Применение международных стандартов в РФ
Правила применения. ГСС России допускает следующие варианты правил применения международных и региональных стандартов:
· принятие аутентичного текста международного (регионального) стандарта в качестве государственного российского нормативного документа (ГОСТ Р) без каких-либо дополнений и изменений («метод обложки»). Обозначается такой стандарт так, как это принято для отечественного стандарта;
· принятие аутентичного текста международного (регионального) стандарта, но с дополнениями, отражающими особенности российских требований к объекту стандартизации. При обозначении такого нормативного документа к шифру отечественного стандарта добавляется номер соответствующего международного (регионального).
Возможны и другие варианты: использование (заимствование) отдельных положений (норм) международного стандарта и введение их в российский нормативный документ. Это вполне допустимо правилами ГСС РФ, но в подобных случаях международный (региональный) стандарт рассматривается лишь как источник информации, учитываемой при создании отечественного стандарта. Последний не считается формой принятия международного (регионального) стандарта. Подобное толкование применимо и к ГОСТ Р, который содержит ссылку на международный (региональный) стандарт.
Руководство 2 ИСО/МЭК рассматривает также прямое и косвенное применение международного стандарта.
Прямое применение — это применение международного стандарта независимо от его принятия в любом другом нормативном документе.
Косвенное применение — применение международного стандарта посредством другого нормативного документа, в котором этот стандарт был принят.
Таким образом, по терминологии указанные выше два варианта — это косвенное применение международного стандарта в национальной системе стандартизации РФ.
Применение международных стандартов в машиностроении. Наиболее актуальным направлением по использованию международных стандартов в РФ считается машиностроение, где из 4988 действующих стандартов более 2000 — международные. Данные по различным машиностроительным отраслям приведены в табл. 13.1.
Задачи по применению международных стандартов в РФ и гармонизации с ними российских нормативных документов включены в Концепцию национальной системы стандартизации (см. гл. 4).
Тесты для самоконтроля
1. Идентичные стандарты полностью совпадают по
а) форме,
б) содержанию,
в) форме и содержанию.
2. Унифицированные стандарты совпадают по
а) форме,
б) содержанию.
3. Сопоставимые стандарты
а) гармонизованы,
б) негармонизованы.
Вопросы для обсуждения
к части «Основы стандартизации»
1. Проанализируйте степень гармонизации российской системы стандартизации с международными правилами по стандартизации. Выявите отличия, укажите причины и попробуйте сформулировать предложения по их устранению. Влияют ли обнаруженные вами отличительные особенности ГСС на возможность вступления России в ВТО?
2. Какие нормативные документы по стандартизации действуют в России и какова степень обязательности их требований? Почему новый статус государственных стандартов в РФ стал причиной некоторых проблем (назовите их) и как подобные проблемы решаются в зарубежных странах? А что можете предложить вы?
3. Службы государственного контроля и надзора в России опираются в своих правах как на Закон «О стандартизации», так и на Закон «О защите прав потребителей». Одинаковы ли права и задачи государственного инспектора в рамках этих законов? Проведите сравнительный анализ.
4. Определите «флаг страны» по следующим кодам EAN: 3664810918753; 4613456702892. Может ли покупатель почерпнуть еще какую-либо информацию из штрихового или цифрового кода?
5. Определите сходства и различия (в статусе, содержании и др.) международных стандартов ИСО и МЭК. Почему необходимо применять эти стандарты в России?
6. Согласно правилам, которых придерживаются в своей работе по стандартизации СЕН и СЕНЭЛЕК, есть «Соглашение о бездействии». В чем его смысл? Какой положительный эффект получает стандартизация в европейском регионе от этого «бездействия»?
7. Назовите отличительные особенности региональной стандартизации в Западной Европе, Скандинавском регионе, Центральной и Латинской Америке.
8. Проанализируйте целесообразность стандартизации, адаптации или их сочетания в маркетинговой деятельности фирмы, если она:
· работает по принципам глобального маркетинга;
· использует концепцию мультинационального маркетинга;
· представляет собой транснациональную корпорацию;
· производит сырьевые товары.
9. Фирма — сторонник концепции «ответственного маркетинга». Каким образом это отражается на стандартизации ее товаров и комплекса маркетинга?
10. Какие меры в области стандартизации вы бы порекомендовали принять фирме, производящей электронные игры для детей и планирующей повышение конкурентоспособности своих товаров на едином европейском рынке?