Применение международных стандартов в РФ

 

Правила применения. ГСС России допускает следующие ва­рианты правил применения международных и региональных стандартов:

· принятие аутентичного текста международного (региональ­ного) стандарта в качестве государственного российского нормативного документа (ГОСТ Р) без каких-либо допол­нений и изменений («метод обложки»). Обозначается та­кой стандарт так, как это принято для отечественного стандарта;

· принятие аутентичного текста международного (региональ­ного) стандарта, но с дополнениями, отражающими осо­бенности российских требований к объекту стандартиза­ции. При обозначении такого нормативного документа к шифру отечественного стандарта добавляется номер со­ответствующего международного (регионального).

Возможны и другие варианты: использование (заимство­вание) отдельных положений (норм) международного стандарта и введение их в российский нормативный документ. Это впол­не допустимо правилами ГСС РФ, но в подобных случаях меж­дународный (региональный) стандарт рассматривается лишь как источник информации, учитываемой при создании отечест­венного стандарта. Последний не считается формой принятия международного (регионального) стандарта. Подобное толкова­ние применимо и к ГОСТ Р, который содержит ссылку на ме­ждународный (региональный) стандарт.

Руководство 2 ИСО/МЭК рассматривает также прямое и косвенное применение международного стандарта.

Прямое применение — это применение международного стандарта независимо от его принятия в любом другом норматив­ном документе.

Косвенное применение — применение международного стан­дарта посредством другого нормативного документа, в котором этот стандарт был принят.

Таким образом, по терминологии указанные выше два вари­анта — это косвенное применение международного стандарта в национальной системе стандартизации РФ.

Применение международных стандартов в машиностроении. Наиболее актуальным направлением по использованию между­народных стандартов в РФ считается машиностроение, где из 4988 действующих стандартов более 2000 — международные. Дан­ные по различным машиностроительным отраслям приведены в табл. 13.1.

Задачи по применению международных стандартов в РФ и гармонизации с ними российских нормативных документов включены в Концепцию национальной системы стандартиза­ции (см. гл. 4).

 

 

Тесты для самоконтроля

 

1. Идентичные стандарты полностью совпадают по

а) форме,

б) содержанию,

в) форме и содержанию.

 

2. Унифицированные стандарты совпадают по

а) форме,

б) содержанию.

 

3. Сопоставимые стандарты

а) гармонизованы,

б) негармонизованы.

 

Вопросы для обсуждения

к части «Основы стандартизации»

 

1. Проанализируйте степень гармонизации российской системы стан­дартизации с международными правилами по стандартизации. Выявите от­личия, укажите причины и попробуйте сформулировать предложения по их уст­ранению. Влияют ли обнаруженные вами отличительные особенности ГСС на возможность вступления России в ВТО?

2. Какие нормативные документы по стандартизации действуют в России и какова степень обязательности их требований? Почему новый статус госу­дарственных стандартов в РФ стал причиной некоторых проблем (назовите их) и как подобные проблемы решаются в зарубежных странах? А что можете предложить вы?

3. Службы государственного контроля и надзора в России опираются в своих правах как на Закон «О стандартизации», так и на Закон «О защите прав потребителей». Одинаковы ли права и задачи государственного инспектора в рамках этих законов? Проведите сравнительный анализ.

4. Определите «флаг страны» по следующим кодам EAN: 3664810918753; 4613456702892. Может ли покупатель почерпнуть еще ка­кую-либо информацию из штрихового или цифрового кода?

5. Определите сходства и различия (в статусе, содержании и др.) меж­дународных стандартов ИСО и МЭК. Почему необходимо применять эти стан­дарты в России?

6. Согласно правилам, которых придерживаются в своей работе по стандар­тизации СЕН и СЕНЭЛЕК, есть «Соглашение о бездействии». В чем его смысл? Какой положительный эффект получает стандартизация в европей­ском регионе от этого «бездействия»?

7. Назовите отличительные особенности региональной стандартизации в За­падной Европе, Скандинавском регионе, Центральной и Латинской Америке.

8. Проанализируйте целесообразность стандартизации, адаптации или их сочетания в маркетинговой деятельности фирмы, если она:

· работает по принципам глобального маркетинга;

· использует концепцию мультинационального маркетинга;

· представляет собой транснациональную корпорацию;

· производит сырьевые товары.

9. Фирма — сторонник концепции «ответственного маркетинга». Каким образом это отражается на стандартизации ее товаров и комплекса марке­тинга?

10. Какие меры в области стандартизации вы бы порекомендовали принять фирме, производящей электронные игры для детей и планирующей повышение конкурентоспособности своих товаров на едином европейском рынке?