ОТКРЫТИЯ И ЗАВОЕВАНИЯ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АМЕРИКЕ
Завоевания Э. Кортеса. Проложив морской путь в Америку, X. Колумб создал предпосылки для открытия и завоевания европейцами (и прежде всего испанцами и португальцами) племен, проживавших по берегам Мексиканского залива, а затем и стран, лежащих к югу от него. Эти области (Мексика и Перу) – занимали ацтеки и инки – самобытнейшие цивилизации мира.
В эти области и направились завоевательные экспедиции испанцев. Для захвата государства ацтеков в 1519 г. была снаряжена экспедиция, во главе которой стоял молодой идальго Э. Кортес. Отряд, с которым Кортес отправился на покорение Мексики, состоял всего из 400 испанских солдат (в том числе 16 всадников) и из 200 индейцев. В распоряжении завоевателей было 10 тяжелых и 3 легкие полевые пушки. Такими незначительными силами испанцы подчинили себе большую страну.
Государство ацтеков стало испанской колонией: испанцы захватили в этой стране много золота и драгоценных камней, земли раздали своим колонистам, а индейское население превратили в рабов и крепостных.
Мексика оправдала надежды испанцев, жадно искавших благородные металлы. Страна располагала богатыми запасами как золота, так и главным образом серебра, открытого уже в 20-х годах. XVI в. На тяжелой работе по добыче серебра из рудников большая часть местного населения нашла свою гибель.
Вскоре после завоевания Мексики испанцы покорили в Центральной Америке Гватемалу и Гондурас, а в 1546 г. после нескольких вторжений подчинили полуостров Юкатан, населенный народом майя.
Испанское завоевание в Северной Америке не распространилось за пределы Мексики. Это объясняется тем, что в областях, расположенных к северу от Мексики, испанские искатели наживы не нашли богатых золотом и серебром городов и государств; на испанских картах эти области обозначались надписью: «Земли, не приносящие дохода».
После завоевания Мексики испанские конкистадоры обратили внимание на юг, на горные районы Южной Америки, богатые золотом и серебром.
Завоевания Ф. Писарро. Открытие и завоевание Перу, как и Мексики, также было осуществлено группой авантюристов. Население Перу стояло на несколько более высоком уровне развития культуры, чем мексиканское. Инки – одно из племен, населявших Перу, незадолго до прихода европейцев покорили ряд соседних племен. Образовалось многоплеменное объединение. Во главе его стоял верховный инка-царь и жрец, окруженный ореолом божественного происхождения. Испанцы сравнивали его с Папой.
В 30-х гг. XVI в. испанский конкистадор Франсиско Писарро предпринял завоевание «золотого царства» – государства инков в Перу. С отрядом в 200 человек и с 50 лошадьми он вторгся в Перу, сумев использовать борьбу двух братьев-наследников за трон верховного правителя страны: он захватил в плен одного из них – Атахуальпу и от его имени начал управлять страной. Атахуальпа дал большой выкуп золотыми вещами, во много раз превышавший клад, которым завладел Э. Кортес; эта добыча была разделена среди участников похода, для чего все золото переплавили в слитки, уничтожив ценнейшие памятни ки перуанского искусства. Выкуп не дал Атахуальпе обещанной свободы; испанцы вероломно предали его суду и казнили. После этого Писарро занял столицу государства – Куско и стал полным властелином страны, посадив на трон верховного правителя своего приверженца, одного из племянников Атахуальпы. В Куско испанцы разграбили сокровища богатого храма Солнца, а в его здании создали католический монастырь.
В начале 40-х гг. испанские конкистадоры завоевали Чили, португальцы (в 30 – 40-х гг.) – Бразилию, которая была открыта Кабралом в 1500 г. во время его экспедиции в Индию. Во второй половине XVI в. испанцы овладели Аргентиной.
Так создавались на американском материке колониальные владения феодально-абсолютистских Испании и Португалии. Эти завоевания прервали самостоятельное развитие народов американского континента и поставили их под ярмо колониального порабощения.
В колонии из метрополии хлынул поток авантюристов, любителей легкой наживы, торговцев, а также интересующихся экзотикой Нового Света.
ПУТЕШЕСТВИЯ И ОТКРЫТИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVI– XVIII вв.
Открытие Нового Света, морского пути в Индию и первое кругосветное путешествие чрезвычайно расширили географический горизонт человечества. Все эти открытия произвели революцию в мировоззрении людей того времени.
