Вытеснение нефти пеной

В повышении извлечения нефти из неоднородных пластов, насыщенных высоковязкой нефтью, перспективно использование пен в качестве вытесняющего агента. Изучение пенообразования в свободном объеме показало, что процесс этот сложен, так как зависит от многих факторов. Еще более сложен процесс перемещения пены в пористой среде, где она контактирует с породой, нефтью, пластовой водой, подвергается воздействию давления, температуры и т.п.

Пена является хорошим вытесняющим агентом, так как кажущаяся вязкость ее во много раз больше, чем у воды. Это повышает эффективность вытеснения нефти пеной по сравнению с водой. Для приготовления пены расходуется от 0,2 до 1% (от веса жидкости) пенообразующих ПАВ, в то время как другие методы повышения вязкости воды, например, добавка крахмала требует значительных количеств необходимых материалов.

Наличие ПАВ в пене способствует улучшению ее нефтевымывающих свойств. Так как пузырьки пены контактируют с породой только в отдельных точках, адсорбация ПАВ породой протекает менее активно.

Особенно интересное и важное свойство пены – изменение ее кажущейся вязкости в зависимости от диаметра капилляра. Это означает, что градиенты давления, необходимые для перемещения пены, будут большими для высокопроницаемых прослоев пласта и меньшими для малопроницаемых зон. Эта особенность пен обеспечивает более равномерное вытеснение нефти из неоднородных пластов.

Опытами установлено, что вязкость пены почти прямо пропорциональна диаметру парового канала. Объясняется это тем, что отдельные пузырьки пены занимают почти все поперечное сечение парового канала и движутся как пластическое твердое тело. При таком движении сопротивления возникают только от трения наружной поверхности и, следовательно, зависят от диаметра последнего.

Процесс вытеснения нефти пеной можно представить следующим образом. При закачке пены в пористую среду пузырьки ее проходят сначала в наиболее крупные паровые каналы, для которых входные сопротивления минимальны. По мере заполнения крупных пор пузырьками пены давления, необходимые для проталкивания ее далее по пласту, быстро возрастают, так как пена имеет повышенную вязкость в крупных каналах. Рост давления приводит к тому, что пена начинает вступать во все меньшие по диаметру поры и постепенно все сечение пласта заполняется ею.

Когда вокруг забоя скважины образуется оторочка из пены, ее проталкивают далее в пласт путем закачки газа. Как показали опыты, перемещать оторочку из пены по пласту более целесообразно газом, а не водой, так как последняя как бы просачивается через слой пены, не перемещая ее.

При перемещении пены происходят два противоположных процесса – разрушение и укрупнение пузырьков вследствие коалесцепции и адсорбации пенообразующего вещества породой и давления пузырьков при прохождении или сужении паровых каналов. Баланс этих различных процессов и наиболее длительное существование и перемещение пены достигаются при пенах средней стабильности. Чрезмерно стабильные пены, образованные высокоактивными пенообразователями, быстро закупоривают пористую среду, и перемещение оторочки из пены прекращается. Нестабильные пены также неэффективны из-за быстрого их разрушения.

При закачке пены повышается коэффициент охвата пласта вытеснением вследствие повышения фильтрационных сопротивлений в высокопроницаемых зонах пласта, куда в первую очередь проникает пена. Исследования показали, что при вытеснении нефти пеной, образуемой газом в растворах сульфаната натрия, фильтрационные сопротивления возрастают в несколько раз. При этом степень снижения проницаемости для воды после прокачки пены существенно зависит от свойств нефти и абсолютной проницаемости пористой среды. Этими исследованиями было также установлено, что пена на основе испытанных ПАВ оказывается нестабильной в присутствии нефти.

6. Проанализируйте характер синтаксических и лексических исправлений в примерах правки научного текста; объясните причины стилистических исправлений. На основе сопоставления вариантов сделайте выводы об особенностях синтаксического строя научной речи:

