Рождение Вселенной из «ничего»

Излагаются основные идеи квантовой космологии. В которой правомерно ставить вопрос о рождении Вселенной «из ничего», точнее – из вакуумных колебаний всех физических полей, включая гравитационные. Отмечается, что в начальном состоянии, рассматриваемом в такой модели, не было реальных частиц, реального метрического пространства и времени. // Необходимым условием такого процесса является замкнутость (трехмерного) мира, так как лишь в этом случае может быть конечной амплитуда вероятности рождения трехмерной геометрии из вакуума колебаний. Полная масса замкнутого мира равна нулю, потому что масса вещества в нем уравнивается отрицательной гравитационной энергией. Полный заряд такого мира тоже равен нулю. // На основании сказанного автор приходит к выводу, что рождение замкнутого мира не нарушает законов сохранения энергии и заряда.

15. Подчеркните типичные для текста реферата обороты речи. Исправьте речевые ошибки:

В статье «Роберт Кох. Страницы жизни», написанной доктором медицинских наук Т. Голубевой, речь идет об известном немецком микробиологе, ученом Р. Кохе. Автор рассказывает о жизни этого человека, о его больших достижениях, сделанных в науке, таких как открытие возбудителя холеры, называемого запятой Коха. Делает открытие о природе возникновения сибирской язвы, буквально поразившее весь мир. Автор подчеркивает, что Р. Кох делает все достижения в лабораториях, совершенно лишенных условий для нормальной научной работы, и доходит до всего сам. Голубева отмечает, что после того, как Р. Кох стал известным человеком, он стал высокомерным и циничным, но коллеги все равно его уважали. Таким образом, автор хочет показать, как много человек может достичь даже в условиях, на первый взгляд, не пригодных для научных открытий, и подчеркивает, как важно остаться самим собой.

16. Замените в данных предложениях, указывающих на тему работы, выделенные словосочетания глаголами:

Образец: статья носит название «Рождение Вселенной из «ничего». – Стаьья называется «Рождение Вселенной из «ничего».

А. В статье дается анализ существующих гипотез о происхождении Вселенной.

Б. В книге дается обобщение результатов исследования космического пространства.

В. В работе дается описание экспериментальной установки.

Г. В первой главе монографии дается изложение различных точек зрения по данному вопросу.

17. Прочитайте микротекст. Выделите в прочитанном микротексте основные положения и сформулируйте их в стиле информационного реферата. Используйте при этом:

а) переходные глаголы рассмотреть, освещать, поднимать, затрагивать (вопрос, проблему), используя в качестве субъекта существительные автор, исследователь, диссертант, аспирант. Образец: Автор рассматривает вопрос о свойствах жидкости;

б)непереходные глаголы рассматриваться, говориться, анализироваться и существительные с предлогом типа в статье, в работе, в монографии, в книге. Образец: В статье рассматриваются изотропные и анизотропные жидкости;

в) краткие страдательные причастия показано, указано, выявлено, уточнено, уделено большое внимании, а также существительные с предлогом типа в статье. Образец: В статье уделено большое внимание мезофазам.

Наиболее типичным свойством жидкости является ее изотропность, т.е. одинаковость свойств во всех направлениях. Одинаковы теплопроводность, механические свойства, скорость распространения различных волн (упругих и электромагнитных) и т.д. Около ста лет тому назад были открыты жидкости, не обладающие изотропностью, - так называемые анизотропные жидкости. С тех пор было найдено (и создано искусственно) огромное число таких жидкостей. Главной их особенностью является то, что в одних направлениях они обладают свойствами кристаллов (например, периодичностью внутренней структуры), а в других – нет. Это жидкие кристаллы. За совмещение таких, казалось бы, несовместимых свойств, как текучесть и упорядоченность, они получили название мезофаз («мезо» означает промежуточный, т.е. промежуточных фаз).

18. Аргументируйте позицию автора в данных микротекстах ссылками на приведенные им примеры или проведенные эксперименты. Используйте глаголы приводить, иллюстрировать, подтвердить, аргументировать.

