ПI. ЛЕКСИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ(продолжение)

Задание 1. Какие из приведённых слов являются однозначными и какие - многозначными? Сравните свои ответы с данными "Словаря русского языка" С.И. Ожегова.

Трапеция, перпендикуляр, партия, обращение, электрифицировать, тире, единица, парабола, астронавтика, площадь, команда, играть, радиолокация, февраль, собрание, борт, запас.

 
Задание 2. В каких словосочетаниях слова употреблены в переносном значении?

1. Краснеть за сына, краснеть от жары, краснеть на заре (о небе). 2. Военный корабль, корабль пустыни (о верблюде), степной корабль (о комбайне). 3. Копить силы, копить деньги, копить обиды. 4. Глубокая колея, жизненная колея, выбиться из колеи. 5. Змеиная улыбка, змеиный яд, змеиный питомник.

Задание 3. Определите контекстуальное лексическое значение выделенных слов и укажите, прямым или переносным оно является. Ответ обоснуйте. У слов в переносном значении укажите способы переноса (метафора, метонимия, синекдоха).

1. И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Ю. Лермонтов)2. А в двери – бушлаты, шинели, тулупы… (В. Маяковский) 3. Жили мы трудно, приходилось считать каждую копейку. 4. Люблю бродить по осеннему лесу. Под ногой шуршит сухой лист… 5. Фарфор и бронза на столе / И, чувств изнеженных отрада, /Духи в граненом хрустале. (А.С. Пушкин) 6. Природой здесь нам суждено / В Европупрорубить окно. (А.С. Пушкин) 7. В сто сорок солнц закат пылал…(В. Маяковский) 8. Трава полна прозрачных слез. (А. Блок)

Задание 4. Устраните ошибки, связанные с употреблением слов без учета их семантики в данном контексте и с неточным словоупотреблением.

1. Он обратился к родителям девушки с прошением ее руки. 2. Один поступок Чацкого привел меня в неясность. 3. Сейчас многие писатели пристально занимаются политикой. 4. В поисках лыж прошел весь выходной. Во всех магазинах встречал аншлаг: лыж нет. 5. Настало время подвести резюме шахматному чемпионату страны. 6. Они слушали беседы на разные темы. 7. Идея этого произведения заключается в призыве к русским князьям воплотиться в единое княжество и встать на защиту русской земли. 8. Студенты сами могут поставить вопросы выступающему. 9. Я люблю как классическую музыку, так и старинные романсы, арии из опер. 10. На стенах аудитории после ремонта будет висеть живопись

Задание 5. Пользуясь "Словарем русского языка" С.И. Ожегова, составьте предложения, в которых бы реализовывались различные значения данных слов.

1. Брать (принимать в руки; уносить, увозить с собой; добывать; преодолевать; отнимать . . .)

2. Идти (передвигаться, делая шаги; двигаться в определённом направлении; лить, падать (об осадках); быть к лицу ...)

3. Имя (то, что дается при рождении; известность, популярность; грамматический разряд слов ... )

Задание 6. Найдите метафоры. Определите признак, лежащий в основе каждой метафоры.

1. Седые горы молча взирали на людскую несправедливость. 2. Чистый воздух стремился к зениту над стеклянной водой. 3. Старик манил его пальцем и показывал ему целую гору червонцев. 4. Черные мысли одолевали его: много месяцев он не имел вестей от сына. 5. Приехать не смогу: у меня море проблем. 6. Толпа ответила ему всплеском негодования. 7. Я изучил все «за» и «против», но червь сомнения все равно меня гложет. 8. И сегодня мы продолжаем ощущать книжный голод.

Задание 7. Найдите метонимии. Определите, на каком основании произошел метонимический перенос наименований (пространственный, временной и т.п.).