Неотредактированный вариант Отредактированный вариант
I. 1. То, что изомерные дитетраалкибензолы имеют различные молекулярные рефракции, не согласуется с представлениями этого ученого. I. 1. Различие молекулярных рефракций изомерных ди- и тетраалкибензолов не согласуется с представлениями этого ученого.
2. Из таблицы ясно, что в 37 из 49 случаев зафиксировано образование соединений типа М2О3. 2. Согласно табл. 1, в 37 из 49 случаев установлено образование соединений типа М2О3.
3. Когда мы систематизируем химические вещества, тогда химический подход будет совершенно правомерен, но когда мы систематизируем структурные типы, то от химического принципа следует совершенно отказаться. 3. При систематизации химических веществ химический подход совершенно правомерен, но при систематизации структурных типов от химического принципа следует совершенно отказаться.
4. Нельзя не учитывать и того обстоятельства, что проведение исследований целинной фауны необходимо также для того, чтобы сохранить для будущих поколений точные данные о животном населении этих природных ландшафтов. 4. Проведение исследований целинной фауны необходимо также для того, чтобы сохранить для будущих поколений точные данные о животном населении этих природных ландшафтов.
5. Сохраняется дорсальная крышка, расширенная в передней части так, что крыловидные отростки лишь слегка прикрывают боковые части головы. 5. Сохраняется дорсальная крышка, крыловидные отростки которой лишь слегка прикрывают боковые части головы.
6. Весьма интересно то, что величины ЭО стремятся по мере уменьшения ЭО адденда (галоген, кислород) к высоким значениям. 6. Весьма интересно то, что по мере уменьшения ЭО адденда (галоген, кислород) величины ЭО металлов стремятся к высоким значениям.
7. Полосы сближаются между собой. 7. Полосы сближаются.
8. Был намечен целый ряд экспедиций. 8. Был намечен ряд экспедиций.
9. Кристаллогидраты азотно-кислого уранил-нитрата представляют собой своеобразную группу соединений. 9. Кристаллогидраты уранил-нитрата представляют своеобразную группу соединений.
10. Три года тому назад состоялась первая конференция. 10. Три года назад состоялась первая конференция.
II. 1. Одному из замечательных русских зоологов позапрошлого столетия принадлежит это открытие. II. 1. Это открытие принадлежит замечательному русскому зоологу XIX века.
2. По-новому изложен весь вопрос об экскреции. 2. По-новому изложен вопрос об экскреции.
3. Кривые, изображенные на рисунке, показывают, что процесс протекает прерывисто. 3. Кривые на рисунке показывают прерывистое протекание процесса.
4. Результаты, полученные в анализе, приведены в таблице. 4. Полученные результаты приведены в таблице.
5. Рассматривая кривые, отображающие сезонные колебания среднего веса птиц, можно видеть, что они имеют индивидуальный характер. 5. Кривые, отображающие сезонные колебания среднего веса птиц, имеют индивидуальный характер.
6. Отдельные орбиты как кислорода, так и рения могут входить во взаимные комбинации. 6. Отдельные орбиты кислорода и рения могут входить во взаимные комбинации.
7. Наибольшее число докладов, именно 75, было посвящено биологической борьбе. 7. Наибольшее число докладов (75) было посвящено биологической борьбе.
8. Как показали наблюдения, благодаря авиаопыливанию удалось получить хорошие результаты. 8. Благодаря авиаопыливанию удалось получить хорошие результаты.
9. Истинной ячейкой может быть моноклинная ячейка. 9. Истинной может быть моноклинная ячейка.
10. На рисунке показана зависимость коэффициента от радиуса иона. В этой зависимости обнаруживаются некоторые закономерности. 10. На рисунке показана зависимость коэффициента от радиуса иона, в которой обнаруживаются некоторые закономерности.
11. Распространены представители этого комплекса в прибрежных водах Северной Атлантики. 11. Представители этого комплекса распространены в прибрежных водах Северной Атлантики.

7. Проанализируйте отрывок из студенческой курсовой работы, посвященной проблеме связи заголовка и текста. Соответствует ли язык сочинения нормам научного стиля? На основании анализа проведите правку текста:

Заголовок, будучи неотъемлемой частью газетных публикаций, определяет лицо всей газеты. Сталкиваясь с тем или иным периодическим изданием, читатель получает первую информацию о нем именно из заголовков. На примере газеты «Спорт – экспресс» за апрель – май 1994 г. я рассмотрю связь: заголовок – текст, ведь, как говорится в народной мудрости «встречают по одежке, а провожают – по уму». Но даже при наличии прекрасной одежки (заглавий) и величайшего ума (самих материалов) стилистическая концепция газеты будет не полной, если будет отсутствовать продуманная и логичная связь между содержанием и заголовком. Итак, стараясь выбрать наиболее продуманные заглавия, я попытаюсь проследить за тем, по какому принципу строится связь между содержанием и заголовком самой популярной спортивной газеты России «Спорт – экспресс». А к тому же я остановлюсь и на классификации заголовков по типу их связей с газетным текстом вообще.

