Содержание и задачи управления прибылью предприятия. Факторный анализ прибыли и рентабельности.
Высокая роль прибыли в развитии предприятия и обеспечении интересов его собственников и персонала определяют необходимость эффективного и непрерывного управления прибылью. Управление прибылью представляет собой процесс выработки и принятия управленческих решений по всем основным аспектам ее формирования, распределения, использования и планирования на предприятии
Главной целью управления прибылью является обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде. Эта главная цель призвана обеспечивать одновременно гармонизацию интересов собственников с интересами государства и персонала предприятия.
Распределение и использование прибылиявляется важным хозяйственным процессом, обеспечивающим покрытие потребностей предпринимателей и формирование доходов государства.
Механизм распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы всемерно способствовать повышению эффективности производства, стимулировать развитие новых форм хозяйствования.
В зависимости от объективных условий общественного производства на различных этапах развития российской экономики система распределения прибыли менялась и совершенствовалась. Одной из важнейших проблем распределения прибыли как до перехода на рыночные отношения, так и в условиях их развития является оптимальное соотношение доли прибыли, аккумулируемой в доходах бюджета и остающейся в распоряжении хозяйствующих субъектов.
С развитием приватизации и акционирования предприятия имеют право использовать полученную прибыль по своему усмотрению, кроме той ее части, которая подлежит обязательным вычетам, налогообложению и другим направлениям в соответствии с законодательством.
Таким образом, возникает необходимость в четкой системе распределения прибыли прежде всего на стадии, предшествующей образованию чистой прибыли, т.е. прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
Экономически обоснованная система распределения прибыли должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством и максимально обеспечить производственные, материальные и социальные нужды предприятий.
Отметим, как корректируется валовая прибыль в процессе распределения, после чего раскроем подробнее отдельные направления прибыли.
Прежде всего валовая прибыль уменьшается на сумму: доходов от долевого участия в деятельности других предприятий, находящихся в пределах России; дивидендов и процентов, полученных по акциям, принадлежащим данному предприятию, а также с доходов по государственным ценным бумагам РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления; доходов от сдачи в аренду и других видов использования имущества.
Затем валовая прибыль уменьшается на сумму прибыли: от проведения массовых концерта о-зрелищных мероприятий на открытых площадках, стадионах, вмещающих более 2000 человек; от работы казино, видеосалонов и использования игровых автоматов; от посреднических операций и сделок.
Из валовой прибыли исключаются суммы прибыли, по которой установлены налоговые льготы.
С 1994 г. из валовой прибыли исключаются также доходы юридических лиц по государственным облигациям и другим государственным ценным бумагам, а также от оказания услуг по размещению государственных ценных бумаг и резервов Федерального казначейства РФ, не подлежащие обложению налогом на прибыль. Оставшаяся после этих корректировок валовая прибыль является объектом налогообложения.
С этой прибыли уплачивается в бюджет налог на прибыль. После уплаты налога остается ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ. Эта прибыль находится в полном распоряжении предприятия и используется им самостоятельно.
В процессе распределения валовая прибыль уменьшается на следующие виды доходов (прибыли): от долевого участия в деятельности других предприятий; дивиденды, проценты, полученные по акциям, принадлежащим данному предприятию, а также с доходов по государственным ценным бумагам РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления; от проведения массовых концертно-зрелищных мероприятий на открытых площадках, стадионах; от работы видеосалонов Гот видеопоказов), от проката видео- и аудиокассет и записи на них. Эти виды доходов (прибыли) выступают объектом самостоятельного обложения налогом, а потому во избежание двойного обложения исключаются из состава валовой прибыли.
Что касается доходов юридических лиц по государственным облигациям и другим государственным ценным бумагам, а также от оказания услуг по их размещению, то они исключаются из валовой прибыли, поскольку вообще не подлежат обложению налогом.
Из валовой прибыли исключаются доходы от сдачи в аренду и других видов использования имущества, а также прибыль от посреднических операций и сделок, расчет налога по которой осуществляется в ином порядке. При этом следует учесть, что к посреднической деятельности не относится работа заготовительных, снабженческо-сбытовых, торговых организаций (кроме комиссионной деятельности), а также страховая деятельность, банковские операции и сделки, производство и реализация сельскохозяйственной продукции.
Из валовой прибыли исключаются суммы прибыли, по которой установлены налоговые льготы. Действующие льготы по налогу на прибыль стимулируют развитие предпринимательства, расширение инвестиционной деятельности, рост научно-технического потенциала предприятий, обеспечение социальных нужд рабочих и служащих и т.д.
После всех перечисленных выше корректировок остается налогооблагаемая прибыль, с которой уплачивается налог на прибыль. Уплатив в бюджет соответствующий налог с прибыли, предприятие получает в свое распоряжение оставшуюся ЧИСТУЮ ПРИБЫЛЬ.
Факторный анализ прибыли
Главной задачей факторного анализа прибыли является определение факторов и причин невыполнения задания по прибыли. При факторном анализе прибыли рассматриваются источники ее образования и выявляются резервы дальнейшего увеличения прибыли. Прибыль делится на несколько видов. Балансовая прибыль включает прибыль от реализации произведенной продукции (выручка (нетто) от продажи продукции за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей, себестоимости проданной продукции, коммерческих и управленческих расходов), операционных и внереализационных доходов и расходов, отражаемых в отчете о прибылях и убытках (ф. № 2). Факторный анализ балансовой прибыли начинается с общей оценки выполнения плана по прибыли по составным ее элементам в сравнении с планом и с предыдущим годом. Для этого из формы № 2 и оперативных данных организации в аналитическую таблицу заносятся показатели прибыли по составным элементам.
