Концепция «конца идеологии»

В1960—1970-е гг. в странах Запада стала популярной концеп­ция «конца идеологии», выдвинутая учеными-социологами аме­риканцами Даниелом Белломи Сеймуром Липсетом, французом Раймоном Арономи другими. Они полагали, что точное научное знание об экономических и социальных процессах, техноло­гиях управления и методиках разрешения кризисов сводит к минимуму влияние на общественную жизнь культуры, лично­сти человека и духовной сферы. Например, в предвыборных кампаниях главное внимание уделялось так называемому пиа­ру, скандальным разоблачениям, популистским обещаниям для избирателей. Однако уже конец 1970-х — начало 1980-х гг. в развитых странах стали периодом реидеологизации.У власти оказались лидеры (Р. Рейган в США, М. Тэтчер в Великобритании), опиравшиеся на традиционные духовные ценности ли­беральной демократии.

Действительно, несмотря на рост научных знаний, вопрос о том, как люди воспринимают окружающую реальность, что они считают оправданным и справедливым, приобрел в конце XX в. неоспоримую важность.

Социологи и политологи часто обращали внимание на то, что поведение многих политических лидеров и отдельного че­ловека порой не находит рационального объяснения. Иррацио­нализм, проявляющийся в поведении людей, пытались объяс­нить философы-постструктуралисты — Жак Деррида, Жан Бодрияри другие. Они отрицали способность человека постичь действительность с помощью интеллекта. По их мнению, ре­альный (материальный) мир и его восприятие нашим сознани­ем (через понятия, символы и образы) не тождественны.

Любые символы, включая написанные слова и тексты, не­сут на себе отпечаток той культуры, к которой принадлежит исследователь (автор), а также его социальной среды и жиз­ненного опыта. На вопрос о том, можно ли найти универсаль­ные символы для описания реальности, правильно ли поймут автора люди иной культуры, постструктуралисты дают отрица­тельный ответ.

Идеология, особенно политическая, в значительной мере основана на символике. В условиях демократии, получающей все большее распространение, поддержка избирателями поли­тических партий в конкурентной борьбе на выборах не обеспе­чивается научными аргументами. Они, как правило, непонят­ны рядовому гражданину. Для него важен общий имидж политических партий и их лидеров, общее предста вление о Ценностях и идеях, которые они отстаивают.