1. Их дома всегда были между собою в дружеских отношениях. 2. Любитель варенья, он съел целую банку. 3. Летом я перечитал всего Гоголя. 4. Увидев директора, класс затих. 5. Уезжаем завтра, осталось уложить чемодан. 6. Стаканы пенились и шипели беспрестанно. (А.С. Пушкин) 7. Вагоны шли привычной линией, // Подрагивали и скрипели. // Молчали желтые и синие, // В зеленых плакали и пели. (А. Блок)

Задание 8. Определите тип полисемии (метафора, метонимия, синекдоха).

Дамская шляпка – шляпка гвоздя; выпить стакан (молока) – разбить стакан; черный костюм – черные дни – черные мысли; началась работа – сдать курсовую работу; хвост кометы – лисий хвост; глазное яблоко – спелое яблоко; вход воспрещен – вход заколочен; отчаянная голова - нечесаная голова; злой человек – злой ветер; светлая аудитория – невнимательная аудитория; добывать золото – носить золото; словарь Ожегова – пользоваться Ожеговым; большой рот – лишний рот; теннисная ракетка – первая ракетка страны; ножка стула – ножка ребенка.

Задание 9. Определите типы омонимов (фонетические, лексические, грамматические).

1. Стог – сток; за семью печатями – навестить семью; сосновый бор – химический элемент бор; код – кот; лечу в Омск – лечу сердце; взял лук и стрелы – горький лук; душка – дужка; вожу грузы – вожу за руку; тур игры – животное тур; бочок – бачок; русская печь – печь хлеб.

2. Строчка стихотворная - строчка на платье; почитать книгу - почитать родителей; низко пасть – волчья пасть; клубы пара – супружеская пара; кампания – компания; рот – род, вперемежку – вперемешку; птица гриф – гриф «совершенно секретно».

Задание 10. Объясните, можно ли считать омонимами следующие пары слов: стрелки – стрелки; мука – мукаи т.п.

Задание 11. Подберите к данным словам омонимы и определите их тип.

Паз, пасть, лес, пара, такса.

Задание 12. В данном тексте найдите слова, совпадающие фонетически и графически. Какое языковое явление (многозначность или омонимия – лексическая, фонетическая, грамматическая) здесь использовано и какова его стилистическая функция? (Лексическое значение слов смотрите в толковом словаре.)

Журавлиные станицы

Гонит времени опала.

С тополей вблизи станицы

Желтая листва опала.

 

Речка в облачной опушке,

И черты ее не четки.

Сосны на лесной опушке

Дождика перебирают четки.

(Я. Козловский)

Задание 13. Какая омонимия представлена в шуточном стихотворении Я. Козловского? С какой стилистической целью использует ее автор?

Шьет иглой портниха в строчку,

Взял коньки точильщик в точку.

Я, заканчивая строчку,

Ставлю маленькую точку.

Задание 14. Определите средство создания каламбура в каждом случае.

1. «Ты во всем видишь худую сторону… материалист! - прибавил он презрительно. – Впрочем, переменим материю», - и, довольный плохим каламбуром, он развеселился. (М. Лермонтов) 2. Ценят золото по весу, а по шалостям – повесу. (Д. Минаев) 3. Пристают к заставе гости; // Князь Гвидон зовет их в гости. (А.С. Пушкин) 4. Защитник вольности и прав // В сем случае совсем не прав. (А.С. Пушкин) 5. Вы, щенки, за мной ступайте! // Будет вам по калачу. // Да смотрите ж, не болтайте, // А не то поколочу. (А.С. Пушкин) 7. Снег сказал: « Когда я стаю, // Станет речка голубей, // Потечет, качая стаю // Отраженных голубей». (Я. Козловский)

Задание 15. Все ли слова в приведенных ниже рядах являются синонимами? Для ответа на этот вопрос придумайте предложения, в которых эти слова взаимозаменяемы, и предложения, в которых эти слова нельзя заменить одно на другое:

а) менталитет – мышление – сознание;

б) ярлык – этикетка – бирка;

в) субстрат – основа – база – платформа;

г) близкий – близлежащий - недалекий – смежный;

д) наказание – кара - казнь - возмездие;

е) толерантный – терпимый.

