Тема 4. Основные принципы анализа и интерпретации произведения искусства (лекция)

Диалектика культурно-исторического и типологического рассмотрения произведения искусства. Художественный контекст и контекст культуры. Описание, анализ и интерпретация. Методики и алгоритмы анализа.

Разновидности методологических принципов анализа произведения искусства: эстетический, искусствоведческий, культурологический, структурно-семиотический, психоаналитический и др.

Основные методы интерпретации художественного произведения.

Герменевтический метод интерпретации. Искусство как текст. Проблема понимания художественного текста. Комплексность восприятия художественного текста и вербализация результатов восприятия—понимания.

Семиотический метод интерпретации. Язык искусства как формосмысл. Структура знака. Структура и моделирование. Синтагматика, семантика, прагматика как разделы семиотики. Коммуникативные аспекты произведения искусства.

Культурологический метод интерпретации. Историко-культурные смыслы художественного произведения.

Психоаналитический метод интерпретации и др.

Вопросы для контроля и самоконтроля:

1. Тождественны ля понятия «произведение искусства» и «художественный образ»? Аргументируйте свою точку зрения.

2. Охарактеризуйте основные фазы бытия художественного образа как процесса. Насколько правомерно утверждение, что развитие художественного образа бесконечно.

3. Охарактеризуйте особенности сотворческой деятельности в области различных видов искусства.

4. Какую роль в искусстве играет материал, из которого создано художественное произведение?

5. Есть ли различие в смысле понятий «Анализ» и «истолкование»? Можно ли проникнуть в глубины художественного образа только при помощи анализа? Мотивируйте свою точку зрения.

6. Дайте определение понятия «контекст» по отношению к художественному образу произведения искусства.

7. Покажите на конкретном примере, почему и как от поколения к поколению меняется восприятие произведений искусства.

 

РАЗДЕЛ II. ВРЕМЕННЫЕ ИСКУССТВА

Тема 5. Анализ литературного произведения

Литература как предмет познания в системе культуры и искусства (лекция)

Специфика словесного художественного творчества (литературы) в системе искусств. Эстетическая функция словесного текста. Понятие «художественная литература», его историческая изменчивость; переходные формы словесных текстов.

Литературное произведение в ценностной иерархии текстов культуры. Моделирующая активность художественной литературы (внутренний мир литературного произведения).