III. Завершение процедуры.

8. Расправьте отворот вначале на левой перчатке, натянув ее на рукав, затем на правой с помощью 2 и 3-его пальцев, подводя их под подвернутый край перчатки.

В зависимости от ситуации, перчатки лучше надеть на рукава халата. В тех случаях, когда не требуется халат с длинными рукавами, перчатки закрывают запястье и часть предплечья.

 

Использованные перчатки снимаются следующим образом:

1. Пальцем правой руки в перчатке сделайте отворот на левой перчатке, касаясь ее только с наружной стороны.

2. Пальцем левой руки сделайте отворот на правой перчатке также касаясь ее только с наружной стороны.

3. Снимите перчатку с левой руки, выворачивая ее наизнанку и держа за отворот.

4. Держите снятую с левой руки перчатку в правой руке.

5. Левой рукой возьмите перчатку на правой руке за отворот с внутренней стороны и снимите перчатку с правой руки, выворачивая ее наизнанку.

6. Обе перчатки (левая оказалась внутри правой) поместить в емкость с дезинфицирующим средством или выбросите в непромокаемый мешок.

 

МАНИПУЛЯЦИЯ № 7

Оформление медицинской документации приемного отделения.

 

ЦЕЛЬ. Регистрация и учет поступивших в стационар больных.

ПОКАЗАНИЯ: Необходимость стационарного лечения.

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ: Отказ от госпитализации.

ОСНАЩЕНИЕ:

1. Журнал регистрации больных, поступивших на стационарное лечение, то есть журнал госпитализации (уч.ф. № 001/у).

2. Бланк «Медицинской карты стационарного больного», то есть «Истории болезни (уч. ф. № 003/у).

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ:

1. Завести сведения о госпитализированном больном в журнал госпитализации под следующим порядковым номером.

2. Порядковый номер в журнале госпитализации является номером истории болезни. Дать этот номер истории болезни, те есть медицинской карте стационарного больного.

3. Точно указать дату и время (часы, минуты) поступления больного в стационар.

4. Если у больного есть документ, подтверждающий группу крови больного, то медсестра может эти данные занести в историю болезни в соответствующую графу.

5. Указать домашний адрес и телефон больного для возможно необходимой связи с его родственниками, а также место работы и должность, № серии паспорта и страхового полиса.

6. Если больной поступает с направлением, то медсестра приемного покоя точно переписывает указанный в нем диагноз в графу «Диагноз направившего лечебного учреждения». Если больной, подлежащий госпитализации, не имеет направления, тогда в этой графе записывают «Без направления».

7. В графе «Кем направлен больной» правильным будет указать название лечебного учреждения или номер лечебного учреждения, направившего больного для стационарного лечения.

8. При госпитализации больного в бессознательном состоянии и не имеющего при себе документов в графе «Ф.И.О. больного» записывается «Неизвестный» и сообщается по телефону в отделение милиции. В журнале телефонограмм обязательно указать, кто принял Ваше сообщение о неизвестном больном.

9. Врач приемного покоя после осмотра больного определяет вид санитарной обработки и способ транспортировки. На титульном листе истории болезни делается отметка о выполненной сан. обработке специальным штампом или записью от руки «Сан. обработка произведена. Осмотрен на педикулез». Отметка подтверждается датой выполнения сан. обработки и подписью медсестры приемного покоя.

10. При поступлении ребенка в стационар выясняют его контакты с инфекционными больными.

11. М/с приемного отделения проводит пациенту инструктаж о режиме дня стационара и делает отметку на титульном листе И.Б. Пациент ставит свою подпись.

ПРИМЕЧАНИЕ. 1. Медсестра в любом медицинском документе имеет право

самостоятельно заполнить только его паспортную часть, а

данные, касающиеся заболевания больного или лечения,

переписать с другого документа, заверенного врачом, либо

написать под диктовку врача и эта запись будет заверена

врачом.

2. Медицинская документация заполняется точно по содержанию

и аккуратно по форме.

3. История болезни должна храниться в недоступном для больного

месте и ни в коем случае не выдается на руки больному.

4. Медсестра за неправильное ведение и хранение медицинской

документации несет как моральную, так и судебную

ответственность.

 

Заполнение экстренного извещения.

ЦЕЛЬ: 1. Учет заболеваемости инфекционными болезнями.