Образец: Автор обращает внимание на некоторые экспериментальные состояния вещества. В качестве примера он приводит плазму как состояние вещества, совершенно специальное и обладающее уникальными свойствами.

А. Очень кратко остановимся на в каком-то смысле экстремальных состояниях вещества. При нагревании газа кинетическая энергия его молекул растет и может оказаться порядка энергии ионизации атомов. Тогда при столкновении молекул друг с другом атомы могут ионизироваться, и мы получим смесь нейтральных и заряженных (положительно и отрицательно) частиц. Очень важно, что количество положительных и отрицательных зарядов всегда одинаково, так что в целом газ электронейтрален. Это плазма, совершенно специальное и обладающее уникальными свойствами состояние вещества.

Б. Получение при охлаждении данной жидкости кристалла или металла во многом зависит от скорости охлаждения. Например, для получения аморфных металлов скорость охлаждения должна быть колоссальной (расплавленный металл разбрызгивают на охлажденную жидким азотом поверхность). Но это не единственное условие. Например, из глицерина, как ни старайся, кристалл не получится (причина этого на сегодня не совсем ясна).

В. При движении тела относительно вращающейся системы отсчета, кроме центробежной силы инерции, проявляется еще одна сила, называемая силой Кориолиса, или кориолисовой силой инерции. Появление кориолисовой силы можно обнаружить при проведении следующего опыта. Возьмем горизонтально расположенный диск, который может вращаться вокруг вертикальной оси. Прочертим на диске радиальную прямую ОА. Запустим в направлении от О к А шарик со скоростью V. Если же диск привести во вращение в направлении, указанном на рисунке стрелкой, то шарик будет катиться по изображенной пунктиром кривой ОВ, причем скорость его относительно диска V будет изменять свое направление. Следовательно, по отношению к вращающейся системе отсчета шарик ведет себя так, как если бы на него действовала сила Fk, перпендикулярная скорости V.

19. Прочитайте несколько выводов из разных работ. Оформите их в стиле информационного реферата:

Образец: Таким образом, наблюдения за вращением плоскости качаний маятника (маятники, предназначенные для этой цели, называются маятниками ФУКО) дают непосредственное доказательство вращения Земли вокруг своей оси. – На основании приведенных наблюдений автор приходит к выводу о вращении Земли вокруг своей оси.

А. Приведенное уравнение дает возможность установить движение центра масс твердого тела, если известна масса тела и действующие на него силы. В случае поступательного движения это уравнение будет определять ускорение не только центра масс, но и любой другой точки тела.

Б. Следовательно, изменение момента инерции влечет за собой соответствующее изменение угловой скорости. Этим объясняется обычно демонстрируемое явление, заключающееся в том, что человек, стоящий на вертящейся скамье, разводя руками в стороны, начинает вращаться медленнее, а прижимая руки к туловищу, начинает вращаться быстрее.

20. Прочитайте отрывки из рефератов, содержащие оценку высказанных авторов положений. Замените в них выделенные конструкции синонимичными:

А. Автор с неодобрением отзывается о «массе методических рекомендаций в помощь руководителям семинаров», в большинстве которых советуется в конце занятий «подвести итог и дать правильный ответ».

Б. Прежде всего необходимо поддержать выступление автора против игры в дискуссию, когда внешняя «форма (вопрос) ответ – вопрос – ответ» не выражает подлинной сути спора. Резко выступает автор против дискуссий, построенных по типу «наши» против «ихних».

В. В статье не был практически рассмотрен вопрос о роли проблемы в дискуссии. Между тем эта роль огромна. Только острая, антиномическая постановка проблемы в состоянии дать активный толчок мышлению.

Г. Автор считает, что тон дискуссии должно создавать решение экономических проблем. Я придерживаюсь другого мнения. Молодежный диспут не следует подчинять своеобразному «экономическому детерминизму». Решаемые проблемы могут быть самыми разнообразными.

21. Включите в приведенный реферат на месте пропусков возможные средства оценки: