VI. КУЛЬТУРА НАУЧНОЙ РЕЧИ
Задание 1. Подберите 5—10 терминов, в состав которых входят интернациональные словообразовательные элементы: авто-, анти-, био-, гипер-, гипо-, интер-, интра-, мета-, микро-, моно-, морфо-, мульти-, нео-, поли-, пост-, прото-, псевдо-, суб-, супер-, экстра-.
Знаете ли вы, что обозначают эти элементы? Проверьте себя по словарю иностранных слов. Дополните список известными вам интернациональными элементами, приведите примеры терминов.
Задание 2. Приведите примеры терминов, используемых в текстах по вашей специальности. Дайте их определение.
Задание 3. Объясните значения данных слов.
1. Аннотация, конспект, реферат, тезисы, монография, рецензия, резюме, патентное описание, диссертация.
2. Аргумент, тезис, индукция, дедукция, рубрикация, цитата.
Задание 4. Объясните, в чем заключается суть каждого из методов изложения материала в научной речи: а) дедуктивного, б) индуктивного, в) проблемного, г) метода аналогии.
Задание 5. Приведите примеры а) первичных, б) вторичных научных текстов.
Задание 6. Вспомните функционально-смысловые типы речи. Приведите примеры использования в вашей речевой практике / в тексте учебника описания, рассуждения, повествования.
Обратите внимание! Наиболее общими функционально-смысловыми типами речи являются описание, повествование и рассуждение. Каждый из указанных типов выделяется в соответствии с целью и содержанием речи. Это определяет и некоторые наиболее типичные грамматические средства оформления текста.
Цель создания текста | Содержание и форма текста | Типичные грамматические средства оформления |
Тип текста: Описание | ||
1) Перечисление признаков, свойств, элементов предмета речи. 2) Указание на его принадлежность к классу предметов. 3) Указание на назначение предмета, способы и области его функционирования. | 1) Представление о предмете в целом даётся в начале или в конце. 2) Детализация главного проводится с учётом смысловой значимости деталей. 3) Структура отдельных частей текста (элементов описания) аналогична структуре текста в целом. 4) Используются приёмы сравнения, аналогии, противопоставления. 5) Текст легко свёртывается. | Простые и сложные предложения: а) с прямым порядком слов; б) составным именным сказуемым; в) с глагольными формами одновременного действия; г) с глаголами настоящего времени во вневременном значении; д) с определительными характеристиками. |
Тип текста: Повествование | ||
Рассказ о событии с показом его хода в развитии, с выделением основных (узловых) фактов и показом их взаимосвязи. | 1) Соблюдается логическая последовательность. 2) Подчёркивается динамизм, смена событий. 3) Композиция хронологизирована. | Простые и сложные предложения: а) с глагольным сказуемым совершенного вида; б) с видо-временными формами, подчёркивающими характер и смену событий; в) с выражением причинно-следственной и временной обусловленности. |
Тип текста: Рассуждение | ||
Исследование сущностных свойств предметов и явлений, обоснование их взаимосвязи. | 1) Имеются тезис (положение, которое доказывается), аргументы (суждения, которые обосновывают правильность тезиса) и демонстрация (способ доказательства). 2) Используются размышления, умозаключения, пояснения. 3) Смысловые части высказывания приводятся в логической последовательности. 4) Всё, не относящееся к доказательству, опускается. | Простые широко распространённые и сложные предложения: а) с причастными и деепричастными оборотами; б) с обстоятельствами или обстоятельственными придаточными причины, следствия, цели; в) с глаголами разных видовых форм. |
Задание 7. Определите функционально-смысловой тип речи.
1. Термин – это слово или словосочетание, являющееся названием научного, технического, сельскохозяйственного и т.п. понятия. Термин отличается от других слов (нетерминов) тем, что он, как правило, однозначен…
2. Значение Пушкина огромно не только в истории русской литературы, но и в истории русского просвещения. Он первый приучил русскую публику читать, и в этом состоит величайшая его заслуга. В его стихах впервые сказалась нам живая русская речь, впервые открылся нам действительный русский мир. Все были очарованы, все увлечены мощными звуками этой неслыханной до тех пор поэзии.
3. М.В. Ломоносов обратил внимание на стилевое многообразие русского языка. Чуткий к родной речи, он отличал книжные стили от разговорной речи, понимал, что слова высокие не должны перемежаться с пренебрежительной лексикой, а бранные, фамильярные слова неуместно употреблять в официальном общении. Разработав «теорию трех штилей», он фактически создал научную базу для современного понимания стилей речи русского языка.
