ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

«Лингвистический анализ текста официально-делового стиля»3 балла

 

Задание

Проанализируйте предложенный фрагмент текста по плану:

1) функция данного текста;

2) отнесённость текста к стилю речи;

3) стилевые черты текста;

4) языковые особенности текста: лексические, морфологические, синтаксические.

 

Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом (Госимущество России) является федеральным органом исполнительной власти, действующим на основе Положения о нём, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 1995 года № 1119. Он призван обеспечивать проведение государственной политики в области приватизации государственных и муниципальных предприятий; осуществлять полномочия по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности; осуществлять межотраслевую координацию в процессе приватизации и управления федеральной собственностью.

Госкомимущество России разрабатывает государственную программу приватизации, организует и контролирует её реализацию; разрабатывает проекты нормативных правовых актов по вопросам приватизации, управления и распоряжения объектами федеральной собственности, привлечения инвестиций; организует правовое обеспечение и осуществляет методическое руководство в области приватизации, управления и распоряжения объектами федеральной собственности; обеспечивает защиту имущественных прав и интересов государства на территории Российской Федерации и за рубежом.

Госкомимущество России управляет и распоряжается имуществом, находящимся в федеральной собственности (Административное право Российской Федерации).

 

Тема 2.2.1 Жанры устной деловой речи. Подготовка к публичному выступлению

№ 36 Выполните тест.

 

1. Нормы сочетаемости нарушены в словосочетаниях:

а) нанести урон хозяйству;

б) держать ответственность перед товарищами;

в) способствовать победе;

г) планировать события.

 

2. Лексическое значение слова неправильно указано в примерах:

а) искусственный – имеющий отношение к искусству;

б) комплимент – лестное мнение, похвала;

в) сервис – набор посуды;

г) скаред – жадный человек.

 

3. Речевые ошибки допущены в предложении:

а) Сняв с себя в темноте верхнюю одежду, неожиданно зажёгся свет.

б) Не вслушиваясь в слова преподавателя, студент продолжал неправильно отвечать.

в) Чем больше денег, тем человек становится скупее.

г) Таких красивых туфель у меня никогда не было.

 

4. Слово употреблено в не свойственном ему значении в предложениях:

а) Человеческое общество исполнено противоречий.

б) Кавалькада автобусов двигалась по шоссе.

в) В анонсе научно-популярной передачи прозвучало много интригующего.

№ 37 Выпишите термины деловой речи, объясните их лексическое значение.

 

Профессиональное училище текстильной промышленности объявляет приём учащихся на 2010-11 учебный год. Училище готовит квалифицированных текстильщиц по специальностям: размотчицы пряжи на автоматах, прядильщицы для работы на скоростных прядильных машинах, ленточницы по обслуживанию скоростных ленточных машин, ленточницы по обслуживанию автоматических станков и швеи-мотористки.

Срок обучения по всем специальностям – 1 год.

В училище принимаются девушки в возрасте 15-20 лет с образованием 8-10 классов. Все принятые обеспечиваются общежитием, питанием, одеждой и льготным проездом согласно существующим нормам.

Для поступления в училище необходимо представить: заявление, документ об образовании, справку о состоянии здоровья, свидетельство о рождении или паспорт.

№ 38 Подготовьте устно рекламный текст о специальности, колледже, где вы обучаетесь. (???????)

 

№ 39Выберите вариант, соответствующий официально-деловому стилю.

1. Читатели, которые не сдали вовремя в библиотеку книги, не могут пользоваться библиотекой 10 дней.

2. Читатели, не сдавшие в срок взятые в библиотеке книги, лишаются права пользования библиотекой на 10 дней.

 

№ 40 Продолжите предложения, сохраняя стиль их изложения.

 

1. Учитывая слабую подготовку студентов по иностранному языку, комиссия рекомендует…

2. Руководствуясь указаниями комиссии, ректорат университета разработал план подготовки…

№ 41 Выберите из каждого ряда слова, уместные в деловой речи.