Задание16. Назовите признаки, по которым определяется доминанта синонимического ряда. В каждом из приведенных ниже синонимических рядов укажите доминанту:

а) реветь, плакать, выть, хныкать, скулить;

б) робеть, трепетать, бояться, трусить, дрожать, трястись.

Задание 17. Разные значения одного слова могут иметь одинаковые антонимы, например: теплый прием – холодный прием; теплый чай - холодный чай, но могут иметь и разные антонимы: низкий стул – высокий стул; низкий поступок – благородный поступок. К прилагательным в данном значении подберите антонимы:

а) легкая (судьба), легкое (задание);

б) открытый (ворот), открытый (человек);

в) острый (нож), острая (боль).

Задание 18. Установите значения, в которых данные слова являются синонимами. Укажите, чем различаются эти синонимы. Определите доминанту каждого синонимического ряда.

1. Вкушать – есть – кушать – уминать – трескать –жрать.

2. Бежать - мчаться – лететь – нестись – гнать – чесать – пилить.

Задание 19. Составьте с приведенными ниже синонимами словосочетания, в которых реализовались бы стилистические и семантические особенности, отличающие их друг от друга.

1.Особа, персона, лицо, фигура, птица.

2. Очень, весьма, сильно, здорово, больно, шибко.

3. Очаровательный, обаятельный, прелестный, пленительный, обворожительный, чарующий.

4. Удачный, успешный, счастливый, благополучный.

5. Удивительный, изумительный, поразительный, дивный, чудный.

Задание 20. К выделенным словам подберите, если возможно, синонимы и антонимы и укажите, языковыми или контекстуальными они являются.

В глуши лесной, в глуши зеленой,

Всегда тенистой и сырой,

В крутом овраге под горой

Бьет из камней родник студеный.

(И. Бунин)

Задание 21. Данные слова разделите на архаизмы и историзмы, объясните их значение. Приведите примеры использования устаревших слов в художественной литературе.

Вкупе, волость, всуе, выя, гость (торговый), гривна, доколе, земство, инок, камзол, ланита, опричник, оный, редут, рекрут, смерд, урядник, холоп,

Задание 22. К устаревшим словам подберите синонимы из современного литературного языка.

1. Взирать, вития, внимать, глас, дружество, зело, коль, кормчий, лобзать, младость, нежели, отрок, рыбарь, сонм, тризна, ристалище, юдоль.

2. Бренный, велеречивый, возмездие, днесь, доколе, знаменье, козни, лихоимство, лукавство, лицедействовать, отселе, сущий, уповать, яко, сиречь.

Задание 23. Найдите историзмы и архаизмы в данных предложениях.

1. Любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы. 2. Дни через два я был в Москве. 3. В тот же час Петр отдал приказ наместникам и воеводам ознакомиться с прожектом. 4. Не вымолвив ни слова, князь покинул залу. 5. Глаголом жги сердца людей! 6. Путь – то неблизкий, барин, велите ямщику поторапливаться.

Задание 24. Отметьте случаи неоправданного употребления устаревших слов. Исправьте ошибки.

1. На международной выставке были представлены наши сверхзвуковые аэропланы. 2. Одна только мысль о возможной встрече с ним вызвала внутри незнакомый доселе трепет. 3. Посему есть предложение прения по докладу закончить. 4. Целый сонм специалистов не смог установить причину аварии. 5. Всю неделю лил дождь, а ныне день тёплый и светлый.

 

Задание 25. Данные неологизмы разделите на языковые и авторские. Знаете ли вы значение языковых неологизмов? Проверьте себя по словарю.

Воронесса, громадьё, дефолт, инаугурация, импичмент, миллионопалая (рука), молоткастый (паспорт), стрекозел, смеянствовать, смехач.

Задание 26. Прочитайте стихотворение В.В. Маяковского «Париж. Разговорчики с Эйфелевой башней» (1923). Определите, какие слова в этом стихотворении являются авторскими неологизмами.

Обшаркан миллионом ног.

Исшелестен тыщей шин.

Я борозжу Париж -

до жути одинок,

до жути ни лица,

до жути ни души.

