Технология первичного приема в социальной работе

Первичный прием – вид социального консультирования, в ходе которого специалист по социальной работе проводит сбор информации о факторах, приводящих к трудной жизненной ситуации обратившегося гражданина (категория клиента, возраст, данные о фактическом и реальном месте проживания, месте работы, наличие детей в возрасте до 18 лет), оказывает социально-консультативную помощь. На первичном приеме консультант осуществляет выбор методов для наиболее эффективного решения проблемы клиента.

Социально-консультативная помощь ориентирована на психологическую поддержку, активизацию усилий в решении собственных проблем и предполагает:

1) выявление лиц, нуждающихся в социально-консультативной помощи;

2) работу с семьями клиентов;

3) консультативную помощь в обучении, профессиональной ориентации и трудоустройстве клиентов;

4) обеспечение координации деятельности государственных учреждений и общественных объединений для решения проблем клиентов;

5) правовую помощь в пределах компетенции социальной службы;

6) иные меры по формированию здоровых взаимоотношений и созданию благоприятной социальной среды для клиентов.

Важно учитывать следующие условия эффективности проведения первичного приема:

1. Специалист по социальной работе проводит раннюю диагностику и дифференциальную диагностику трудной жизненной ситуации (преобладание объективных или субъективных факторов в возникновении проблемы клиента, которую он не может разрешить самостоятельно).

2. Специалист по социальной работе выявляет дополнительные факторы, составляющие трудную жизненную ситуацию на момент первичного посещения, что позволяет в процессе оказания помощи ее дифференцировать. В ходе анализа информации, наличия соответствующих документов нередко устанавливается, что клиент и его семья пережили экстремальную ситуацию. В данном случае экстренно предоставляются социальные услуги в условиях данного отделения социальной службы, а также в зависимости от тяжести экстремальной ситуации специалист рекомендует полустационарное или стационарное социальное обслуживание для получения дополнительных социальных услуг.

3. Следует учитывать и психотерапевтический эффект демонстрации клиенту в понятной ему форме на первичном приеме положительных изменений в его трудной жизненной ситуации, тем более, если объективное заключение специалиста по социальной работе совпадает с субъективными ощущениями клиента.

Первичный прием как вид социального консультирования включает:

1. Подготовительный этап. Специалист по социальной работе готовит документы для проведения первичного приема: перечини предоставляемых социальных услуг для каждой категории клиентов, патронируемых данным отделением (отделом) социальной службы, проверяет наличие бланков заявлений о предоставлении социальных услуг, образцов заполнения данных документов. Консультант психологически настраивается на длительный и непрерывный коммуникативный процесс, с гражданами, пережившими трудную жизненную ситуацию.

2. Ознакомительный этап. Специалист по социальной работе устанавливает отношения сотрудничества и выявляет причины, побудившие клиента к обращению в социальную службу. Во время беседы с клиентом он получает объективную информацию о факторах трудной жизненной ситуации и уточняет основной из них, который незамедлительно разрешается. На этом этапе осуществляется документирование полученной информации в журнале первичного приема граждан, где отражаются сведения о принятых клиентах, причинах обращения, объемах и видах оказанных услуг.

3. Диагностический этап. Специалист по социальной работе осуществляет диагностику и проводит анализ проблемы.

4. Идентификационный этап. Специалист по социальной работе совместно с клиентом формулируют проблему и определяют цель проведения первичного приема. Первичный прием помогает специалисту по социальной работе восстановить картину развития трудной жизненной ситуации клиента и прогнозировать ее изменение на ближайшую перспективу, что существенно для выбора методики оказания помощи.

5. Этап планирования предполагает разработку плана действий по разрешению трудной жизненной ситуации.

6. Этап предоставления конкретной социальной услуги.

7.Завершающий этап. Специалист по социальной работе совместно с клиентом проводят оценку результатов первичного приема. Эффективность проведения первичного приема определяется с помощью метода совместного обсуждения, в ходе которого резюмируется перечень социальных услуг для данного конкретного человека и его семьи, выясняется, как изменилось эмоциональное состояние клиента, осознание причин его трудной жизненной ситуации в процессе проведения данной формы технологии социальной работы.