Великое княжество Литовское потеряло значительную часть своих владений. Уже в 30-е гг. западные районы Подолии вошли в состав Польши. На юге Крымское ханство завладело причерноморскими землями Литвы и вытеснило ее из степной части Украины. Большие территории в конце XV – начале XVI вв. перешли под власть московских государей.

Усиливалась и полонизация Великого княжества Литовского. Православное население подвергалось дискриминации. Это приводило к недовольству в русских землях. Ярким его проявлением стало восстание Свидригайло, когда в литовских владениях княжества правителем был Сигизмунд Кейстутович, а на русских землях – Свидригайло Ольгердович. Однако восстание потерпело поражение, и с 1439 г. «княжити на великом княжении на Литовском и на Руском» стал Сигизмунд. Впрочем, его правление продолжалось недолго – уже в следующем году он пал жертвой заговора. После его убийства сын Ягайло, польский король Владислав III, прислал в Литву своего младшего брата Казимира в качестве наместника. Но литовские магнаты без ведома поляков провозгласили 11-летнего Казимира великим князем и короновали. Уния с Польшей оказалась расторгнута. Однако после гибели польского короля Владислава III в битве с турками под Варной литовский князь Казимир были избран на польский престол под именем Казимира IV (1447–1492). Тем самым польско-литовская династическая уния была восстановлена. Казимир IV продолжил курс на сближение Литвы с Польшей, вместе с тем отказываясь от политики «собирателя русских земель», которую проводили литовские князья до смерти Витовта.

При преемниках Казимира IV процесс полонизации и объединения ускорился. Логическим его завершением стала Люблинская уния 1569 г., по которой было образовано новое государство – Речь Посполитая. Великое княжество Литовское сохранило определенную самостоятельность в рамках Речи Посполитой, но его территория включала теперь лишь Литву и земли Белоруссии, а Украина отошла Польше.

Постепенно менялся и политический строй великого княжества. Вначале он напоминал политический строй Киевской Руси, и литовские монархи не проводили политику централизации. Многие земли со славянским населением, признавшие власть великого князя литовского, жили «по старине», сохраняя прежний порядок управления. Они только платили дань великому князю и привлекались к участию в общеземском ополчении. Литовские правители действовали по принципу «мы старины не рухаем, а новин не вводим». Однако постепенно власть великих князей литовских крепла, и своего пика этот процесс достиг при Витовте. Сложилась так называемая служебная система, при которой значительная часть населения должна была нести службу в пользу великокняжеской власти, т.е. формировалась военно-служилая государственность.

Развитие феодальных отношений в княжестве, ускоренное униями с Польшей, существенно повлияло на дальнейший характер власти и социальный строй. В XV – первой половине XVI вв. в Великом княжестве Литовском развивается крупное феодальное землевладение и формируются сословия. Помимо наследственного («вечистого») землевладения широко распространяется условное, которое с течением времени также превращается в наследственное. Землевладельцы обязаны были нести военную службу «конно, збройно и оружно». Государственный же земельный фонд, находившийся в руках великого князя, постепенно сокращался. Все это привело к тому, что в Великом княжестве Литовском сложилось мощное сословие феодалов-землевладельцев, которое вначале именовалось «боярством», а затем, на польский манер, «панами» и «шляхтой». Боярами же стали называть зажиточных крестьян, обязанных нести военную службу.

Постепенно права феодалов расширяются, возникает иммунизированное землевладение. В 1529 г. в Литовском статуте (своде законов) происходит законодательное закрепление всех шляхетских прав, важнейшими из которых были: неприкосновенность личности; индивидуальная ответственность за преступление; ненарушимое владение недвижимым имуществом; свобода от денежного налога («серебщины») и натуральных повинностей за исключением военной службы; вотчинный суд; право выезда за границу. Расширение свобод и привилегий панов и шляхты позволяет говорить о появлении новой формы литовской государственности – сословно-аристократической.

Развитие феодальных отношений вело к закрепощению крестьян, составлявших основную массу населения Великого княжества Литовского. Крестьяне, именуемые «людьми» и «мужами», делились на «тяглых» (барщинных) и «данных» (оброчных) и долгое время сохраняли личную свободу, а в хозяйствах феодалов трудилась в основном челядь – «люди невольные» или «паробки» (аналогичные московским холопам). С середины XV в. ситуация меняется – появляются «отчичи» и «непохожие люди» (от глагола «ходить»), оказавшиеся в зависимости от феодалов. В 1447 г. вышел привилей (специальный документ, издаваемый великим князем), по которому феодалам в их владениях предоставлялось право вотчинного суда над своими подданными. Упомянутый привилей большинство историков считает началом юридического закрепощения крестьян в Великом княжестве Литовском. А завершился этот процесс с выходом Литовского статута 1588 г. Впрочем, бессрочный сыск беглых так и не был установлен, он ограничивался 10 годами.

