Авангардные течения в музыкальной и художественной культуре

 

В середине 1960-х гг. в США появилось новое течение в жи­вописи и скульптуре — гиперреализм. Его характерной чертой является точечное, фотографическое отображение действи­тельности: детально выписанные предметы, изображение го­родской среды, портрет «человека с улицы». Наиболее извест­ные художники-гиперреалисты — Роберт Коттингем и Чак Клоуз.

Элементы поп-арта проявились в такой форме современно­го художественного творчества, как хеппенинг. Это гибрид жи­вописи, скульптуры и театра. Первые театральные постановки в стиле хеппенинга состоялись в 1958—1959 гг. в США для раз­влечения артистической богемы. Затем они приобрели попу­лярность в Европе и Азии. Для хеппенинга характерно отсут­ствие четкого сюжета, импровизация актеров, втягивающих в представление зрителей, использование диапозитивов и кино­кадров, реквизита, световых и звуковых эффектов, современ­ной музыки.

В музыкальной культуре второй половины XX в. получили развитие различные авангардные течения.

Родоначальником сонористикисчитается польский композитор Кшиштоф Пендерецкий. Для сонористики характерно особое внимание к тембру звука, поиску ис­точников нетрадиционного звучания: игра на пиле, на рояле — непосредственно на струнах, шепот, крики и т.д. Основателем алеаторики стал немецкий музыкант Карл-хайнц Штокхаузен, написавший в 1957 г. пьесу для фор­тепьяно, фрагменты которой могли исполняться в любой последовательности. Алеаторика претендовала на осво­бождение искусства, причем не только музыкального, от диктата формы. Появились художественные произведе­ния, в которых могут переставляться страницы, абзацы в зависимости от выбора читателя.

Хрупкость мира, отсутствие логики и четкости в его облике, иллюзорность его устоев отразило так называемое исчезающее искусство. Примерами могут служить картины, написанные выцветающими на глазах зрителей красками, саморазрушаю­щиеся скульптуры, музыка без звука, исполняемая на развали­вающихся инструментах. Самым наглядным образцом этого вида творчества была книга «Ничто», изданная в США в 1975 г. и выдержавшая переиздание в Англии, на 192 страницах кото­рой не было написано ни единой строчки.

«Самоуничтожающееся» творчество символизировало со­бой закат модернистского направления в искусстве и наступле­ние современного этапа его развития — эпохи постмодернизма. Для постмодернизма характерно использование различных стилей прошлого и настоящего, Запада и Востока, элементов фольклора, массовой культуры, поп-арта, соединение художе­ственной формы с нехудожественным содержанием.

Подобное сочетание всевозможных форм и стилей, исполь­зование новых материалов и технологий для создания арт-объектов (выставочных конструкций) характерны для совре­менного искусства. Распространенной его формой является инсталляция — пространственная композиция, сконструиро­ванная из разных материалов и бытовых предметов.

Современные художники вынесли свои произведения за пределы галерей и музеев. Они создают их на природе или пре­образуют городской ландшафт. Так возник инвайронментизменение окружающей среды в соответствии с замыслом ху­дожника.

Немецкий художник Йозеф Бойс, один из основате­лей партии зеленых в ФРГ, осуществил крупный проект «7000 дубов» (1982). На центральной городской площа­ди немецкого города Касселя началась посадка моло­дых дубков. Она сопровождалась лозунгом «Градоозеленение вместо градоправления». Дубы, являвшиеся элементом дохристианской мифологии, обрамлялись базальтовыми глыбами. Художник стремился пробудить «экологическое сознание» у городских жителей. Мас­штабы проекта, приведшие Бойса к конфликту с властя­ми, были превзойдены американским художником бол­гарского происхождения Христо Явашевым. Он в 1983 г. создал композицию «Окруженные острова». Одинна­дцать островов вблизи Майами окружили розовой поли­пропиленовой пленкой, соответствующей конфигурации островов, общей площадью более 600 тыс. кв. м и дли­ной 11 км. Работа обошлась в 3,5 млн долларов и про­должалась два года, после чего острова на две недели были открыты для посетителей. Прекрасная девствен­ная природа необитаемых тропических островов, став­шая арт-объектом, служила напоминанием о необходи­мости защиты и сохранения окружающей среды.

Еще в 1960—1970-е гг. появилось международное художе­ственное движение — концептуализм. Его сторонники утвер­ждали, что идея произведения имеет большее значение, чем его визуальное изображение. Концептуальное искусство тесно связано с философией и другими науками. Новые технологии информационной эры не остались вне поля зрения художни­ков. Основателями видеоискусства или видеоартастали кореец Нам Чжун Паки американский композитор и исследователь эстетики Джон Кейдж. По мнению Нам Чжун Пака, электрон­ные средства коммуникации воздействуют на интеллект лич­ности. Это способно привести к перегруженности человека информацией, конфликту между ним и машиной. Видеоискус­ство разрешает этот конфликт, внося эстетическое начало в те­лекоммуникации. Обращение непосредственно к внутреннему миру человека стало использоваться в таких новых видах ис­кусства, как компьютерная графика, производство видеоклипов, а отчасти — и в современном кино.