Виды огнетушителей. Назначение и порядок использования средств пожаротушения. Другие первичные средства пожаротушения.
Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека.
Периодически повторяющиеся изменения биологических процессов и явлений в живых организмах назвали биологическими ритмами.Большинство ритмов формируется в процессе индивидуального развития. Разные ритмы имеют и различную периодичность. Явления, которые повторяются каждые 20—28 ч,называют циркадными или околосуточными ритмами.Примером служат колебания температуры тела, частоты пульса, артериального давления, работоспособности человека.
Универсальным показателемобщего состояния здорового организма человека служат околосуточные — циркадные ритмы.Их нарушение является одним из первых признаков заболевания организма. В циркадном ритме меняется и работоспособность человека.Она имеет два подъема: с 10 до 12чис 16 до 18 ч. Ночью работоспособность понижается, особенно в интервале от 1 до 3 ч. Одни энергично работают в первой половине дня, их называют «жаворонками», другие — вечером. Это «совы».
Режим труда и отдыха.
В соответствии с биологическими ритмами человека должен быть организован режим труда и отдыха.Биоритмы являются основой рациональной регламентации всего жизненного распорядка человека, так как высокая работоспособность и хорошее самочувствие могут быть достигнуты только в том случае, если соблюдается более или менее постоянный распорядок дня. В сутках всего 24 ч. Из них, чтобы быть здоровым, необходимо 8—9 ч выделить для ночного сна, 5—6 ч занимают школьные занятия, 3—4 ч уходит на приготовление уроков, около 2 ч тратится на домашние дела (уборка, покупки).
В итоге личного времени остается 4—6 ч, в течение которых лучше прогуляться по улице в компании друзей, поплавать в бассейне, заняться танцами или спортом, побольше двигаться. Самое удобное время для приготовления домашних заданий — с 16 до 18ч для тех, кто учится в первую смену, и с 10 до 12ч — во вторую. Это же время наиболее эффективно для тренировок при занятиях спортом. Ложиться спать надо не позднее 10—11 ч вечера и спать не менее 8—ч. Сон помогает восстанавливать работоспособность организма.
Правильный режим учебы и отдыха обеспечивает высокую работоспособность и бодрое состояние в течение длительного времени. Этот режим должен учитывать индивидуальные особенности человека.
Профилактика переутомления.
Утомление — это состояние временного снижения работоспособности человека. Оно развивается вследствие напряженной или длительной умственной либо физической деятельности и сопровождается ощущением усталости. Утомление — это нормальное для организма состояние, играющее защитную роль. .
Утомление проявляется в уменьшении интенсивности и темпа реакций, в появлении ошибок, нарушении координации движений. Оно характеризуется неприятными, иногда болезненными ощущениями, общим ухудшением самочувствия. Развитие утомления во многом связано с неправильной организацией режима работы и отдыха. Если очередная учебная или физическая нагрузка наступает в период неполного восстановления сил, то утомление прогрессивно нарастает. Если отдых после утомления недостаточен, то работоспособность не восстанавливается и постепенно развивается переутомление.
Профилактика переутомления заключается в умении правильно оценивать свое состояние, осуществлять самоконтроль за показателями длительности и интенсивности умственной и физической нагрузки и отдыха. При организации режима дня необходимо постоянно чередовать умственную и физическую работу, более широко использовать активный отдых для восстановления работоспособности. Самоконтроль приучает человека к активному наблюдению за своим состоянием. Показатели самоконтроля условно можно разделить на субъективные и объективные. К субъективным показателям самоконтроля относят самочувствие, оценку работоспособности, желание продолжать начатое дело, сон, аппетит, болезненные и тревожные ощущения.
К объективным показателям самоконтроля относят показания частоты сердечных сокращений. Увеличение частоты сердечных сокращений человека, находящегося в состоянии покоя, свидетельствует об утомлении.
Для профилактики переутомления необходимо научиться учитывать психологические аспекты своего состояния, т. е. любая нагрузка — умственная или физическая — должна быть реальной, соответствовать индивидуальным возможностям.