Раздел 3

ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ XVXVI вв.

Причины великих географических открытий. Процесс разложения феодализма и возникновения капиталистических отноше­ний в Европе был ускорен в связи с освоением новых торговых путей и открытием новых стран в XV– XVI вв., положивших начало великим географическим откры­тиям.

Еще в начале XV в. в ряде приморских стран появилось стремление к дальним плаваниям, целью которых было открытие прямого морского пути к «Индиям», т. е. к странам Южной и Восточной Азии, которые считались родиной пряностей и яко­бы изобиловали золотом. Благородного металла требовали как вставшие на буржу­азный путь развития города, так и развивающаяся торговля не только между евро­пейскими, но и внеевропейскими государствами. Однако западноевропейцам в ре­зультате турецких завоеваний в Аравии и Малой Азии становилось все труднее пользоваться старыми восточными, комбинированными сухопутными и морскими путями, ведущими к Южной и Восточной Азии. Начались поиски других путей – южных – вокруг Африки, и западных – через Атлантический океан. Поисками южных путей занялась Португалия, которая в XV в. представляла на европейском континенте сильную морскую державу, заинтересованную в дальнейшей морской экспансии. В это время больших успехов достигло португальское кораблестроение. Начи­ная со второй половины XV в. португальцы становятся мастерами как кораблестрои­тельного дела, так и мореходства для западноевропейских народов, удерживая это первенство до последней четверти XVI в.

В XV в. португальцы создали легкий парусник – каравеллу – трехмачтовый корабль особой конструкции, оснащенный большим количеством прямых и косых парусов, со сравнительно острыми обводами корпуса. Португальские каравеллы отличались высокими мореходными качествами: они были легки, быстроходны (при попутном ветре – до 22 км в час), свободно маневрировали, при неблагопри­ятном ветре хорошо лавировали, поворачивая к ветру то одним, то другим бортом, как будто у них были весла. Они казались незаменимыми «для открытий», т. е. при плавании у неразведанных или совершенно неизвестных берегов, но плавание на них было далеко не безопасным.

Благодаря тому, что были улучшены компас и мореходные карты (портуланы), португальцы усовершенствовали заимствованный у арабов угломерный инструмент, при помощи которого вычислялись положения светил и широта. В конце XV в. были изданы таблицы движения планет, облегчившие вычисление широты в море, благода­ря чему значительно возросла безопасность движения.

Народы Азии – индийцы, китайцы, малайцы и арабы – в средние ве­ка добились значительных успехов в области географических знаний, в развитии мореплавания в Индийском и Тихом океанах и в искусстве судовождения. Это име­ло важное значение для географических открытий европейцев в Азии, Африке и их экспансии на территории данных материков. Такой была обстановка в мировом мореплавании накануне великих географи­ческих открытий. То обстоятельство, что именно Испания первая выслала в запад­ном направлении маленькую флотилию X. Колумба, объясняется условиями, кото­рые исторически сложились в этой стране в концу XV в.

Одним из этих условий было усиление в последней четверти XV в. испанской королевской власти, ранее ограниченной. В 1469 г. кастильская королева Изабелла вышла замуж за наследника арагонского престола Фердинанда, ко­торый через 10 лет стал королем Арагона. Так произошло объединение двух самых крупных государств Пиренейского полуострова – Кастилии и Арагона и возникла испанская монархия. В начале 1492 г. испанские войска вступают в Гранаду. Закончился восьмивековой процесс реконкисты – обратного отвоевания христианскими государствами пиренейских стран, захваченных в 711 г. мусульманами-маврами.

 

Великие географические открытия конца XVначала XVI вв.