2. Профилактика инфекционных заболеваний по месту жительства или

работы больного.

ПОКАЗАНИЯ: По указанию врача при выявлении у пациента инфекционного заболевания.

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. Нет.

ОСНАЩЕНИЕ: 1. Экстренное извещение (уч. ф. № 058/у)

2. Медицинская карта амбулаторного больного или стационарного

больного с диагнозом инфекционного заболевания.

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ.

1. Четко и аккуратно заполнить паспортную часть извещения.

2. Диагноз без изменений и искажений переписать из первичного документа, то есть из медицинской карты.

3. Экстренное извещение должно быть доставлено в СЭС в течение 12 часов с момента установления диагноза. При получении экстренного извещения СЭС организует проведение дезинфекции по месту жительства и работы заболевшего.

 

ПРИМЕЧАНИЕ:

Экстренное извещение заполняет врач или медсестра.

При выявлении у больного педикулеза в СЭС также отправляют экстренное извещение.

 

 

МАНИПУЛЯЦИЯ № 8

Санитарная обработка пациента при педикулезе.

 

Получить информированное согласие пациента.

 

ЦЕЛЬ. Уничтожение и механическое удаление головных вшей и гнид, профилактика сыпного тифа, возвратного тифа, волынской лихорадки.

ПОКАЗАНИЯ: средняя и большая пораженность людей головными вшами.

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ:

1. при любой степени поражения головными вшами

- беременных, рожениц, родильниц и кормящих женщин

- детей до 5 лет

- лиц с повреждением кожи (микротравмы, дерматиты, экземы и др.)

2. незначительное поражение людей головными вшами (от 1до 10 экземпляров, включая яйца – гниды)

НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ:

- клеенчатый или хлопчатобумажный мешок для сбора вещей больного

- емкость для сжигания и обеззараживания волос, спички

- клеенчатая перелина, косынки

- мыло или шампунь

- столовый уксус или 5-10) раствор уксусной кислоты

- ножницы, частый гребень, ватный жгутик или нитка

- клеенка или бумага

- защитная одежда для персонала: халат, головной убор, перчатки, резиновая обувь, респиратор

- хорошо проветриваемое помещение

- препараты для уничтожения вшей головных уборов, платяных,.. смешанных, разрешенные к применению в РФ в установленном законном порядке.

 

Процесс Обоснование
1. Подготовить хорошо вентилируемое помещение. 2. Информировать пациента о наличие педикулеза, способе обработки и получить согласие на обработку или провести обучение для самостоятельного проведения процедуры. 3. Надеть защитную одежду. 4. Нанести педикуляцид на волосистую часть головы тампоном или намыливанием 5. На время экспозиции обвязать голову полотенцем или косынкой. 6. Концентрация и экспозиция строго в соответствии с методическими рекомендациями по применению. 7. Вымыть голову с мылом или шампунем. 8. Прополаскать волосы теплым столовым уксусом, вычесывая убитых насекомых и их яйца-гниды. 9. Тщательно расчесывать волосы, наклонив голову над бумагой или клеенкой. 10. По окончании процедуры сжечь бумагу и клеенку вместе с насекомыми. 11. Провести дезинфекцию помещения. 12. Снять защитные одежды. 13. Вымыть руки с мылом. 14. Вещи от лиц с педикулезом сдать для камерной дезинфекции. 15. Сделать запись о проведении обработке в карте. 16. Заполнении экстренное извещение и в журнале педикулезных больных. - техника безопасности при работе с токсическими препаратами - уважение прав пациента на информацию о своем здоровье и мерах профилактики перекрестной инфекции - предупреждение токсического действия инсектицидов - профилактика инфицирования и процесса обработки - уничтожение насекомых непосредственно на теле человека - уменьшение токсического действия инсектицида на организм пациента - механическое удаление насекомых и их яиц - охрана окружающей среды - предупреждение перекрестного заражения - непосредственное уничтожение насекомых на поверхностях, одежде, прочих вещах и предметах - содержание помещения в чистоте - преемственность в работе - противоэпидемические мероприятия

 

Контроль качества по пунктам, отмеченным *, сроки и качество барьерных осмотров на педикулез.

 

 

МАНИПУЛЯЦИЯ № 9.

Инструктаж пациенту по режиму дня и режиму двигательной активности

 

В условиях стационара медсестра часто приходится осуществлять уход за пациентами с нарушением удовлетворения потребности «двигаться».

