Для перевозки грузов.

 

Выбор типа и модели подвижного состава, как по частным, так и по обобщенным показателям, производится в два этапа:

-на первом этапе анализируются внешние, явно выраженные, условия эксплуатации и по ним подбирается соответствующий тип кузова, устанавливается приемлемая грузоподъемность подвижного состава и его основные эксплуатационные качества: проходимость, осевые и полная масса, возможные скорости движения;

-на втором этапе производят сравнительный анализ выбранных на первом этапе транспортных средств путем сравнения частных или обобщенного показателей.

Выбор подвижного состава в зависимости от внешних условий эксплуатации производят с учетом того, что вышеперечисленные условия эксплуатации определяют необходимость тех или иных качеств подвижного состава.

По роду груза (его физические свойства, плотность, тип и форма тары) определяют тип кузова (бортовая платформа, цистерна, фургон) и его вместимость. Объем и партионность перевозок определяют грузоподъемность и специализацию подвижного состава. При перевозке мелкопартионных грузов применяются автомобили малой грузоподъемности, а при большом и постоянном грузопотоке – преимущественно специализированные автомобили.

При выборе подвижного состава по типу кузова в первую очередь учитывают соответствие кузова роду и характеру груза, размещение его в кузове, способ погрузки и выгрузки из подвижного состава. При оценке грузовместимости автомобиля необходимо иметь в виду, что площадь кузова, приходящаяся на 1т грузоподъемности (удельная нагрузка на пол кузова), различна для разных моделей подвижного состава. Для автомобилей малой грузоподъемности удельная нагрузка на пол кузова значительно меньше, чем для автомобилей большей грузоподъемности. Например, у автомобиля модели ГАЗ-3307 (грузоподъемность 4,5 т) площадь кузова на 1т грузоподъемности составляет 1,97м2, тогда как у автомобиля МАЗ-53371 (грузоподъемность 8,7 т) – только 1,34 м2 , то есть почти в 1,5 раза меньше.

Срочность и дальность перевозок обуславливают выбор подвижного состава с определенными скоростными свойствами, необходимым запасом хода и повышенными надежностью и безопасностью.

По условиям погрузки и разгрузки (тип и производительность механизма) определяют тип кузова автомобиля (автомобиль-самосвал, самопогрузчик, погрузочная высота, ширина двери), его грузоподъемность и прочность (при экскаваторной и бункерной загрузке), а также необходимость специальных устройств и приспособлений.

Дорожные условияоказывают существенное влияние на выбор подвижного состава с такими качествами, как проходимость, плавность хода, маневренность, возможность использования его грузоподъемности и скоростных качеств. На труднопроходимых дорогах важным качеством подвижного состава является проходимость, на дорогах с твердым, но неровным покрытием – плавность хода, на горных дорогах, имеющих значительные уклоны, - динамичность и тормозные свойства. На усовершенствованных дорогах ограничиваются полная масса подвижного состава и нагрузка на одну ось по условиям грузоподъемности искусственных сооружений и прочности дорожной одежды, а также имеются ограничения по габаритам подвижного состава.

Существенное влияние на выбор подвижного состава оказывают климатические условия. Так, для защиты грузов от атмосферных явлений (дождь, снег, ветер, пыль, солнце) необходимы кузова специальных конструкций. В полярных климатических зонах важными условиями эксплуатации являются возможность обеспечения быстрой готовности автомобилей к действию, отопление кабины, нестесненные условия управления автомобилем водителем в теплой одежде и др. Здесь особое значение приобретают проходимость автомобиля и безопасность его движения в гололедицу, при снежных заносах, снегопадах и метелях.

После того, как выбран тип подвижного состава, переходят к выбору конкретной модели. Выбор наиболее эффективного для данного вида груза подвижного состава производят путем сравнения результатов сопоставительных экономических и эксплуатационных расчетов.

Одним из основных показателей, по которому производится сравнительная оценка подвижного состава конкретных моделей, является производительность(часовая, сменная, годовая).

При определении производительности сравниваемого подвижного состава такие показатели, как время в наряде, коэффициент использования пробега и расстояние перевозок груза, характеризующие условия работы подвижного состава, принимаются в расчетах одинаковые по величине.

Другая группа показателей, характеризующих данный тип и модель автомобиля, - техническая скорость движения, грузоподъемность автомобиля, коэффициент использования грузоподъемности, время простоя под погрузкой и выгрузкой – могут быть различными по величине в соответствии с нормами пробега и нормами времени простоя под погрузкой и выгрузкой, грузовместимостью автомобиля.

Выбор производят с помощью таблиц и графиков производительности автомобилей, рассчитываемых для разных условий перевозок грузов по известной формуле:

Uч = qн × γ × β × Vт /(lег + β × V т × tп-р) (2.1)

где Uч – производительность транспортного средства, часовая, т/ч;

qн.– номинальная грузоподъемность автомобиля (прицепа, автопоезда), т;

g −статический коэффициент использования грузоподъемности;

lег - пробег с грузом за ездку;

b– коэффициент использования пробега за ездку;

tп-р – время на выполнение погрузочно-разгрузочных работ и простой по другим причинам, час;

Vт – скорость техническая, км/час.

