Контроль как функция управления социальной работой

Понятие «контроль» (проверка) как вид административной деятельности выходит за рамки понятия «контролирование». Управленческий контроль не является разовой акцией. Это процесс непрерывный, включающий наблюдение и регулирование разных видов деятельности организации с целью облегчения выполнения управленческих задач.

Контроль представляет собой процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными; а также позволяет фиксировать ошибки, сознательные и несознательные нарушения и исправлять их до того, как они возникнут на пути достижения цели. Кроме того, контроль дает возможность определить, какая деятельность на пути достижения цели была наиболее эффективна.

Объектами контроля выступают организации, происходящие в них процессы или отдельные элементы.

Субъектом контроля выступает контролирующее звено. Контроль осуществляют как государственные органы, так и ведомственные, частные.

К основным функциям контроля относятся: предупреждение кризисных ситуаций и поддержка успешных действий.

Основные этапы процесса организации контроля в организациях и учреждениях сферы социальной работы включают:

1 этап. Установление стандартов, определение объекта и субъекта контроля, определение вида контроля.

Контроль, осуществляемый до фактического начала работы, называется предварительным. Он включает введение в практику определенных правил, процедур и линий поведения в ходе осуществления деятельности.

Текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе проведения работ, его задачи – оперативное выявление и своевременное пресечение нарушений и отклонений, которые могут возникать в процессе деятельности.

Заключительный контроль осуществляется после того, как работа выполнена. Данный вид контроля имеет две важные функции: давать организации информацию, необходимую для планирования дальнейших действий; обеспечивать измерение результативности и определять необходимое вознаграждение сотрудников.

2 этап. Сопоставление достигнутых результатов с установленными стандартами.

Важным является вопрос о допустимости обнаруженных отклонений от стандартов. Скорость, частота и точность измерений должны быть согласованы с деятельностью, подлежащей контролю.

3 этап. Оценка информации о результатах, принятие необходимых корректирующих действий.

Действия, проводимые после сопоставления результатов с установленными стандартами, можно подразделить на три вида.

1. «Ничего не предпринимать».

2. Устранить отклонения необходимо, если оценки свидетельствуют о том, что уровень отклонения от стандарта превысил установленный, при этом система контроля должна точно указывать причину столь значительных отклонений.

3. Пересмотр стандартов необходим, когда стандарты и планы оказываются нереальными, недостаточно обоснованными.

Эффективным средством улучшения контроля на всех уровнях является участие сотрудников организаций в процедуре контроля.