Контрольная работа № 4.

Тема: Грамматическая норма.

I вариант

Задание 1. Раскройте скобки, выберите правильный вариант.

1. Для проведения бесед и докладов были подобраны квалифицированные (лекторы, лектора). 2. Крупные (лоскуты, лоскутья) разноцветной кожи лежали в углу сапожной мастерской. 3. В доме отдыха оказались представители самых разнообразных профессий: врачи, (учители, учителя), (бухгалтеры, бухгалтера), (инженеры, инженера), (кондукторы, кондуктора) железнодорожных поездов. 4. По обе стороны строительной площадки возвышались аккуратно сложенные (штабели, штабеля) кирпичей. 5. Важнейшие отделы и (секторы, сектора) института были реорганизованы, 6. На встрече были подписаны важные (договоры, договора).

Задание 2. Вставьте вместо точек пропущенные буквы.

1.Кофе был... чуть тёпл... . 2. Журнал «Тайм» опубликовал... интересную статью. 3. Впереди показалась Гималаи. 4. Янцзы судоходн... на протяжении почти трёх тысяч километров.

Задание 3. Выберите из данных в скобках нужную форму и запишите получившиеся словосочетания.

1. ЛДПР (выступил – выступила - выступило). 2. (Наш - наше - наша) ПВО. 3. (Обновлённый – обновленное - обновлённая) МКАД.

Задание 4. Подберите к существительным женского рода существительные мужского рода, где это возможно. Выпишите слова, которые нежелательны для употребления в случаях официального общения.

Секретарша, сиделка, врачиха, сотрудница, адвокатша, лаборантка, генеральша, учительница, машинистка.

Задание 5. Исправьте ошибки в случаях неправильного выбора формы числительного.

1. На занятиях не было обоих сестёр. 2. Главная бухгалтерия обслуживает теперь десять детских садов и двадцать два яслей. 3. Насыпь возводилась с помощью двоих бульдозеров. 4. Трое работниц не смогли выйти на работу. 5. Двое котят играли на полу. 6. На обеих берегах реки раскинулись поля. 7. В обоих странах скоро будут выборы.

Задание 6. Напишите предложения, употребив слова из скобок в нужной форме.

1.Согласно (техническое задание) конструкция должна быть выполнена из металла. 2. Вопреки (постановление) префект административного округа не получил необходимых полномочий. 3. Благодаря (удачное стечение обстоятельств), мы успели выполнить задание в срок. 4. Вход в учебный корпус только по (предъявление) пропуска.

Задание 7. Исправьте ошибки в употреблении деепричастных оборотов.

1.Объяснение этих явлений может быть найдено, взяв в качестве иллюстрации последние события. 2. Глядя на то, что происходит сегодня, у меня руки развязаны. 3. Поднимая цены на машины, топливо, это прямо отражается на себестоимости сельскохозяйственной продукции. 4. Применяя ту или иную форму организации труда, в каждом отдельном случае учитываются местные особенности. 5. Придавая большое значение методологии исследования, был выполнен ряд экспериментов. 6. Вернувшись в родные края, их жизнь будет в безопасности.

Задание 8. Найдите и исправьте ошибки, допущенные автором заявления. Отредактируйте текст.

Начальнику цеха №2 тов. Симак Н. И.

Заявление.

Очень прошу Вас предоставить мне отпуск на три дня за свой счёт, так как у меня сейчас сложные семейные обстоятельства. Желательно с 15 февраля.

Токарь Фомин Сергей.

Задание 9. Напишите: а) заявление с просьбой предоставить вам академический отпуск; б) объяснительную записку о причине вашего опоздания на занятие.

II вариант

Задание 1. Раскройте скобки, выберите правильный вариант.

1. В НПО «Энергия» на постоянную работу требуются квалифицированные (токари - токаря) и (слесари - слесаря) - инструментальщики. 2. Яркая луна взошла над горизонтом, ночь и море окрасились в мягкие, тёмно-синие (тона-тоны). 3. Многочисленные (прожекторы-прожектора) ярко освещали улицы и площади города. 4. (Хлеба-хлебы) созревают, а (хлеба-хлебы) пекут. 5. Из ворот выехали пятитонные грузовики, (кузовы-кузова) их были до краёв наполнены зерном.

Задание 2. Вставьте вместо точек пропущенные буквы.

1.Избранн… жюри просмотрел… всю программу. 2. Автор рассказывает, как действу... военно-промышленн... лобби. 3. Дв... колибри привлекл... внимание орнитолога. 4. В качестве вспомогательного языка эсперанто был... создан... около 100 лет назад доктором Л. Заменгофом.

Задание 3. Выберите из данных в скобках нужную форму и запишите получившиеся словосочетания.

1. СНГ (образовалась – образовалось - образовался). 2. СКВ (принималась – принималось - принимался). 3. ФИДЕ (объявила – объявило – объявил).