Факторный анализ прибыли от реализации произведенной продукции. Факторный анализ прибыли от реализации продукции начинается с проверки баланса произведенной продукции и общей оценки влияния на выполнение плана прибыли изменения прибыли в остатках готовой продукции на начало и конец отчетного года. Для этого составляется аналитическая таблица по плановым и фактическим показателям. В ходе факторного анализа прибыли от реализации рассматривается номенклатура продукции, которая осталась на складе, с целью выявления изделий, не пользующихся спросом или сбыт которых ограничен. В случае наличия таких изделий выясняется, предусмотрен ли их дальнейший выпуск в последующем, решается ли вопрос о снятии с производства вышеуказанных изделий или сокращении выпуска до размеров, обеспеченных сбытом.
Факторный анализ прибыли от реализации отдельных видов продукции может быть проведен с использованием следующей факторной модели:
П = VРП (ц - b) - A
Факторный анализ прибыли от реализации отдельных видов продукции по данной модели позволяет проанализировать влияние на прибыль таких факторов, как объем реализации продукции; уровень среднереализационных цен; переменные затраты на единицу продукции; сумма постоянных затрат отчетного периода, относящихся к данному виду продукции.
Факторный анализ прибыли от реализации продукции может быть проведен с использованием следующей факторной модели: PQ = QP-S-K-Y
Для анализа выполнения плана прибыли от реализации продукции составляется аналитическая таблица. Для более глубокого анализа выявляются факторы, повлиявшие на выполнение плана по прибыли. Прежде всего следует проанализировать, какое влияние на выполнение плана прибыли оказали изменение отпускных цен, смена покупателей. Влияние изменения отпускных цен на прибыль от реализации продукции определяется путем сопоставления фактической выручки от реализации выпущенной продукции с выручкой от реализации продукции при плановых ценах на фактически реализованную продукцию. Затем анализируется влияние на прибыль результатов выполнения плана по реализации продукции.
Факторный анализ прибыли от выпуска продукции. При факторном анализе прибыли от выпуска продукции рассматриваются отклонения фактической прибыли от плановой по отдельным изделиям или группам изделий. Особенно это важно при невыполнении плана по прибыли. Такой анализ дает возможность выявить конкретную продукцию, от фактического выпуска которой организацией получено меньше прибыли, чем это предусматривалось планом. В части получения дополнительной прибыли можно выполнить более глубокий анализ мероприятий по новой технике, который позволит выявить влияние уменьшения себестоимости продукции и роста прибыли за счет мероприятий по техническому совершенствованию производства.
Факторный анализ чистой прибыли может быть проведен с применением следующей факторной модели: ΔРЧ = ΔD-ΔS, где ΔD - изменение доходов, ΔS - изменение расходов.
Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент инвестиционной политике и ценообразовании.
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
1) показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов;
2) показатели, характеризующие рентабельность продаж;
3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.
Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.
Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) (R3) исчисляется путем отношения балансовой (Пб) или чистой прибыли (Пч) к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции (З):
или
Она показывает,сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.
Рентабельность продаж (Rn) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли на сумму полученной выручки (РП). Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое приминение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.
.
Рентабельность (доходность) капитала (Rк) исчисляется отношением балансовой (чистой) прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала ( ) или отдельных его слагаемых:собственного (акционерного), заемного, основного, оборотного, производственного капитала и т.д.
В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.
Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат), исчисленный в целом по предприятию (R), зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.
Факторная модель этого показателя имеет вид:
92.Методы антикризисного управления. Понятие банкротства предприятия и методы прогнозирования возможного банкротства. Стратегический план финансового оздоровления фирмы.
Антикризисное управление - такая система управления предприятием, которая имеет комплексный, системный характер и направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии специальной программы, имеющей стратегический характер, позволяющей устранить временные затруднения, сохранить и преумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, при опоре в основном на собственные ресурсы.
К основным принципам относятся:
1. Ранняя диагностика кризисных явлений в финансовой деятельности предприятия. Учитывая, что возникновение кризиса на предприятии несет угрозу самому существованию предприятия и связано с ощутимыми потерями капитала его собственников, возможность возникновения кризиса должна диагностироваться на самых ранних стадиях с целью своевременного использования возможностей ее нейтрализации.
2. Срочность реагирования на кризисные явления. Каждое появившееся кризисное явление не только имеет тенденцию к расширению с каждым новым хозяйственным циклом, но и порождает новые сопутствующие ему явления. Поэтому чем раньше будут применены антикризисные механизмы, тем большими возможностями к восстановлению будет располагать предприятие.
3. Адекватность реагирования предприятия на степень реальной угрозы его финансовому равновесию. Используемая система механизмов по нейтрализации угрозы банкротства в подавляющей своей части связана с финансовыми затратами или потерями. При этом уровень этих затрат и потерь должен быть адекватен уровню угрозы банкротства предприятия. В противном случае или не будет достигнут ожидаемый эффект (если действие механизмов недостаточно), или предприятие будет нести неоправданно высокие расходы (если действие механизма избыточно) [14, С.81].
4. Полная реализация внутренних возможностей выхода предприятия из кризисного состояния. В борьбе с угрозой банкротства предприятие должно рассчитывать исключительно на внутренние финансовые возможности.
Антикризисное управление имеет предмет воздействия - факторы кризиса, т. е. все проявления неумеренного совокупного обострения противоречий, вызывающих опасность крайнего его проявления, наступления кризиса. Факторы кризиса могут быть предполагаемыми и реальными.