Наибольшую производительность в равных условиях имеют, как правило, автомобили большей грузоподъемности. Но с уменьшением расстояния перевозок это преимущество сокращается в первую очередь, за счет меньшего значения времени простоя и больших значений технической скорости у автомобилей малой грузоподъемности. Тем не менее, грузоподъемность не всегда выражает действительное количество груза, которое может быть перевезено на данном транспорте. Это количество зависит от объемной массы груза, внутренних размеров кузова и характеристики погрузочных средств. Поэтому для оценки использования грузоподъемности автомобиля необходимо определить объемную удельную грузоподъемность и коэффициент грузовместимости.

Выбранная, таким образом, размерная группа автомобилей по грузоподъемности должна быть проверена на их соответствие дорожным условиям. Окончательная модель подвижного состава определяется на основе экономических расчетов.

Например, при перевозке массовых навалочных грузов рациональная грузоподъемность подвижного состава может быть определена из условия обеспечения минимальных затрат на транспортирование и выполнение погрузочных работ.

Вместе с тем, следует учитывать, что не всегда автомобили, имеющие большую производительность, обеспечивают меньшие эксплуатационные затраты. Поэтому обязательным в таком случае должно быть сравнение по себестоимости. Экономически эффективным будет тот подвижной состав, который позволит получить минимальную себестоимость перевозок. Себестоимость перевоза груза складывается из себестоимости погрузочных работ, транспортирования и разгрузочных расчетов.

Себестоимость рассчитывают для конкретных условий перевозок при заданных значениях коэффициентов использования пробега и использования грузоподъемности на 1т груза или на 1ткм грузооборота. Далее строят графики, отражающие изменение себестоимости перевозки 1т груза в зависимости от расстояния перевозки.

, (2.2)

, (2.3)

где Gпер – переменные расходы на 1 км пробега, руб.;

Gз-п – расходы по заработной плате за ездку, руб.;

Gпос – постоянные расходы на 1 автомобиле – час работы, руб.

qн.– номинальная грузоподъемность автомобиля (прицепа, автопоезда), т;

g −статический коэффициент использования грузоподъемности;

lег -пробег с грузом за ездку;

b– коэффициент использования пробега за ездку;

tп-р – время на выполнение погрузочно-разгрузочных работ и простой по другим причинам, час;

Vт – скорость техническая, км/час.

Расчеты показывают, что с увеличением расстояния себестоимость перевозки 1т груза повышается, но в большей степени рост сказывается на подвижном составе меньшей грузоподъемности.

Для определения границ целесообразного использования подвижного состава разной грузоподъемности, специализированного подвижного состава или автопоездов определяют равноценное расстояние перевозки грузов, то есть расстояние, при котором эффективность транспортных средств разной грузоподъемности, универсального и специализированного, одиночного транспортного средства и автопоезда по сравниваемому критерию одинакова.

Если в качестве критерия оценки принимается производительность автотранспортного средства, то равноценное расстояние можно определить по формуле:

, (2.4)

где lp– равноценное расстояние перевозки, км;

Dq разница в грузоподъемности подвижного состава, т;

Dtп-р – разница в продолжительности погрузочно-разгрузочных работ и простоя по другим причинам универсального и специализированного подвижного состава, час.

b– коэффициент использования пробега за ездку;

Vт – скорость техническая, км/час.

qн.– номинальная грузоподъемность автомобиля (прицепа, автопоезда), т;

2.1. Метод ранжирования показателей.

Для сравнительного анализа выбранных на первом этапе транспортных средств по обобщенному показателю определяют набор показателей, по которым предполагается оценивать подвижной состав (стоимость подвижного состава, себестоимость перевозок, ресурс по пробегу, производительность, расходы на эксплуатацию и т.д.), затем рассчитывают относительные значения выбранных показателей и их значимость (ранг), после чего относительные значения показателей уточняют с учётом присвоенного им ранга и суммируют по моделям (маркам) подвижного состава. Данный метод получил название «метод ранжирования показателей», последовательность выполнения расчётов по выбору подвижного состава показана в ниже приведенных таблицах.

Сравнительная оценка транспортных средств


 

ТАБЛИЦА 1. РАНЖИРОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТС.

Показатели Транспортные средства Ранг
VOLVO MB МАЗ КамАЗ
Стоимость, условные единицы  
Средний расход топлива, л/100км  
Максимальная скорость, км/ч  
Ресурс, тыс. км  

 

В данной таблице приведены некоторые исходные данные, которые могут быть приняты во внимание при выборе подвижного состава для международных перевозок грузов.

Все четыре рассматриваемых в примере критерия имеют несопоставимые единицы измерения, поэтому абсолютные значения показателей представляют в относительном виде. Для каждого показателя выберем наилучшее значение и примем его соответствующим единице. Остальные значения представим относительными величинами, которые будут отображать степень ухудшения значения для данного показателя по сравнению с наилучшим, как это отражено в таблице 2.

