Задание № 6. Методика «Картинки предметные» («КП») на выявление ценностности

По кн.: Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка 6—7 лет. — М„ 1992.

В первой части эксперимента ребенку предъявляются по одной 32 картинки с изображением предметов, относя­щихся к разным сферам жизни (рис. 67 — 70). По этим картинкам ребенку предлагается придумать предложение. Во второй части эксперимента все картинки разложены перед ребенком, и он по своему желанию отбирает от 3 до 5 картинок. По отобранным картинкам ребенок приду­мывает рассказ, в котором должны фигурировать все изоб­раженные на картинках предметы или люди. Тип ценнос­тности определяется по следующим параметрам: 1) об­ласть действительности, фигурирующая в рассказах (быт, игра, учеба, общение, фантазия и т. д.); 2) особенности описания картинки (название изображенного предмета, его признака или признаков, его функции, эмоциональ­ная окрашенность при описании изображений людей и т. д.); 3) характер речи (скудность или богатство словаря,

речевых форм); 4) отношение к эксперименту, особен­ности поведения (удовольствие, оживление, раскован­ность, заинтересованность или же неудовольствие, ско­ванность, отсутствие интереса вплоть до отказа от выпол­нения задания). М. Е. Каневской и ее коллегами доказана диагностическая валидность данной методики.

Данные, полученные по методике «КП», сопоставля­лись с данными методики на самосознание. Кроме того, определенные параметры ценностности выявлялись и в других экспериментах, включенных в данную систему пси­хологического изучения личности. Использовались также наблюдения за детьми в группе, на прогулке, характери­стики воспитателей и родителей.

Поскольку в методиках «КП» и на самосознание осо­бенности идеального представления, отображения (т. е. осо­бенности сознания) у детей 6 лет в достаточной степени не выявлялись, был введен дополнительный вопрос: «Что ты любишь больше?»:

1) увидеть какой-нибудь предмет; что-нибудь делать с ним или подумать о нем, представить, какой он, расска­зать о нем другому;

2) то же об игрушке;

3) то же о книге;

4) то же о добром человеке.

Как оказалось, ответы детей и особенно их обоснова­ния достаточно адекватно отображали тот или иной тип ценностности.