МЕНЕДЖМЕНТ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Вопрос 1

ЧТО ТАКОЕ МЕНЕДЖМЕНТ?

Ответ

Английское слово «management», возможно, происходит от того же латинского корня, что и французское слово «menagement», известное с XVI в., образованное от глагола «menager» (умело подготавливать, тщательно упорядочивать). См. Тьетар Р.-А Менеджмент / Пер. с фр.; Под ред. Д. О. Ямпольской. - СПб.: ИД «Нева», 2003. С. 10.

Существует множество определений менеджмента. Нормативное,
т. е. обязательное для применения, определение менеджмента отсут-
ствует.

Чтобы узнать, насколько различаются взгляды на менеджмент как понятие, приведем несколько определений разных авторов из разных источников.

Новый иллюстрированный энциклопедический словарь. — М.:

Большая Российская энциклопедия, 2000. С. 446.

Менеджмент (англ. management — управление, заведование, орга­низация) — управление производством; совокупность знаний, прин­ципов, средств и форм управления производством в условиях рыноч­ной экономики.

Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. 5-е изд. доп и перераб. — М.: Институт новой экономики, 2002. С. 469.

Менеджмент (англ. management) управление производством; со­вокупность принципов, методов, средств и форм управления произ­водством с целью повышения эффективности производства и увели­чения прибыли.

Экономико-математический энциклопедический словарь / Гл. ре­дактор В. И. Данилов-Данильян. М.: Большая Российская энцикло­педия: ИНФРА-М, 2003. С. 289.

 

Менеджмент — способ организации совместной трудовой деятель­ности людей.

Глухов В. В. Основы менеджмента: Учебн.-справ. пособие. — СПб.: Специальная литература, 1995.

Менеджмент — совокупность принципов, методов и средств управ­ления производством с целью повышения эффективности производ­ства и увеличения прибыли.

Тьетар Р.-А. Менеджмент / Пер с фр.; Под ред. Д. О. Ямпольской. СПб.: ИД «Нева», 2003. С. 10.

Менеджмент — процесс управления организацией (искусство и спо-

соб руководства).

Абчук В. Д. Менеджмент: Учебник. — СПб.: Союз, 2002.

Менеджмент — это управление организацией в условиях рыночной экономики. Управление — воздействие руководителя на свой объект, направленное на достижение цели.

Дафт Р. Л. Менеджмент. - СПб.: Питер, 2002. С. 802.

Менеджмент — эффективное и производительное достижение це­лей организации посредством планирования, организации, лидерства (руководства) и контроля над организационными ресурсами.

Приведенные выше определения английского термина «менедж­мент» по времени относятся к рубежу XX и XXI вв. В России существу­ет мнение, что нет смысла использовать англоязычный термин взамен русского слова «управление». К сожалению, с этим мнением нельзя со­гласиться. Дело в том, что в науке существует такое понятие, как эпони­мия. Это означает, что новому понятию или явлению присваивается имя того, кто впервые его определил или заметил, внес наиболее весо­мый вклад в его изучение, добился наибольших успехов в решении связанных с ним задач или проблем. С этой позиции следует считать справедливым, что англоязычное «менеджмент» используется во всех языках мира. Это означает только одно: наибольших успехов в менед­жменте достигли англоязычные нации. Американские и английские исследователи являются признанными «законодателями моды» в об­ласти менеджмента, а остальные, как правило, заимствуют, адаптиру­ют и развивают их идеи применительно к собственным национальным условиям. Хотя у истоков менеджмента наряду с англичанином (а точ­нее — шотландцем) Адамом Смитом стоят француз Анри Файоль, не­мец Макс Вебер.