ТАБЛИЦА 2. ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Показатели Транспортные средства Ранг
VOLVO MB МАЗ КамАЗ
Стоимость, условные единицы 0,56 0,59 0,91 1,0
Средний расход топлива, л/100км 1,0 / 0,5 0,94 / 0,47 0,73 / 0,37 0,79 / 0,39
Максимальная скорость, км/ч 1,0 / 0,11 1,0 / 0,11 0,91 / 0,1 0,91 / 0,1
Ресурс, тыс. км 1,0 / 0,17 0,8 / 0,13 0,5 / 0,08 0,4 / 0,07
Суммарный коэффициент 1,34 1,30 1,46 1,56  

Рассматриваемые показатели могут иметь разную степень влияния на выбор подвижного состава, поэтому при формировании обобщённого показателя им присваивают коэффициент значимости – «ранг» и значение относительного показателя делят на ранг (см. в выше приведенной таблице – знаменатель). Чем больше диапазон значений ранга, тем более чувствительным будет влияние ранжирования.

Так, если для примера с четырьмя показателями мы выберем диапазон ранжирования 100, по показатель, поставленный на сотое место, вообще не будет оказывать никакого влияния на определение значения обобщенного критерия. Затем каждое относительное значение показателей разделим на его ранг и сложим по столбцам. Суммируя полученные с учётом ранжирования значения показателей по маркам подвижного состава, получим суммарный коэффициент, наибольшее значение которого соответствует нашему представлению о лучшем типе подвижного состава. В таблице это отечественный КамАЗ.

Данный метод весьма чувствителен к набору показателей и их ранжированию. Так, если в рассматриваемом примере ввести ещё один показатель и присвоить ему достаточно значимый ранг, то результат выбора изменится (см. ниже приведенные таблицы)

ТАБЛИЦА 3. РАНЖИРОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТС.

Показатели Транспортные средства Ранг
VOLVO MB МАЗ КамАЗ
Стоимость, условные единицы  
Средний расход топлива, л/100км  
Максимальная скорость, км/ч  
Ресурс, тыс. км  
Трудоемкость технического обслуживания и ремонта, ч-ч/1000 км  

 

ТАБЛИЦА 4. ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Показатели Транспортные средства Ранг
VOLVO MB МАЗ КамАЗ
стоимость, условные единицы 0,56 0,59 0,91 1,0
расход топлива, л/100км 1,0 / 0,5 0,94 / 0,47 0,73 / 0,37 0,79 / 0,39
максимальная скорость, км/ч 1,0 / 0,11 1,0 / 0,11 0,91 / 0,1 0,91 / 0,1
ресурс, тыс. км 1,0 / 0,17 0,8 / 0,13 0,5 / 0,08 0,4 / 0,07
трудоемкость технического обслуживания и ремонта, ч-ч/1000 км 2 / 1,0 / 0,33 2 / 1,0 / 0,33 12 / 0,17 / 0,06 15 / 0,13 / 0,04
Суммарный коэффициент 1,67 1,63 1,51 1,61  

 

Наилучшим оказался автомобиль Volvo.

При выборе конкретной модели транспортного средства следует учитывать, что современные производители автотранспортных средств используют модульный принцип конструирования. Так, шведская фирма «Scania» производит 7 вариантов кабин, 4 двигателя, 4 коробки перемены передач, 3 типа рамы, 3 задних и 4 передних моста. Комбинация вариантов комплектования позволяет получить технико-экономические свойства подвижного состава, удовлетворяющие любым условиям эксплуатации.

Выделяют четыре группы автотранспортных средств, имеющих характерные области эксплуатации:

- тягачи для магистральных перевозок (long houl) - имеют комфортабельную кабину, двигатели мощностью 300-500 л.с., подвеска, как правило, пневматическая, для эксплуатации по хорошим дорогам;

- универсальные автотранспортные средства (general purpose) - имеют усиленные лонжероны рамы, многолистовые рессоры, увеличенное количество передач в трансмиссии;

- строительные автотранспортные средства (сonstruction) - имеют колёсную формулу 6´6 или 8´4 и предназначены для передвижения, как по дорогам, так и вне дорог с твёрдым покрытием. Как правило, это специализированные автомобили для перевозки различных строительных грузов;

-развозные автомобили для городских и пригородных перевозок (distribution) - рассчитаны на короткие маршруты и относительно хорошие дороги, имеют низкую кабину, двигатель мощностью 150-260 л.с., маневренны.

ВЫВОД. В данной главе определен основной метод выбора подвижного состава - «метод ранжирования показателей», а также проведен анализ выбора подвижного состава в зависимости от внешних условий эксплуатации выбора типа и модели подвижного состава, как по частным, так и по обобщенным показателям, который позволяет определить приоритет в выборе модели ТС даже не специалисту в области управления транспортом.