 

Открытие Америки Х. Колумбом. Стремление к лидерству на европейском континенте толкало королевскую власть Испании к расширению территории монархии, добыче золота и рабов. Этого можно было достичь в результате военных действий или открытия новых зе­мель. Возможность последнего и предоставил Изабелле и Фердинанду италья­нец Х. Колумб. X. Колумб родился в октябре 1451 г. в Италии, недалеко от Генуи. Его от­цом был ткач Доминико Коломбо, матерью – Сусанна Фонтанороза. Доменико был небогатым человеком и не имел даже собственного дома, а арендовал жилье в генуэзском монастыре Санто-Стефано.

Неизвестно, учился ли X. Колумб и где или был гениальным самоучкой, но несомненно, что читал он, по крайней мере, на четырех языках – итальянском, испанском, португальском и латинском, читал много и очень внимательно. Об этом свидетельствуют пометки Х. Колумба на полях книги Пьера де Альи «Имаго Мунди», под влиянием которой в значительной мере сложились географичес­кие представления Х. Колумба. Известно также, что в 80-х годах он жил в Лиссабоне, участвовал в нескольких плаваниях к берегам Гвинеи, но не эти плавания влек­ли его. Он вынашивал проект открытия кратчайшего пути из Европы в Азию через Атлантический океан.

Рано утром 3 августа 1492 г. каравеллы «Санта-Мария», водоизмещением около 100 т, «Пинта» (раскрашенный) и «Нинья» (детка) водоизмещением 40 т снялись с якоря и, оставив позади отмель Сальтес в Андалузии, пусти­лись в неведомую даль по волнам Атлантического океана.

12 октября 1492 г. Х. Колумб впервые увидел берег Нового Света. Это был ос­тров, которому адмирал присвоил христианское название Сан-Сальвадор, а этот день считается днем открытия Америки. Колумб совершил четыре плавания, в результате которых положил начало открытию материка – Южная Америка и перешейков Центральной Америки. Им открыты все Большие Антильские острова – Куба, Гаити, Ямайка и Пуэр­то-Рико, центральная часть Багамского архипелага, большинство Малых Ан­тильских островов от Доминики до Виргинских включительно, а также Трини­дад и ряд мелких островов в Карибском море. Иными словами, Х.-Колумб открыл все важнейшие острова американского Средиземноморья и положил начало открытию двойного западного конти­нента, который позднее получил название Америки.

Известие об открытии Колумба вызвало в Португалии большую тревогу. Португальцы считали, что испанцы нарушили их право владеть всеми землями к югу и востоку от мыса Бохадор, подтвержденное ранее Папой Римским, и опере­дили их в достижении Индии; они даже готовили военную экспедицию для захва­та открытых Х. Колумбом земель. Для того чтобы разрешить этот спор, Испания обрати­лась к Папе. Специальной буллой Папа благословил захват Испанией всех откры­тых Х. Колумбом земель.

Путь в Индию Васко да Гама. В сложившихся условиях португальцы поспешили с открытием морского пути в Индию. Летом 1497 г. португальский король Мануэле I назначил руко­водителем экспедиции в Индию молодого придворного Васко да Гама.

8 июля 1497 г. армада Васко да Гамы снялась с якоря в предместье Лиссабона – Риштеллу. Экспедиция была тщательно подготовлена. Эскадра состояла из че­тырех кораблей средней величины (примерно в 100 – 20 т водоизмещени­ем). Трюмы были превращены в склады продовольствия и боевых припасов.

19 мая 1498 г. путешественники бросили якорь у Каликута, богатейшего горо­да Малабарского побережья Индии, а 30 августа флотилия тронулась в обратный путь.

18 сентября состоялся торжественный въезд в португальскую столицу уце­левших участников экспедиции. Из четырех кораблей обратно прибыли два, а из экипажа вернулось меньше половины.

Таким образом, был открыт морской путь из Западной Европы в Индию и Восточную Азию. Вместе с этим открытием посредством захвата была создана огромная колониальная империя Португалия, простиравшаяся от Гибралтара до Малаккского пролива.