В Советском Союзе термин «менеджмент» считался буржуазным и по идеологическим соображениям не использовался применительно

 

 

к отечественной практике. Отголоски такого подхода видны в опре-дслениях Нового иллюстрированного энциклопедического словаря (см.) и В. А. Абчука (см.): в обоих случаях упоминается принадлеж­ность понятия «менеджмент» к условиям рыночной (альтернативной Командной, плановой, социалистической) экономики. Получается, что в «нерыночной экономике» менеджмента попросту нет, а есть что-то другое. А именно: управление социалистическим производством. Так, в учебнике «Теория управления социалистическим производством» приводится следующее определение: «Под управлением социалисти­ческим общественным производством понимается процесс воздействия на коллективы трудящихся, использующих средства производства, при­надлежащие обществу, для изготовления продукции и оказания услуг в целях создания благоприятных условий для повышения материаль­ного и культурного уровня жизни трудящихся» (Теория управления социалистическим производством: Учебник для студентов инж.-экон. спец. вузов / Под ред. О. В. Козловой. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Экономика, 1983. С. 26).

Поскольку определение понятия «менеджмент» является делом слож­ным и неблагодарным, некоторые авторы «толстых» учебников вооб­ще не дают никакого определения этому понятию. Например, хорошо известный учебник М. Мескона, М. Альберта и Ф. Хедоури «Основы менеджмента» (М.: Дело, 2005) на с. 41 приводит определение не ме­неджмента, а управления: «Управление — это процесс планирования, организаций, мотивации и контроля, необходимых для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации».

В условиях, когда общепринятое определение понятия отсутствует, формирование собственного определения этого понятия можно счи­тать вполне правомерным. Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет имеет давние традиции пре­подавания менеджмента, сложившуюся научную школу и систему взгля­дов на менеджмент. Поэтому собственное определение этого важного понятия является вполне правомерным. Учебное пособие «Общий ме­неджмент» (Дайджест учебного курса) / Под ред. А. К. Казанцева. — М.: ИНФРА-М, 2001) дает следующее определение: «Менеджмент представляет собой область знаний и профессиональной деятельно­сти, направленных на формирование и обеспечение достижения це­лей путем рационального использования имеющихся ресурсов» (с. 7).

Это определение рекомендуется к использованию автором данного учебного пособия (А. Н. Цветков).

 

Вопрос 2

КАК СООТНОСЯТСЯ ПОНЯТИЯ «УПРАВЛЕНИЕ», «МЕНЕДЖМЕНТ», «РУКОВОДСТВО»?

Ответ

Управление является более широким понятием, чем менеджмент. Термин «управление» справедлив по отношению к любым объектам. Управлять можно:

• автомобилем;

• самолетом;

• яхтой;

• распределением ресурсов различного вида (электроэнергия, теп­ло, финансовые средства, полномочия);

• коллективом;

• отдельным человеком;

• биологическим объектом (дрессированное животное);

• совокупностью биологических объектов (косяк рыбы, табун ло­шадей, стадо коров, отара овец);

• развитием биологических объектов.

Осуществлять менеджмент можно только по отношению к чему-то социальному, обладающему разумом и волей:

• отдельному человеку;

• коллективу — общности людей по признаку единства деятельно­сти (бригада, цех, отдел, организация, учебная группа, ученический класс);

• социуму — общности людей по признаку единства намерений (компания на отдыхе, пассажиры самолета, собрание акционеров, митинг, сельский сход).

Менеджмент предполагает выполнение определенных повторяющих- ся функций для достижения социальным объектом некоторой цели или состояния.

Кроме того, менеджер осуществляет руководство, т. е. оказывает влияние на людей для достижения сформулированной им цели. Руководство основано на возможностях и способностях менеджера влиять на людей.

Разница между руководством и менеджментом заключается в том, что менеджмент включает не только действия по оказанию влияния

 

на людей, но и некоторые другие действия: планирование, организацию, контроль и регулирование. Таким образом, руководство являет­ся более узким понятием, чем менеджмент.

 

 

Вопрос 3

ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВНОЙ ЦЕЛЬЮ МЕНЕДЖМЕНТА?

Ответ

Основная цель менеджмента как области практической деятельности заключается в том, чтобы обеспечить гармоничное развитие управля­емого объекта. Это означает, что все элементы объекта управления должны функционировать согласованно и эффективно. При этом долж­но учитываться влияние на объект внешней среды.

