В сфере здравоохранения и объем выполняемых в них мероприятий
Система ГОЗ с ее формированиями и учреждениями функционирует в установленных Правительством РФ 4-х режимах деятельности (повседневный, первоочередные мероприятия ГО первой группы – повышенная готовность, первоочередные мероприятия ГО второй группы – военная опасность и общая готовность – полная готовность), выполняя свойственные каждому периоду мероприятия.
Планомерный перевод ГОЗ с мирного на военное положение в различные режимы функционирования (степени готовности) обеспечивает устойчивое управление ее силами и средствами, снижение потерь среди населения, в том числе и среди персонала здравоохранения.
В режиме повседневной готовности ГОЗ осуществляет текущее и перспективное планирование своей деятельности к действиям в условиях особого периода, проводя следующие мероприятия:
- прогнозирование возможных медико-санитарных последствий от применения противником современных средств боевого воздействия и планирование мероприятий по медицинскому обеспечению, как пострадавшего, так и не пострадавшего населения;
- разработку планов медицинского обеспечения населения в военное время, планов медицинского обеспечения мероприятий ГО и планов ГО УЗ;
- подготовку органов управления ГОЗ всех уровней к организационно-управленческой деятельности в особый период;
- подготовку пунктов управления ГОЗ к непрерывной и устойчивой работе в особый период;
- подготовку штаба-дублера на случай выхода из строя основного штаба или потери связи с ним и разработку для него пакета документов;
- создание и подготовку к развертыванию формирований и учреждений ГОЗ, поддержание их в готовности к действиям в особый период;
- планирование и организацию проведения приспособительных работ в общественных зданиях ЗЗ, отведенных для развертывания формирований и учреждений ГОЗ, эвакуируемых из категорированных городов;
- планирование медицинского обеспечения эвакуируемого и рассредоточиваемого населения;
- создание запасов медицинского, санитарно-хозяйственного, специального и иного имущества для оснащения УЗ и создаваемых ими формирований и учреждений ГОЗ;
- планирование и проведение мероприятий, повышающих устойчивость функционирования органов управления и учреждений здравоохранения в особый период;
- подготовку персонала органов управления, формирований и учреждений ГОЗ к действиям в особый период;
- участие в обучении населения приемам и способам оказания первой помощи раненым и пораженным в порядке само- и взаимопомощи.
Члены штаба ГОЧС органов управления и учреждений здравоохранения обязаны иметь скомпонованные, постоянно освежаемые и корректируемые рабочие документы. К ним, в частности, относятся личные планы работы по степеням готовности ГО, проекты приказов, распоряжений, нормативные и справочные материалы по виду своей деятельности и зоне ответственности.
С получением распоряжения о переводе экономики, в том числе и здравоохранения на работу в условиях особого периода скрытно, под видом учений, тренировок или проведения ремонтно-приспособительных работ организуется выполнение первоочередных мероприятий ГО первой группы (ПМ-1) – мероприятий Повышенной готовности.В связи с этим, начальник ГОЗ, получив информацию от вышестоящего руководителя, организует оповещение и экстренный сбор членов штаба ГОЧС, а сам приступает к предварительной оценке обстановки и вырабатывает распоряжение. После прибытия членов штаба он доводит до них сложившуюся обстановку и ставит задачи по выполнению распоряжения. Их объем включает следующее:
- организацию круглосуточного дежурства руководящего состава штаба ГОЧС на основном пункте управления;
- уточнение плана медицинского обеспечения населения в военное время;
- проверку готовности систем управления и связи;
- приведение в готовность ЗС в ЛПУ для укрытия нетранспортабельных больных и обслуживающего их персонала;
- осуществление подготовки к выдаче средств индивидуальной защиты и организацию изготовления простейших средств защиты;
- организацию взаимодействия территориальной лечебной сети с санитарно-эпидемиологической службой, ведомственными медицинскими учреждениями и со структурами ГО в других сферах экономики;
- приведение в готовность сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) ГО санитарно-эпидемиологических учреждений, а также технических средств и оснащения, предназначенных для индикации радиоактивного, химического и биологического заражения в продуктах питания, воде, предметах медико-санитарного имущества и оборудования;
- уточнение укомплектованности формирований и учреждений ГОЗ персоналом, обеспеченности их имуществом и техникой;
- уточнение количества медицинского персонала, находящегося в командировках и отпусках, и мест их пребывания;
- выявление числа врачей, медицинских сестер из числа пенсионеров и лиц, работающих в коммерческих и частных структурах с целью возможного привлечения их в формирования и учреждения ГОЗ;
- организацию проведения подготовительной работы по досрочному выпуску студентов старших курсов медицинских образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования;
- подготовку заявок на недостающее имущество и технику;
- уточнение готовности дублеров штабов ГОЧС различных уровней на способность управления деятельностью ГОЗ в особый период;
- уточнение объема мероприятий по приведению в готовность зданий и помещений, предназначенных постановлениями суженных заседаний администрации территориальных образований для развертывания в них формирований и учреждений ГОЗ;
- проверку организации связи с органами управления и учреждениями здравоохранения субъектов РФ, их муниципальных образований и порядка управления ими в особый период;
- выработку порядка представления донесений об обстановке и определение сроков их представления;
- проведение подготовительных мероприятий по введению режима скрытности, усиления охраны, функциональной, энергетической и противопожарной и иной устойчивости УЗ;
- организацию проведения всех видов разведки (радиационной, химической, бактериологической) в районе размещения УЗ.
