Вариационный анализ. Оценка достоверности результатов статистического исследования.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
к практическому занятию на тему:
Вариационный анализ. Оценка достоверности результатов статистического исследования.
Дисциплина – Общественное здоровье и здравоохранение,
экономика здравоохранения
Специальность – 060101 Лечебное дело
Курс – 3
Семестр – 6
Количество часов – 6
Уфа
Тема:«Вариационный анализ. Оценка достоверности результатов статистического исследования» на основании рабочей программы ФГОС дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения», утвержденной 05.07.2013г.
Рецензенты:
1. доцент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения, к.м.н.
Павлова М.Ю.
2. доцент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения, к.м.н.
Борисова М.В.
Автор:
ассистент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения,
Ахмадиева Г.Р.
Утверждено на заседании кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИПО протокол №6 от 06.12.2013.
1. Тема и её актуальность. Вариационный анализ. Оценка достоверности результатов статистического исследования. При изучении общественного здоровья (например, показателей физического развития), анализе деятельности учреждений здравоохранения за год (длительность пребывания больных на койке и др.), оценке работы медицинского персонала (нагрузка врача на приеме и др.) часто возникает необходимость получить представление о размерах изучаемого признака в совокупности для выявления его основной закономерности.
Оценить размер признака в совокупности, изменяющегося по своей величине, позволяет лишь его обобщающая характеристика, называемая средней величиной.
Для более детального анализа изучаемой совокупности по какому-либо признаку помимо средней величины необходимо также вычислить критерии разнообразия признака, которые позволяют оценить, насколько типична для данной совокупности ее обобщающая характеристика.
2. Учебная цель: уметь использовать метод вариационной статистики для оценки и анализа статистической совокупности при изучении общественного здоровья и деятельности медицинских учреждений.
Для формирования профессиональной компетенции студент должен
знать:
- основные понятия темы (вариационного ряда, средней величины, среднеквадратического отклонения, коэффициента вариации и др.);
- методику расчета средних величин и критериев разнообразия вариационного ряда (σ, Сv);
- методику анализа средних величин: значение среднеквадратического отклонения и коэффициента разнообразия для оценки вариабельности изучаемого признака и типичности средней величины;
- нормальное распределение вариационного ряда и его значение для оценки общественного здоровья и организации медицинской помощи;
область применения характеристик вариационного ряда (М, σ, Сv)
- определение «достоверность результатов исследования»;
- параметрические способ оценки достоверности результатов исследования;
- условия применения параметрического способа оценки достоверности результатов исследования;
- определение ошибки репрезентативности средней величины и интенсивного показателя, ее вычисление;
- понятие о критерии «t», его выбор в способе определения доверительных границ и оценку в способе достоверности разности результатов исследования.
уметь:
- выявлять основную закономерность изучаемого признака путем вычисления средней величины;
- обосновывать методику применения критериев разнообразия вариационного ряда;
- давать характеристику разнообразия вариационного ряда;
- делать выводы о типичности обобщающей характеристики признака в изучаемой совокупности, используя критерии разнообразия вариационного ряда.
- определять достоверность результатов исследования с помощью ошибки репрезентативности интенсивного показателя и средней величины;
- определять доверительные границы средних и относительных величин,
- определять достоверность (существенность) разности между двумя средними величинами, относительными показателями;
- выбирать способ оценки достоверности результатов исследования при решении ситуационной задачи, определять достоверность и делать соответствующие выводы.
владеть:методами расчета средних величин и критерием разнообразия вариационного ряда, методикой поиска научно-медицинской информации (ПК-10, ПК-27, ПК-31)