Действительно, менеджер имеет достаточно четко сформулирован­ные цели и задачи управляемого объекта и располагает возможностью привлекать для достижения этих целей и решения задач некоторые объемы ресурсов различного вида. В этих условиях менеджер должен добиваться того, чтобы цели достигались и задачи решались с привле­чением как можно меньшего количества ресурсов, что означает «эф­фективно». При этом все элементы управляемого объекта, в свою оче­редь, должны быть четко информированы и обеспечены ресурсами настолько, чтобы выполнять свои функции в рамках достижения об­щих целей и решения общих задач, что означает «согласованно».

Минимизация используемых ресурсов означает, что цели достига­ются и задачи решаются на приемлемом и допустимом уровне каче­ства. То есть в условиях одинакового качества достижения целей и ре­шения задач более эффективным будет считаться менеджмент, который привлек меньшее количество, ресурсов,

Гармония развития означает, что достигаемые цели и решаемые за­дачи учитывают интересы всех элементов управляемого объекта.

Основная цель менеджмента достижима, но ее достижение затруд­няется сложностями, приходящими из внешней среды. Внешняя среда постоянно меняется, возрастает ее разнообразие, изменяются требо­вания к работнику и сам характер его труда. Это порождает неопреде­ленность развития объектов менеджмента, необходимость адекватно оценивать возникающие риски. Вместе с тем возрастающая сложность внешней среды является объективным фактором, и менеджер должен с этим считаться.

 

Вопрос 4

ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ СОДЕРЖАНИЕМ МЕНЕДЖМЕНТА?

В КАКИХ АСПЕКТАХ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ МЕНЕДЖМЕНТ?

Ответ

Менеджмент определяется в нескольких аспектах, с нескольких точек зрения. Самое общее содержание менеджмента — это вид деятельно- сти, который характеризуется основной целью, т. е. когда мы произно- сим слово «менеджмент», то чаще всего представляем именно дея- тельностъ по постановке целей, планированию действий, организации согласованных действий, контролю выполнения этих действий и ре­гулированию процесса в зависимости от результатов контроля.

Реже менеджмент воспринимается как наука, хотя вполне обосно­ванно претендует на эту трактовку. Действительно, менеджмент имеет определенные систематизированные принципы, методические осно­вы, методы, технологии. Известно, как должен действовать менеджер, чтобы добиться гармоничного развития управляемого объекта, сфор­мулировать цели развития, определить необходимые ресурсы для достижения этих целей, организовать согласованные действия, про­контролировать ход процесса и внести необходимые изменения в ис­ходные условия, если ход процесса существенно отличается от жела­емого. Для создания инструментария менеджмента выполняются научные исследования высокого уровня с привлечением достижений таких наук, как экономика, математика, психология, социология и др.

Вместе с тем приходится сталкиваться с ситуацией, когда практи­кующий, реальный менеджер понятия не имеет обо всех этих научных исследованиях и разработанных инструментах и методах. Но основ­ная цель при этом достигается: объект управления развивается доста­точно гармонично. Это может означать только то, что в данном случае менеджмент проявляется как искусство, требует таланта, или «дара». В настоящее время, когда внешняя среда управляемого объекта столь изменчива и многообразна, менеджмент все чаще воспринимается как искусство, потому что менеджмент как наука не в состоянии объяс­нить многие аспекты действий успешного менеджера: ничего не оста­ется кроме того, как признать, что успешный менеджер — это просто-напросто гений, менеджер «от бога»!

И наконец, термин «менеджмент» воспринимается в определенном контексте как совокупность людей, занятых управлением. В этом слу­чае имеется в виду команда менеджеров.

 

 

Таким образом, менеджмент имеет смысл рассматривать с четырех
точек зрения:

• вид деятельности;

• наука;

• искусство; .

• команда, осуществляющая вид деятельности.

 

 

Вопрос 5

ЧТО ОТНОСИТСЯ К ОСНОВНЫМ КАТЕГОРИЯМ МЕНЕДЖМЕНТА?

Ответ

Категория определяется как высшее родовое понятие, обозначающее какой-нибудь наиболее общий, отвлеченный разряд явлений, предме-тов или их признаков. Выделяя в определенной области объективной реальности категории, удается более четко обозначить границы этой области. Перечисление категорий чаще всего исчерпывает эту об­ласть.