Выполнение первоочередных мероприятий ГО второй группы (ПМ-2) – мероприятий по степени готовности Военная опасностьпредусматривает:
- осуществление перевода службы на круглосуточный режим работы (по сменам боевого расчета);
- направление на запасной пункт управления (ЗПУ) оперативной группы (ОГ) штаба ГОЧС органа управления здравоохранением или УЗ (задачи ОГ ЗПУ указаны в приложении 4);
- приведение в полную готовность системы связи и взаимодействия;
- организацию отзыва медицинского персонала, находящегося в командировках и отпусках;
- уточнение плана выезда на ЗПУ основного состава штаба ГОЧС;
- приведение в готовность медицинских формирований повышенной готовности и бригад скорой медицинской помощи;
- приведение в готовность защищенных стационаров в УЗ и организация круглосуточного дежурства групп (звеньев) по их обслуживанию;
- осуществление проверки защитных сооружений на работоспособность и герметичность, на наличие аварийных запасов воды и продовольствия, на работоспособность средств связи;
- приведение в готовность формирований ГО общего характера (связи, охраны общественного порядка, противопожарные и др.);
- осуществление проверки работоспособности КЭС УЗ на устойчивость функционирования в особый период;
- осуществление контроля за комплектованием медпунктов, амбулаторий и медсанчастей, обслуживающих объекты экономики, продолжающие работу в особый период, за наличием медицинских аптечек в убежищах категорированных городов, а при необходимости, их пополнение;
- выдачу медицинскому персоналу средств индивидуальной защиты (в т.ч. медицинской) из запасов УЗ;
- проведение выписки части больных из стационаров на амбулаторное лечение, сокращение сроков стационарного лечения больных и прекращение госпитализации больных на плановое лечение;
- осуществление, при необходимости, переадресовки поставок медицинского имущества от промышленных предприятий в ЛПУ ЗЗ;
- перевод на круглосуточный режим работы учреждений СНЛК с ведением постоянного наблюдения (не реже двух раз в сутки) за радиационной, химической и бактериологической обстановкой на закрепленной территории;
- проведение массовой иммунизации населения при наличии эпидемических показаний;
- выдачу препаратов стабильного йода персоналу радиационных объектов и населению, проживающему в 30-километровой зоне;
- проведение неотложных мероприятий по повышению устойчивости работы УЗ (готовность пунктов управления, автономные источники энергоснабжения, средства РХБ-разведки и т.п.);
- проведение мероприятий по подготовке больниц ГО к дополнительному развертыванию специализированных коек (проверка наличия доверенностей на получение медико-санитарного имущества со складов мобилизационного резерва, наличия ордеров на приписанные здания и степени их готовности к развертыванию, или готовности к выполнению приспособительных работ второй очереди и др.);
- уточнение наличия запасов продуктов питания, медицинского имущества текущего довольствия в УЗ и имущества оперативно-тактического резерва, предназначенного для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС мирного времени;
- организация получения медико-санитарного имущества для больниц ГО со складов мобилизационного резерва;
- подготовка к вывозу в ЗЗ действующих и архивных документов (в случае получения распоряжения на эвакуацию);
- уточнение с органами военного командования маршрутов проведения эвакуационных мероприятий и порядка создания группировки сил в ЗЗ.
