Издания для массового читателя («Сатирикон», «Иллюстрированная Россия», «Рубеж»).

«Сатирикон»: до 1914 в СПб издавался такой сатирический журнал. Изд. М. Корнфельд. В 1931 была предпринята попытка возобновить издание "Сатирикона" в Париже. В 1931 году М. Корнфельд в Париже собрал группу сатириконцев и снова начал издавать журнал. Первый номер возрожденного «Сатирикона» вышел в апреле 1931 года. В нем приняли участие В.Азов, И.Бунин, В.Горянский, С.Горный, Дон-Аминадо (А.П. Шполянский), Б.Зайцев, А.Куприн, Lolo (Мунштейн), С.Литовцев, А.Ремизов, Саша Черный, С. Яблоновский. Художественный отдел составляли А. Бенуа, И. Билибин, А. Гросс, М. Добужинский, К. Коровин и другие. Особого успеха возрожденный «Сатирикон» не имел (вышло всего около 20 номеров). Отсутствие связей с родиной вредило ему гораздо больше, чем отсутствие средств.

«Иллюстрированная Россия»: двухнедельный литературно-иллюстрированный журнал. Издавался в Париже на русском языке с 1924 по 1939 год. С 1 сентября 1924 года по 15 декабря 1925 года журнал выходил один раз в две недели, с 1 января 1926 года и до прекращения издания журнал выходил один раз в неделю. С 1929 года журнал был организатором конкурсов красоты «Мисс Россия» в Париже. Основан в 1924 году Мироном Петровичем Мироновым в Париже, по типу столь привычных русским эмигрантам, дореволюционных, еженедельных, иллюстрированных, литературно-художественных журналов. Редакторы: Миронов, потом Куприн, потом редколлегия, в состав которой входили: И. А. Бунин, 3. Н. Гиппиус, Б. К. Зайцев, Д. С. Мережковский и И. С. Шмелев. Издание осуществлялось на отличной мелованой бумаге, изящно оформленные обложки, целый ряд обложек работы художников и знаменитых русских мастеров. Все 748 номеров журнала вышедших за 15 лет существования представляют монументальную летопись, свидетельствующую обо всех сторонах жизни русской эмиграции в широких географических пределах (Европа, Дальний Восток, Америка, Австралия, Африка, Филиппины, Южная Америка, Индия, Цейлон, Япония, Абиссиния, Парагвай). На своих страницах журнал открывает, отражает, рисует, фотографирует, свидетельствует, повествует в беллетристике, поэзии, воспоминаниях, исторических очерках, репортажах об общественно-политической, обыденно-бытовой, культурно-просветительной, исторической и злободневной жизни всего русского зарубежья. Общее направление журнала можно охарактеризовать, как либеральное. Писали: Куприн, Бунин, С. Черный, Н. Тэффи, Ремизов, Зайцев, Шмелев, Чириков, Гиппиус, Мережковский, Осоргин, Б. Савинков, И. Савин, И. Одоевцева, Г. Иванов, В. Ходасевич, Г. Евангулов, Л. Зуров, С. Юшкевич, Н. Н. Брешко-Брешковский, А. Толстой, М. Алданов, И. Лукаш, Георгий Песков и многие-многие другие. Особое внимание редакторы обращали на русскую литературу, выходившую в СССР. Благодаря «Иллюстрированной России» читатели смогли познакомиться с творчеством Зощенко, Катаева, Бабеля, Шишкова, С. Есенина, Пильняка, К. Чуковского, В. Инбер, Ю. Олеши, М. Булгакова, К. Федина и многих других. Разделы: литра, воспоминания, о художниках, Бытовая и ежедневная жизнь эмиграции и т.п.

«Рубеж» - еженедельный литературно-художественный журнал, издававшийся в Харбине. Орган русской эмиграции на Дальнем Востоке (1925-1945). Фактический издатель (директор-распорядитель) — Евгений Самойлович Кауфман (1889-1971).
Редактором журнала (с 1929) был Михаил Сергеевич Рокотов (настоящая фамилия Бибинов, 1895-1985), с 1941 попеременно Л. П. Ефимов и Е. Г. Кокшаров.«Рубеж» стал наиболее известным изданием русской Маньчжурии, имел собственных корреспондентов в Европе, Америке и Австралии. В нём печатались не только местные авторы, но и писатели русской эмиграции из Европы. Постоянными авторами были Ачаир, Арсений Несмелов, Валерий Перелешин.

_________________________

Литература и искусство в «качественных» газетах эмиграции («Последние новости» и «Звено», «Возрождение», «Руль», «Дни», «Сегодня», «За свободу!» и др.).

