Билет 5. Понятие общества и социальной власти.
Внаучной и учебной литературе дается много определений и характеристик человеческого
общества, но все они сходятся в одном: общество есть продукт взаимодействия людей,
определенная организация их жизни, внутренне противоречивый организм, сущность которого
заключается в многообразных (экономических, нравственных, религиозных и др.) связях и
отношениях между людьми, их объединениями и общностями. Это сложная, саморазвивающаяся
система связей людей, объединенных экономическими, семейными, групповыми, этническими,
сословными, классовыми отношениями и интересами. В обществе действуют прежде всего не
биологические, а социальные законы.
Рассмотрение общества в качестве системы общественных отношений, основу которых
составляют экономические (материальные) отношения, позволяет, во-первых, подходить к нему
конкретно-исторически, выделять различные общественно-экономические формации
(рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое общество); во-вторых,
выявить специфику главных сфер общественнойжизни (экономической, политической, духовной);
в-третьих, четко определить субъектов социального общения (личность, семья, нация и др.).
6. Социальная власть- – это отношения между людьми в обществе, выражающиеся
возможностью и реальной способностью одного субъекта или группы воздействовать на
поведение других с целью получения желаемого социально значимого результата.
7. Для теории государства и права определенную методологическую ценность имеет выделение
двух главных периодов в развитии первобытного общества, а следовательно, и двух способов его
существования и воспроизводства:
• присваивающей экономики (охота, рыболовство, собирательство);
• производящей экономики (земледелие, скотоводство, металлообработка, керамическое
производство).
Первому периоду в основном соответствует материнский род (матриархат), второму –
патриархальный (патриархат).
Любое человеческое общество должно быть каким-либо образом организовано, т. е.
организационно оформлено. В противном случае оно обречено на превращение в стадо, толпу.
Исторически первой формой организации догосударственного общества явилась родовая община.
Личная, родственная связь сплачивала в единое целое всех членов рода. Это единство упрочивали
также коллективный труд, общее производство и уравнительное распределение. Восторженную
характеристику родовой организации дал Ф. Энгельс. Он писал: «И что за чудесная организация
этот родовой строй во всей его наивности и простоте! Без солдат, жандармов и полицейских, без
дворян, королей, наместников, префектов или судей, без тюрем, без судебных процессов – всеидет своим установленным порядком». Таким образом, род был одновременно древнейшим
социальным институтом и самой первой формой организации догосударственного общества.
Власть в первобытном обществе олицетворяла силу и волю рода или союза родов: источником и
носителем власти (властвующим субъектом) был род, она была направлена на управление
общими делами рода, подвластными (объектом власти) являлись все его члены. Здесь субъект и
объект власти полностью совпадали, поэтому она была по своей природе непосредственно
общественной, т. е. неотделенной от общества и неполитической. Единственным способом ее
реализации было общественное самоуправление. Ни профессиональных управленцев, ни особых
органов принуждения тогда не существовало.
Высшим органом общественной власти в роду было собрание всех взрослых членов общества –
мужчин и женщин. Собрание – столь же древнее установление, как и сам род. Оно решало все
основные вопросы его жизнедеятельности. Здесь избирались предводители (старейшины, вожди)
на срок или для выполнения определенных дел, разрешались споры между отдельными лицами
и т. д.
В изменившихся условиях возросла роль мужского труда, который стал явно приоритетным по
сравнению с женским домашним. В связи с этим матриархальный род уступил место
патриархальному, где родствоуже ведется по отцовской, а не по материнской линии. Но еще
более важным было, пожалуй, то, что родовая община постепенно начинает дробиться на
патриархальные семьи (земледельцев, скотоводов, ремесленников), интересы которых уже не
полностью совпадают с интересами рода. С возникновением семьи началось разложение родовой
общины. Наконец, наступил черед неизбежной при разделении труда специализации, повышения
его производительности. Прибавочный продукт как следствие роста производительности труда
обусловил появление экономической возможности для товарообмена и присвоения результатов
чужого труда, возникновения частной собственности, социальногорасслоения первобытного
общества, образования классов, зарождения государства и права.