Есть ли что-то общее между вами и героем фильма?

Участники: «нет, мы не такие».

Ведущий:

А какие вы? А какие они те, кто начинают употреблять? Они люди с другой планеты? Они слабые? Глупые? Не знают последствий? Думают, что их это не коснется и зависимость, ВИЧ, тюрьма – это про других?

Выслушиваете ответы участников.

Комментарии: нервной клетке в мозгу каждого из нас, совершенно все равно о том, что человек думает о своей силе воли, о то, что его точно не коснутся проблемы, потому что он во время может остановиться. Нервной клетке все равно, что человек думает о доверии к «друзьям» предложившим наркотики, ей абсолютно неважно какую отмазку человек придумает для того, чтобы оправдать свою глупость, достаточно один раз потребить и психология последует за обычными биохимическими процессами в пораженном мозгу, организм скажет «ДАЙ!».

Все выводы Вы фиксируете на доске или флипчарте, после окончания обсуждения, пожалуйста, зачитайте все выводы, к которым пришли в ходе дискуссии.

Приложение 1.

Организация и ведение дискуссии

При подготовке данного приложения использованы материалы книги Фонда Фридриха Науманна "Либеральные Клубы, Либеральные Столы Фонда Фридриха Науманна" - М.: Комплекс - Прогресс.

При проведении дискуссии всегда существует опасность ее выхолащивания: бесплодный спор, бесконечная болтовня, множество монологов вместо диалога, потеря темы, скука (смерть дискуссии!) - от этого не застрахован никто. Чтобы избежать подобных недостатков, необходимо предпринять ряд профилактических мер.

Во-первых, нужен ведущий, а в некоторых случаях - двое ведущих. Задача ведущего - направлять ход дискуссии. Ведущий должен: заботиться о соблюдении правил дискуссии, которые оговариваются в начале дискуссии, выстраивать дискуссию и следить за соблюдением темы, задавать дополнительные вопросы, если что-то осталось неясным, чтобы ход дискуссии не нарушался, снимать излишние обострения в ходе дискуссии; повторять или обобщать аргументы, если это представляется ему необходимым; стимулировать живую дискуссию, вызывать участников на выступления, если вдруг наступает тишина; а также многое другое, что невозможно предусмотреть заранее.

Главные качества ведущего - четкое представление обсуждаемой темы, гибкость в поведении и способность адаптироваться к аудитории. Важно быть нейтральным и беспристрастным, чтобы помочь участникам дискуссии достигнуть общей цели. Контролируя процесс, ведущий контролирует результат.

Прежде, чем начать работу, ведущий должен представиться сам и представить своих помощников, если таковые есть, объяснить присутствующим свои и их обязанности, убедившись, что все участники поняли суть этих ролей. Если на дискуссию приглашены эксперты, надо пояснить их функцию.

Во время дискуссии:

Сосредоточьте участников на конкретно обсуждаемом вопросе, вы можете установить очередность выступлений, если появляется сразу много желающих высказаться; сдерживайте участников, не давая говорить всем одновременно; в случае необходимости предложите еще раз прочитать обсуждаемый вопрос.

Следите за тем, чтобы каждый из присутствующих имел возможность высказаться, чтобы никто не подвергался личным нападкам

Не отвечайте сами на вопросы, касающиеся содержания обсуждения, используйте прием "бумеранга": адресуйте эти вопросы всем дискутантам; в случае если задавший вопрос будет настаивать на ответе, напомните ему о своей роли;

Вмешивайтесь и более жестко руководите дискуссией, когда атмосфера накаляется или обсуждение зашло в тупик.

Как вести себя с "трудными" участниками:

Когда поведение «трудного» участника дискуссии начинает мешать общей работе, не игнорируйте этого факта, сделайте замечание, начиная с более мягкого - прямую конфронтацию оставьте на крайний случай;

Всегда и всех критикующего и дающего негативные оценки выступлениям можно остановить, пообещав при подведении итогов дать ему высказаться;

Молчаливого или сидящего с отсутствующим видом человека попробуйте заинтересовать, обратившись к нему с вопросом "А что Вы думаете по этому поводу?"; если он затрудняется ответить, быстро переключитесь на другого участника; в перерыве постарайтесь выяснить у "отсутствующего", почему он не участвует в дискуссии;

Очень трудно сосредоточиться, когда рядом шепчутся или хихикают: попробуйте подойти близко к шептунам. Если это не поможет, попросите их сказать, что они обсуждают.

Постарайтесь отличить творческий конфликт (несовпадение позиций) и личный (неприязнь), последний безапелляционно пресекайте.

Завершив обсуждение блока вопросов, обратите внимание участников на "коллективную память", запишите и зачитайте высказывания по этой теме, несколькими словами подведите итог (итог, который можно подвести, расписан в конце каждого вопроса).

После завершения дискуссии в целом не забудьте подвести общие итоги, постоянно обращаясь к записи «коллективной памяти».

В заключение можно предложить каждому участнику высказать свои мысли, озвучивать чувства, переживания, короче говоря, все то, с чем они уходят с дискуссии.