ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Задание 1. В данных парах слов определите функционально-стилистическую окраску лексических единиц (книжная, нейтральная, разговорная).

Актуальный - современный, антинаучный - ненаучный, аплодировать - хлопать, архитектор - зодчий, бежать - нестись, бесплатно – задаром, беспорядок - каша, большой - здоровый, импортировать – ввозить, устать – умаяться, электропоезд – электричка.

Задание 2. Отметьте слова, имеющие а) положительную; б) отрицательную эмоционально - экспрессивную окраску.

 
Бедняжка, голубушка, городишко, дешевка, дождинка, зевака, котик, малышка, лисонька, мальчонка, очкарик, пальчик, парнишка, показуха, политикан, тихоня, хвостист, хозяйчик, врачиха, читалка; носатый, лобастый, жуликоватый; хвать, хлесть, хлобысть.

Задание 3. Данные ниже слова разделите на две группы: лексика устной речи и лексика письменной речи.

Апробация, вершить, вследствие, вздремнуть, воздвигнуть, градация, доныне, загнуться, зодчий, избранник, ихний, катаклизм, начислить, негодование, неявка, нынешний, подземка, полуночник, превалировать, работяга, раздевалка, сроду, тараторить, творец, халтура, чужбина, шляться, электричка.

Можно ли утверждать, что лексика устной речи не выходит за пределы лексики литературного языка? Ответ обоснуйте.

 
Задание 4. К нейтральным словам подберите стилистически окрашенные синонимы. Сравните свои ответы с данными словаря синонимов.

Архитектор, безразлично, бессмыслица, болеть, глаза, говорить, еда, есть, жена, лицо, муж, надоесть, обмануть, подарить, предсказывать, родина, работать, сделать, смерть, убежать, уйти, ударить.

Задание 5. Приведите примеры словосочетаний, в которых приведенные ниже слова являлись бы а) стилистически нейтральными; б) стилистически сниженными.

Ворона, дуб, вкатить, достать, заехать, капать, котелок, надуть, мариновать, пилить, фанера, фонарь.

Задание 6. Перечислите группы слов, ограниченных в употреблении. Приведите примеры.

Задание 7. Приведите примеры слов, в которых эмоционально-экспрессивная окраска выражалась бы а) самим содержанием слова; б) метафорическим его переосмыслением; в) аффиксацией.

Образец: (а) бездельник; (б) осёл - упрямый человек; (в) мальчонка.

Задание 8. Найдите слова с эмоциональной окраской. Проверьте по словарю пометы этих слов и определите, мотивировано ли их употребление в данных контекстах.

1. Тебе, балбесу, ни до чего нет дела. 2. Нужный момент вы проворонили, придется начинать все сначала. 3. Дружище, ты мне здорово помог! 4. После войны он разыскал своего сынишку. 5. Такому детине должно быть стыдно жаловаться на усталость. 6. Вредный старикашка, он отравлял нам жизнь своими придирками. 7. Председатель жюри огласил результаты конкурса. 8. Был сегодня в гостях. Такую вкуснятину ел! Просто объедение! 9. Хватит бездельничать, принимайтесь за работу. 10. Какие только чудеса не вытворяет современная наука! 11. Узнав, что сын такой лентяй, // Отец воскликнул: Шалопай! (С. Маршак) 12. Отец воскликнул: - Крокодил, // За что ты третью (единицу – прим. авт.) получил?! (С. Маршак)

Задание 9. В любом печатном издании найдите примеры использования слов с эмоционально-экспрессивной окраской. Укажите, какие средства выражения эмоционально-экспрессивной окраски использованы в каждом конкретном случае.

Задание 10. Укажите случаи неоправданного употребления стилистически сниженной лексики (слова разговорные, просторечные, жаргонные); исправьте предложения.

1. Я быстро сгонял в библиотеку, чтобы взять нужные для семинара книги. 2. Эта история вполне тянет на сюжет для фильма-боевика. 3. Он сразу усёк, что это может для него плохо кончиться. 4. В голове у меня вертится много разных интересных мыслей. 5. Мы стали ловить тачку, чтобы добраться до станции. 6. Прилежные учащиеся завсегда выполняют домашние задания. 7. У декана есть немало задумок, связанных с организацией учебного процесса. 8. Та­ким манером вы ничего не добьетесь.