К таким высшим понятиям в области менеджмента чаще всего от­носят следующее:

• объекты и субъекты менеджмента;

• виды менеджмента;

• функции менеджмента;

• методы менеджмента;

• принципы менеджмента.

О чем бы в области менеджмента мы ни говорили, что бы ни обсуж­дали, речь будет идти о какой-нибудь из этих категорий.

 

Вопрос 6

ЧТО ТАКОЕ ОБЪЕКТЫ МЕНЕДЖМЕНТА?

Ответ

Объектом менеджмента следует признать все, в отношении чего осу- ществляется менеджмент. Объекты менеджмента достаточно разнообразны. К ним относятся, например, функциональные области:

• производство;

• сбыт;

 

 

• снабжение;

• инновации;

• персонал;

• финансы и т. п.

То есть существует производственный, финансовый менеджмент, управление персоналом (иногда говорят «персональный менедж­мент»), инновационный, логистический менеджмент. Со смысловой точки зрения целесообразно было бы говорить «менеджмент произ­водства», «менеджмент финансов», «менеджмент инноваций» (или «менеджмент в условиях инноваций»), «менеджмент персонала». Используемые в настоящее время термины являются переводными, и при переводе смысл несколько исказился, поэтому, как правило, требуются дополнительные пояснения.

Объект менеджмента определяется некоторым уровне иерархии. Осуществлять менеджмент можно по отношению к рабочему месту, элементу структурного подразделения (группа, бригада, участок, сек­тор), структурному подразделению (цех, отдел, лаборатория, депар­тамент, дивизион, производство, управление, служба), организации в целом (предприятие, учреждение). А также по отношению к комп­лексу (промышленно-финансовая группа, холдинг, городское хозяйство, сетевая структура), отрасли (химическая промышленность, прибо­ростроение, оборонно-промышленный комплекс, транспорт, сельское хозяйство, связь, лесное хозяйство) и национальной экономике в це­лом. Правда, существует точка зрения, что менеджмент может осуще­ствляться по отношению к объектам не выше организации, а выше — это уже не менеджмент, а социальное управление.

Объект менеджмента может также определяться его видом. Можно управлять операцией, проектом или системой. Перечисленные выше объекты менеджмента по уровню иерархии относятся к системам. Но человеческая деятельность не ограничивается деятельностью в рам­ках систем. В последнее время все большее значение приобретает управление проектами, которое можно считать альтернативой тради­ционному взгляду на менеджмент как управление стационарной со­циальной системой. В принципе, например, производство автомобиля можно представить себе как проект, и тогда автомобильное производ­ство со сложнейшим оборудованием можно трактовать как ресурс, привлекаемый для реализации проекта.

Вопрос 7

ЧТО ТАКОЕ СУБЪЕКТЫ МЕНЕДЖМЕНТА?

Ответ

Субъектами менеджмента следует признать всех, кто осуществляет травление социальными объектами, т. е. менеджеров.

Менеджер — это лицо, занимающее постоянную, должность, наде­ленное полномочиями и обладающее ответственностью в области организации определенных видов деятельности.

Менеджеры различаются по иерархическому уровню.

Высший уровень, топ-менеджеры, руководят организацией в це­лом или являются заместителями высшего менеджера. Например, к топ-менеджменту относится не только директор фирмы, но и его за­местители: по производству, по экономике, по кадрам, по маркетингу, главный бухгалтер. Вся эта «верхушка» (от англ. top — верхний, выс­ший) представляет собой управленческую команду и решает как общие вопросы развития организации (директор), так и вопросы развития функциональных направлений деятельности (заместители директора по функциональным направлениям).

Средний уровень менеджмента, миддл-менеджеры, представлен руководителями структурных подразделений организации (начальни­ки цехов, отделов, производств, филиалов, дивизионов). Эти менедже­ры решают вопросы общего характера для своих структурных подразде­лений и отвечают за основную деятельность организации (производство продукции или оказание услуг).

