Подрывание металлических мостов. Расчет зарядов для подрывания опор и пролетного строения. Составление, расположение, крепление зарядов.

Разрушение металлических мостов с пролетами менее 10,0 м производится подрыванием опор без перебивания пролетных строений. Опоры таких мостов подрываются по всей ширине в одном уровне, как можно ближе к их основанию, с тем чтобы взрывами были разрушены не только надземные части опор, но и фундаменты. При расположении опор моста в воде сечения их подрыва необходимо выбирать по возможности ниже поверхности воды или как можно ближе к ней.

 

Подрывание металлического моста с пролетом менее

10,0 м:

1-1 — сечения подрыва.

 

 

Металлические мосты с пролетами от 10,0 до 25,0 м разрушаются путем подрывания опор и пролетных строений с обрушением по оси моста. Опоры, как и в предыдущем случае, подрываются по всей их ширине в одном уровне. Подрывание пролетных строений производится перебиванием основных элементов их конструкций в одном или в двух сечениях подрыва.

Количество сечений подрыва в том или ином пролете определяется в зависимости от отношения его длины к высоте опор: если длина пролета меньше утроенной высоты опор, то достаточно одного сечения подрыва пролетного строения примерно посередине; если же длина пролета превышает высоту опор втрое или больше, то пролетное строение, как правило, подрывается в двух сечениях, располагаемых примерно в третях пролета.

 

 

 

Подрывание металлических мостов с пролетами от 10,0 до 25 м:

а — мост на высоких опорах; б— мост на низких опорах;

в—поперечный разрез пролетного строения;

11 — сечения подрыва пролетного строения; 2—2— сечения подрыва опор;

3— заряды на верхних поясах ферм; 4 — заряды на раскосах;

5 — заряды на нижних поясах ферм; 6 — заряды на продольных балках

 

При выборе количества и расположения сечений подрыва в пролетных строениях с неразрезными главными фермами, кроме того, необходимо обеспечивать образование неравноплечих консолей, обусловливающих опрокидывание частей подорванного моста под действием их собственного веса.

Металлические мосты с пролетами более 25,0 м целесообразно разрушать подрыванием опор по косым сечениям с одновременным перебиванием верхних или нижних поясов главных ферм. В целях обеспечения лучших условий скручивания ферм предпочтительней подрывать верхние пояса, хотя это и не всегда удобно по условиям выполнения работ.

 

 

Подрывание металлического моста разрезной конструкции с пролетами более 25,0м:

а- вид сбоку; б-план опор; 1- заряды в опорах; 2-заряды на поясах ферм.

 

Сечения подрыва смежных опор моста должны располагаться с наклоном в противоположные (в верховую и низовую) стороны. При таком подрывании опор пролетные строения, ослабленные перебиванием поясов главных ферм, в процессе падения смещаются с оси моста, скручиваются, сминаются и в деформированном виде загромождают русло реки.

Подрывание большепролетного металлического моста с пролетными строениями неразрезной конструкции:

а — вид сбоку; б — план (после подрыва); 1 — заряды для подрывания концевых опор по косым сечениям; 2 — заряды для подрывания поясов ферм;

3—3 — сечения подрыва средних опор по всей ширине в одном уровне.

В особых случаях, когда по обстановке нет возможности подготовить мост к подрыванию с размещением зарядов на опорах и пролетных строениях, для его разрушения может быть применен один неконтактный сосредоточенный заряд, расположенный в вагоне (на платформе) или на автомобиле и вкатываемый на мост непосредственно перед взрывом.

Вес такого заряда определяется по формуле:

 

С = 30r2,

 

где С—вес заряда в килограммах;

r — расстояние от центра заряда до разрушаемого пояса фермы в метрах.

 

При расчете неконтактного заряда для подрывания большепролетных мостов с ездой понизу подставляется расстояние от центра заряда до верхнего пояса фермы. Если этот пояс имеет ломаное очертание, то за расчетное расстояние принимается полная высота фермы в середине пролета.

 

Подрывание металлического моста с ездой понизу неконтактным сосредоточенным зарядом:

1 — заряд на платформе.

 

 

При расчете неконтактного заряда для подрывания мостов с ездой поверху в формулу подставляется расстояние от центра заряда до нижнего пояса фермы. Если заряд предназначается для укладки над опорой, то для обеспечения разрушения ее верхней части расчетное расстояние увеличивается еще на 2—3 м.

Подрывание металлического моста с ездой поверху неконтактным сосредоточенным зарядом:

1 — заряд на платформе

Промежуточные и береговые массивные опоры (быки и устои) металлических мостов подрываются сосредоточенными или удлиненными зарядами, вес которых определяется по формулам с увеличением на 30 процентов. Удлиненные заряды применяются в том случае, когда ширина опор превышает толщину более чем в два раза.

При подготовке мостов к разрушению в условиях недостатка времени и отсутствии заблаговременно выделанных зарядных устройств подрывание быков производится наружными зарядами, вплотную приложенными к поверхности кладки. Береговые устои мостов во всех случаях подрываются внутренними зарядами.

Количество зарядов, необходимых для подрывания каждой опоры, и их расположение внутри опор или на их поверхностях зависят от принятого способа подрывания и определяются в соответствии с указаниями ст. 230—233.

Для подрывания опор толщиной до 1,2 м могут применяться удлиненные кумулятивные заряды КЗУ, которые должны перекрывать опору по всей ширине.

Подрывание промежуточных мостовых опор (быков) по всей ширине в одном уровне:

а — сосредоточенными зарядами в рукавах; б — сосредоточенны­ми зарядами в нишах;

в — удлиненным зарядом в борозде; 1— заряды.

При подрывании мостовых опор по косым сечениям с целью сбрасывания пролетных строений в стороны применяются сосредоточенные заряды, расчет и закладка которых производятся по ст. 239—241.

Основная особенность в данном случае состоит в том, что заряды по высоте опоры должны располагаться н а разных уровнях так, чтобы плоскость, проведенная через их центры, составляла с горизонтом угол не менее 45°, а один из краев опоры оставался бы необрушенным после взрыва.

Подрывание мостовой опоры по косому сечению с целью сбрасывания пролетного строения: а — расположение зарядов; б — подорванная опора; 1 — заряды;

2 — линия обрушения