Задание 11. В данных предложениях найдите ошибки, возникшие вследствие употребления стилистически окрашенных слов в чуждых контекстах.

1. Глазеть прямо в зрачок объектива стало теперь возможным благодаря усовершенствованию конструкции. 2. Надеемся, что большой вклад в развитие культуры внесет открываемый после реконструкции этот рассадник просвещения. 3. Сначала пастух обычно идет будить своих соратников, чтобы вместе гнать буренок на пастбище. 4. Незаурядный ум Печорина помог ему сразу раскусить мелочность, никчёмность Грушницкого, его помыслы и мечты. 5. Давеча ребятишки ходили в лесной массив по грибы, да воротились пустые. 6. Произошел сбой, и враз заработала бюрократическая система. 7. Есть ещё куча интересных авторов, произведения которых не изучают в школе.

Задание 12. Образуйте все возможные словосочетания «прил. + сущ.»:

трудный дорога, рюкзак,
тяжелый характер

Задание 13. Исправьте ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости (глаг. + сущ.):

неверно верно
тратить нервы   одержать успехи оказать внимание поставить концерт потерпеть потери поднять тост играть значение оказать вред тратить силы/здоровье или трепать/портить нервы

Задание 14. В данных предложениях исправьте ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.

1. Наш магазин предлагает льготным категориям граждан товары по самым дешевым ценам. 2. Транспортные издержки при перевозках по Транссибу многократно меньше, чем при морских и авиационных. 3. Пора подвести результаты игры: наша команда впереди. 4. На протяжении десяти лет он успешно выполнял роль завхоза и экспедитора. 5. Молодые специалисты более глубокое значение должны придавать изучению техники. 6. Уже первые шаги, предпринятые нашей компанией, позволили сломать путы налогового бремени. 7. Вследствие проведенных реформ можно ожидать роста экономики уже к следующему году. 8. Мы ожидаем, что конечный эффект нашей работы будет значительным. 9. Большую половину своего выступления докладчик посвятил анализу успеваемости учащихся.

Задание 15. Найдите ошибки, связанные с многословием, определите их вид и исправьте предложения.

1. О моей автобиографии я уже рассказывал. 2. В институте разработаны новые методики и разработки по этой проблеме. 3. Больной был немедленно госпитализирован в больницу. 4. Фирма объявила о свободной вакансии на место главного бухгалтера. 5. Досих пор неизвестно, кто же творец этого уникального творения. 6. Уже в начале его творческого пути писателя обозначились сильные и слабые стороны. 7. Между природой и человеком уже не существует существенной разницы. 8. У неё были очень огромные глаза. 9. В библиотеке наблюдается нехватка учебной литературы.

 
Задание 16. Найдите ошибки, связанные с неполнотой высказывания, дополните предложения необходимыми лексическими элементами.

1. Центр "Русская книга" объявляет конкурс на лучшую аннотацию к любой книге из нашего ассортимента. Лучшие будут приглашены к сотрудничеству в газете. 2. Наши дворники обязаны были посыпать песком тротуары, мосты и другие, что в их ведении. 3. На уроках учащиеся хорошо ведут. 4. Необходимо повысить эффективность. 5. Я уже чувствую после болезни хорошо.

Задание 17. Исправьте предложения. Определите тип ошибки (плеоназм, тавтология, расщепление сказуемого, использование лишних слов, лексическая неполнота высказывания и т.п.).

   
1. В качестве примера я хотел бы привести следующий пример: например, пример Франции. 2. Деепричастный оборот обособляется с двух сторон запятыми. 3. Грибоедов в комедии «Горе от ума» всего лишь описал случай, который с ним случился. 4. В научном и деловом стиле никогда не употребляются диалектные и областные слова и выражения. 5. На экскурсии вы узнаете много нового и познавательного. 6. Мы должны успеть сдать работу в срок, поэтому дорога каждая минута времени. 7. Староста несет ответственность за явку на субботник. 8. Архангельск с петровских времен был местом, куда прибывали и отбывали торговые суда. 9. Ежемесячно новая рубрика регулярно знакомит читателей с литературными новинками. 10. По сведениям, поступившим из осведомленных источников, намечено подписание договора о намерениях сторон. 11. Представители мэрии рассказали о перспективах на будущее. 12. Делегация посетила памятный мемориал на Пискаревском кладбище. 13. Об этом я скажу ниже. 14. Львиная часть нашей продукции идет на экспорт. 15. Выступление оратора было эмоциональным, логическим, убедительным.

