Научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования.

Разделы научная новизна, теоретическая значимость не являются обязательными, они относятся к тем работам, в которых действительно получены новые для педагогической, психологической науки результаты. Как правило, эти разделы строятся в следующих формулировках: разработаны/составлены (например, основы чего-то), раскрыты (состав и структура чего-либо), обоснованы (положения о...), определены (педагогические/психологические условия...), выявлены (совокупность чего-либо), установлены (критерии) и т.д.

Научная новизна — это признак, наличие которого дает автору право на использование понятия «впервые» при характеристике полученных им результатов и проведенного исследования в целом. Чаще всего научная новизна сводится к так называемому элементу новизны. Элементы новизны могут присутствовать как в теоретических положениях (закономерность, принцип, концепция, гипотеза и т.д.), так и в практических результатах (правила, рекомендации, средства, методы, требования и т.д.).

Научная новизна может заключаться в уточнении данных о каком-либо психологическом феномене, в дополнении сведений о том или ином психическом явлении, процессе, в определении внутренних и внешних детерминант возникновения, развития и формировании психического образования; в определении структуры какого-либо процесса и критериев его оценки, в выявлении зависимости между исследуемыми переменными, а также в разработке средств влияния на развитие каких-либо свойств, качеств и т.д. В квалификационных работах практически не ставится цель создания научной новизны. Так как студенту сложно открыть новое в науке. Новизна в данном случае, больше носит не объективный, а субъективный характер. То есть студент добывает новые для себя данные, получает новые сведения, устанавливает новые факты и закономерности, создает новые ситуации, адаптирует методику – в этом и просматривается новизна. Тем не менее, новизна должна быть более объективной. В чем же она может заключаться? Каковы ее параметры?

1. Изучение уже известного в науке явления, но на новом экспериментальном материале.

2. Получение результатов на другой выборке, в новых условиях.

3. Рассмотрение явления с точки зрения нового подхода.

4. Изучение известного в науке явления более совершенными методами.

5. Разработка новых программ и т.д.

НАПРИМЕР:

Тема:«Формирование адекватных родительских позиций как способ коррекции воспитательной практики семьи подростка».

Научная новизна исследования состоит:

1) в рассмотрении родительских позиций во взаимодействии с другими позициями личности родителей;

2) в анализе родительских позиций как системы отношений родителя;

3) в выделении в качестве основного признака эффективности родительских позиций их адекватности;

4) в выявлении зависимости воспитательной практики семьи от адекватности родительских позиций;

5) в составлении технологии коррекции воспитательной практики родителей на основе формирования адекватных родительских позиций.

Тема:«Психолого-педагогическая подготовка студентов к профессиональной деятельности посредством факультативного курса «Шаг к успеху»».

Научная новизна исследования состоит:

1) в обобщении и систематизации форм, методов и приемов работы психолого-педагогической подготовки студентов к профессиональной деятельности;

2) в составлении программы психолого-педагогического факультатива «Шаг к успеху», направленной на подготовку студентов к профессиональной деятельности.

В разделе «Практическая значимость» нужно указать область практического применения полученных результатов исследования, если она, разумеется, есть. Практическая значимостьработы может состоять в разработке (составлении) системы работы, программы формирования/развития какого-либо качества, методики диагностики отдельных качеств, свойств, состояний, в разработке психолого-педагогических рекомендаций и т.д.

НАПРИМЕР:

Тема:«Формирование адекватных родительских позиций как способ коррекции воспитательной практики семьи подростка».

Практическая значимость исследованиясостоит в возможности применения составленной психолого-педагогической технологии в индивидуальном и семейном консультировании родителей. Она предназначена для гармонизации отношений между родителями, профилактики детско-родительских конфликтов и коррекции нарушений воспитательной практики в семьях подростков. Материалы исследования применимы в преподавании курсов «Психология семьи», «Педагогическая психология».

Тема:«Психолого-педагогическая подготовка студентов к профессиональной деятельности посредством факультативного курса «Шаг к успеху»».

Практическая значимость исследования: составленная программа факультатива «Шаг к успеху» может быть использована в качестве средства психологической подготовки студентов к профессиональной деятельности, педагогами-психологами и студентами при прохождении психолого-педагогической практики.