Раздел 4

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТУРИСТСКО-ЭКСКУРСИОННОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (XVIIIXX вв.)

Зарождение экскурсионно-туристической деятельности.Во второй половине XVIII в. в русской педагогической литературе появляются первые сведения о школьных экскурсиях, которые предшествовали появлению туризма. Одним из первых организаторов и энтузиастов экскурсионной работы с детьми был декабрист
И.Д. Якушкин. Находясь в ссылке, он работал в Ялуторовской (Тюменская губ.) женской школе с первых лет ее создания, практиковал летние походы и экскурсии со своими воспитанниками главным образом с целью изучения растительного мира.

Постепенно идея экскурсий стала настолько популярной, что была отражена в школьных уставах. Так, рекомендации проводить учебные экскурсии содержались в «Уставе народным училищам» 1786 г. Устав 1804 г. предлагал организовывать для учащихся прогулки на природу, на фабрики, в мастерские ремесленников и т. д.

Активизация экскурсионной деятельности связана с появлением во второй половине XIX в. Общества любителей естествознания, имевшего свои организации в Петербурге, Москве, Казани, Екатеринбурге, Тифлисе и других городах России. В 1905 г. создается одно из первых экскурсионных учреждений – Ялтинское экскурсионное бюро.

Накануне первой мировой войны в России издавалось несколько журналов, занимавшихся в основном разработкой и освещением вопросов страноведения и учебных экскурсий: «Экскурсионный вестник» (Москва), «Школьные экскурсии и школьный музей» (Одесса), «Русский экскурсант» (Ярославль), а также методическая литература, инструкции и наставления, велась подготовка руководителей экскурсий.

В 90-е гг. XIX в. школьно-экскурсионное дело получило поддержку официальных властей, в том числе Министерства народного образования и синода, которые решили использовать экскурсии в качестве одного из средств морально-религиозного воздействия на учащихся.

Однако в дореволюционной школе экскурсии проводились преимущественно с целью изучения окружающей природы и по историческим местам. Что касается времени зарождения туризма в России, то пока отсутствует единая точка зрения. Однако большинство исследователей считают началом организованного туризма 1777 г. – год издания в Москве В. Геншем «Плана предпринимаемого путешествия в чужие края».

В. Генш, содержатель пансиона в Москве, более 20 лет занимался воспитанием молодежи. Он принадлежал к числу широко образованных людей своего времени, многие годы, как он писал, пребывал в различных зарубежных академиях, несколько раз пересекал Германию, Швейцарию, Италию, Францию, Англию и Голландию и глубоко ощутил всю полезность путешествий, ту важную роль, которую они должны сыграть в процессе воспитания молодежи.

Планом В. Генша предусматривалась поездка небольшой группы молодых дворян в один из немецких, итальянских или французских университетов, чтобы узнать то, что молодому человеку для его благополучия необходимо и полезно быть может.

После посещения университетов предполагалось проехать по маршруту, следующему через Швейцарию, Италию и Францию, для ознакомления с искусством этих стран и постановкой фабричного дела. Каждый из участников должен был вручить
В. Геншу, организатору намеченного мероприятия, гонорар, установленный по контракту.

Однако в то время туристские путешествия и экскурсии в целом были еще малочисленными. Их могли позволить себе представители имущих слоев. Основной же массе населения подобные поездки были недоступны.

Первые туристские организации в России возникли на Кавказе. И это не случайно. Еще в античные времена Кавказ посещали путешественники. Их привлекали, прежде всего, такие портовые города Черноморского побережья Кавказа, как Батуми, Поти, Пицунда, Гагра, Новороссийск, Сухуми и др. Следует отметить, что торговые операции в Сухуми велись с помощью местных переводчиков. Эти гиды-переводчики являлись, скорее всего, и первыми экскурсоводами.

В средневековье районы Кавказа широко посещались путешественниками с Запада и Востока не только с религиозными и торговыми, но и с познавательными целями. Для них прокладывались многочисленные караванные пути.

Один из них известен с древности как «путь в Индию». Он начинался у побережья Черного моря, в районе современного Сухуми, пересекал Кавказский хребет и через Албанию (Азербайджан) вел в далекую Индию. В Армении, Азербайджане, Дагестане, других местах Кавказа вдоль транзитных дорог строились гостиницы и караван-сараи.

