Возможности компьютерной графики в преподавании дисциплин художественного цикла в учреждениях дополнительного образования.
Синтетические методы формирования художественного вкуса, композиционного мышления и общего художественного развития средствами компьютерной графики. Характеристика обучающих, развивающих и образовательных программ по работе с графическими изображениями (по выбору студента). Перечень и краткая содержательная характеристика дисциплин художественного цикла в учреждениях дополнительного образования. Возможности и способы использования компьютерной графики в преподавании данных дисциплин
Возможности использования компьютерной графики:
· Развитие наглядно-образного, наглядно-действенного, теоретического, интуитивного, творческого видов мышления,
· Эстетическое воспитание за счет использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа,
· Развитие коммуникативных способностей,
· Формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решений в сложной ситуации,
· Формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации,
· В компьютерном уроке реализуется психологический цикл деятельности «целеполагание - планирование и организация- выполнение (решение) учебной задачи-анализ и оценка результата».
Синтетические методы формирования художественного вкуса:
- Методы и приемы развития:
· Метод наглядности;
· Метод развития эстетического зрения;
· Сравнительный метод;
· Метод ассоциативного восприятия;
· Продуктный метод (рисование с натуры, по памяти, по впечатлениям, по заданным темам).
- Методы развития воображения и абстрактного мышления:
· Метод наглядности (демонстрация работ одноклассников или учеников старших классов);
· Методы помогающие стимулировать творческую активность учащихся, использование музыки. (суть приёма состоит в том Что, Когда и Как слушать. Музыка создает определенный эмоциональный настрой);
· Прием развития ассоциативного воображения, после овладения редакторами Adobe Photoshop и CorelDraw задание на тему «Нарисуй музыку», свои впечатления воплощают в графической форме;
· Разработка композиций любых типов способствующих развитию мышления образами. т.е. целостного видения;
· Метод дизайнерского проектирования;
· Метод пространственного моделирования изображения;
· Метод ассоциативного восприятия цвета.
Компьютер предоставляет новые возможности для творческого развития детей и воспитателей, позволяет освободиться от нудного традиционного обучения и разработать новые идеи и средства выражения. Одним из таких средств развития творческих способностей детей являются графические редакторы. Их грамотное использование позволит разнообразить любой вид деятельности дошкольного учреждения. Наиболее доступными, удобными и простыми в использовании являются графический редактор Paint.
Painterka – Увлекательная программа – раскраска для детей. При размере чуть более 1Мб позволяет использовать палитру в более чем 200 цветов, а также использовать текстурные заливки и добавлять свои картинки, которые затем можно раскрашивать. Для ребенка важно еще и то, что самые удачные картинки можно распечатать или сохранить. Русский интерфейс позволит ребенку, умеющему читать, лучше ориентироваться в рабочем пространстве игры.
Tux Paint – Графический редактор для детей от 3 до 12 лет. Для того чтобы ребенку было проще освоиться с программой, все рабочие инструменты вынесены в ее главное окно.
KidColor– Простенький графический редактор для детей. Главное достоинство программы в том, что при запуске, она скрывает все элементы управления системой (кнопку закрыть, меню пуск и т.п).
Перечень и краткая содержательная характеристика дисциплин художественного цикла в учреждениях дополнительного образования. Программы художественно-эстетического цикла включают в себя:
· Программу по изобразительному искусству и художественному труду;
· Программу по ритмике;
· Программы по музыке;
· Программу по МХК.
Основными задачами программ по изобразительному искусству являются: создание условий для развития творческих способностей учащихся; общее эстетическое развитие; овладение приемами изобразительной и художественно-прикладной деятельности; воспитание навыков общения через творчество.
Ритмика. Основными задачами программы основной школы по ритмике являются: выявление творческих способностей в области искусства танца; развитие навыков хореографического движения, концертного исполнения; овладение жанровыми и стилистическими особенностями классического, народного, историко-бытового, современного танца.
Музыка. Программа ставит своей получение учащимися общего музыкального образования, формирование эстетического вкуса на лучших образцах классической и зарубежной музыки, выявление и развитие творческих способностей детей. В классах с углубленным изучением музыки, программа предусматривает обучение игре на музыкальных инструментах, комплекс важнейших практических навыков (игра по слуху, транспонирование, чтение с листа, игра в ансамблях, умение аккомпанировать лёгкие партии).
Курс МХК (реализуемый на основе программы Л.М. Предтеченской) скорректирован с учетом гуманитарной направленности обучения. Курс предусматривает углубленное изучение проблем развития отечественной и мировой культуры в контексте общецивилизационных процессов, расширенное изучение проблем развития отдельных видов искусства, технологии и трудовое обучение.
Программа по черчению направлена на формирование и развитие графической культуры учащихся, их мышления и творческих качеств. Программой предусматривается научить школьников сознательно читать чертежи, самостоятельно разрабатывать графическую документацию для изготовления деталей и предметов, а также решать творческие задачи с элементами конструирования. Программа по черчению направлена на развитие у учащихся технического и образного мышления, а также пространственных представлений, имеющих большое значение в трудовом обучении, производственной деятельности и техническом творчестве.
Возможности и способы использования компьютерной графики в преподавании данных дисциплин:
На занятиях компьютерной графикой дети изображают пейзажи, сказочных персонажей, выполняют простые композиции. Развивают чувство композиционного равновесия, динамики и пропорций. Развивают умение составлять из геометрических фигур узнаваемый образ. Воспитывают культуру восприятия пейзажного жанра, как способа отражения красоты окружающей природы; воспитывают умение восприятия абстрактных композиций. Особое значение придается формированию и развитию у школьников пространственного и образного мышления на основе построения плоских или объемно-пространственных композиций.