Преобладающим типом путешественника второй половины XVI – XVIII вв. являлись коммерсанты – искатели приключений и авантюристы. Иногда к ним присоединялись миссионеры. Однако в это же время появляется и новый тип путешественника, руководимого не только узкокорыстными интересами, но и любовью к науке. Постепенно этот тип путешественника становится преобладающим, и благодаря труду, энергии таких путешественников и исследователей людям удалось приобрести в наши дни действительно научное познание о поверхности Земли.
Несмотря на договор о разделе сфер влияния между Португалией и Испанией, моряки и купцы других стран Европы в поиске наживы и богатства стали проникать в неисследованные части земного шара. Так, английские и французские мореплаватели исследовали восточную часть Северной Америки, а голландцы в результате плаваний, совершенных в течение XVII в., открыли Австралию, скудные сведения о которой имелись еще у античных авторов. В 1606 г. голландское судно под командованием В. Янца впервые достигло северного побережья Австралии, а в 1642 – 1644 гг. голландский мореплаватель А. Тасман совершил к австралийским берегам два плавания, пройдя южнее Австралии до открытого им острова Тасмания и доказал, что Австралия является самостоятельным новым материком.
Таким образом, в результате экспедиции англичан между Россией и Англией были налажены не только торговые, но и культурные связи, которые в дальнейшем получили широкое распространение.
Российские мореплаватели и путешественники внесли свой весомый вклад в открытия второй половины XVI – XVIII вв., двигаясь преимущественно на юго-восток Азии (Средняя Азия, Монголия, Китай) и северо-восток (Сибирь и Дальний Восток).
В XVI – XVII вв. осуществлялись дипломатические поездки русских людей в страны Востока, обследование кратчайших сухопутных маршрутов для сообщения с государствами Средней и Центральной Азии и Китаем (это посольства И. Хохлова, А. Грибова,
И. Петлина и др.).
Поход Ермака (1581 – 1584) привел к падению Сибирского ханства и присоединению Западной Сибири к Русскому государству.
Продвигаясь на восток в тайгу и тундру Восточной Сибири, россияне открыли одну из крупнейших рек Азии – Лену (экспедиция Пенды).
Выдающимся событием той эпохи явилось открытие в 1648 г. пролива между Америкой и Азией, сделанное Дежневым и Алексеевым.
В течение 1643 – 651 гг. состоялись походы русских отрядов В. Пояркова и
Е. Хабарова на Амур, добывших ряд ценных сведений об этой не изученной европейцами реке.
Путешествия русских за границу и иностранцев по России составляют важную часть в истории путешествий XVII – XVIII вв.
НАУЧНЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ В XIX– НАЧАЛЕ XX вв. И ПЕРВЫЕ ТУРИСТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Научные путешествия. XIX в. характеризуется победой капиталистического способа производства во многих странах, развитием промышленности, транспорта, науки, разделом мира между великими державами и быстрой колонизацией открытых перед этим земель.
Начало XIX в. ознаменовалось крупными морскими кругосветными путешествиями, в которых русским мореплавателям принадлежала главная роль во многих отношениях.
Только в первые три десятилетия XIX в. в России были снаряжены пять больших кругосветных экспедиций. Мысль о снаряжении первой кругосветной экспедиции принадлежит знаменитому государственному деятелю графу Н.П. Румянцеву.
26 июня 1803 г. корабли «Нева» и «Надежда» под руководством капитан-лейтенанта
И.Ф. Крузенштерна вышли из Кронштадта и отправились в кругосветное плавание, которое длилось три года и 12 дней.
И.Ф. Крузенштерн как руководитель экспедиции был принят царем Александром 1, который приказал вычеканить медаль в память первого русского кругосветного плавания и издать составленное путешественником описание маршрута с рисунками и картами. Книга
И.Ф. Крузенштерна «Вокруг света» была переведена на многие европейские языки и поставила имя автора в один ряд с именами знаменитых ученых-путешественников.
За путешествием И.Ф. Крузенштерна последовали и другие плавания и путешествия. Дважды совершал кругосветные путешествия О.Е. Коцебу, плавал вокруг света
В.М. Головнин, написав книгу «Путешествие вокруг света на шлюпке “Камчатка” в
1817 – 1819 гг.».
Всего в первой половине XIX в. русские совершили около 50 кругосветных и полукругостветных путешествий, которые завершили важный этап в истории мореплавания. Они были наиболее массовыми из всех плаваний, имевших место в истории русского парусного флота, и охватили обширные акватории Мирового океана. В 1854 г. из Балтийского моря на Дальний Восток пришло первое паровое судно, а через три года в России было прекращено строительство военных парусных кораблей. Начиналась новая эпоха в мореплавании: на смену парусным судам пришел паровой и дизельный флот. Время передвижения сократилось во много раз; суда могли теперь плавать по океанам и морям в любом направлении, независимо от ветров и течений.