Задание 8. Определите,какой тип связи использован 1) в отрывке из классического учебника по линейной алгебре И.М. Гельфанда; 2) во фрагменте лекции преподавателя-русиста. Свой ответ обоснуйте.
1. В предшествующем параграфе линейное (аффинное) пространство было определено как множество элементов (векторов) с заданными в нем операциями умножения на числа и сложения. С помощью этих операций можно сформулировать, что такое прямая, плоскость, число измерений пространства, что такое параллельные прямые и т.д. …
2. При всем разнообразии видов словарей можно выделить два основных типа – словари энциклопедические и лингвистические (или филологические). Энциклопедические словари говорят о предметах, явлениях, людях, событиях и т.д. Лингвистические словари посвящены словам. Слово как таковое, слово как единица языка – объект лингвистического словаря.
Обратите внимание! По характеру связи между предложениями выделяют тексты с цепной связью, с параллельными связями и с присоединительной связью.
Цепная связь - самый распространенный способ соединения предложений в текстах, где мысль развивается линейно, последовательно, где каждое последующее предложение развивает предшествующее, вытекает из него. По способу выражения цепная связь может быть местоименной (существительные, прилагательные, числительные заменяются в последующем предложении местоимениями или местоименными наречиями) или может осуществляться посредством лексических и синтаксических повторов.
В текстах с параллельной связью предложения, связанные по смыслу, обычно имеют один и тот же субъект. Наиболее типичной для текстов с параллельной связью является следующая структура: сначала следует зачин – тезис всего текста, затем идет серия предложений, раскрывающих этот тезис. Синтаксическими признаками данных предложений является параллелизм их структуры и единство формального выражения сказуемых.
Присоединение обычно не способно самостоятельно образовать текст.
Задание 9. В любом учебнике найдите примеры а) текста с цепной связью; б) текста с параллельной связью; в) текста со смешанными типами связи.
Задание 10. Определите тему предложенного преподавателем текста, тип и стиль речи. Свой ответ обоснуйте.
Задание 11. Определите, какие особенности данных текстов указывают на их принадлежность к научным.
1. …Возникает вопрос: нужно ли изучать русский язык в русской школе?
Русский язык – язык русского народа. Изучая язык, школьники узнают и о жизни общества, и о его истории.
Русский язык – один из богатейших мировых языков. Изучая его, школьники познают его закономерности, овладевают нормами литературной речи, расширяют свой активный лексический запас.
В.Г. Белинский писал: «Грамматика не дает таланта, но дает таланту большую силу».
Изучение языка – важнейшее условие развития мышления, повышения культуры речи.
Таким образом, изучение русского языка в русской школе имеет огромное значение, поскольку хорошее владение родным языком способствует развитию мыслительной и речевой деятельности.
2. Текст – самая крупная единица синтаксической системы, результат сложной мыслительной и речевой деятельности.
Знание языка и владение речью предполагает умение строить текст и воспринимать его (понимать при слушании, чтении). Более глубокое усвоение художественного текста в значительной степени обеспечивается знанием законов его построения.
Текст – сочетание предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически. Предложения в составе текста располагаются в логически стройной последовательности. Важнейшие качества текста – цельность и связность. Цельность – смысловое внутреннее единство текста, а связность – наличие формальных (грамматических) и смысловых связей предложений в тексте.
Цельность и связность создают целостное впечатление о тексте, которое обусловлено единством темы.
Тема текста – это то, о чем (о ком) в нем говорится. Тема текста определяет все его характеристики: способы выражения темы, типы речи, синтаксис текста, способы и связи частей текста и т.д.
Задание 12. Прочитайте текст и выполните послетекстовые задания.
1. … . 2. Леонардо экспериментально определил коэффициент трения и пришел к идее шарикового подшипника. 3. В его эскизах представлены весьма сложные и разнообразные варианты зубчатых передач, которые до сих пор применяются в недорогих устройствах, например в механических будильниках. 4. Кроме того, Леонардо начертил эскизы устройств для преобразования вращательного движения в поступательное и наоборот, придумал роликовую цепь, которая и сегодня применяется в велосипедах, мотоциклах и множестве других механизмов. 5. Конструирование сложных машин и их элементов привело Леонардо к созданию основ теории передаточных механизмов – пространственных и плоских зубчатых сцеплений, передач с гибкими звеньями и с переменными скоростями вращения. 6. … это послужило фундаментом, на котором спустя века выросла классическая инженерная механика.
1. Определите функционально смысловой тип речи.
2. Определите, какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте:
(а) В эпоху Возрождения многие художники и скульпторы серьезно занимались наукой.
