Билет 20. Политическая система общества: понятие, структура. Государство и право как основа политической системы общества.

Политическая система -это совокупность политических институтов, общественных структур, а также их взаимодействий, в которых реализуется политическая власть и осуществляется политическое влияние.
Понятие политической системы распространяется на всю политическую жизнь общества, в зависимости от степени развития экономической среды, глубины противоречий между основными противостоящими классами.
Политическая система общества отражает многообразные интересы социальных групп, которые через свои организации и движения оказывают определенное влияние на политическую власть. В случае соответствующего признания эти интересы реализуются при помощи политически управляемых структур, через политический процесс, т.е. путем принятия и осуществления политических решений.
Политическая система любого общества характеризуется наличием определенных механизмов, которые гарантируют ему устойчивость и жиз­неспособность. При помощи этих механизмов разрешаются социальные противоречия и конфликты, координируются усилия разных обществен­ных групп, организаций и движений, гармонизируются общественные отношения, достигается консенсус относительно основных ценностей, целей и направлений общественного развития.

СИСТЕМА.

Институциональная подсистема включает политические институты и, прежде всего, формы политического правления (республика, монархия), политические режимы (демократический, тоталитарный, авторитарный и др.), органы законодательной, исполнительной и судебной власти, политические партии и движения, многочисленные общественные организации, избирательную систему и др. Этой подсистеме принадлежит ключевая роль в политической системе. Именно здесь создается нормативно-правовая, определяющая условия, возможности и границы функционирования всей политической системы.
Регулирующая подсистема, базируясь на принятых в обществе политико-правовых нормах, отраженных в конституции страны и других законодательных актах, регулирует формирование, и деятельность политических институтов и функционирование политической системы общества в целом. Исходной базой, на которую опирается данная система, являются не только политико-правовые нормы, но и национальные, исторически сложившиеся обычаи и традиции, господствующие в обществе политические взгляды, убеждения, принципы, воздействующие на политическую систему общества.
Коммуникативная подсистема представляет собой совокупность отношений, возникающих в процессе функционирования политической системы общества. Это, прежде всего отношения по поводу управления обществом. Субъектами этих отношений являются, политические институты и организации, политические лидеры, представители политической элиты, граждане. Это также отношения, связанные с борьбой за политическую власть: ее завоевание, удержание, реализацию.
Политико-идеологическая подсистема включает, политические концепции, теории, взгляды. Они лежат в основе создания и развития общественно-политических институтов, политико-правовых норм, совершенствования политических отношений и всей политической системы.
Данная структура прослеживается в полит системе любого общества, однако в конкретных условиях разных государств перечисленные подсистемы создаются и функционируют в различных формах.

Государство и право как основа политической системы общества.

Характеризуя роль и место государства в политической системе общества, надлежит отталкиваться, главным образом, из того, что оно - в каждой стране и на любом периоде формирования общества - выдвигается как самая массовая и самая полная организация. Государство связывает или старается связать вокруг себя разнообразные слои населения.

В конституциях и других законодательных актах оно старается обусловить себя как сообщество всего народа, ассоциация, действующая ради всеобщего блага. Это старание фиксировалось и в Конституции СССР 1977г. ст. 1 Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян, интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны.Так же в Конституции Российской Федерации 1993 года ст. 2 «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства», ст. 3 «…единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ».В Конституции США «Мы, народ Соединенных Штатов, в целях образования более совершенного Союза, утверждения правосудия, охраны внутреннего спокойствия, организации совместной обороны, содействия общемублагосостоянию и обеспечения нам и нашему потомству благ свободы, учреждаем и вводим эту Конституцию для Соединенных Штатов Америки».Подобные старания выказывать волю всего народа выражали себя и в конституционных актах других государств. «Народ» при этом нередко является только социальной ширмой, за которой таится истинная государственная власть, относящаяся к определенному классу, социальному слою или правящей группировке. В действительности же именно те, в чьей власти располагается государственный аппарат, и есть действительные правители внутренней и внешней политики.Высказанное, тем не менее, не значит, что государство урезает свою социальную базу лишь конкретно стоящими у власти управляющими кругами. Наоборот, государство использует истинные стремления для увеличения своей социальной базы, которая снабжает ему устойчивость. В идеале каждая современная держава тянется к тому, чтобы ее социальное основание, закрепленное конституцией, которое составляют все подданные страны, стали его реальной основой. Для проведения результативной деятельности, то есть полноценного осуществления своих функций государству нужно иметь как можно большее число уверенных адептов его внутренней и внешней политики.Специальное место и роль государства в политической системе общества обусловливается так же тем, что в его власти располагаются колоссальные материальные и финансовые ресурсы. В некоторых странах оно является монопольным владельцем центральных средств и орудий производства, в особенности сильно выражало во внутриполитической деятельности бывших социалистических стран. Так, в СССР в необыкновенной собственности страны находились земли, ее недра, леса и воды, а к тому же узловые средства производства в промышленности, банки, средства связи, центральный жилищный фонд и т.д., прочее имущество, нужное для исполнениягосударственных функций.На практике, присутствие неплохо развитой государственной формы собственности нужно для нормального функционирования государства. Все-таки, по мнению отечественных правоведов, нужным обстоятельством устойчивости общества и политической системы в целом является совместное существование на одинаковых правах самых разнообразных форм собственности. Государство в этом плане не должно сдерживать остальные составляющие общественной системы.