Низший уровень менеджмента, супервайзеры, представлен руко­водителями, которым непосредственно подчинены исполнители: ра­бочие, рядовые сотрудники и специалисты. К супервайзерам относят­ся руководители групп, бригад, секторов, организаторы определенных видов работ и операций. Например, руководитель строительства заго­родного дома отправляет двух рабочих копать канаву для водопрово­да. При этом он назначает старшего. Этот старший будет супервайзером по отношению ко второму рабочему. В данном случае речь идет о выполнении определенного вида работ когда не создается постоян­ное структурное подразделение (бригада или группа).

Субъектом менеджмента может быть и юридическое лицо, организа­ция. В этом случае объектами менеджмента также будут организации. Например, холдинговая схема предполагает наличие управляющей компании и нескольких «дочек» — дочерних фирм, для которых реше­ния, принимаемые управляющей компанией, являются обязательными.

Вопрос 8

ЧТО ТАКОЕ ВИДЫ МЕНЕДЖМЕНТА?

Ответ

Менеджмент как деятельность можно структурировать, например, по признаку объекта менеджмента. По этому признаку менеджмент бы­вает общим (генеральным) и специальным (функциональным).

Генеральный менеджмент (переводится как «общий»; не имеет ни­чего общего с лампасами и большими звездами на погонах!) объектом имеет деятельность организации или ее самостоятельных хозяйствен­ных единиц. Генеральный, или общий, менеджмент осуществляет и директор компании, и руководитель дивизиона (подразделение, обла­дающее экономической самостоятельностью, т. е. правом принимать решения по формированию экономических результатов деятельности и отвечать за эти решения). В рамках общего менеджмента решаются задачи, связанные с любыми вопросами функционирования объекта менеджмента. Но генеральный менеджер не в состоянии быть одина­ково компетентным по всем вопросам. Поэтому возникает необходи­мость в специальном, или функциональном, менеджменте.

Этот менеджмент представляет собой управление определенными сферами деятельности (функциональными областями) организации | в целом или ее звеньев. К числу таких функциональных областей мож­но отнести:

• производство (производственный менеджмент; операционный ме­неджмент; управление производством);

• персонал (человеческие ресурсы; human resource; HR-менедж-мент);

• финансы (финансовый менеджмент);

• сбыт;

• изучение рынка;

• материально-техническое обеспечение;

• исследования и разработки;

• информационные системы;

• инвестиции;

• транспортировку.

Управление этими функциональными областями предполагает, как правило, создание специализированных функциональных структур­ных подразделений (подразделения основного производства: цехи,

 

 

производства, отделы, дивизионы; подразделения финансов: финан­совые отделы, управления, департаменты; подразделения маркетинга: уделы, управления, департаменты; подразделения исследований и раз­работок: отделы, лаборатории, центры).

По признаку содержания менеджмент как деятельность структу­рируется на нормативный менеджмент, стратегический менеджмент и оперативный менеджмент.

Содержанием нормативного менеджмента является разработка и ре­ализация философии организации (миссия, видение, ценности, куль­тура), ее предпринимательской политики (рыночная позиция, ниша рынка), формирование общих стратегических намерений. То есть в рам­ках нормативного менеджмента формируются основные принципы функционирования организации, определяется, чем и для чего она будет заниматься, на каких принципах, опираясь на какие ценности. Нормативный менеджмент важен как идеологическая основа деятель­ности организации.

Содержанием стратегического менеджмента является выработка набора стратегий (стратегию лучше всего определить как некую за­конченную логику действий; в этом смысле отсутствие стратегии — тоже стратегия, но непродуктивная). В рамках стратегического менедж­мента формируются цели организации. Эти цели распределяются во времени, формируя потенциал успеха организации.

Содержанием оперативного менеджмента (не путать с операцион­ным!) является разработка мер тактического характера (краткосроч­ных и максимально конкретных), направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации. Сюда отно­сится формирование заданий конкретным исполнителям, организаци­онные действия по определению подчиненности и ответственности, установление устойчивых информационных связей (коммуникаций), создание систем мотивации деятельности, контроль выполнения за­даний исполнителями, регулирование деятельности исполнителей.