(б) Проводя научные исследования, Леонардо да Винчи особое внимание уделял механике.
(в) Леонардо да Винчи называют «универсальным человеком Возрождения».
3. Вставьте нужное слово (сочетание слов) на месте пропуска в шестом предложении: вопреки всему, именно, то есть, как бы, также.
4. Выпишите термины, дайте их толкование.
5. Определите значение слова фундамент в шестом предложении: основание из какого-либо прочного материала; база, основа чего-либо; значение, роль; место, участок.
Задание 13. Охарактеризуйте все языковые особенности текста, предложенного преподавателем, и установите его функционально-стилевую принадлежность.
План анализа: 1) особенности лексики: лексика общекнижная и специальная; характер стилистической окраски лексики; 2) морфологические особенности; 3) синтаксические особенности.
Задание 14. Найдите в предложенном преподавателем тексте следующие группы лексики:
а) термины;
б) книжную лексику;
в) клише;
г) глаголы, указывающие на связь объектов описания научного текста.
д) абстрактную лексику;
е) средства выражения авторской позиции;
ж) средства связности текста.
Обратите внимание! В некоторых случаях одно и то же слово может быть охарактеризовано двояко. Например, лексема возможно отражает авторскую позицию (то, о чем автор говорит, кажется ему возможным) и является текстообразующим средством (вводит предложение, объясняющее мысль, высказанную в предшествующей части текста).
Задание 15. Определите стилевую принадлежность данного текста. Охарактеризуйте основные языковые черты этого стиля.
В процессе обновления языка наибольший общественный резонанс вызывают разного рода отступления от литературной нормы в ее кодифицированном представлении. В научной и популярной прессе звучат протесты против необоснованного употребления вульгаризмов, варваризмов и агрессивных модных слов. Отмечается перегруппировка языковых средств, до сих пор относившихся к различным разновидностям литературного языка, смешение книжности и разговорности, проникновение в нейтральное литературное употребление слов, принадлежащих внелитературным языковым образованиям, - диалектов, жаргонов, просторечия. Из других явлений внимание общества привлекают неправильные ударения и разного рода речевые ошибки.
(О. Лаптева. Живые процессы в русском языке)
Задание 16. Проанализируйте предложенный преподавателем научный текст с точки зрения содержания, цели высказывания, адресата, формы высказывания, языковых средств, с помощью которых в данном тексте реализуются стилевые черты.
Задание 17. Определите жанровую принадлежность текстов. Какие особенности их строения позволяют вам это сделать?
1. Пособие написано на основе многолетнего опыта работы авторского Центра общения «Диалог». Оно учит преодолевать барьеры в общении, искусно вести деловой разговор, эффективно убеждать, не позволять собеседнику манипулировать вами, успешно выступать перед аудиторией.
Пособие адресовано преподавателям, студентам гуманитарных и экономических специальностей, а также всем, чья профессиональная деятельность осуществляется в сфере коммуникации: менеджерам различных уровней, учителям, журналистам, специалистам по связям с общественностью и т.д.
2. Книги по риторике – это наше национальное, культурное наследие, которое свидетельствует не только о большом интересе в России к искусству слова, но и о высоком уровне исследований в этой области.
Недавно вышедшая работа В.П. Вомперского «Риторики в России XVII – XVIII в.в.» посвящена системному анализу риторической науки того времени. <…>
В работе ставятся две задачи – дать исторический очерк развития отечественной риторики и показать риторическое знание как форму обобщения действительности. <…>
К достоинствам работы относится широкий культурно-исторический фон, на котором ведется исследование. Автор книги справедливо отмечает, что отечественные риторики в XVII – начале XVIII века развивались на основе усвоения античной и западноевропейской традиции, выработанной средневековым мировоззрением. Используя это наследие, наши риторы создали новую структуру филологического мышления, которое, обогащаясь собственным опытом, подкреплялось комментированием сочинений патристических, античных и отечественных авторов. <…>
Автор книги подробно анализирует наиболее интересные риторические труды, которые оказали влияние на развитие науки. <…>
Следует отметить глубокий аналитический характер исследования: в нем риторики анализируются всесторонне в аспекте проблем, важных для того времени. <…> Это первое многоплановое монографическое исследование риторик охватывает достаточно большой период развития лингвистической науки. И это позволяет автору сделать обоснованные выводы, в частности, что именно в это время, в эпоху формирования русской, украинской и белорусской наций, расцветает грамматическая мысль, расцветает риторика. Все это играет огромную роль в описании литературных языков и в процессах их нормализации.