«Последние новости»: Самой серьезной и влиятельной газетой русской эмиграции были « Последние новости». К тому же эта газета , выходившая в Париже , оказалась и долгожительницей: она издавалась без перерывов с 27 апреля 1920 г. до 11 июня 1940 г. Ее издание было прекращено только в связи с немецкой оккупацией. С 1921 г. и до последнего номера ее редактором был историк и известный либеральный политик, член ЦК кадетской партии П.Н. Милюков. В начале своего существования « Последние новости» скорее всего получили какие-то субсидии, но популярность газеты скоро позволила ей обрести финансовую независимость. Газету регулярно читала вся русская эмиграция , независимо от политической и социальной принадлежности. Это позволило ей почти десять лет держать самый высокий тираж среди русских газет - 23 тыс. экземпляров. В 1930 г. « Последние новости» праздновали 10-летие своего существования. В очень ограниченном количестве экземпляров был издан специальный альбом, в котором содержались портреты ста наиболее активных сотрудников газеты .Среди сотрудников газеты были Бунин, Тэффи, Алданов, Ремизов, Цветаева, Куприн. В качестве театрального рецензента работал бывший директор императорских театров князь С.М. Волконский. Балетным отделом заведовал непревзойденный балетный критик А. Левинсон. О музыке писал М., Шлецер. Шахматами ведал гроссмейстер Зноско-Боровский. Высокий журналистский уровень обеспечивал выдающийся русский журналист А.А. Поляков. А. Седых, сотрудник газеты от первого до последнего дня, называл его фактическим редактором « Последних новостей», поскольку П.Н. Милюков больше следил за политической линией газеты .

«Возрождение» С 1925 г. в Париже на деньги миллионера А.О. Гукасова стала выходить газета «Возрождение». На должность редактора был приглашен известный ученый и политик П.Б. Струве. Эта газета интересна как отражение эмигрантской психологии «политического покаяния». Лишь несколько крупных политиков коренным образом пересмотрели свои политические взгляды в эмиграции , в том числе П.Н. Милюков, В.А. Маклаков и П.Б. Струве. П.Б. Струве стремился сделать свою газету трибуной для серьезного разбора прежних позиций, для своего рода политического покаяния, беря на себя вину за неумение воспрепятствовать приходу к власти большевиков. Хотя в газете «Возрождение» явно ощущались идеи Белого движения, они тоже подвергались пристальному анализу и частичному пересмотру. П.Б. Струве в какой-то степени лично для себя возродил прежнюю свою идею «Великой России», которая только начала обозначаться в его дореволюционных работах. К этому его подталкивало сознание главной ошибки русских либералов: незнание коренной России, непонимание интересов рядовых людей, умозрительность представлений о судьбах страны. Национально-русский характер газеты «Возрождение» привлек в качестве сотрудников писателей И .С. Шмелева и И .А. Бунина. Но достаточно скоро идеям газеты стали оказывать серьезное противодействие деятели «Российского общевоинского союза», во главе которого стоял генералитет врангелевской армии. Для них идеи покаяния были непонятны и в целом раздражали. Не найдя поддержки у издателя газеты А.О. Гукасова, П.Б. Струве ушел из редакции «Возрождения». Вслед за ним ушел из числа сотрудников И .А. Бунин, а И .С. Шмелев остался. В дневнике Г.Н. Кузнецовой есть свидетельство о мучительных сомнениях И .А. Бунина, которому справедливо казалось, что его уход и уход многих лучших сотрудников означает гибель самого замысла «Возрождения», вообще гибель одной из лучших газет Российского зарубежья. Не так много было у эмиграции таких газет , чтобы своими руками способствовать гибели одной из них (Кузнецова Г.Н. Грасский дневник. М., 1995. С.39 - 40). Надо сказать, что эти опасения не были беспочвенными: с 1930 г. из-за финансовых затруднений (в том числе и вследствие потери части читателей) «Возрождение» стало не ежедневной, а еженедельной газетой .

В 20 - 30-е гг. в Париже не было ежедневных газет , которые можно было бы поставить вровень с « Последними новостями» и «Возрождением» по влиятельности и размерам тиража.

«Звено». В последующие годы наиболее видным журналом становится «Звено». Сначала это издание выходило в 1923 г. как еженедельная литературно-политическая газета, затем как литературный еженедельник, а в 1927–1928 гг. как ежемесячный журнал, посвященный проблемам литературы и искусства. В журнале выделялся литературно-критический отдел, где блистал Г.В. Адамович, сотрудничали К.В. Мочульский, В.В. Вейдле, кн. Д.П. Святополк-Мирский, Н.М. Бахтин[104], А.Я. Левинсон.

