Понятие и значение рабочей документации аудитора. Требования к содержанию, оформлению и хранению рабочей документации аудитора.
Одним из методов обеспечения высокого качества оказания аудиторских услуг является соблюдение строгих правил документирования аудиторской работы.
Назначение аудиторских документов состоит в следующем:
1. Документация аудита является одним из важных условий его квалифицированного проведения:
— для внутрифирменного контроля качества; для аттестации;
— в случае возникновения претензий со стороны проверяемого ЭС по качеству проведения аудиторской проверки.
2. Документация является доказательством того, что аудиторская проверка действительно была проведена, т.е. не идет речь о выдаче заведомо ложного АЗ.
3. Учитывая то, что сфабриковать рабочие документы аудитора с указанием номеров и дат проверяемых документов без реального проведения аудита практически невозможно, то ее обязательное наличие в аудиторских фирмах позволит ликвидировать т.н. аудиторские фирмы-«однодневки», которые наносят ущерб профессиональному имиджу аудитора.
4. Рабочие документы должны обеспечивать документальное подтверждение того, что проверка проведена надлежащим образом, а также раскрывать методы аудита, объем проверенных документов и подтверждать полноту и качественность аудиторского заключения.
Минимальные требования к составу рабочей документации аудиторской организации:
1 Информация относительно организационно-правовой формы и организационной структуры экономического субъекта.
2 Извлечения или копии учредительных документов экономического субъекта, а также иных важных юридических документов.
3 Материалы, свидетельствующие о планировании аудита, и программа аудита.
4 Записи об изучении и оценке системы внутреннего контроля.
5. Анализ хозяйственных операций и остатков по счетам бухгалтерского учета.
6 Анализ существующих показателей и тенденций развития экономического субъекта.
7 Записи о характере, дате проведения и объеме аудиторских процедур и результатах.
8 Материалы, свидетельствующие о том, что работа, выполненная не аудиторами, контролировалась ими.
9 Сведения о том, кем и когда выполнялись аудиторские процедуры.
10Копия переписки с другими аудиторскими организациями, экспертами и прочими лицами в связи с проведением аудита.
11 Копии переписки или записи обсуждений во время встреч с ответственными лицами экономического субъекта по поводу вопросов, возникших в процессе аудита, включая условия проведения аудита.
12 Письма-подтверждения, полученные от экономического субъекта и третьих лиц.
13 Выводы, деланные аудиторской организацией по результатам аудита.
14 Копии бухгалтерской и иной финансовой документации экономического субъекта.
Рабочие документы аудитора являются официальными документами в аудиторской организации, а, следовательно, должны содержать обязательные реквизиты:
— наименование документа (теста или процедуры);
— наименование экономического субъекта, в отношении которого проводится аудит;
— период, за который проводится аудит;
— дата выполнения аудиторской процедуры или составления рабочего документа;
— содержание документа;
— личная подпись лица, создавшего документа;
— дата проверки документа;
— личная подпись лица, проверившего документ и ее расшифровка либо идентифицируемое условное обозначение такого лица.
Документы аудиторов подразделяются на постоянный архив и текущий.
Постоянный архив — это комплект документов, содержащих информацию постоянного характера, который будет постоянно использоваться в ходе данного аудита и будущих работ.
Сюда относятся данные об инвентаризации; протоколы и материалы общих собраний акционеров, заседаний совета директоров; юридические документы постоянного характера; заключения по аудиту; материалы по организации системы внутреннего контроля и прочее.
Постоянный архив ведется для обеспечения готовых ссылок на повторяющиеся обстоятельства для всех работников аудиторской организации; для экономии времени при будущих проверках; для сохранения данных по изучению тенденций в работе организации, в том числе новыми ее сотрудниками.
В текущем архиве хранится прочая информация, не вошедшая в постоянный архив.
В нем хранятся рабочие документы, разрабатываемые, составляемые или копируемые в ходе аудита: общий план проведения аудита, программа аудита, проверяемая бухгалтерская отчетность.