3. Я хотел бы начать с тезиса академика Д.С. Лихачева о том, что история культуры не есть ее прогресс. История культуры – ее накопление. Однако каждое конкретное явление художественной культуры функционирует по-разному в исторические периоды. Естественно, всякий раз современники хотят интерпретировать это явление или даже использовать в своих целях, рождающихся в их время…
Задание 18. Поясните, какой стратегии в выборе стиля вы будете придерживаться, если а) делаете доклад на конференции; б) рассказываете о своей научной работе другу; в) пишете по проблеме своего исследования курсовую работу?
Задание 19. Поясните,какой жанр вы используете для изложения результатов вашего исследования, если захотите ознакомить с ними специалиста а) во всех подробностях; б) только с основными положениями; в) только с темой и проблемой?
Задание 20. Проанализируйте предложенные преподавателем два реферата статьи по вашей специальности с точки зрения структуры, композиции, содержания, языка и определите, какие языковые и речевые средства употребляются для выражения основной проблемной информации, новых сведений, содержащихся в первичном тексте.
Задание 21. Используя языковые и речевые стандарты-клише, составьте реферат статьи по вашей специальности.
Задание 22. Переработайте данный ниже фрагмент статьи в текст доклада. Запишите этот текст.
Прочитайте доклад в аудитории, при этом не забудьте:
- обратиться к аудитории и контактировать с ней во время выступления;
- назвать тему доклада, сформулировать его основную задачу;
- использовать вводные слова (на наш взгляд; во-первых, во-вторых; следовательно и т.д.);
- использовать все средства (словесные и несловесные), чтобы выделить главное, важное, информативно значимое;
- прорепетировать свое чтение доклада.
Роль языка в развитии мыслительных навыков
Важнейшей функцией речи как вида деятельности в процессе коммуникации является функция выражения мысли.
Мыслить – значит оперировать понятиями, которые материализуются в словах. Следовательно, необходимым условием развития мышления и постепенного усложнения познавательной деятельности является овладение языковыми средствами: большим лексическим запасом, грамматическими формами и синтаксическими конструкциями, т.к. мыслительные операции обретают материальную оболочку в единицах языка – морфемах, словах, словосочетаниях, предложениях.
Овладевая речью, усваивая значимые элементы языка и приучаясь пользоваться ими для общения, человек одновременно учится мыслить, развивается его память, воображение, эмоциональная сфера.
Психологами выявлена связь между развитием у человека навыка понимания грамматических значений слов и развитием интеллекта. Установлено, что задержка в развитии этого навыка чрезвычайно тормозит развитие всех интеллектуальных и связанных с ними речевых навыков. Дети, у которых плохо развиты грамматические навыки, не успевают не только по русскому языку, но и по всем остальным предметам. Это свидетельствует о том, что русский язык как предмет отличается от других гуманитарных дисциплин тем, что изучение языка не самоцель. Изучать и хорошо знать язык необходимо потому, что он является средством усвоения других предметов, а вот без хорошего знания языка человек становится «необучаемым».
Между тем интеллектуальные навыки (навыки понимания грамматических и лексических значений), навыки оценки, выражения своих эмоций в речи, как и память на речевые явления, чувство языка совершенствуются всю жизнь, особенно в той сфере деятельности человека, которая становится его профессией. И развитию этих навыков в значительной степени способствует изучение русского языка, хорошее знание которого, как и уровень развития связной речи, владение культурой речевого общения являются неотъемлемой частью личностной характеристики специалиста, показателем развития его интеллекта, эмоциональной сферы.
Задание 23. Исправьте ошибки в оформлении цитат. В третьем предложении замените цитирование косвенной речью.
1. Справедливо замечание великого отечественного языковеда А.А. Реформатского, что: «Общее у языкознания с другими общественными явлениями состоит в том, что язык – необходимое условие существования и развития человеческого общества… Язык и мышление образуют единство, так как без мышления не может быть языка и мышление без языка невозможно. Язык и мышление возникли исторически одновременно в процессе трудового развития человека». 2. Ломоносов утверждал: « красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению». 3. По мнению академика Л. В. Щербы: «Грамотное, стилистически и композиционно правильно построенное заявление на четырех больших страницах можно прочесть в несколько минут. Столько же времени, если не больше, придется разбирать и небольшую, но безграмотную и стилистически беспомощную расписку». 4. Цицерон дал классическое определение риторики «как науки убеждать». 5. «Таким образом, для нахождения содержания оратору необходимы три вещи: проницательность, затем разумение (или, коль угодно так назвать, наука) и, в-третьих, усердие», пишет Цицерон в трактате «Об ораторе».