Е) Антонимы

1. Подберите к следующим словам пары с противоположным значением:

Счастье, подъем, безделье; здоровый, отдохнувший; работает, стареет, живет, выздоравливает; любовь, дружба, доброта, уныние, ложь, черствость, нежность; хороший, трезвый, чистый, тупой, прямой, полезный, умный, сладкий, мягкий; све, шум, ветер; светлый, шумный; темнеет, расцветает; весна, ум, мрак, холод, богатство; брать, встать, купить, заснуть, надеть.

2. Устраните ошибки, связанные с немотивированным использованием слов, противоположных по значению:

1. Силясь побороть слабость, она шла вперед. 2. Скромность взяла верх, и он не вошел в комнату, а сошел вниз по ступенькам. 3. Молодой человек вошел в комнату, где сидел старый человек. 4. Отсутствует наличие стульев. 5. Скрытые в земле ископаемые еще не открыты. 6. Недостоверные факты должны нас настораживать. 7. Он открыто признался в том, что было скрыто от нас. 8. Бездействие может привести к аварии, так же как и неправильное действие.

Для справки:

Антонимы- слова с противоположными значениями. Например: светлый - темный, наслаждаться - страдать, праздники - будни.

Обобщающее задание:

Исправьте предложения и объясните харак­тер каждого лексического недочета(употребление слова без учета присущего ему в литературном языке значения; логическая несочетаемость (алогизм); сти­левой разнобой; нарушение привычной сочетаемости; неправильное употребле­ние многозначных слов и слов, имеющих омоним; смешение паронимов; плеоназмы; анахронизмы; немотивированное употребление иноязычных слов; употребление речевых штампов, канцеляризмов; немотивированное использование слов, имеющих ограниченную сферу функционирования; искажение и контаминация фразеологизмов):

Вариант 1

1. Неустанная любовь художника к пейзажу известна всем.

2. Этот человек был полный невежа в искусстве.

3. Нам нужно взаимно помогать друг другу, взаимно поддерживать друг друга.

4. Я согласился на это скрипя сердцем.

5. Закопчённое копотью окно избушки не пропускало даже яркого солнечного света.

6. Студенты прослушали лекцию о творчестве И. Бунина.

7. Эти стихи я очень хорошо выучил назубок.

8. В заключение рассказчик рассказал нам очень смешную историю.

9. Этот человек произвёл на меня большое воздействие.

10. Он заполнил анкету, написал свою автобиографию и сдал все документы.

11. Руководитель должен во всём показывать образец своим подчинённым.

12. Синтаксис энциклопедических статей отличен от других научных статей.

Вариант 2

1. За торт можно оплатить в первой кассе.

2. Подул сильный ветер, но тем не менее, однако, дождь не прекратился.

3. Первая премьера этого балета состоялась в Риге.

4. Ранние произведения поэта понятливы и доступны каждому.

5. В этих событиях важную скрипку играют военные.

6. Победители олимпиады были награждены памятными наградами.

7. Они твердо верили в неминуемую победу.

8. Взгляд Евгения пылал огненным пламенем.

9. Мы оснастились рыболовными снастями и отправились рыбачить.

10. Она никогда не пряталась за чужую широкую спину.

11. В институте разработаны новые методики и разработки по данной проблеме.

12. Её первая попытка достичь Северного полюса увенчалась неудачей.

Вариант 3

1. Свою автобиографию я уже вам рассказал.

2. Директор сегодня подписал заявление о представлении мне отпуска.

3. Ученики пристально слушали рассказ учителя.

4. Я не ударился лицом в грязь и блестяще сдал экзамены.

5. Недостатком диссертационного исследования является недостаточно глубо­кая разработка некоторых важных вопросов.

6. Больной был немедленно госпитализирован в больницу.

7. Благодаря пожару был уничтожен большой участок леса.

8. Писатель отобразил героя правдиво и эмоционально.

9. Творчество М.А.Булгакова обладает большими художественными особенностями.

10. Уровень обслуживания населения будет поднят на более высокий уровень.

11. Страшная бедность заставила его влачить жалкое сосуществование.

12. Проект гостиницы в центре города был спроектирован молодым архитектором.

Вариант 4

1. Всегда и во всём надо понимать меру.

2. Пологий берег реки зарос густыми зарослями.

3. Этот архитектурный памятник поражает своими причудливыми габаритами.

4. Впереди лидирует гонщик под номером 5.

5. Слово представили самому молодому участнику конкурса.

6. Мальчик, нахмурившись, нагнул голову и вышел из комнаты.

7. Не без труда удалось нам решить эти трудные проблемы.

8. Все ученики хорошо освоили теорему Пифагора.

9. У неё были очень огромные карие глаза.

10. Он обладал исключительным организационным талантом.

11. Я впервые познакомился с ним на Урале.

12. Руководители предприятий настроены на деловой настрой.