 

1) надо, необходимо, желательно, полезно, нелишне, невредно, хорошо бы, неплохо бы, целесообразно, нужно;

2) часто, нередко, сплошь и рядом, то и дело;

3) очень, совсем, совершенно, весьма, крайне;

4) абсолютно, чрезвычайно, сугубо;

5) коротенько, сжато, кратко, лаконично;

6) раньше, ранее, прежде;

7) даром, безвозмездно.

 

№ 42 Подберите к данным словам синонимы из слов, заключённых в скобки, определите, какие их них более уместны в деловой речи.

 

Очень (чрезвычайно, исключительно, максимально); быстро (незамедлительно, срочно, экстренно); сделано (выполнено, исполнено); осведомлён (извещён, информирован); напечатаны (изданы, опубликованы, выпущены); мудрёно (трудно, затруднительно).

 

№ 43 Выберите наиболее употребительные в деловой речи слова и составьте с ними предложения.

 

Всюду, повсеместно; невпопад, неуместно, некстати; бессистемно, беспорядочно, сумбурно; нельзя, запрещено, воспрещено, не разрешено.

 

 

№ 44 Прочитайте текст, проведите его стилистический анализ. Ответьте на вопросы и выполните задания, приведённые после текста.

 

Уважаемый Президент! Уважаемые депутаты!

Буду говорить только о состоянии культуры в нашей стране и, главным образом, о гуманитарной, человеческой её части. Я внимательно изучал предвыборные платформы депутатов… Меня поразило, что в подавляющем большинстве из них даже не было слова «культура»…

Между тем без культуры в обществе нет и нравственности. Без элементарной нравственности не действуют социальные законы, экономические законы, не выполняются указы и не может существовать современная наука.

Низкая культура нашей страны отрицательно сказывается на нашей общественной жизни, государственной работе, на наших межнациональных отношениях, так как национальная вражда одной из причин имеет низкую культуру. Люди высокой культуры не враждебны к чужой национальности, к чужому мнению.

1. Сформулировал ли оратор цель своего высказывания?

2. Учитывает ли он адресата речи?

3. Использует ли выступающий факты, цитаты?

4. Выскажите своё мнение на поднятую в выступлении проблему, сохраняя при этом стиль речи, заданный текстом.

 

№ 45 Ответьте на вопросы так, чтобы Ваш ответ являлся фрагментом из какого-либо официального документа: объявления, инструкции, справки.

1. Можно ли в метро заниматься коммерцией?

2. Заверит ли нотариус копию документа, если у меня нет с собой паспорта?

3. Шьют ли в ателье пальто из их материалов?

4. Мне могут поменять удостоверение, если нет новой фотографии?

№ 46.Оцените фактические сведения, приведённые в текстах, с точки зрения их полноты и конкретности. Отредактируйте данные отрывки.

1. Рассмотрев статью «Резервы животноводства», местная администрация выделила хозяйствам дополнительное количество запасных частей к доильным установкам, которое должно обеспечить выполнение взятых хозяйствами обязательств по поставкам.

Инженерной службе поручено принять меры по ремонту имеющихся доильных агрегатов. Ее работникам указано на недопустимость затягивания приведения оборудования ферм в технически исправное состояние.

Результаты работы инженерной службы будут обсуждены в ближайшие возможные сроки.

2. Начальник цеха оргстекла по результатам производственного
совещания разработал конкретные мероприятия по повышению трудовой дисциплины и улучшению качества продукции. Рас­сматривался вопрос о технике Артемьеве Н.И., игнорировавшем сигналы рабочих. Поставлен вопрос о понижении его по должнос­ти. Приказом начальника цеха объявлены выговоры Косых И.В. и Шарову М.Н. за систематические прогулы. Работники контрольной службы обязуются строже следить за качеством готовой продукции.