Такие пациенты особенно нуждаются в интенсивном сестринском уходе, так как они не могут самостоятельно удовлетворить большинство своих потребностей.

Удовлетворение потребности «двигаться» может быть нарушено в результате болезни. В некоторых ситуациях пациенту запрещает или ограничивает двигательную активность врач, который стремится предотвратить возможное ухудшение состояния больного человека в связи с чрезмерной для него физической нагрузки.

В зависимости от заболевания и состояния пациента, врач назначает ему определенный РЕЖИМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ. Обеспечить выполнение назначенного режима – задача медицинской сестры.

 

ВИДЫ РЕЖИМОВ ДВИГАТЕЛЬНОЙ (ФИЗИЧЕСКОЙ) АКТИВНОСТИ:

 

1. Строгий постельный режим – пациенту категорически запрещается не только вставать, садиться, но в некоторых случаях – даже самостоятельно поворачиваться в постели.

2. Постельный режим – разрешается поворачиваться в постели, под наблюдением медицинской сестры или специалиста по лечебной физкультуре – делать специальные гимнастические упражнение. Через определенное время, с разрешения врача, -присаживаться на краю крови, опустив ноги.

3. Палатный режим – разрешается сидеть на стуле рядом с кроватью, вставать и недолго ходить по палате. Туалет, кормление пациента и физиологические осуществляются в палате.

4. Общей – разрешается свободная ходьба по коридору и другим помещениям стационаре, прогулки по территории больницы. Пациент самостоятельно обслуживает себя: принимает пищу, пользуется туалетом, ванной комнатой.

ЗАПОМНИТЕ!

Нарушение двигательной активности может повлечь за собой тяжелые последствия для пациента, вплоть до смертельного исхода.

 

В функциональные обязанности м/с приемного отделения и постовой медсестры входит ознакомление пациента с режимом дня стационара, о чем делается запись на титульном листе истории болезни пациента.

 

МАНИПУЛЯЦИИ № 10

Санитарная обработка пациента.

 

I Полная сан. обработка

ОСНАЩЕНИЕ: непромокаемый фартук, махровая варежка, мочалка, ковш, мыло, шампунь, полотенце, пеленка, расческа.

 

I. Подготовка к процедуре.

1. Получить информированное согласие пациента.

2. Наполнить ванну, измерить температуру вода (35-370С), (сначала наливается холодная вода, затем горячая)

3. Предупредить пациента о возможных неприятных ощущениях (сердцебиение, одышка и т.п.) и о необходимости сообщить об этом сестре.

4. Помочь пациенту встать в ванну, поддерживая его под локти.

5. Помочь пациенту удобно расположиться в ванне: воду наполняют до уровня мечевидного отростка; в ванне подставить подставку для упора ног.

6. Помощь в мытье оказывать только в случае необходимости.

II. Выполнение процедуры.

7. Надеть фартук. Вымыть голову пациента:

Ø Сложить пеленку в несколько слоев и попросить пациента прикрыть глаза;

Ø Смочить волосы, поливая их водой из ковша;

Ø Нанести немного шампуня на волосы;

Ø Мыть голову обеими руками, бережно массируя, пока волосы не будут полностью намылены;

Ø Смыть мыльную пену, водой, используя вкус. Если пациент просит мытье повторить;

Ø Убрать пеленку, закрывающую глаза;

Ø Вытереть волосы.

8. Помочь пациенту, если он нуждается, вымыть туловище, верхние и нижние конечности, паховую область и промежность, используя махровую варежку (мочалку) и душ.

9. Помочь пациенту встать на ноги в ванной (при необходимости оказать помощь вдвоем)

III. Завершение процедуры.

10. Накрыть плечи пациента полотенцем и помочь ему выйти из ванны (при необходимости оказать помощь вдвоем).

11. Помочь пациенту насухо вытереть тело. Убедиться, что кожа между пальцами сухая.

12. Помочь пациенту причесаться, надеть одежду и обувь.

13. Снять фартук, сбросить его в непромокаемый мешок, вымыть и осушить руки.

14. Сделать запись о выполненной процедуре и о реакции пациента.

15. Провести дез. мероприятия.

 

Помощь пациенту во время гигиенического душа и мытья головы.

 

ОСНАЩЕНИЕ: непромокаемый фартук, махровая варежка (мочалка), ковш, мыло, шампунь, полотенце, пеленка, расческа.

