Вариационный анализ. Оценка достоверности результатов статистического исследования.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

к практическому занятию на тему:

Вариационный анализ. Оценка достоверности результатов статистического исследования.

 

Дисциплина – Общественное здоровье и здравоохранение,

экономика здравоохранения

Специальность – 060101 Лечебное дело

Курс – 3

Семестр – 6

Количество часов – 6

 

 

Уфа

Тема:«Вариационный анализ. Оценка достоверности результатов статистического исследования» на основании рабочей программы ФГОС дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения», утвержденной 05.07.2013г.

 

 

Рецензенты:

1. доцент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения, к.м.н.

Павлова М.Ю.

2. доцент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения, к.м.н.

Борисова М.В.

 

Автор:

ассистент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения,

Ахмадиева Г.Р.

 

 

Утверждено на заседании кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИПО протокол №6 от 06.12.2013.

1. Тема и её актуальность. Вариационный анализ. Оценка достоверности результатов статистического исследования. При изучении общественного здоровья (например, показателей физического развития), анализе деятельности учреждений здравоохранения за год (длительность пребывания больных на койке и др.), оценке работы медицинского персонала (нагрузка врача на приеме и др.) часто возникает необходимость получить представление о размерах изучаемого признака в совокупности для выявления его основной закономерности.

Оценить размер признака в совокупности, изменяющегося по своей величине, позволяет лишь его обобщающая характеристика, называемая средней величиной.

Для более детального анализа изучаемой совокупности по какому-либо признаку помимо средней величины необходимо также вычислить критерии разнообразия признака, которые позволяют оценить, насколько типична для данной совокупности ее обобщающая характеристика.

2. Учебная цель: уметь использовать метод вариационной статистики для оценки и анализа статистической совокупности при изучении общественного здоровья и деятельности медицинских учреждений.

Для формирования профессиональной компетенции студент должен

знать:

- основные понятия темы (вариационного ряда, средней величины, среднеквадратического отклонения, коэффициента вариации и др.);

- методику расчета средних величин и критериев разнообразия вариационного ряда (σ, Сv);

- методику анализа средних величин: значение среднеквадратического отклонения и коэффициента разнообразия для оценки вариабельности изучаемого признака и типичности средней величины;

- нормальное распределение вариационного ряда и его значение для оценки общественного здоровья и организации медицинской помощи;

область применения характеристик вариационного ряда (М, σ, Сv)

- определение «достоверность результатов исследования»;

- параметрические способ оценки достоверности результатов исследования;

- условия применения параметрического способа оценки достоверности результатов исследования;

- определение ошибки репрезентативности средней величины и интенсивного показателя, ее вычисление;

- понятие о критерии «t», его выбор в способе определения доверительных границ и оценку в способе достоверности разности результатов исследования.

уметь:

- выявлять основную закономерность изучаемого признака путем вычисления средней величины;

- обосновывать методику применения критериев разнообразия вариационного ряда;

- давать характеристику разнообразия вариационного ряда;

- делать выводы о типичности обобщающей характеристики признака в изучаемой совокупности, используя критерии разнообразия вариационного ряда.

- определять достоверность результатов исследования с помощью ошибки репрезентативности интенсивного показателя и средней величины;

- определять доверительные границы средних и относительных величин,

- определять достоверность (существенность) разности между двумя средними величинами, относительными показателями;

- выбирать способ оценки достоверности результатов исследования при решении ситуационной задачи, определять достоверность и делать соответствующие выводы.

владеть:методами расчета средних величин и критерием разнообразия вариационного ряда, методикой поиска научно-медицинской информации (ПК-10, ПК-27, ПК-31)