Интерактивная сторона общения
ИНТЕРАКЦИЯ – организация взаимодействия между индивидами, обмен не только знаниями, идеями, но и действиями.
Выделяют следующие виды взаимодействия:
· групповая (совместная трудовая деятельность, кооперация)
· конкуренция (соперничество)
· конфликт.
Для того чтобы общение было эффективным необходимо соблюдать следующие условия:
· равенство психологических позиций социальных субъектов независимо от их социального статуса,
· равенство в признании активной коммуникативной роли друг друга,
· равенство в психологической взаимоподдержке.
Взаимодействие складывается из действий, которые, в свою очередь, состоят из элементов:
· действующий субъект,
· объект действия (субъект) на которого направлено воздействие,
· средства воздействия,
· метод действия (способ использования средств),
· реакция человека на которого воздействуют, результат действия.
При взаимодействии осуществляется:
· физический контакт,
· совместная организация пространственной среды и перемещение в ней,
· совместное групповое или массовое действие,
· вербальный и невербальный информационный контакт.
Перцептивная сторона общения
ПЕРЦЕПЦИЯ – означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
В результате социологических исследований установлено, что:
· воспринимаемый человек стремиться трансформировать представление о себе в благоприятную для своих целей сторону,
· внимание воспринимающего сосредоточено прежде всего на смысловых и оценочных (в том числе причинах) интерпретациях объекта,
· большая зависимость перцепции от мотивационно-смысловой деятельности и связь ее с аффектами.
Перцептивная функция общения в совместной деятельности направлена на решение следующих задач:
§ формирование содержания межличностного восприятия,
§ содействие установлению взаимопонимания,
§ обеспечение влияния участников совместной деятельности друг на друга.
Для достижения эффективности взаимодействия важно восприятие – целостное отражение внешнего облика и поведения человека, его понимание и оценка.
Человек воспринимает мир посредством 5 сенсорных каналов:
Зрение, слух, осязание, обоняние. Все они работают 24 в сутки. Основной объем информации (90%) приходится на зрение, 10% - на слух.
Задача – обеспечение максимального взаимопонимания людей.