3. Обсудив заметку «Мостки под колесами», Управление дороги признает критику газеты правильной. На переходах через железнодорожные пути на указанных газетой станциях, при условии невнимательности со стороны отдельных пешеходов, действительно могут возникать технически и жизненно опасные моменты. Управлением дороги уже принято решение о строитель­стве на указанных станциях специальных переходов. В настоящее
время на переходах устанавливаются средства дополнительного освещения и оповещения.

№ 47 Отредактируйте текст. Найдите неудачные образные сравнения, речевые ошибки разного характера. Определите, насколько верно в данном выступлении раскрыт смысл фразы И. Шевелева: «В смутное время стоимость жизни повышается, цена жизни падает».

 

В годы, когда общество претерпевает политическое и экономическое преобразование, жизнь человека на фоне перемен смотрится песчинкой. Экономическая сторона жизни возрастает. Духовная же в погоне низко падает. Если в былые времена человек имел вес в обществе, то в реальности он выступает как один их немногих.

В период перестройки в нашей стране вышли наружу все нарывы прошлого. Буйным цветом расцвёл криминальный мир из-за неустойчивости экономической ситуации. Человеческая жизнь воспринимается как трамплин для зарабатывания денег. Духовная сторона никого не волнует. Деньги захватили умы людей.

Идеальные ценности для человека сменились. Поэтому мало кого заботит, что у человека внутри. От этого противопоставления общества и человека человек часто ломается. Затем происходят с ним разные вещи.

Но хочется верить, что национальные духовные ценности будут возрастать, а с ними возрастёт и ценность жизни человека.

 

АУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 2 – 2 балла

(составление плана публичного выступления)

№ 1 Изучите специфику подготовки текста публичного выступления.

 

1. Пункты плана выступления формулируются в виде заголовков и располагаются в последовательности, соответствующей изложению материала.

2. Ценным вспомогательным материалом, позволяющим сделать выступление более убедительным, являются документы, цифры, примеры, цитаты.

3. План выступления, содержащего анализ проблемы, должен включать:

а) описание рассматриваемой проблемы или явления;

б) объяснение причины возникновения проблемы;

в) место данного явления в системе других явлений – закономерно оно или случайно;

г) взаимосвязь и взаимодействие различных сторон этого явления;

д) перспектива развития явления и разрешение проблемы;

е) практический вывод или предложения по решению проблемы.

№ 2 Используя материал упражнения № 1, составьте план выступления на тему «Совершенствование речи современного специалиста».

 

Внеаудиторная самостоятельная работа № 6 (составление текста публичного выступления) – 2 балла

 

Задание. Напишите текст публичного выступления на тему «Совершенствование речи современного специалиста».

 

Тема 2.2.2 Приёмы выразительности устной речи

 

№ 48. Укажите устно случаи не мотивированного контекстом нарушения благозвучия. Чем вызвана неблагозвучность предложений? Выправьте письменно текст, устранив неблагозвучие речи.

 

1. Вокруг плещутся красные полотнища флагов. 2. Из-за засухи урожай был плохим. 3. Из-за занавески выглядывало девичье лицо. 4. Он собирался закончить работу к концу дня. 5. Примеров, подобных приведённому, можно привести много. 6. О всём этом он знал. 7. Мы применяем передовые приёмы приёмки белья. 8. Изображения русских писателей-классиков, изготовленные изо-студией, были выполнены безвкусно. 9. О орфографии и орфоэпии речь пойдёт на следующем занятии. 10. В введении автор вводит читателя в курс современных проблем биохимии.

 

№ 49Устранить ошибки, заменив устаревшие слова и выражения словами и оборотами современного литературного языка.