Задание 4. Подберите к существительным женского рода существительные мужского рода, где это возможно. Выпишите слова, которые нежелательны для употребления в случаях официального общения.

Фельдшерица, банщица, маникюрша, редакторша, инспекторша, докторица, балерина, лекторша, директорша.

Задание 5. Раскройте скобки, замените числа словами.

l. Bec некоторых грибов достигает (полтора килограмма). 2. Объём производства снизился в (5,1 раз). 3. Библиотека ежемесячно пополняется (300-400 книг). 4. Вес третьего искусственного спутника Земли был равен (1327 килограммов). 5. Держите сосуд (оба-обе) руками. 6. На (оба-обе) берегах реки расположилась живописная деревушка. 7. Город находится в (полтораста) километрах отсюда.

Задание 6. Раскройте скобки, поставьте слова из скобок в нужной форме.

1.Благодаря (проведённая реформа) предприятие перестало быть убыточным. 2. Согласно (приказ) директора предприятие перешло на круглосуточную работу. 3. По (окончание) работы все должны собраться в зале. 4. По (истечение) некоторого времени можно будет снова вернуться к этому вопросу. 5. Вопреки (предположение) погода не изменилась.

Задание 7. Исправьте ошибки в употреблении деепричастных оборотов.

1.Прочитав вторично рукопись, мне думается, она нуждается в серьёзной доработке. 2. Торговый зал был очищен от людей, опасаясь, что рухнет потолок. 3. Выяснив, что объём производства уменьшился, возникает вопрос о причине этого. 4. Изучая процесс разгосударствления, обнаруживается определённая закономерность. 5. Написав диссертацию, работа будет допущена к защите. 6. Употребление этих выражений и оборотов может быть уяснено путём наглядных примеров, взяв в качестве иллюстраций образцы художественной литературы.

Задание 8. Найдите ошибки, допущенные автором заявления. Отредактируйте текст.

Директору автобазы №2

От Никифорова Л.Н.

Заявление.

Товарищ директор, к Вам обращается шофёр автобазы Никифоров Л.Н. по такому вопросу.

Очень прошу вас освободить меня на время от работы на дальних рейсах. Я сейчас прохожу лечение в поликлинике, справку могу предоставить. Очень прошу не отказать в моей просьбе и подписываюсь.

Никифоров Л.Н.,

2 марта 201... г.

Задание 9. Напишите: а) заявление с просьбой принять на работу; 6) доверенность на получение материальной помощи.

III вариант

Задание 1. Выпишите вариант, соответствующий литературной норме.

Плацкарт – плацкарта, рельс – рельса, зал – зала, в отпуске – в отпуску, в цехе – в цеху, в аэропорте – в аэропорту, в спирте – в спирту.

Задание 2. Данные существительные сгруппируйте по признаку рода.

Атташе, бра, буржуа, домина, метро, насыпь, такси, купе, подмастерье, кофе, виски, рояль, тихоня, тюль, умница, шампунь, портье, холодина, резюме, пастель, торнадо, пенальти, фламинго, рефери, маэстро, ралли, экспресс–почта, шоу-бизнес, ток-шоу, кресло-качалка, шкаф-купе, фирма-экспортер.

Задание 3. Исправьте грамматические ошибки.

1. Время у нас было достаточно. 2. Благодаря настойчивости и таланта он добился больших успехов. 3. Сколько апельсин раздали детям? 4. В словах оратора выражалась уверенность в силы русского народа. 5. Четверо смельчаков осталось на краю пропасти. 6. Множество декораторов, осветителей, актеров принимает участие в создании фильма. 7. С момента начала съемки прошли пять минут. 8. Большинство чудес, поразивших воображение зрителей, выполнялись с помощью самых простых средств.

Задание 4. Исправьте ошибки, связанные с нарушением порядка слов в предложении.

1. Волны яростно ударяли о прибрежные скалы. С каждым часом он6и становились все выше и выше. 2. Опасаясь дождя, дети спрятали котенка под крыльцом и держали его там, пока он не прекратился. 3. Врач порекомендовал больному каждый день взвешивать себя. 4. У мечети заржала кобылица, голубая лазурь которой сияла на ослепительном полуденном солнце. 5. Дом и мебель были в боярском стиле XVII века с витыми ножками.

Задание 5. Отредактируйте данные предложения.

1. Они с благодарностью говорят о внимании и помощи, которыми их окружили. 2. Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта. 3. Вскоре после войны были приведены в порядок многие школы, учебные заведения, больницы, научно-исследовательские институты и другие учреждения культуры. 4. В темноте ему почудилось, что будто кто-то идет по его следам. 5. Иногда встречаешь на улице незнакомых людей, которых, кажется, что уже когда-то видел. 6. Проводя такие фестивали, наверняка у вас есть много смешных историй, о которых вы могли бы нам рассказать.

Задание 6. Напишите автобиографию.

2. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Выполните задания. Ответы внесите в таблицу (образец таблицы см. на стр. 124).