После окончания наполеоновских войн возобновили морские путешествия Англия и Франция. Французы сохранили свой интерес к Тихому океану и в первой половине XIX в. послали туда несколько экспедиций, среди которых были плавания под руководством Луи Де-Фрейсине (1817), Луи Дюппереля (1822), Жюля Дюмон-Дюрвиля (1825 – 1829 и 1837– 1842) и др.
Из английских экспедиций первой половины XIX в. следует выделить по своим результатам экспедицию на корабле «Бигль» под командованием капитана Фиц-Роя, длившуюся с 1831 по 1836 г. В этой экспедиции принимал участие Чарльз Дарвин.
Главную роль в организации и руководстве путешествиями во многих странах стали играть географические общества, из которых первое было открыто в 1821 г. в Париже, второе – в 1828 г. в Берлине, далее в 1830 г. – в Лондоне, в 1845 г. – Русское географическое общество в Петербурге. Позднее возникли географические общества в научных центрах разных стран. Эти общества организовывали путешествия на малоисследованные материки.
Часть научных исследований, кроме географических обществ, взяли на себя министерства, колониальные ведомства, органы местного самоуправления, другие учреждения и научные общества. В результате этого во второй половине XIX в. в области изучения Земли ученые значительно продвинулись вперед. Ценой огромных усилий многочисленных путешественников-исследователей все меньше становилось белых пятен на карте мира.
Во второй половине XIX в. начинается новый этап путешествий, характеризующийся тем, что теперь морские экспедиции снаряжались не только для открытия новых земель, продолжения путей и изучения условий судоходства, но и для научных исследований Мирового океана.
В течение XIX в. почти все морские страны в той или иной степени приняли участие н организации путешествий с целью исследования морей и океанов.
За многовековую историю путешествий, географических открытий, промышленного освоения новых территорий, расширения микрохозяйственных связей были собраны многочисленные научные и литературные материалы, отчеты и дневники. Они сыграли неоценимую роль в накоплении человеческих знаний в различных областях науки, культуры, техники. У многих людей появилась потребность увидеть новые районы и страны, познакомиться с жизнью и обычаями их народов. Все это послужило причиной возникновения особой формы путешествий – туризма.
Возникновение первых туристских организаций. Естественно, что процесс активизации хозяйственных связей не только увеличивал в огромных масштабах подвижность населения, но и сопровождался строительством дорог, благоустроенных гостиниц, ресторанов, созданием зон отдыха, лечения, изучением исторических и культурных достопримечательностей и т. д.
В то же время с появлением регулярного движения пассажирского транспорта, сети предприятий питания и мест размещения отпали многие элементы риска и трудностей, которые на протяжении многих веков были сопряжены с путешествиями. В значительной мере они превращаются в увеселительные и развлекательные поездки. В конце XVIII в. представителей имущих классов европейских государств, посещавших зарубежные страны из любопытства и с целью развлечения, стали называть «туристами». К началу XIX в. подавляющую их часть составляли аристократия и буржуазия.
Томас Кук (1808 – 1892) 5 июля 1841 г. организовал первую поездку 570 членов общества трезвости по железной дороге из Лестера в Лафборо. Поездка включала в себя прогулку по перрону под духовой оркестр, а также ленч, состоящий из чая и булочки в поезде. Возникшее в 1847 г. Общество Томаса Кука начинает организовывать туристские поездки. Т. Куку принадлежит пальма первенства в разработке многих новшеств: он создал первый пакетный тур (пэкидж-тур), который представлял собой комплекс услуг, продаваемый по одной цене.
Фирма Т. Кука вступает в договорные отношения с железнодорожными и пароходными компаниями, гостиницами и ресторанами, заботится о комплексном обслуживании путешественников. Т. Кук первым стал изучать спрос на туристские услуги, заложив основы туристского маркетинга.
Во второй половине XIX в. разрозненное туристское движение в Европе, представленное энтузиастами-одиночками, начинает приобретать определенные организационные формы. В 1857 г. в Лондоне возникло первое в мире объединение любителей путешествий в горах – Английский альпийский клуб. Английские альпинисты к середине XIX в. совершили уже немало восхождений на вершины Альп, стали частыми посетителями самых отдаленных участков этой горной системы и в значительной степени содействовали развитию туризма в странах Европы: Швейцарии, Австрии, Италии, Германии, Франции. Освоив Альпы, Английский альпийский клуб начал организовывать свои экспедиции и в другие горные районы мира: на Кавказ, Гималаи, Анды, горы Новой Зеландии и др.