 

1. Вышеупомянутые в акте предметы пришли в полную негодность и подлежат списанию. 2. В результате проверки комиссия пришла к нижеследующим выводам. 3. Выявленные недочёты устранить незамедлительно, ибо нарушение правил техники безопасности может привести к несчастным случаям. 4. В связи с намечающейся в ноябре месяце сего года реконструкцией мастерской потребуется новое оборудование, коим убедительно просим обеспечить нас своевременно. 5. Мы, нижеподписавшиеся, даём настоящую подписку в том, что к началу проведения инвентаризации все необходимые документы были сданы в бухгалтерию. 6. Расписка дана настоящая в том, что я, Пехтерев Ю.М., мастер участка, 17 мая сего года получил инвентарь.

 

№ 50 Прочитайте и укажите, какие ошибки допущены в данных предложениях. Перепишите, заменяя, где необходимо, однокоренные или повторяющиеся слова синонимами.

 

1. В повести мы часто встречаем описание природы. С замечательным мастерством писатель описал грозу. 2. Чацкий хорошо понимает, что понимает Фамусов, говоря: «Поди-тка послужи!» 3. В образах, изображённых писателем, ясно отразились черты действительных участников борьбы с оккупантами. 4. В комедии «Ревизор» Гоголь нарисовал жизнь уездного городка. Писатель сатирически рисует быт и нравы чиновничьей среды. Он рисует круг интересов чиновников, рисует их отношение к службе, государству, народу. Речь действующих лиц точно характеризует их характеры.

 

№ 51 Какие элементы официально-делового стиля встречаются в данном отрывке? Какую деловую бумагу можно было бы составить на основании имеющихся в тексте данных?

 

1. Чичиков выпустил из рук бумажки Собакевича, который, приблизившись к столу и накрывши их пальцами левой руки, другою написал на лоскутке бумаг, что задаток двадцать пять рублей государственными ассигнациями за проданные души получил сполна. Написавши записку, он пересмотрел ещё раз ассигнации (Н.В. Гоголь).

 

2. Синцов присел у печки и, развернув тетрадный листок, при слабом, догорающем свете прочёл первые строчки: «Я, Малинин Алексей Денисович, член ВКП (б) с 1919 года, настоящим сообщаю своё мнение…»

Синцов дочитал до конца, до слов, которых в мирное время, наверное, трудно было дождаться от Малинина: «Могу лично подтвердить его прошлое только с октября сего года, но ручаюсь за него, как за самого себя», - снова сложил бумажку вчетверо, засунул в карман гимнастёрки и, услышав, как по улице прогромыхал танк, вышел на воздух (К. Симонов).

 

№ 52 Прочитайте соблюдая правильное ударение

 

Агент, алфавит, апостроф, аргумент, афера, бытие, гастрономия, заголовок, избранник, квартал, кинематография, некролог, обеспечение, приговор, партер, ракушка, свекла, танцовщица, щавель, эксперт, заговор, диспансер, дефис, демократия, бюрократия, нефтепровод, водопровод, газопровод, статуя.

 

№ 53 Укажите место ударения у существительных в форме родительного падежа.

 

Графу, страну, нору, доску, цену, зиму, пору.

 

№ 54 Укажите место ударения у существительных 3-го склонения в форме родительного падежа множественного числа

 

Ведомостей, отраслей, плоскостей, прибылей, повестей, скоростей, местностей, должностей, новостей, площадей, почестей, радостей, степеней, четвертей.

 

№ 55 Образуйте от данных слов существительные в форме именительного падежа множественного числа.

 

Директор, доктор, фельдшер, шофёр, бухгалтер, повар, корректор, паспорт, клапан, штемпель, договор, якорь, корм, кузов, инспектор, профессор, инженер, сторож, редактор, пекарь, отпуск, лектор, том, трактор, приговор, выбор, фронт, цех.

 

№ 56 Укажите место ударения в прилагательных.

 

Августовский, безудержный, зубчатый, налоговый, озлобленный, рысистый, балованный, валовой, кухонный, обетованный, оптовый, сметливый.

 

№ 57 Укажите место ударения в наречиях.

 

Завидно, изредка, мастерски, надолго, поедом, щегольски, задолго, издавна, наголо, поутру.