При введении степени Общая готовность ГО – Полная готовность:
- приводятся в полную готовность органы управления, формирования и учреждения ГОЗ и СНЛК в соответствии с разработанными планами;
- обеспечивается защита персонала ГОЗ и больных;
- организуется установление связи с выше- и нижестоящими штабами ГОЗ, взаимодействие с ведомственными медицинскими службами и аварийно-спасательными службами территорий;
- уточняются планы медицинского обеспечения населения в военное время, планы медицинского обеспечения мероприятий ГО органов управления здравоохранением и планы ГО УЗ;
- приводятся в готовность все формирования ГОЗ без прекращения работы УЗ, на базе которых они создаются;
- завершается подготовка к эвакуации больниц ГО из категорированных городов в ЗЗ (производится выписка больных на амбулаторное лечение, определяются нетранспортабельные больные и больные, подлежащие эвакуации; определяется порядок вывоза медицинского имущества; высылаются оперативные группы к местам развертывания больниц ГО для приема приписанных зданий и организации проведения в них приспособительных работ; уточняется количество транспортных средств, необходимых для эвакуации и т.п.);
- переводятся в ЗС нетранспортабельные больные;
- на ЭП, ПП, ПВ, ППЭ и ПЭП направляется персонал УЗ для развертывания МП и обеспечения готовности их к работе;
- обеспечивается проведение защитных мероприятий в УЗ;
- проводится комплекс санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний на территории страны (субъекта РФ и т.п.), включая места рассредоточения и эвакуации населения;
- приводятся в готовность и передаются в оперативное подчинение начальнику ГОЗ бригады ССМП и санитарно-транспортные формирования;
- вывозятся в ЗЗ (при необходимости) действующие и архивные документы, запасы медицинского имущества;
- организуется медицинское обеспечение эвакуации населения и вывод формирований ГОЗ повышенной готовности в ЗЗ.
Срок проведения основных мероприятий по каждой степени готовности определяется распоряжением вышестоящего руководителя, а при проведении учебных мероприятий он составляет одни сутки (24 часа).
При внезапном применении средств боевого воздействия возможно, одномоментное появление массовых потерь (безвозвратных и санитарных) среди населения, а также нанесение значительного ущерба силам и средствам здравоохранения. В этих условиях разработанные в повседневный период планы по медицинскому обеспечению населения и мероприятий ГО вводятся в действие немедленно и в полном объеме, а штаб ГОЧС территориального здравоохранения:
- оценивает сложившуюся медицинскую обстановку, выявляет не пострадавшие УЗ и УЗ, способные к восстановлению с минимальными затратами;
- принимает меры по восстановлению нарушенного управления силами и средствами здравоохранения;
- запрашивает в территориальных управлениях МЧС России данные об инженерной, радиационной, химической и биологической обстановке, ориентировочном количестве потерь среди населения;
- оценивает полученные данные в интересах ГОЗ и определяет объем работ, направление главных усилий деятельности, необходимое количество сил и средств для оказания различных видов медицинской помощи пострадавшим и их наиболее целесообразное использование, места развертывания этапов медицинской эвакуации и маршруты эвакуации.
Затем на основе поступающих распоряжений:
- отдаются указания о подготовке к предстоящим действиям;
- организуется ведение медицинской разведки, в ходе которой:
а) выявляются места нахождения пораженных, устанавливается их количество и состояние, намечаются пути выноса, вывода и вывоза пораженных к местам развертывания ОПМ или сохранившимся ЛПУ;
б) определяются объемы работ и потребное количество сил и средств ГОЗ для оказания медицинской помощи раненым и пораженным;
в) уточняется санитарно-эпидемиологическая обстановка в очагах поражения и на маршрутах эвакуации;
г) проводятся другие мероприятия в зависимости от сложившейся обстановки;
- организуется ведение радиационной, химической и биологической разведки в местах размещения УЗ;
- готовятся данные начальнику ГОЗ для принятия решения и последующего его доклада начальнику ГО территории;
- разрабатывается и доводится до подчиненных приказ начальника ГОЗ на организацию медицинского обеспечения населения.
При внезапном боевом воздействии основу группировки сил и средств ГОЗ в очагах массовых потерь составят силы и средства ГОЗ сельской местности и городов, которые не подверглись боевому воздействию. За счет этих сил и средств будут развертываться и дополнительные койки. Штаб ГОЧС территориального здравоохранения в этих условиях осуществляет маневр медицинскими силами и средствами, направленный на выполнение задач по медицинскому обеспечению раненых и больных в условиях резкого дефицита кадровых и материальных ресурсов здравоохранения.
В случае выхода из строя основного состава штаба, функции управления ГОЗ принимает на себя штаб-дублер.