Для справки:

I. Схема построения вводной части научного произведения (курсовой и дипломной работы, проблемной статьи и т.п.):

1. Обоснование темы и актуальности научного исследования.

2. Характеристика имеющихся на эту тему работ, теорий; историография вопроса.

3. Формулировка цели и задач работы.

4. Выделение конкретного вопроса (предмета исследования).

5. Выдвижение гипотезы.

6. Обоснование использования избранной теории; описание методов, используемых в процессе исследования.

Введение (вводная часть) должно быть кратким и точным.

При формулировании цели можно использовать такие стереотипы: раскрыть специфику; выявить закономерности (выявление закономерностей); создать типологию (создание типологии); объяснить явление; описать функции (описание функций); Разработать модель (разработка модели); охарактеризовать систему; обобщить факты; систематизировать элементы (систематизация элементов).

II. Схема построения заключительной части научного произведения:

1. Краткое изложение научного исследования.

2. Окончательная формулировка выводов.

III. Основная частьтекста курсовой, дипломной работы членится на главы в соответствии с задачами работы. Каждая новая мысль оформляется в новый абзац.

Выполнить анализ научного текста по Вашей специальности (основная цель – показать знание основных особенностей научного стиля и умение видеть эти особенности в конкретных научных текстах).

План анализа научного текста

1. Сфера функционирования научного текста.

2. Жанр анализируемого текста и подстиль, к которому он относится.

3. Анализ лексики научного текста.

4. Выявление морфологических и словообразовательных особенностей текста.

5. Анализ синтаксических конструкций.

6. Выводы.

Любые указания на лексические, морфологические и синтаксические особенности научной речи обязательно должны сопровождаться несколькими примерами из анализируемого текста!

Разъяснения по анализу научного текста:

Область применения научного стиля речи – это наука. В данной сфере общественной деятельности язык функционирует прежде всего как средство сохранения и передачи научного знания. Современное общество с его высоким уровнем развития науки и техники выдвигает требования к совершенствованию научного стиля, расширению его информативных возможностей.

Принципы объективности, абстрактности и логичности характеризуют важнейшие стилистические качества научной речи: безличность (бессубъектность), обобщенность (отвлечение от частных, несущественных признаков) и подчеркнутую логичность изложения, которые и определяют выбор языковых средств.

Лексика научной речи:

1. Специальная научная и терминологическая лексика;

2.Общеупотребительные слова и выражения, которые составляют основу любой функциональной разновидности языка;

3. Абстрактная лексика;

5. Номенклатурные наименования;

6. Аббревиатуры и символические обозначения;

7. Фразеологизмы, которые в научной речи призваны выражать логические связи и подчеркивать последовательность изложения.

Конкретная лексика в научной речи зачастую приобретает абстрактно-отвлеченное значение, а общеупотребительная лексика используется в терминологической функции. Эмоционально и оценочно окрашенная лексика в научном стиле речи практически не употребляется.

Морфологические и словообразовательные особенности научной речи:

1. Преобладание именных частей речи ( имя существительное составляет приблизительно 50% от всех лексем других классов);

2. Широкое использование в качестве связочных глаголов с ослабленной семантикой (быть, состоять, казаться, считаться, отличаться, претерпевать и т.д.);

3. Активность родительного падежа имени существительного;

4. Образование новых слов путем словосложения, а также с использованием интернациональных словообразовательных моделей;

5. Широкое использование имен существительных, обозначающих понятия признака, движения, состояния, изменения, на –ние, -ство, -ость, -ие, -ка, -ция, - (изи)фикация и др.;

6. Использование отыменных прилагательных на – ический, - альный, - ительный, - енный, отглагольных бессуффиксных существительных и существительных на – тель, обозначающих инструмент, орудие и производителя действия;

7. Активность субстантивированных форм типа кривая, касательная;

8. Использование составных предлогов (в связи с тем что, в качестве).

Особенности синтаксиса:

1. Широкое использование простых распространенных предложений разных типов (прежде всего, двусоставных предложений, осложненных причастными и деепричастными оборотами, обособленными определениями и вводными конструкциями);

2. Преобладание сложноподчиненных предложений с различными типами придаточных;

3. Замена определенно-личных форм сказуемых обобщенно-личными и безличными формами.