 

№ 58 Выпишите слова иноязычного происхождения, в которых перед гласным Е согласный произносится: а) твёрдо; б) мягко.

 

Адекватный, агрессия, антенна, бассейн, дельты, детектор, декада, кодекс, депеша, конгресс, компьютер, модель, консервативный, синтетика, резюме, регресс, пресса, прогресс, стенд, тенденция, теннис, рейс, стратегия, тенор, цитадель, шоссе, эстетика.

 

№ 59 Определите падежную форму управляемого существительного.

 

1. Согласно распоряжени… директора работа должна быть выполнена в указанные сроки. 2. Благодаря использовани… эффективных методов работы задание было выполнено досрочно.

 

№ 60 Отредактируйте предложения.

 

1. Благодаря сильным заносам автобусное движение временно прекращено. 2. Сегодня библиотека закрыта благодаря инвентаризации. 3. Я не посещал институт в течение месяца благодаря болезни.

 

 

№ 61 Найдите тропы (эпитет, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, аллегория, ирония и пр.). Укажите, с какой целью использованы писателями лексические средства выразительности.

 

1. Тогда божественны науки чрез горы, реки и моря в Россию простирали руки… (Лом.). 2. Ты всё пела? - Это дело (Кр.). 3. Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость. 4. … Меж тем как сельские циклопы перед медлительным огнём Российским лечат молотком изделье лёгкое Европы, благословляя колеи и рвы отеческой земли (П.). 5. Всё спит - и человек, и зверь, и птица. 6. Если будете подходить к площади, то, верно, на время остановитесь полюбоваться видом: на ней находится лужа, удивительная лужа! единственная, какую только вам удавалось видеть! Она занимает почти всю площадь. Прекрасная лужа! (Гоголь). 7. Коса её развилась и тёмной змеёй упала на плечо. 8. Дуняша посматривала на него, пробегая мимо перепёлочкой (Тург.). 9. По её бледному лицу бегали розовые пятна, а в каждом пятне сидела злоба (Чехов). 10. Занавеска ластится о плечо. 11. Тараторят колёса поезда. 12. Сверкнули косые и упругие прутья ливня. 13. Ветер мёл по дороге лохмотья пыли. (Антонов). 14. Стоит домик на курьих ножках (Из сказки).

 

№ 62Выразительные средства языка оживляют нашу речь, делают ее более эмоциональной. Справедливо ли это мнение применительно к стилю деловой речи? Прочитайте и определите, можно ли считать деловым документом заявление, приведенное ниже.

 

Определите стиль речи. Назовите жанр. От какого лица ведется повествование?

Найдите нарушения общепринятых языковых норм:

а) в подборе слов (их уместность, точность, соответствие данному стилю);

б) в сочетании слов;

в) в образовании форм слова; г) в построении предложения.

Укажите элементы официально-делового стиля, явно не соответствующие изображаемой ситуации, создающие комический эффект.

 

Заявление

Состоя во вверенной вам канцелярии, сообщаю, что, возвра­щаясь вчера после трудового дня, я был остановлен каким-то со­циально-опасным преступником, который, подойдя ближе, велел снять зимнее с барашковым воротником пальто.

Удивившись наглому требованию, я удивленно посмотрел, за­явив, что при мне нет казенных денег, а если бы они и были, то я не отдал бы и лучше смерть.

Тогда взбешенный неудачей преступник снова велел снимать единственное пальто. Не растерявшись и сняв пальто, я остался в одном легоньком пиджаке, каждую минуту рискуя простудиться и тем самым манкировать в дальнейшем службой.

Сняв с меня еще и галоши государственной резиновой фабрики — и, так сказать, народное достояние, — преступник обратился в бегство.

Закричав через полчаса о помощи, я был поднят прохожим и отвезен домой.

Оставшись в настоящее время совершенно раздетый вместе с моей престарелой матерью и не надеясь на бога как на религи­озный предрассудок, я обращаюсь с покорнейшей просьбой о вы­даче мне из казенных сумм субсидии на предмет покупки зимнего пальто хотя бы без воротника.

