ВВЕДЕНИЕ
Г.Ф. ЕЛАЯН
Основы мусульманского уголовного права
Учебное пособие по спецкурсу
для студентов юридического факультета
специальность 02.11.00 — «Юриспруденция»
Махачкала 2002
ВВЕДЕНИЕ.. 2
ГЛАВА I. ИСТОЧНИКИ МУСУЛЬМАНСКОГО УГОЛОВНОГО ПРАВА.. 3
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ИНСТИТУТЫ ОБЩЕЙ ЧАСТИ МУСУЛЬМАНСКОГО УГОЛОВНОГО ПРАВА 21
§ 1. Понятие элементы преступления по шариату и по действующим уголовным кодексам мусульманских стран. 21
§ 2. Классификация преступлений по шариату и по действующим уголовным кодексам мусульманских стран. 30
§ 3. Неоконченное преступление. 33
§ 4. Соучастие в преступлении. 40
§ 5 Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность. 50
ГЛАВА 3. СИСТЕМА НАКАЗАНИЙ В МУСУЛЬМАНСКОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ И ИХ ВИДЫ 54
§ 1. Понятие и основные признаки наказания по мусульманскому уголовному праву. 54
§ 2. Цели наказания по мусульманскому уголовному праву. 58
§ 3. Система наказаний по мусульманскому уголовному праву. 59
§ 4. Смертная казнь по мусульманскому уголовному праву. 63
§ 5. Телесные наказания по мусульманскому уголовному праву. 66
§ 6. Лишение свободы по мусульманскому уголовному праву. 67
§ 7. Штраф как вид наказания по мусульманскому уголовному праву. 69
§ 8. Ссылка по мусульманскому уголовному праву. 71
§ 9. Конфискация имущества по мусульманскому уголовному праву. 72
§ 10. Лишение гражданских прав как вид наказания по мусульманскому уголовному праву 73
§ 11. Опубликование и расклеивание приговора как вид уголовного наказания. 73
ГЛАВА 4 ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ НАКАЗАНИЯ И ЕГО ВИДЫ... 73
ГЛАВА 5. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПО МУСУЛЬМАНСКОМУ УГОЛОВНОМУ ПРАВУ.. 77
§ 1. Виды и категории преступлений по мусульманскому уголовному праву. 77
§ 2. Кража как преступление категории «хадд». 78
§ 3. Разбой как преступление категории «хадд». 88
§ 4. Прелюбодеяние как преступление по мусульманскому уголовному праву. 91
§ 5. Употребление спиртного как преступление по мусульманскому уголовному праву. 93
§ 6. Бунт как преступление по мусульманскому уголовному праву. 94
§ 7. Измена исламу как тяжкое преступление по мусульманскому уголовному праву. 95
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 96
ВВЕДЕНИЕ
Мусульманское право оказало глубокое влияние на историю развития государства и права целого ряда стран Востока. Причем из более, чем 120 стран мира, где имеются мусульманские общины, почти в 40 последователи ислама представляют большинство населения, а в ряде других государств представляют весьма заметное и влиятельное меньшинство. Однако в целом роль, которая в настоящее время отводится мусульманскому праву в правовом развитии, политике и идеологии стран Востока, наглядно подтверждает, что она сохранила еще достаточно широкие возможности активно действовать в новой исторической обстановке. Важное значение мусульманского права в качестве нормативного регулятора и идейно-политического фактора заставляет обратиться к исследованию его специфических черт как самостоятельной правовой системы. Особую актуальность приобретает анализ того места, которое занимает мусульманское право в правовом развитии зарубежного Востока. Это, в свою очередь, предполагает изучение его теоретических основ, выявления особенностей его структуры и влияние на современное законодательство. При этом важная задача состоит в установлении юридических характеристик, отличающих его от других крупнейших правовых систем современности, а значит, определения места мусульманского права среди названных систем.
Частично указанными проблемами занимались такие исламоведы, как: В.В. Бартольд, Е.А. Беляев, Л.С. Васильев, П.А. Грязневич, М.Б. Пиотровский, Л.Р. Полонская, С.М. Прозоров, М.Т. Степанянц и др. Однако исследования исторического, а также философского профилей, посвященные исламу как религиозной системе, не могут компенсировать недостатки в изучении мусульманского права.
Комплексные исследования теории и практики мусульманского права в юридическом смысле редки и в зарубежной литературе, хотя зарубежные правоведы – прежде всего, Н. Агнайдес, Дж. Андерсон, Р. Давид, Н. Коулсон, А. Кремер, Х. Лайбесни, Л. Мийо, С. Фицджеральд, Р. Шарль, И. Шахт – внесли существенный вклад в разработку указанной проблематики. Не потеряли своего значения и работы крупных западных исламоведов – С. Гойтейна, И. Гольдциера, г. Грюнебаума, А. Массэ, У. Уотта и др., в которых затрагиваются вопросы истории и теории мусульманского права. Однако многие важные проблемы (например, соотношения мусульманского права с государством или ei;o роли в современных правовых системах) изучены в этих трудах недостаточно полно. В то же время огромное число работ по мусульманскому праву, издаваемых в исламских странах, прежде всего на Арабском Востоке, отличается тем, что их авторы либо некритически воспроизводят традиционные мусульманско-правовые концепции, либо сосредоточивают основное внимание на формальном сравнении норм мусульманского права и современного законодательства. Такой методологический подход создает очевидные препятствия на пути объективного анализа мусульманского права, его роли в современном правовом развитии стран Востока.
Все это предопределило цель настоящей работы, которая заключается в разработке отдельных юридических особенностей мусульманского уголовного права, установлении его соотношения с религиозной системой ислама, анализе его источников и правотворческой деятельности мусульманского государства.
Естественно, большой и сложный комплекс проблем теории практики мусульманского права, в юридическом понимании не может быть решен в одной работе. Отдельные вопросы в ней рассмотрены лишь частично, другие только поставлены. Выводы и суждения по некоторым из них носят дискуссионный характер.