Вокруг меня

авто фантастят танец,

вокруг меня -

из зверорыбьих морд -

ещё с Людовиков

свистит вода, фонтанясь.

Я выхожу на Place de la Concord .

Я жду,

пока,

подняв резную главку,

домовьей слежкой умаяна,

ко мне,

к большевику,

на явку

выходит Эйфелева из тумана.

Задание 27. Определите, по какой внешней примете сгруппированы заимствованные слова в каждой группе:

1) эра, пэр, алоэ, элемент, эпоха;

2) бюст, купюра, пюре, кювет, парашют;

3) поэт, дуэль, какао, баул, театр;

4) жалюзи, сабо, жюри, бистро, кафе.

Задание 28. Определите, из каких языков заимствованы данные слова. Подчеркните внешние признаки заимствований.

Карандаш, барабан, тулуп, сундук; космос, термос, хаос, пафос; аквариум, пленум, форум, автор, ректор, конституция, нация, доцент, ассистент, цензура, диктатура; штамп, штрих, гроссмейстер, концертмейстер; джем, джемпер, бюджет, митинг, пудинг, допинг; тире, пюре, купе, пари, шасси, монтер, режиссер, суфлер, монтаж, мираж, тираж, сеанс, романс, нюанс, дуэль, менуэт, силуэт; барокко, спагетти, сольфеджио, арпеджио.

Задание 29. Установите, какие слова имеют старославянское происхождение. Укажите фонетические и морфологические признаки старославянизмов.

Выбрать, низвергнуть, гражданин, хоронить, избранник, драгоценный, свергнуть, здоровье, ладья, город, краткий, младший, главный, средний, плен, заголовок, охрана, вождь, дорогой, молодой, агнец, короткий, единица, вожак, лодка, свеча, один, освещение, ягненок, здравствуйте, середина, заполонить, водитель, драгоценный, гордыня, суеверие.

Задание 30. Следующие слова по происхождению являются старославянизмами. Одинаковы ли они с точки зрения употребления в современном языке?

Брег, благодарность, благой, бремя, врата, вратарь, вред, глава, главный, град (город), младенец, младой, мрачный, награда, плен, прибрежный, прохлада, сладкий, суеверие, хлад, храбрый.

Укажите фонетические признаки старославянизмов.

Задание 31. Сравните слова:

висячий – висящий

горячий – горящий

живучий – живущий

лежачий – лежащий

колючий – колющий

К каким частям речи относятся слова в каждом столбике? Каково происхождение данных слов? Составьте словосочетания или предложения с этими словами. В каких стилях речи встречаются эти слова? Дополните список своими примерами.

Задание 32. К данным старославянизмам подберите соответствующие русские слова. Укажите приметы старославянизмов.

   
Хлад, прах, глава, нрав, краткий, власть, брег, главный, злато, глас; одежда, рождать, чуждый, вождь, невежда; равный, ладья, един, юродивый; избрать, низвергнуть, преграда.

Задание 33. Приведите примеры слов, включающих латинские и греческие корни:

bios (греч.) – жизнь; philos (греч.) – друг, любитель, любезный, дорогой; dico, dictum (лат.) – говорю; lectio (лат.) – чтение; audio (лат.) – слушаю; servo (лат.) – храню; liber (лат.) – свободный; socium (лат.) – общий.

Задание 34. Выпишите из данного предложения заимствованные слова и укажите признаки их иноязычного происхождения.

Пассажиры выходят на закрытый перрон, подымаются на верхний этаж вокзала по эскалатору, проходят несколько зал, идут по закрытым со всех сторон сходням и оказываются в большом вестибюле. (И. Ильф, Е. Петров)

Задание 35. Определите значения заимствованных слов и подберите к ним слова-синонимы русского происхождения.

1. Абитуриент, адаптация, ажиотаж, апелляция, дефект, кампания, контекст, кворум, регресс, саммит, стереотип, тариф, хаос.