I. Подготовка к процедуре:

1. Объяснить пациенту ход мытья и получить его согласие.

2. Поставить в ванну специальное сиденье.

3. Предупредить пациента о возможных неприятных ощущениях (сердцебиение, одышка и т.п) и о необходимости сообщить, об этом сестре.

4. Помочь пациенту стать в ванну, затем сесть на сиденье, поддерживая его сзади под локти.

 

5. Помощь оказать в случае необходимости.

II. Выполнение процедуры:

6. Надеть фартук. Вымыть голову пациента:

a. Сложить пеленку в несколько слоев и попросить пациента прикрыть глаза;

b. Смочить волосы, поливая их водой из душа;

c. Нанести немного шампуня на волосы;

d. Мыть голову обеими руками, бережно массируя, пока волосы не будут полностью намылены;

e. Смыть мыльную пену, водой, используя вкус. Если пациент просит мытье повторить;

f. Убрать пеленку, закрывающую глаза;

g. Вытереть волосы.

7. Помочь пациенту, последовательно вымыть туловище, верхние и нижние конечности, паховую область и промежность, используя махровую варежку.

8. Помочь пациенту встать с сидения (при необходимости оказать помощь вдвоем)

III. Завершение процедуры.

9. Накрыть плечи пациента полотенцем и помочь ему выйти из ванны (при необходимости оказать помощь вдвоем).

10. Помочь пациенту насухо вытереть тело. Убедиться, что кожа между пальцами сухая.

11. Помочь пациенту причесаться, надеть одежду и обувь.

12. Снять фартук, сбросить его в непромокаемый мешок, вымыть и осушить руки.

13. Сделать запись о выполненной процедуре и о реакции пациента.

14. Провести дез. мероприятия.

 

II Частичная сан. обработка.

Данными способом можно мыть пациента, находящегося на каталке, так и в потели.

В связи с отсутствие механических средств перемещения (подъемников), позволяющих мыть в ванной пациента, утративших способность передвигаться, этот способ позволяет без особых физических усилий вымыть пациента.

 

См. «уход за кожей»

Сделать запись о выполненной манипуляции и реакции пациента.

Провести мероприятия по инфекционной безопасности.

 

 

МАНИПУЛЯЦИЯ № 11

Антропометрические измерения пациента.

Определение массы тела пациента.

 

ОСНАЩЕНИЕ: весы, клеенка, перчатки.

I Подготовка к процедуре.

1. Получить информированное согласие пациента.

2. Уточнить у пациента накануне вечером понимание цели и порядка подготовки к процедуре: утром, натощак, после посещения туалета, в привычной одежде.

3. Проверить регулировку весов: открыть затвор, расположенный над панелью и отрегулировать весы винтом: уровень коромысла весов, на котором все гири находятся в нулевом положении, должен совпадать с контрольным пунктом.

4. Закрыть затвор.

II. Выполнение процедуры.

5. Предложить и/или помочь пациенту осторожно встать (без тапочек) в центр площадки весов, подстелив на нее клеенку.

6. Открыть затвор и передвинуть гири на планках коромысла влево до тех пор, пока оно не вставить вровень с контрольным пунктом.

7. Закрыть затвор.

III. Завершение процедуры.

8. Сообщить пациенту результат. Помочь ему сойти с площадки весов.

9. Надеть перчатки и продезинфицировать клеенку с площадки весов в емкость для отходов. Снять перчатки, вымыть руки.

10. Записать результаты в принятую документацию.

Определение роста.

ОСНАЩЕНИЕ: ростомер, клеенка, перчатки.

 

I Подготовка к процедуре.

Уточнить у пациента понимание цели, хода исследования и получить его согласие.

Постелить на площадку ростомера клеенку.

II. Выполнение процедуры.

Помочь пациенту (при необходимости) снять обувь и правильно встать на площадке: пятки и лопатки прикасаются к планке ростомера; голову держать прямо.

Опустить планку ростомера на темя пациента и определить по шкале количество сантиметров от исходного уровня до планки по показателю нижнего края.

III. Завершение работы.

Сообщить пациенту результат измерения.

Надеть перчатки; продезинфицировать клеенку, снять перчатки, вымыть руки.

Помочь пациенту сойти с площадки и записать результат в принятую документацию.