В XIV – XVI вв., во времена генуэзской и венецианской экспансии на Черноморском побережье Крыма и Кавказа, торговцы и путешественники средиземноморских стран останавливались на Кавказе в специальных гостиных домах, развалины которых сохранились до наших дней в Новом Афоне, Гаграх, Хосте и других местах. Они известны под названием генуэзских и венецианских башен-гостиниц. В западной части Грузии, в частности у аджарцев и лазов, еще до ХIХ в. существовала традиция строительства гостиниц – одноэтажных бревенчатых домов из двух комнат. Обычно в этих гостиницах и останавливались путешественники.

Кавказское гостеприимство оценили по достоинству великие путешественники средневековья Марко Поло, А. Никитин, Жорж Шарден и др.

В 1877 г. в Тифлисе при Кавказском обществе естествознания впервые в России возник альпийский клуб. Он просуществовал всего несколько лет. Тем не менее его члены организовали ряд путешествий по горам и долинам Кавказа и издали два сборника под названием «Известия», в которых были помещены статьи о фауне и флоре Кавказа и Закавказья. Одним из главных маршрутов этого клуба становится Военно-Грузинская дорога. По ней проходят отдельные туристские группы не только из Кавказа и России, но и из-за границы. Владельцы известной фирмы (английской) «Кук и сын», проехав по Дарьяльскому ущелью, пришли к выводу, что эта дорога непригодна для организации групповых путешествий.

В конце XIX в. в России появляются первые туристские фирмы. Так, в 1885 г. в Петербурге открывается предприятие Леопольда Липсона. В рекламе фирмы сообщалось: «За относительно небольшую сумму контора принимает на себя все заботы о духовном и телесном состоянии участников путешествия. В тех странах, где не имеется железных дорог, почты и вообще постоянных средств сообщения, контора доставляет путеводителей, переводчиков, поваров, прислугу, вьючных животных, а равно животных и для верховой езды, носилки, палатки и постели для ночевок». Фирма брала на себя обязательство ознакомить туристов во время путешествия со всеми достопримечательностями в пути следования.

В конце ХIХ в. среди россиян все большую популярность получает второй горный район – Крым, до которого легко можно было добраться как по суше, так и морем. Кроме того, Крымские горы притягивали путешественников доступностью своих высот, близостью теплого моря. К этому времени Крым стал известен и своим лечебным климатом, благоприятным для людей с заболеваниями дыхательной системы. Это и сделало его наиболее посещаемым районом отдыха в России.

В Ялте в конце 80-х гг. возник «Кружок любителей природы, горного спорта и Крымских гор», много сделавший для развития туризма и путешествий. 25 января 1890 г. на его основе был образован Крымский горный клуб, на собрании которого избрано правление из 15 человек. Правление клуба находилось в Одессе.

Таким образом, в конце XIX – начале XX вв. в России (по примеру некоторых европейских стран) были образованы первые организации по туризму, которые положили начало ознакомлению и изучению Кавказских и Крымских гор. И хотя их деятельность не приобрела широкого размаха, они способствовали становлению туристско-экскурсионной работы.

Зарождение туристских и экскурсионных обществ.Во второй половине XIX в. в России появляется ряд туристских и экскурсионных обществ. Одним из них было Общество любителей природоведения (ОЛП), члены которого осуществляли экскурсии и путешествия с целью изучения географии, геологии, этнографии, флоры и фауны. Деятельность общества завоевала популярность у передовых ученых и педагогов. Подобные организации возникли в Петербурге, Москве, Казани, Екатеринбурге, Тифлисе, Томске, Ялте, Одессе и др. Их участники не только сами изучали природные богатства своего края, но и организовывали экскурсии для тех, кто интересовался природой.

Наиболее массовой туристской организацией дореволюционной России был Русский туринг-клуб, учредительное собрание которого прошло в апреле 1895 г. в Петербурге 27 членов-основателей избрали комитет для управления делами общества, который должен был выработать программу его деятельности.

Причиной возникновения клуба явилось широкое распространение в России в конце XIX в. колесных велосипедов, которые к тому времени все более превращались в удобный способ перемещения и все чаще употреблялись для далеких загородных прогулок.

Русский туринг-клуб являлся членом международной туристской организации (лиги), поддерживал связи с зарубежными обществами и имел там своих представителей. С отдельными туринг-клубами европейских стран были заключены соглашения о взаимном приеме и обслуживании членов этих туристских организаций. Клуб издавал журналы «Русский турист», а также ежегодник.

