Синтаксические нормы

Вопросы:

1. Что такое синтаксические нормы?

2. Назовите типы нарушений синтаксических норм.

3. Что такое управление как вид подчинительной связи?

4. Чем нужно руководствоваться при выборе формы прямого дополнения при переходных глаголах с отрицанием?

5. Каким правилом регулируется выбор предлогов в-из,на-спри зависимых существительных?

6. Что нужно учитывать при употреблении производных предлогов?

7. Как правильно выбрать предложно-падежную форму существительного при глаголах, называющих эмоциональные переживания человека (скучатьи под.)?

8. Каким правилом нужно руководствоваться при выборе предложно-падежной формы существительного, которое оказывается в двойной зависимости (когда глагол и предлог требуют от него разных косвенных падежей)?

9. Чем объясняются колебания при выборе вариантов предлогов в-во, с-со, к-ко, перед-передо (пред-предо), над-надои т. п.?

10. Что такое согласование как вид подчинительной связи?

11. Назовите общую закономерность согласования (при выборе формы числа) сказуемого с подлежащим, выраженным количественно-именным сочетанием (счётным оборотом).

12. Какие есть частные правила при выборе форм единственного и множествен­ного числа сказуемого при подлежащем - счётном обороте?

13. Что значит смысловое согласование подлежащего и сказуемого? Как оно ре­ализуется при подлежащих, выраженных существительными общего рода (не­ряха, сирота, задира, соня и т. п.)?

14. Как согласуются сказуемые и определения с существительными типа ма­стер, педагог, врач, доцент, профессор, руководительи т. п.?

15. Какие трудности возникают при согласовании сказуемого с подлежащим, имеющим при себе приложение?

16. По каким правилам согласуется сказуемое с подлежащим, выраженным ме­стоимением?

17. Какая форма числа сказуемого предпочтительна при однородных подлежа­щих?

18. Назовите основные правила согласования определений.

19. Расскажите о правилах употребления предлогов при однородных членах
предложения.

20. Какие нужно знать правила сочетания однородных членов предложения?

21. Назовите типичные ошибки при образовании форм причастий и употребле­нии причастных оборотов.

22. Каково главное правило употребления деепричастного оборота?

23. Назовите основные ошибки в построении сложных предложений.

24. Каковы закономерности, регулирующие порядок слов в русском предложе­нии?

Упражнения:

1. Откройте скобки, составьте и запишите словосочетания с данными однородными членами:

Например: Познакомить, обобщить и распространить (передовой опыт). Правильно: Познакомить с передовым опытом, обобщить и распространить его.

1.Уход, выращивание и уборка (урожай). 2. Влиять и вести за собой (молодёжь). 3. Уход, эксплуатация, регулировка и ремонт (оборудование). 4. Повторять, напоминать (условия игры).

2. Откройте скобки, составьте и запишите словосочетания с данными словами:

Например: Восторгаться, преклоняться, удивляться (его смелость). Нужно: Восторгаться его смелостью, преклоняться перед его смелостью, удивляться его смелости.

1. Усваивать, овладевать (язык). 2. Уделять внимание, обращать внимание (физическое воспитание). 3. Поддержать уверенность, поддержать веру (благополучный исход). 4. Препятствовать, предотвращать (получение незаконных доходов).

3. Закончите предложения, употребив слова из скобок в нужной форме. Используйте, где это необходимо, предлоги:

1.Согласно (техническое задание) конструкция должна быть выполнена из металла. 2. Благодаря (проведённые преобразования) предприятие перестало быть убыточным. 3. Вопреки (постановление) префект административного округа не получил необходимых полномочий. 4. Необходимо сделать упор (проблемы) адаптации системы управления (рыночные преобразования).

4. Согласуйте сказуемое с подлежащим, допишите окончания:

1. Ряд специалистов направлен… на заводы Урала, часть инженеров командиру…тся в Казахстан. 2. Установлен… три новых рекорда по тяжелой атлетике. 3. Больше половины поступавших в институт был… хорошо подготовлен… по всем предметам. 4. Интеллигенция, и особенно лучшая ее часть – образцовые писатели, всегда считал…сь хранител... чистоты литературного языка. 5. Первые, кто приш… на избирательный участок для голосования, были мои соседи, пенсионеры. 6. Печать, в частности многотиражки и стенные газеты, систематически расширя…т информационные материалы. 7. В приемной сидела молодая женщина. Это был… секретарь директора. 8. Немало военных преступников нашл… себе после войны приют в Испании. 9. За короткий срок построен… и сдан… в эксплуатацию 51 промышленный объект.

5. Выберите правильную форму координации подлежащего и сказуемого в следующих предложениях:

1. На выставке (экспонируется - экспонируются) более 30 различных моделей, каждая из которых – точная копия корабля. 2. Подавляющее большинство электората в этот день (отправилось - отправились) на свои дачные участки. 3. От множества следов по снегу может показаться: десяток росомах (бегали - бегало - бегал), но это следы одного дикого зверя. 4. Американцы с помощью радиопередатчиков, укрепленных в ошейниках росомах, попытались проследить за перемещением зверей и их судьбой. 5. Из двадцати пяти за короткое время восемнадцать (погибли - погибло), в пятнадцати случаях они стали (жертвой - жертвами) охоты.

6. Дайте стилистическую оценку координации главных членов предложения в приведенных примерах. В случае необходимости устраните речевые ошибки:

1. Большинство горняков, получивших зарплату за первое полугодие, осталось неудовлетворенными компенсацией. 2. “Не в свои сани не садись” вышло в свет в 1853 году. 3. Живым организмам необходима одинаково как влага, так и тепло. 4. В 1997 году на учительских курсах у нас прошли переподготовку 51 человек. 5. Выставка-просмотр эскизов монумента открыт ежедневно, кроме понедельника. 6. Поздно вечером к складу подкатило два грузовика, груженные мукой.

7. Отредактируйте данные предложения, устранив нанизывание падежей, затрудняющее понимание:

Например: Кинофильм был отмечен прессой восторженными отзывами. Правильно: Пресса отметила кинофильм восторженными отзывами.

1. Повесть – итог сложных поисков автора своей творческой манеры. 2. В связи с вопросом необходимости увеличения производительности труда данного предприятия были намечены специальные мероприятия. 3. В целях дальнейшего повышения квалификации преподавателей школы регулярно проводятся семинары. 4. В первую очередь подлежат запрету якорные стоянки всех типов судов в Охотском море в радиусе 4 км от мыса Пильтун. (из газет). 5. В отчете было отмечено составителем много подробностей текущего заседания участников олимпиады.

8. Устраните ошибки в употреблении деепричастных оборотов:

1.Сыграв роль сильной женщины, актрисе стали предлагать аналогичные роли. 2. Поняв свою беспомощность, ему стало страшно. 3. Написав диссертацию, работа будет допущена к защите. 4. Прочитав внимательно произведение, каждому станет понятна его основная мысль. 5. Вернувшись в родные края, их жизнь будет в безопасности.

9. Исправьте ошибки в построении словосочетаний и предложений:

1. В наше время женщина должна занять важную роль в политике. 2. Благодаря тому, что не хватает времени думать о воспитании, растёт преступность. 3. Мы говорим, что мы достигли в Думе. 4. В дискуссии участвовали много учёных. 5. Оратор отметил о том, что требуется много средств для выполнения намеченного плана. 6. Все приведённые факты говорят за то, что операция провалена. 7. Он осуждён к пяти годам заключения.