Индустрия знаний

Общество, где главную ценность составляет информация и знания, обладает огромным потенциалом развития. В сфере индустрии знаний не может быть кризисов перепроизводства, она открывает возможности постоянного технологического совершенствования.

В последней трети ХХ в. наряду с международными рынка­ми капиталов, товаров, сырья, энергоносителей, рабочей си­лы, услуг сложился рынок знаний– запатентованной научно-­технической информации (ноу-хау). В середине 1970-х гг. стоимость продаж на этом рынке сравнялась со стоимостью продаж сырья и энергоносителей. Производство знаний стало не только средством повышения конкурентоспособности компании или фирмы, но и достаточно выгодной сферой вложения капиталов.

Итак, стимулом создания новых технологий всегда была не только конкуренция на национальных и международных рынках, но и соперничество между ведущими державами мира.

Военно-технические программы обеспечили науку дополнительным финансированием за счет государственного бюджета. Так, в годы «холодной войны» на научные исследования и конструкторские разработки США, Великобритания, Франция направлялась свыше 10% их военного бюджета. За счет этих средств только в США было покрыто 55% расходов по разработке аэрокосмической техники, 28,2%-электротехнической.

Военно-технические разработки являлись источником новых технологий для гражданских отраслей, занимавшихся выпуском средств связи, бытовой техники, кораблей, приборов и аппаратов для исследования космоса. Они получили название технологий «двойного назначения».

Прекращение «холодной войны» не означало сокращение затрат на военные нужды в развитых странах. Государства, всту­пившие в информационную эру, имеют большие преимущества по сравнению с остальными странами. Они повышают свою военную мощь путем качественного совершенствования вооружения и военной техники, а не за счет количественного нара­щивания вооруженных сил.

В 1990-е гг. в США была разработана концепция «ин­формационной войны». Она предполагает обладание исчерпывающими знаниями о противнике и его дезин­формацию о своих намерениях и силах. С применением высоких технологий созданы самонаводящиеся на цель крылатые ракеты и «умные» бомбы, сбрасывающиеся с самолетов «Стеле», невидимых для радаров. Действует спутниковая система наведения и ориентирования на поле боя. Корпорациями США созданы тысячи боевых роботов, которые используются для разведки, размини­рования и точечных ударов по противнику.

Важнейшим ресурсом информационного общества стано­вится интеллект человека – его творческий потенциал, в раз­витии которого заинтересованы и государство, и корпорации. Отсюда особое внимание к образованию, здравоохранению, социальной защите и соблюдению прав человека. С 1960-х по 1990-е гг. численность обучающихся в колледжах и универси­тетах в США и Японии возросла в 3,5 раза, в Германии ­в 6 раз, в Великобритании – в 7 раз. Средний срок пребывания в образовательных учреждениях достиг 14 лет. Тем не менее, в большинстве развитых стран он считается недостаточным. Об­суждается вопрос совершенствования системы образования.

 

Работа с текстом

Из книги Ilитера-Друкера «Новые реальности прави­тельстве и политике, в экономике и бизнесе, в обществе и мировоззрении» (1990):

Социальный центр тяжести передвинулся на работникаинтеллектуального труда. Все развитые страны превращаются в постделовые, интеллектуальные общества. Возможность получить хорошую работу и сделать карьеру в развитых странах сегодня все больше зависит от наличия университетскогодиплома <…>

Переход к знаниям и образованию в качестве пропуска к хо­рошей работе и возможности сделать карьеру прежде всего, означает переход от общества, в котором главной дорогой к ус­пеху был бизнес, к обществу, в котором бизнес является лишь одной из возможностей, причем не самой лучшей. По сути, это означает переход к постделовому обществу. Дальше всего этот сдвиг зашел в Соединенных Штатах Америки и в Японии, но та же тенденция наблюдается и в 3ападной Европе.

 

Вопросы для обсуждения:

В чем авторы видят роль образования в современном обществе?

Какие требования предъявляет научно-тех­нический прогресс к развитию сферы образования?

Какие но­вые возможности открывает информационное общество перед личностью?

Вопросы по теме

1) Охарактеризуйте основные направления развития научно-технического прогресса во второй половине ХХ в.

2) Как вы думаете, почему открытие ядерной энергии было использовано людьми в первую очередь в военных целях? С какими событиями середины ХХ в. это было связано?

3) Какое значение для современного общества имело создание компьютеров?

4) Какие направления научных исследований порой оцениваются как опасные для человека? Почему? Считаете ли вы необходимым и возможным их запрещения?

5) Что такое информационное общество? Почему его на­зывают также постиндустриальным?

6) Каким образом компьютеризация, роботизация могут изменить место человека в системе: человек – об­щество – природа?

7) Что такое рынок знаний (информации)? Почему производство знаний стало выгодной сферой вложения капитала?

8) Почему в обществе, достигшем информационной стадии развития, постоянно ускоряются темпы научно-технического прогресса?

9) Как возникновение интернета повлияло на развитии мировой цивилизации, человека?

 

Задание для самостоятельной работы

Используя материалы Интернета и текущей прессы, попробуйте сделать прогноз относительно темпов и направлений развития научных знаний в XXI в. Выделите направления развития по вашей специальности. Какие дополнительные знания (по вашему мнению) могут вам пригодится в будущем, исходя из выполненной вами работы.

Свой ответ оформите в виде таблицы по приведенному образцу:

 

Новая технология Состояние развития Область применения Какую технологию вытеснит
Управляемый термоядерный синтез Теория и эксперименты более 50 лет Энергетика: выработка электроэнергии, космические полеты Ядерную технологию, ископаемое топливо
     

Литература