По примеру туринг-клуба стали образовываться различные велосипедные общества и группы в различных городах России. Однако эти первые организации были малочисленными, состояли обычно из нескольких десятков человек и объединяли людей, любивших путешествия и имевших средства для приобретения дорогостоящего по тем временам велосипеда. Они организовывали для своих членов коллективные поездки разной длительности (обычно не более 200 верст).

В то время известия о развитии обществ велосипедистов печатались в журналах «Велосипедист» и «Циклист» в Москве, «Велосипедист» и «Самокат» – в Петербурге. Постепенно Русский туринг-клуб превратился в Российское общество туристов (РОТ), деятельность которого распространилась через отделения и на многие регионы России. Основной целью общества было содействие развитию туризма вообще и туризма велосипедного в частности. РОТ в годы своего расцвета объединяло около 5 тыс. человек, имело свой устав, который состоял из 35 статей.

География деятельности общества была достаточно широкой. Так, в 1903 г. его члены были зарегистрированы в 174 российских городах, а также в Турции, Италии, Корее и Японии. Больше половины их проживало в азиатской части России. Основными задачами общества являлись проведение коллективных поездок, организация гостиниц в разных городах России для приема туристов, издание журналов «Русский турист», «Дорожнина», ежегодника, представляющего собой справочно-дорожные книжки для туристов.

РОТ, несмотря на очень ограниченное количество его членов, оставил заметный след в истории туризма. Это была первая организация, преследовавшая сугубо туристские цели, приглашавшая посетить (в отличие от горных клубов) не только горы Кавказа или Крыма, но и различные районы России, а также другие страны. Своими известными изданиями, в которых рассказывалось о русских городах, путешествиях по стране, интересных местах, оно пробуждало у соотечественников интерес к познанию просторов родины.

В 1901 г. в Москве возникло Русское горное общество с отделениями во Владикавказе, Пятигорске, Сочи. Общество ставило своей задачей содействие развитию путешествий в горах, прежде всего на Кавказе. По инициативе общества было построено несколько горных хижин и гостиниц. В районе Красной поляны, на горах Ачихша и Анчхо были открыты приюты для любителей горных путешествий.

В 1902 г. на Черноморском побережье Кавказа, в Сочи, начало действовать отделение Кавказского горного клуба. В состав правления входили не только местные жители, но и Петербурга и других городов России, приезжающие на лето в Сочи. Целью сочинского отделения Кавказского горного клуба было всестороннее естественно-историческое изучение Кавказских гор, включая сельское хозяйство, горное дело, археологию, этнографию и содействие туристам.

В первом десятилетии XX в. для Кавказа было характерно развитие пешеходного туризма в приморских районах и на перевалах. Одновременно наблюдался приток туристов из-за рубежа. В 1911 г первая иностранная группа прибыла в Гагру из Германии, затем направилась в Батуми, откуда в Тифлис и дальше – по Военно-Грузинской дороге. Любопытно, что для перевозки 130 немецких туристов пришлось привлечь все частные автомобили Кавказа

Повышенный интерес к экскурсиям, возникший в России в разных слоях населения в начале XX в., послужил толчком для создания при некоторых обществах (например, любителей природы) экскурсионных комиссий. Они взяли на себя функции содействия экскурсионным группам и отдельным экскурсантам при знакомстве со столицей и губернскими городами.

Важный вклад в развитие в России поездок за границу внесла экскурсионная комиссия учебного отдела Общества распространения технических знаний. Образованная в 1908 г. она за пять лет своей деятельности (до начала первой мировой войны) помогла побывать за рубежом 7217 любителям путешествий, в том числе 4500 учителям из различных городов России. С каждым годом увеличивалось количество групп, отъезжавших за рубеж, и в 1913 г уже существовали постоянные маршруты в Германию, Швейцарию, скандинавские страны, Италию, Англию и Японию. Протяженность поездок в европейские страны составляла от 22 до 42 дней, в Японию – два месяца. Стоимость путешествий была невысокой, по средствам педагогов школ и училищ. Кроме того, существовала скидка для народных учителей, направляемых в поездки земскими городскими самоуправлениями. Стоимость одного дня для экскурсантов всех маршрутов, организуемых экскурсионной комиссией учебного отдела. Общества распространения технических знаний, составляла от 3 до 5 рублей.

С 1910 по 1915 г. количество экскурсионных комиссий различных обществ резко возросло. К концу 1915 г в России существовало уже около 100 подобных организаций.