Задание 18. Укажите различия в значении и употреблении слов:

а) гуманный; гуманитарный;

б) деловитый, деловой, дельный;

в) идеальный, идеалистический;

г) типовой, типичный, типический;

д) титульный, титулованный, титулярный.

Как называются такие слова? Могут ли они взаимозаменяться в речи?

Задание 19. Подберите паронимы к данным словам. Составьте с ними словосочетания или предложения.

Величественный, глубинный, геройство, лакировочный, предоставить, признание.

Задание 20. Соотнесите слова-паронимы (А) и их значения (Б):

А. Архаический – архаичный; главный – заглавный; динамический – динамичный; длинный - длительный; драматический – драматичный; желанный – желательный; комический – комичный; критический – критичный; логический – логичный; методический – методичный; надеть – одеть; нестерпимый – нетерпимый; органический – органичный; подпись – роспись; предоставление – представление; проблематичный – проблемный; реалистический – реалистичный; явный – явственный.

Б. Вышедший из применения, свойственный старине; самый важный (основной) – относящийся к заглавию; полный событий – относящийся к динамике; долговременный, имеющий большую длину; полный драматизма, относящийся к драме; милый (дорогой), нужный; о комедии, забавный; критикующий, содержащий критику; правильный, относящийся к логике; следующий плану, относящийся к методике; на что-то (на кого-то), кого-то; невыносимый, нетерпящий; естественный, относящийся к живому миру; фамилия, живопись; выдача чего-либо, предъявление; ставящий вопросы, предположительный; действительный, следующий реализму; очевидный, хорошо различимый (отчетливый).

Задание 21. Выберите из данных в скобках слов-паронимов тот вариант, который необходим в данном контексте. Объясните свой выбор.

1. Перед нами (стал, встал) вопрос, следует ли продолжать эксперимент. 2. Отчет о практике (представляется, предоставляется) в двух экземплярах. 3. Актер играл (главную, заглавную) роль. 4. Чтобы не быть узнанной, она (одела, надела) маскарадный костюм. 5. Преподаватель (провел, произвел) опрос учащихся. 6. На берегу реки находился (туристский, туристический) лагерь. 7. Все (командированные, командировочные) разместились в одной гостинице. 8. Тьма казалась (веской, весомой).

Задание 22. Распределите обнаруженные вами в предложениях речевые ошибки на группы: а) тавтология; б) плеоназм; в) лексическая неполнота высказывания.

1. Когда выступающий выступал, его все очень внимательно слушали. 2. Рождество мы отмечали вместе с коллегами по работе. 3. Больной в критическом состоянии. Дорога каждая минута времени. 4. Сгоряча я могу сделать, что потом будет трудно исправить. 5. Характер главного героя, на мой взгляд, характерен для людей его поколения. 6. Издавна Одесса была портом, куда прибывали и отбывали суда разных иностранных государств. 7. Потерпев поражение, он вернулся обратно, чтобы начать все заново. 8. Нарисованный мною рисунок комиссии понравился. 9. Мы должны заняться распространением более передового опыта и в филиалах фирмы. 10. Партизаны предприняли ответную контратаку.

Задание 23. Исправьте предложения. Определите тип ошибки (плеоназм, тавтология, расщепление сказуемого, использование лишних слов, лексическая неполнота высказывания и т.п.)

1. В качестве примера я хотел бы привести следующий пример: например, пример Франции. 2. Деепричастный оборот обособляется с двух сторон запятыми. 3. Грибоедов в комедии «Горе от ума» всего лишь описал случай, который с ним случился. 4. В научном и деловом стиле никогда не употребляются диалектные и областные слова и выражения. 5. На экскурсии вы узнаете много нового и познавательного. 6. Мы должны успеть сдать работу в срок, поэтому дорога каждая минута времени. 7. Староста несет ответственность за явку на субботник. 8. Архангельск с петровских времен был местом, куда прибывали и отбывали торговые суда. 9. Ежемесячно новая рубрика регулярно знакомит читателей с литературными новинками. 10. По сведениям, поступившим из осведомленных источников, намечено подписание договора о намерениях сторон. 11. Представители мэрии рассказали о перспективах на будущее. 12. Туристы посетили памятный мемориал на Пискаревском кладбище.