Вслед за английским в 1862 г. появляется Альпийский горный клуб в Турине, преобразованный позже в Итальянский горный клуб; в 1863 г. учреждается Швейцарский клуб. К началу 90-х гг. XIX в. альпийские клубы возникли во многих европейских странах, а также в Соединенных Штатах Америки. Общее число членов достигло 120 тыс. Большинство клубов стали издавать свои журналы, посвященные горам и путешествиям в них. Первый такой журнал вышел в Лондоне в 1863 г. («Альпийский журнал»). В 90-е гг. их насчитывалось более 30. Все европейские альпийские клубы не только способствовали организации путешествий в горные и другие районы, но и занимались их изучением, так как сведения о горах в XIX в. были еще крайне ограниченными.
Во второй половине XIX – начале XX в. национальный и международный туризм продолжал развиваться, вовлекая в свою орбиту новые страны. Однако по-прежнему туризм и экскурсии были доступны в основном представителям имущих классов, которые совершали дорогостоящие поездки для отдыха, лечения и развлечения. В это время открываются национальные и международные курорты и центры туризма во Франции, Италии, Чехословакии, в горных районах Швейцарии.
В 1804 г. Ричард Тревитик построил первый паровоз «New castle» со скоростью 8 км/ч на 70 пассажиров. В 1825 г. была построена первая общественная рельсовая дорога между Ливерпулем и Манчестером (Джорж Стефенсон). Паровоз «Ракета» мог развивать скорость до 48 км/ч.
С 1841 г. Проповедник–квакер Т. Кук начал использовать железную дорогу для туризма. Первая массовая поездка 600 человек. Транспортная система в основе массового туризма. Организация специальных билетов как на групповые, так и на индивидуальные экскурсии по городам Англии, а затем и по Европе. Бюро Т. Кука предлагало туристу полный комплекс туристских услуг, Для туристов бронировались гостиницы, действовали различные скидки, разрабатывались новые маршруты, в том числе и паломнические – в Палестину и экзотические – Крым, Кавказ. В 1883 г. Завершил первый рейс «Восточный экспресс», который имел два роскошных спальных вагона, вагон-ресторан и курительный салон. В наши дни этот поезд, роскошный, как и прежде, курсирует между Лондоном и Венецией с остановками в Париже, Цюрихе, Инсбруке и Зальцбурге. Он состоит из 11 спальных вагонов и трех вагонов ресторанов. Пассажиры могут слушать в баре «живую» музыку. Каждое купе оборудовано как гостиничный номер класса люкс.
В конце XIX в. во всех европейских странах создаются многочисленные общества, специализирующиеся на туруслугах и рекламе. В газетах появляются рубрики, дающие информацию о путешествиях и их маршрутах.
Выпуск путеводителей в начале XIX в. «поставил на поток» английский издатель
Дж. Марри. В Германии – К. Бедекер. В 1827 г. он основал издательскую фирму по выпуску путеводителей. К началу XX в. туризм становится частью жизни европейцев. Туризм был явлением строго социальным. Только горожане принимали участие в туристских мероприятиях.
В Австрии, Германии, Швейцарии создается организация «Друзья природы» для рабочих. Поездки выходного дня с экскурсиями по памятным местам. Молодежь Германии в начале XX в. создала союз «Перелетные птицы» для путешествий по сельским местам страны. Краеведческие исследования, ночевка у костра с песнями и танцами. Также получил свое распространение познавательно-пешеходный туризм.
В 1829 г. в Бостоне появилась первая гостиница с ванной и туалетом, что стало впоследствии нормой для всех гостиниц. С конца XIX в. в Европе возникает сеть отелей, которую основал Цезарь Ритц. С конца XIX – начала XX в. возник массовый туризм. Причины – транспортная революция. Возникновение среднего класса, повышение общего жизненного уровня в ведущих европейских странах, возникновение туристических фирм.
Таким образом, туризм становится особой формой передвижения людей. Он развивался на основе путешествий и открытий, осуществляемых мореплавателями, исследователями, историками, географами и представителями делового мира, которые собрали и сделали достижением современных наций и народов многочисленные изыскания, наблюдения, описания, литературные, исторические и географические материалы, отчеты и дневники. Появление туризма стало возможным в результате коренных изменений в характере общественного производства, развития средств транспорта и связи, налаживания мирохозяйственных отношений в различных сферах.
Вопросы для повторения
1. Что способствовало становлению туристской индустрии в XIX в.?
2. Почему Англию XIX в. можно считать страной путешественников? Сформулируйте историко-географические причины появления туризма в этой стране.
3. Чем известен английский священник и предприниматель Томас Кук? Расскажите о первых шагах его фирмы. Какие новшества были введены им в сфере организованного туризма?
4. Когда появились первые путеводители нового вида?