С 1910 г. стали организовываться экскурсии и для сельских жителей. Например, Воронежское земство ежегодно организовывало для наиболее предприимчивых крестьян экскурсии в Киевскую, Полтавскую, Харьковскую, Волынскую и другие наиболее развитые губернии для ознакомления с высокопродуктивными сельскохозяйственными предприятиями.

Экскурсии организовывались также и за границу. Например, в 1914 г. крестьяне Воронежской губернии ездили в Моравию (Чехия), где посетили шесть поселений и осмотрели 23 хозяйства, побывали в сельскохозяйственной школе. Эти экскурсии оказались очень полезными для крестьян, участвовавших в них.

Таким образом, туристские и экскурсионные организации содействовали более широкому развитию туристского движения в России, носившему не только развлекательный, но и практический характер. Однако это движение не стало массовым, а начавшаяся первая мировая война вообще прекратила всякую туристскую деятельность.

Первые кругосветные путешествия.В связи с развитием туризма в конце XIX –начале XX вв. представителями России были совершены первые кругосветные путешествия.

15 августа 1894 г. рижанин Константин Константинович Ренгартен (родился 26 сентября 1864 г. в Минской губернии в семье окружного надзирателя акцизного управления; с детства увлекался путешествиями: побывал в Западной Европе, Азии, Африке, но заветной мечтой было кругосветное путешествие, на подготовку к которому ушло 10 лет). Начал путешествие, рассчитанное на четыре года. Первая часть маршрута по европейской части России прошла через Двинск, Витебск, Смоленск, Оршу, Орел, Ростов-на-Дону, Тифлис и в районе горы Арарат пересекла границу России.

71 день К. Ренгартен шел по Персии на восток, в полной мере ощутив на себе пятидесятиградусную жару. Обойдя с юга Каспийское море и Копет-Даг, он снова пересек границу Российской империи и через пустыни и оазисы Средней Азии и Казахстана с караванами туркмен и киргизов направился в Томск, оттуда дальше до Байкала. От озера Байкал начался один из труднейших этапов путешествия, большая часть которого проходила через пустыню Гоби. Как одну темную безотрадную ночь вспоминал позже путешественник 36 дней, проведенных в пустыне.

Пройдя Северный Китай, К. Ренгартен на пароходе отправился в Японию, по которой путешествовал четыре месяца. Он познакомился почти со всей страной, с различными людьми, так непохожими своей внешностью на европейцев. Переплыв на пароходе Тихий океан, он прибыл в США, затем отправился во Францию и достиг самой западной точки на полуострове Бретань, оттуда начал свой последний этап до Риги через Париж, Мюнхен, Дрезден, Берлин.

Триумфальной аркой из цветов, возведенной в честь К. Ренгартена, встретили путешественника на русской границе. Рижане по случаю успешного завершения кругосветного путешествия своего земляка устроили овацию. Все рижские спортивные общества – гимнастические, велосипедные – восторженно приветствовали К. Ренгартена.

Так закончилось продолжавшееся четыре года, месяц и двенадцать дней путешествие, пешеходная часть которого составила 26877 км.

Особый след в истории российского туризма оставил Анисим Петрович Панкратов – человек мирной профессии, часовых дел мастер в Харбине. Желание посмотреть свет вынудило его оставить свои дела, сесть на велосипед и отправиться 10 августа 1911 г. в путешествие вокруг света, которое закончил 28 июля 1913 г. А. Панкратов проехал по дорогам Европы, США, Японии и Китая, преодолев около 50 тыс. км. За время пребывания в пути были сменены 52 покрышки, 36 камер, 9 цепей, 8 педалей, 4 седла, 2 руля и большое количество спиц.

Имя А. Панкратова стало известно всему миру, а конгресс Международной ассоциации циклистов присудил ему заветные награды каждого спортсмена-велосипедиста того времени: бриллиантовую звезду, почетную ленту с золотой медалью и лавровым венком. Он стал также владельцем 365 призов разных спортивных организаций трех континентов.

Таким образом, туристско-экскурсионное дело в Российской империи зародилось во второй половине XVIII в. и было, прежде всего, связано с деятельностью школьных педагогов-организаторов и энтузиастов экскурсионной работы.

Вопросы для повторения

 

1. Кто был первым организатором и энтузиастом экскурсионной работы с детьми?

2. Кто такой В. Генш? В каком году был издан «План предпринимаемого путешествия в чужие края» и что он предусматривал?

3. В каком году был организован первый туринг-клуб?

4. Чем знаменит К. Ренгартен?

5. Кто он такой Анисим Петрович Панкратов?