Газета «Беседа». Рига, латвийская русскоязычная независимая демократическая газета, издавалась в Риге с 17 августа 1919 и по 21 июня 1940. Самая крупная и содержательная из русских газет в Прибалтике, официально она не относилась к эмигрантской русскоязычной печати, так как была основана уроженцами Латвии и официально именовалась латвийской газетой на русском языке. Владельцы: Я. Брамс и Б. Поляк. Редакторы: Н. С. Бережанский, М. Ганфман, Б.О. Харитон[1] и М.Мильруд. Сотрудники: А. Аверченко, М. Айзенштадт, Ю. Айхенвальд, М. Алданов, А. Амфитеа­тров, К. Бальмонт, Н. Волковысский, Юрий Галич (Ю. И. Гончаренко), М. Ганф­ман, Сергей Горный (А.-М. А. Оцуп), А. Даманская, Изгоев, В. Ирецкий, А. Кизеветтер, В. Клопотовский-Лери (В. В. Клопотовский), Lolo (Мунштейн), Лев Максим, С. Минцлов, Вас. Ив. Немирович-Данченко, Жак Нуар (Я. В. Окснер), Б. Оречкин, М. Первухин, П. М. Пильский, Игорь Северянин, Я. Судрабкалн, В. Третьяков, Е. Л. Шкляр и другие.

«Числа». В 30-е годы наибольшую известность приобретает журнал «Числа»[ , ставший прибежищем литературной молодежи. Его редактором был поэт Николай Оцуп. В редактировании первых четырех номеров участвовала И.В. де Манциарли, которая частично финансировала издание, позже журнал издавался на пожертвования частных лиц. Редакция называла «Числа» литературным сборником. Первый его номер открывался словами: «По тем или иным причинам, в русской культуре, как она развивалась в XIX и XX вв., почти вся тяжесть ее самых ответственных вопросов и решений легла на писателей и поэтов. Едва ли не виднейшие русские мыслители, едва ли не самые одаренные политические деятели – писатели. Литература в России всегда была проводником ко всем областям жизни. Вот почему и вот в каком смысле “Числа” задуманы как сборники по преимуществу литературные.Не навязывая писателям каких бы то ни было других задач, лежащих вне литературы, “Числа” будут все же стремиться через нее и ее методами затронуть все, что сейчас совершается в мире». Это была программа, на наш взгляд, обращенная в XIX в. В то же время заявка на аполитичность направления журнала носила полемический характер. Она отличала его от остальных изданий и привлекала к себе литературную молодежь. «Изгнание политики из “Чисел”, – замечает Г.П. Струве, – вызвало полемику внутри самого журнала: в защиту политики выступила З.Н. Гиппиус (и она и Мережковский сначала очень благоволили к журналу), а отвечал ей как редактор Н.А. Оцуп. Этому же вопросу был посвящен один из вечеров “Чисел”, на котором “политику” защищал Д.С. Мережковский, а среди возражавших ему был П.Н. Милюков»[106]. Журнал стремился не касаться вопросов текущей политики. Но в отдельных литературных статьях «проскальзывала тенденция оправдать внесение политики в литературу».

Журнал ориентировался на традиции «Мира искусства» и «Аполлона» и даже внешне был похож на последний (красивые шрифты, хорошая бумага, пробелы, иногда печатался в три-четыре краски). Каждый номер богато иллюстрировался, содержал двадцать-двадцать пять клише в тексте и на отдельных листах – репродукции произведений Н. Гончаровой, М. Шагала, М. Ларионова, А. Дерена и др. Большое внимание уделялось искусству – музыке (статьи А. Лурье и Н. Набокова), танцу, балету (статьи С. Лифаря), живописи, скульптуре. В литературном отделе наиболее видное место занимали не признанные маститые авторы, а новое поколение литераторов: Г. Газданов, В. Варшавский, И. Одоевцева, В. Яновский, Б. Сосинский и др. Отдел поэзии обычно занимал не менее двадцати страниц. Здесь публиковались поэты разных направлений: Б.Ю. Поплавский, А.П. Ладинский. Ю.К. Терапиано, Г. Раевский (Г.А.Оцуп), В.А. Мамченко, Довид Кнут (Д.М. Фихман) и др.

В отделе критики и философской публицистики сотрудничали авторы разных поколений: З.Н. Гиппиус, Г.В. Адамович. Н.А. Оцуп, Г.П. Федотов, Л.И. Шестов, П.М. Бицилли, В.В. Вейдле, Г.В. Иванов, М.И. Цветаева, Г. Ландау. Одновременно многие молодые литераторы (Газданов, Терапиано, Варшавский, Яновский, Поплавский и др.) выступали с литературно-критическими статьями и обзорами. Стремясь разнообразить подачу литературно-критического материала, редакция провела ряд опросов по проблемам литературного процесса, мастерства, состояния современной русской литературы, живописи и даже о месте В.И. Ленина в истории. На это начинание откликнулись М.А. Алданов, И.А. Бунин, Г.В. Иванов, В.В. Набоков, М.А. Осоргин, И.С. Шмелев.

 

Если кому-то еще что-то захочется почитать (хотя я надеюсь, что и этого вполне достаточно), то вот тут неплохой текст, кое-что из него взяла, но не все: http://simvol-veri.ru/xp/kultura-russkoie-emigracii-1920-1930-e-gg.html