В Великом княжестве Литовском было немало городов («мест»), поэтому довольно многочисленной и влиятельной группой населения, со временем сложившейся в особое сословие, стали горожане – «местичи» (мещане). Они имели целый ряд прав и привилегий, гарантированных великокняжескими привилеями. Консолидации городского сословия способствовало утверждение в городах «магдебургского права» – свода законов, юридически закреплявших свободы горожан и их право на самоуправление. Впервые этот свод законов появился в XIII в. в северогерманском городе Магдебурге, откуда и пошло его название. В Великом княжестве Литовском «магдебургское право» вначале было введено в столице – Вильно (1387 г.), а в XV–XVI вв. оно распространяется и в других городах.

Складывание украинской и белорусской народностей. Бурные события середины XIII в., связанные с вторжением монголо-татар, привели к обособлению западных и юго-западных русских земель от Северо-Восточной и Северо-Западной Руси. Вскоре эти земли превратились в объект борьбы между Польшей, Венгрией и Литвой, результатом чего стал их внутренний раздел. Однако, несмотря на политическое подчинение, население данных территорий не подверглось ассимиляции, и продолжалось его дальнейшее этническое развитие уже в новых исторических условиях. В XV – начале XVII вв. идет процесс складывания новых этнических общностей – украинской и белорусской народности.

Определенные различия в языке и материальной культуре наблюдались у восточных славян и до XIII в., а затем в силу сложившихся обстоятельств они стали усиливаться. В языке юго-западных русских земель закрепляются устоявшиеся фонетические и морфологические особенности. Так, в закрытых слогах вместо принятых в древнерусском языке звуков «О» и «Е» (конь, он, ночь) стал употребляться звук «И» (кiнь, вiн, нiч), а прежний звук «И» стал заменяться звуком «Ы». Для обозначения бывшей Юго-Западной Руси в XIV в. появляется название «Малая Русь», но оно не получило распространения и в дальнейшем было заменено на «Украину». Этот топоним можно встретить в летописях еще в XII в., но тогда он применялся лишь к территориям, граничащим со степью – в значении «край», «окраинная земля». Постепенно название «Украина» приобретает более широкий смысл – «земля», «страна», что закреплялось в сознании народа и затем переходило в официальные документы и литературу.

Подобные процессы происходили и на западе восточнославянского мира. Здесь также складываются свои языковые особенности, как, например, дзеканье (вместо дед, дети – дзед, дзеци), твердое «Р» (вместо грязь, береза – гразь, бяроза) и т.д. В XIV в. для обозначения западнорусских земель появляется новое название – «Белая Русь», которое и утвердилось.

Процесс формирования новых народностей сопровождался становлением общности экономической жизни. Это способствовало возникновению украинской и белорусской культур с присущими им национальными особенностями и отличиями.

Литература

Александров, Д.Н. Южная, Юго-Западная и Центральная Русь в XIII–ХIV вв. и образование Литовского государства / Д.Н. Александров. – М.: Гармония, 1994.

Бычкова, М.Е. Русское государство и Великое княжество Литовское с конца XV в. до 1569 г. / М.Е. Бычкова. – М.: ИРИ РАН, 1996.

Греков, И.Б. Восточная Европа и упадок Золотой Орды / И.Б. Греков. – М.: Наука, 1975.

Греков, И.Б. Очерки по истории международных отношений Восточной Европы XIV–XVI вв. / И.Б. Греков. – М.: Восточная литература, 1963.

Гудавичюс, Э. История Литвы. Т.1: С древнейших времен до 1569 года / Э. Гудавичюс. – М.: Фонд им. И.Д. Сытина; Baltrus, 2005.

Дворниченко, А.Ю. Русские земли Великого княжества Литовского: Очерки из истории общины, сословий и государственности / А.Ю. Дворниченко. – СПб.: СПбГУ, 1993.

Кром, М.М. Меж Русью и Литвой: Западнорусские земли в системе русско-литовских отношений конца XV – первой половины XVI в. / М.М. Кром. – М.: Археографический центр, 1995.

Левицкий, Г. Великое княжество Литовское / Г. Левицкий. – М.: Ломоносовъ, 2014.

Любавский, М.К. Очерк истории Литовско-Русского государства до Люблинской унии включительно / М.К. Любавский. – СПб.: Наука, 2004.

Мартинович, М.В. Великое княжество Литовское, Русское и Жемайтское: от предпосылок к созданию до Люблинской унии 1569 года / М.В. Мартинович. – Минск: А.Н. Вараксин, 2014.

Пашуто, В.Т. Древнерусское наследие и исторические судьбы восточного славянства / В.Т. Пашуто, Б.Н. Флоря, А.Л. Хорошкевич. – М.: Наука, 1982.

Пашуто, В.Т. Образование Литовского государства / В.Т. Пашуто. – М.: АН СССР, 1959.

Шабульдо, Ф.М. Земли Юго-Западной Руси в составе Великого княжества Литовского / Ф.М. Шабульдо. – К.: Наукова думка, 1987.

Широкорад, А.Б. Русь и Литва / А.Б. Широкорад. – М.: Вече, 2008.

Яковенко, Н. Очерк истории Украины в Средние века и раннее Новое время / Н. Яковенко. – М.: Новое литературное обозрение, 2012.