С этого времени вплоть до прорытия Суэцкого канала в 60-х гг. XIX в. мор­ской путь вокруг Южной Африки был главной дорогой, по которой велась торговля между странами Европы и Азии и проходило проникновение евро­пейцев в бассейны Индийского и Тихого океанов.

Первое кругосветное путешествие Ф.-Магеллана. Новый план большой экспедиции с целью поисков юго-западного прохода в Тихий океан и достижение Азии западным путем предложил испанскому ко­ролю Ф. Магеллан.

29 сентября 1519 г. Ф. Магеллан отплыл из Сан-Лукара. Флотилия Ф. Магеллана состояла из пяти кораблей. Четверо из пяти капитанов и почти все кормчие бы­ли португальцами. В составе экспедиции из 265 человек было 37 португальцев, 30 итальянцев, 19 французов, несколько фламандцев, немцев, сицилийцев, ан­гличан, негров и представителей других национальностей.

Корабли вышли в открытое море и взяли курс на юго-запад. 21 декабря Ф. Магел­лан достиг пролива, позже названного его именем. Пройдя пролив, путешествен­ники увидели перед собой безбрежный океан, который Магеллан назвал Тихим. Пигафетта (внештатный член команды), который вел дневник путешествия, очень выразительно описал плавание по Тихому океану: «В среду, 28 ноября 1520 г., мы вышли из пролива и вступили в обширное море, по которому мы шли в течение трех месяцев и двадцати дней, совершенно не имея свежей пиши. Сухари, которы­ми мы питались, представляли собой не хлеб, а пыль, смешанную с червями, зага­женную мышами и издававшую поэтому невыносимое зловоние. Вода, которую мы вынуждены были пить, была гнилая и вонючая. Чтобы не умереть с голоду, мы ели бычьи кожи, которыми обшивали снасти, чтобы веревки не перетирались о де­рево. Эта кожа под воздействием воды, ветра и солнца так затвердела, что ее нужно было размачивать в морской воде в течение 4 – 5 суток. Затем мы пекли ее на уголь­ях и ели. Часто мы питались древесными опилками, и даже крысы, столь против­ные человеку, сделались таким изысканным блюдом, что за них платили по полду­ката за штуку. Но это еще не все. Самое большое несчастье было в том, что нас нас­тигла болезнь, при которой десны распухали до такой степени, что закрывали зубы как в верхней, так и в нижней части, и люди, пораженные этой болезнью (цингой), не могли принимать никакой пищи. 19 человек из нас умерли. За эти три месяца и двадцать дней мы сделали почти 4 тыс. лит (более 22 тыс. км).»

Вмешавшись в распри двух племенных вождей, на Филиппинах 27 апреля 1521 г.
Ф. Магеллан погиб. Однако путешествие удалось завершить одному из капитанов магеллановской экспедиции. 6 сентября 1522 г. каравелла «Виктория» под командова­нием Элькано вошла в гавань Сан-Лукар де Барамеда, откуда началось плава­ние. Из 265 человек команды возвратилось 17.

Таким образом, Элькано получил от Карла V пенсию в 500 дукатов и герб, изображавший зем­ной шар, с надписью на латинском языке: «Ты первый объехал вокруг меня».
Ф. Магеллан завершил дело, начатое Х. Колумбом: он достиг западным путем азиатского материка и Молуккских островов, открыв новый морской путь из Европы в Азию. Это было первое в истории человечества кругосветное плава­ние; оно неопровержимо доказало шарообразную форму Земли и нераздель­ность океанов, омывающих сушу.

Путешествия и открытия XV– XVI вв. значительно расши­рили представления людей об окружающем их мире, а кругосветное плавание Ф. Магеллана стало практическим подтверждением шарообразности Земли. Ве­ликие географические открытия способствовали не только формированию ми­рового рынка, но и развитию международных дипломатических и культурных связей, складыванию постоянных водных и сухопутных маршрутов между кон­тинентами, ставших впоследствии туристскими.