2. Адекватный, гипертрофированный, лояльный, одиозный позитивный, спонтанный, тривиальный, утилитарный, фатальный, филигранный, формальный, хаотичный, эксцентричный.

3. Констатировать, имитировать, лимитировать, манкировать, приватизировать, спонсировать, тарифицировать.

Задание 36. Немецкое по происхождению слово бюргер, французское буржуа и польское мещанин были образованы (каждое в своем языке) по одной словообразовательной модели, и их первоначальное значение одинаково. Каким исконно русским словом передается это значение? Каковы особенности значения и употребления каждого из названных слов в русском языке?

Задание 37. Найдите экзотизмы и варваризмы в данных предложениях.

1. Вива, Куба! 2. Нам срочно надо поговорить tête-à- tête. 3. Французская академия была основана в 1635 году кардиналом Ришелье. 4. Гангстеры объявили вендетту всему семейству Пассера. 5. Американцы обожают шопинг. 6. Кому же хочется быть лузером?!

Задание 38. Укажите, какие ошибки допущены при употреблении иноязычных слов. Исправьте эти ошибки.

 
1. Перед читателем проходит целая армада ярких представителей народа. 2. Писателю удалось продемонстрировать сущность Половцевых. 3. Особенности поэтической речи лимитируются общеязыковыми нормами. 4. Иллюстрации хорошо имитируют главные эпизоды повести. 5. Первый дебют актрисы был удачным. 6. Пьеса до конца вскрывает весь антагонизм противоречий между хозяевами и рабочими. 7. Нельзя нивелировать оценки ученикам.

Задание 39. Вспомните, из каких произведений русских писателей взяты данные фразеологизмы и каково их значение.

Остаться у разбитого корыта; великий комбинатор; а Васька слушает да ест; на заре туманной юности

Задание 40. Ниже приводится буквальный перевод некоторых фразеологизмов из французского языка и указывается их значение. Подберите соответствующие им русские фразеологизмы.

Жить как петух на откорме (жить хорошо, беззаботно); в те времена, когда королева Берта пряла (очень давно); работать на прусского короля (работать задаром).

Задание 41. Приведите примеры крылатых слов и выражений:

а) из басен И.А. Крылова;

б) из современных песен.

Задание 42. Определите лексическое значение данных фразеологизмов. Найдите в их составе устаревшие слова и дайте им толкование.

Прописать ижицу, яко тать в нощи, бразды правления, одним миром мазаны, зарыть талант в землю, как зеницу ока.

Задание 43. Что обозначают и как появились данные ниже устойчивые сочетания? Укажите их значение.

Ноев ковчег, хлеб насущный, вавилонское столпотворение, блудный сын, глас вопиющего в пустыне, запретный плод, авгиевы конюшни, ахиллесова пята, запретный плод, дамоклов меч, избиение младенцев, земля обетованная, сизифов труд, нить Ариадны, притча во языцех.

Задание 44. Определите лексическое значение данных фразеологизмов и назовите первоначальную сферу их употребления.

Разделать под орех, ставить в тупик, топорная работа, играть первую скрипку, попасть впросак.

Задание 45. Подберите как можно больше синонимичных фразеологизмов к данным устойчивым сочетаниям.

Не оставить камня на камне; отдать Богу душу; во все лопатки; считать ворон.

Задание 46. Укажите, какие значения (Б) соответствуют приведенным ниже образным выражениям (А):

А. Прокрустово ложе, синий чулок, дамоклов меч, тришкин кафтан, перейти Рубикон, современный Дон Кихот, троянский конь, Дон Жуан, настоящий Квазимодо, робинзонада;

Б. Ловелас, распутник, волокита; необычные приключения, путешествия в одиночку; добрый, бескорыстный человек; уродливый, безобразный; коварные дары, несущие гибель тем, кто их получает; совершить решительный поступок; женщина, всецело поглощенная учеными интересами; мерка, под которую насильственно подгоняют что-то; бесполезная попытка поправить дела; нависшая, угрожающая опасность.

Задание 47. Исправьте ошибки в использовании устойчивых словосочетаний.

