Понятие и значение рабочей документации аудитора. Требования к содержанию, оформлению и хранению рабочей документации аудитора.

Одним из методов обеспечения высокого качества оказания аудиторских услуг является соблюдение строгих правил документирования аудиторской работы.

Назначение аудиторских документов состоит в следующем:

1. Документация аудита является одним из важных условий его квалифицированного проведения:

— для внутрифирменного контроля качества; для аттестации;

— в случае возникновения претензий со стороны проверяемого ЭС по качеству проведения аудиторской проверки.


2. Документация является доказательством того, что аудиторская проверка действительно была проведена, т.е. не идет речь о выдаче заведомо ложного АЗ.

3. Учитывая то, что сфабриковать рабочие документы аудитора с указанием номеров и дат проверяемых документов без реального проведения аудита практически невозможно, то ее обязательное наличие в аудиторских фирмах позволит ликвидировать т.н. аудиторские фирмы-«однодневки», которые наносят ущерб профессиональному имиджу аудитора.

4. Рабочие документы должны обеспечивать документальное подтверждение того, что проверка проведена надлежащим образом, а также раскрывать методы аудита, объем проверенных документов и подтверждать полноту и качественность аудиторского заключения.

Минимальные требования к составу рабочей документации аудиторской организации:

1 Информация относительно организационно-правовой формы и организационной структуры экономического субъекта.

2 Извлечения или копии учредительных документов экономического субъекта, а также иных важных юридических документов.

3 Материалы, свидетельствующие о планировании аудита, и программа аудита.

4 Записи об изучении и оценке системы внутреннего контроля.

5. Анализ хозяйственных операций и остатков по счетам бухгалтерского учета.

6 Анализ существующих показателей и тенденций развития экономического субъекта.

7 Записи о характере, дате проведения и объеме аудиторских процедур и результатах.

8 Материалы, свидетельствующие о том, что работа, выполненная не аудиторами, контролировалась ими.

9 Сведения о том, кем и когда выполнялись аудиторские процедуры.

10Копия переписки с другими аудиторскими организациями, экспертами и прочими лицами в связи с проведением аудита.

11 Копии переписки или записи обсуждений во время встреч с ответственными лицами экономического субъекта по поводу вопросов, возникших в процессе аудита, включая условия проведения аудита.

12 Письма-подтверждения, полученные от экономического субъекта и третьих лиц.

13 Выводы, деланные аудиторской организацией по результатам аудита.

14 Копии бухгалтерской и иной финансовой документации экономического субъекта.


Рабочие документы аудитора являются официальными документами в аудиторской организации, а, следовательно, должны содержать обязательные реквизиты:

 

— наименование документа (теста или процедуры);

— наименование экономического субъекта, в отношении которого проводится аудит;

— период, за который проводится аудит;

— дата выполнения аудиторской процедуры или составления рабочего документа;

— содержание документа;

— личная подпись лица, создавшего документа;

— дата проверки документа;

— личная подпись лица, проверившего документ и ее расшифровка либо идентифицируемое условное обозначение такого лица.


Документы аудиторов подразделяются на постоянный архив и текущий.

Постоянный архив — это комплект документов, содержащих информацию постоянного характера, который будет постоянно использоваться в ходе данного аудита и будущих работ.

Сюда относятся данные об инвентаризации; протоколы и материалы общих собраний акционеров, заседаний совета директоров; юридические документы постоянного характера; заключения по аудиту; материалы по организации системы внутреннего контроля и прочее.

Постоянный архив ведется для обеспечения готовых ссылок на повторяющиеся обстоятельства для всех работников аудиторской организации; для экономии времени при будущих проверках; для сохранения данных по изучению тенденций в работе организации, в том числе новыми ее сотрудниками.

В текущем архиве хранится прочая информация, не вошедшая в постоянный архив.

В нем хранятся рабочие документы, разрабатываемые, составляемые или копируемые в ходе аудита: общий план проведения аудита, программа аудита, проверяемая бухгалтерская отчетность.