Конст. Печенкин.

1. Узнали ли вы «героя» рассказа М. Зощенко «Три документа»? Прочитайте этот рассказ, чтобы узнать до конца историю.

2. Объясните особенности использования автором языковых средств.

3. Попытайтесь перестроить приведенные предложения, согласуя их с литературной нормой, и проанализируйте их с точки зрения особенностей лексики, синтаксиса, морфологии.

 

АУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 3 – 2 балла

(тестовое задание на определение средств выразительности)

 

1. «Все флаги в гости будут к нам» (А.С. Пушкин) – пример:

а) метонимии;

б) метафоры;

в) антитезы.

 

2. «Не жалею, не зову, не плачу…» (С.А. Есенин) пример:

а) метонимии;

б) метафоры;

в) градации.

 

3. «Смерть и бессмертье, жизнь и погибель и деве и сердцу ничтожно…» (М.Ю. Лермонтов) - пример:

а) градации;

б) антитезы;

в) оксюморона.

 

4. «Будь счастлива несчастием моим…» (М.Ю. Лермонтов) – пример:

а) антитезы;

б) оксюморона;

в) метафоры.

 

5. Образность четверостишия Н.А. Некрасова «Ниже тоненькой былиночки// Надо голову клонить, // Чтоб на свете сиротиночке// Беспечально век прожить» построена на использовании:

а) гиперболы;

б) антитезы;

в) литоты.

 

6. Выделенные слова в четверостишии А.С. Пушкина «По дороге зимней, скучной// Тройка борзая бежит,// Колокольчик однозвучный// Утомительно гремит…» - примеры:

а) сравнений;

б) эпитетов;

в) олицетворений.

 

7. «Ну, скушай же ещё тарелочку, мой милый!» (И.А. Крылов) – пример:

а) гиперболы;

б) метонимии;

в) метафоры.

 

8. «…Млечный Путь вырисовывается так ясно, как будто его перед праздником промыли и протёрли снегом» (А.П. Чехов) пример:

а) метафоры;

б) сравнения;

в) олицетворения.

 

9. «Гром из-за тучи, зверея, вылез, громадные ноздри задорно высморкал» (В.В. Маяковский) – пример:

а) гиперболы;

б) метафоры;

в) олицетворения.

 

10. «Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину?» (Н.В. Гоголь) – пример:

а) олицетворения;

б) метонимии;

в) аллегории.

 

Тема 2.2.3 Реализация черт официально-делового стиля в проведении телефонных переговоров

№ 63 Определите, в какой сфере и при каких условиях используются данные фразы в телефонном общении.

 

«Спасибо за заказ», «Я рад, что мы смогли помочь Вам», «Очень приятно было поговорить с Вами», «Спасибо за звонок», «Звоните нам в любое время», «Если у Вас возникнут ещё вопросы, пожалуйста, звоните», «Спасибо, что обратились в нашу компанию».

 

№ 64 Составьте несколько «устных картинок» при описании Вашего товара или услуг.

№ 65Разбейтесь на пары и проведите «телефонные переговоры» в следующих ситуациях:

 

- поликлиника;

- редакция газеты;

- учебное заведение;

- милиция;

- сберегательный банк;

- иностранное консульство;

- жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ);

- магазин.

Условия: тема разговора произвольна; разговор должен быть проведён грамотно, необходимо использовать в нём минимальное количество слов.

 

Внеаудиторная самостоятельная работа № 7 (составление телефонных диалогов) –

Балла

Задание. Разбейтесь на пары. Продумайте и запишите 3 последовательных (логически связанных) вопроса и 3 ответа в следующих ситуациях:

 

- детский сад;

- прачечная;

- зоопарк;

- автосервис;

- ботанический сад;

- дворец культуры;

- кинотеатр.

 

Инсценируйте диалог по телефону, обходясь минимальным количеством слов.