 
1. Известно, какую важную роль в воспитании молодежи имеет наша литература. 2. Она играла в этом деле главную скрипку. 3. На конференции с интересным докладом выступил Захаревич, уже защитивший кандидатскую степень. 4. В этом году звание чемпиона в тяжелом весе занял болгарский спортсмен Иван Ботев. 5. Я поднимаю этот тост за присутствующих здесь дам.

Задание 48. Замените выделенные свободные сочетания фразеологизмами.

Образец: На семинаре ты был невнимателен. - На семинаре ты ворон считал.

1. Мой знакомый хорошо разбирается в марках. 2. Этот инженер - хороший специалист. 3. Я долго не видел своих друзей. Они встретили меня очень радушно, приветливо. 4. Я шел мимо дома своих знакомых и, увидев свет в окнах, решил зайти. 5. Он говорит непонятно, намеками. 6. Мой брат хорошо знает Москву.

Задание 49. К данным фразеологизмам подберите фразеологизмы-антонимы.

Заварить кашу; тяжел на подъём; набраться сил; выйти из себя; вознестись до небес; ума палата.

Задание 50. Включите фразеологизмы в состав данных синонимических рядов; употребите их в контексте.

Образец: Немедленно, немедля, незамедлительно, сейчас же, сию минуту.

Сию минуту прекрати вертеться!

Важничать, зазнаваться, заноситься, ... ; голодать, недоедать, ...; издавна, исстари, издревле, ...; обмануть, провести, обойти, ...; умереть, скончаться, угаснуть,....

Задание 51. Данные словосочетания замените фразеологическими оборотами с разговорной стилистической окраской.

Очень далеко; обидеться на кого-либо; очень загрустить, отчаяться; обмануть кого-либо; ни к чему не подходящий, никуда не годящийся; много и попусту говорить.

Задание 52. Объясните значение данных устойчивых словосочетаний, назовите язык-источник.

Persona grata; о tempora, о mores!; nota bene; post scriptum; veni, vidi, vici; alma mater; tête-à-tête; ftnita la comеdia; salto mortale; post factum; a priori; carte blanche.

Задание 53. Исправьте ошибки. Объясните особенности использования фразеологизмов во 2, 3, 4 предложениях.

1. Он не мог простить её, и все держал за зубами своё прощение. 2. Оболенский мыл голову Каченовскому за какие-то стихи (Вяземский). 3. Каждое слово режет меня ножом по спине (Чехов). 4. Пишите во все лопатки и так, как Вам в данную минуту писать хочется (Чехов). 5. Из кожи рвется вон. 6. Она быстро оделась и, как говорится, надела туфли на босые ноги. 7. Я не верю политику, который красиво сыплет фразы бисером. 8. В этом деле мы должны одержать успех. 9. Не мудрствуя долго, приведу цитату из отчета. 10. Нас встретили с распростертыми руками. 11. И хотя он был не из робкой десятки, тут не мог не испугаться.

Задание54. Исправьте речевые ошибки.

1. Наши товары идут на импорт. 2. Археологи обнаружили остатки царской семьи. 3. Большое влияние на молодых имеет телевидение. 4. Он изо всех сил старался произвести на девушку внимание. 5. За неимением крупы мы решили на ужин сварить макароны. 6. Какие только чудеса не вытворяет современная наука! 7. В дипломатии нельзя торопиться, иначе нарубишь дров. 8. У меня душа отлегла, когда я узнал, что сокращения штатов не будет. 9. Эти вопросы надо игнорировать и не принимать во внимание. 10. Он человек опасливый, и должен быть изолирован от общества. 12. Опытные авиаторы передают свои знания курсантам летной школы. 13. Среди собравшихся превалировали представители движения «Наши». 14. Проделанная работа открывает хорошие перспективы эволюции наших отношений. 15. А теперь перейдем к главной сути вопроса. 16. Совет директоров предприятия принял решение произвести закупку нового оборудования и выполнить ремонт старого.


php"; ?>