ИНСОРСИНГ

Существует ряд случаев, когда передать на аутсорсинг некоторые функции невозможно по ряду причин. Прежде всего, из-за боязни рисков со стороны клиента. Например, справится ли аутсорсер со штатом в 400 человек с задачами очень крупного клиента, где работает свыше 8 тысяч ИТ-сотрудников? Сможет ли поглотить функции, за которые прежде отвечала целая армия специалистов, не снизив при этом качество и скорость выполнения работ? Для сомневающихся ответ звучит так: если развернуться к «классическому» аутсорсингу не получается, на помощь приходит инсорсинг.

Под инсорсингом понимается разновидность аутсорсинга, при которой подрядчиком выступает дочернее или аффилированное юридическое лицо. Иначе говоря, единственная компания — инсорсер — реализует абсолютно все функции генерального подрядчика. Подобная схема в большей степени актуальна для крупных холдингов, особенно если у дочерних компаний разные акционеры.

По сути своей инсорсинг – это то же самое, что и аутсорсинг, отличие состоит лишь в том, что основные функции его не выходят за пределы компании, а реализуются исключительно внутри нее. Отметим, что в случаях отделения производства от крупных компаний, обладающих высоким уровнем интеграции, экономия создается за счет изменения масштабов производства в сфере оказании какой-либо конкретной услуги. В таком случае, инсорсинг представляется одной из удобнейших технологий ведения бизнеса, которая способна противодействовать диверсификации, а также принять участие в рационализации традиционных ценностей и цепочек ценностей.

Инсорсинг – это расширение деятельности предприятия или подразделения для дополнительной загрузки имеющихся мощностей или активов. Он позволяет предприятиям снизить издержки неиспользуемой мощности. Примером инсорсинга у предприятия, обладающего зданием, является сдача части здания в аренду по рыночной цене. Примером инсорсинга у предприятия, обладающего собственным складом, является, например, принятие на хранение товаров сторонних лиц на период, когда склад не используется предприятием. Таким образом, инсорсинг может сезонный характер.

Инсорсинг происходит во двум причинам:

1) инсорсинг по причине наличия временной избыточной мощности (это решение базируется на низких предельных издержках при увеличении драйвера загрузки процесса)

2) инсорсинг по причине наличия конкурентного преимущества (наличие эффективного процесса, наличие уникального ресурса, базы данных, технологии).

Приведем несколько примеров инсорсинга:

· использование базы данных клиентов, полученной при продажах определенного вида товара для продаж или продвижения другого товара

· использование ноу-хау или уникальных кадров, первоначально предназначенных для одного вида деятельности, для другого вида деятельности.

Информация, необходимая для рассмотрения решения об инсорсинге включает в себя:

· стоимость вида деятельности и его практическую мощность, величину стандартной ставки драйвера затрат

· информацию о фактической мощности, уровне загрузки, и таким образом издержках о неиспользуемой мощности

· информацию об альтернативах продажи неиспользуемой мощности и их экономических параметрах.

Инсорсинг позволяет организации сократить издержки на неиспользуемую мощность или извлечь дополнительную прибыль из конкурентного преимущества. Именно по схеме инсорсинга с 2008 года сотрудничают компании IBS DataFort и «Северсталь-Инфоком». В 2008 году они объединили интеллектуальные и технологические ресурсы в рамках совместного предприятия IBS DataFort Череповец для сервисного обслуживания лидера российской металлургии — ОАО «Северсталь»[20]..

Когда компании рассматривают возможность передачи некоторых функций на традиционный аутсорсинг, они сталкиваются с опасениями того, что аутсорсер может «посадить заказчика на иглу». Если компания вдруг захочет отказаться от услуг, бизнес развалится, так как она не сможет восстановить с прежней эффективностью весь функционал и внутренние связи. В случае с инсорсингом данных опасений быть не должно — в контракте есть опция выкупа долей одним контрагентом у другого. С учетом этого, например, в договоре с „Северсталь-Инфоком“ прописано, что через 3 года после его подписания IBS DataFort имеет право выкупить долю в СП — И в дальнейшем отношения переходят на традиционный аутсорсинг. Если же аутсорсер в лице IBS DataFort не выполняет на должном уровне все условия, то он обязан по фиксированной цене передать свою долю заказчику. Это может произойти в любой момент, если заказчик посчитает поставщика плохим партнером, не выполняющим условия Таким образом, инсорсинговая модель создает более строгие условия, стимулирующие его работать на «отлично». В случае же негативного развития событий заказчик получает назад работающую структуру — с персоналом и оборудованием, не нуждающуюся в дополнительной настройке[21].

Самый заметный пример использования инсорсинга— это Сбербанк с инсорсинговой компанией «Сбербанк Сервис», в штате которой более 6000 специалистов, а также собственным разработчиком ПО «Сбербанк Технологии». Аналогичная по назначению компания «Газпром автоматизация» в 2011 г. возглавила рейтинг ИТ-компании РА «Эксперт». Подобный поворот к инсорсингу становится общемировым трендом, а не только особенностью крупных российских компаний. Крупные корпорации начали пересматривать свои стратегии аутсорсинга и оффшоринга (если речь идет об иностранных компаниях) в пользу собственных ИТ-служб[22].

 

Контрольные вопросы

1. Сущность аутсорсинга анализ подходов различных авторов

2. Отличие аутсорсинга о сделок купли-продажи

3. Критерии применения аутсорсинга в бизнесе

4. Признаки аутсорсинга. Классификация признаков

5. Внутренний и внешний аутсорсинг

6. Аутсорсинг бизнес –процессов

7. Преимущества аутсорсинга

8. Риски аутсорсинга

9. Сущность и целесообразность использования инсорсинга.