 

Вопрос 9

ЧТО ТАКОЕ ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА? Ответ

Этот вопрос в настоящее время не имеет однозначного ответа, особен­но по составу этих функций. Проблемой определения функций как таковых и их оптимального состава заняты в основном отечественные

 

 

исследователи. Классические учебники менеджмента зарубежного ав­торства (М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури, Р. Дафт, Р. Кох) уделя­ют этому вопросу минимальное внимание и даже не включают термин «функции менеджмента» в тезаурусы и глоссарии.

В отечественной управленческой мысли понятию «функции менедж­мента» уделяется большое внимание, провоцирующее многочислен­ные дискуссии. Выделение определенного состава функций позволяет лучше структурировать понятие «менеджмент» и объяснить его со­держание. Поэтому следует назвать состав функций менеджмента и привести их классификацию.

Приведенные ниже трактовка и классификация функций отражают позицию научной школы Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета и положены воснову обу- чения менеджменту студентов всех специальностей.

Согласно этой позиции, под функциями менеджмента следует по­нимать устойчивый состав специфических видов управленческой де­ятельности. Эти виды деятельности характеризуются однородностью целей, действий или объектов их приложения. Выделение функций менеджмента позволяет установить правила и процедуры выполне­ния специфических видов управленческой деятельности.

Функции менеджмента имеют универсальный характер и являют­ся содержанием управления любым социальным объектом.

Все функции менеджмента можно разделить на:

общие (основные);

фоновые (вспомогательные, связующие).

Общие функции отражают технологический процесс (последова­тельность действий, методы и средства их выполнения) управления социальным объектом. Управляя любым социальным объектом, ме­неджер выполняет следующие функции:

• формирование целей;

• планирование;

• организовывание действий;

• контроль;

• регулирование.

Действительно, простое перечисление общих функций практиче­ски раскрывает содержание процесса менеджмента.

 

Этот процесс начинается с формирования целей и задач деятель­ности организации.

Сформированные цели должны быть достигнуты. Для этого долж­ны быть спланированы ресурсы, действия и количественные характе­ристики ожидаемых результатов, обеспечивающие достижение сфор­мированных целей, т. е. должно быть выполнено планирование.

Запланированные действия должны быть организационно обеспе­чены или организованы: должны быть разработаны организационные структуры, привлечена исполнители, скоординирована их работа во времени и пространстве, т. е. выполнено организовывание деятельно­сти. Термин «организовывание» представляет собой некую методи­ческую новацию: чаще можно встретить термин «организация». Но при этом, чтобы избежать путаницы (термин «организация» исполь­зуется также для определения социального объекта), обычно добав­ляют «организация как процесс» или «организация деятельности». Представляется, что, несмотря на трудности произношения, следует в контексте «функция менеджмента» использовать термин «органи­зовывание». В англоязычной литературе различаются «организация» как объект, фирма, компания (organization) и «организация» как дея­тельность, как функция менеджмента (organizing). Неизвестно, зву­чит ли organizing по-английски столь же коряво, как «организовыва­ние» по-русски. Видимо, великий и могучий русский язык в данном случае уступает языку В. Шекспира и Д. Голсуорси...

После того как спланированы ресурсы, действия и количественные характеристики ожидаемых результатов, организационно обеспече­ны необходимые действия, начинается процесс осуществления за­планированной и организованной деятельности. Этот процесс выпол­няет не менеджер, а его подчиненные. Но они могут что-то понять или сделать неправильно, поэтому осуществление деятельности в рамках принятых организационных решений требует контроля на основе уче­та параметров выполнения (оценка состояния работ по выполнению производственной программы, календарного графика, расходования средств, выполнения штатного расписания, плана реализации и т. п.).

В результате контроля выявляются отклонения от первоначально запланированного хода работ. Это означает, что возникает необходи­мость регулирования хода выполнения плана, которое заключается в разработке дополнительных мероприятий, направленных на устране­ние отклонений, или в корректировке сформированных целей. Функция регулирования обеспечивает обратную связь в процессе менеджмента.

 

Фоновые (иногда их называют вспомогательными) функции или связующие процессы не являются какими-то второсортными по от­ношению к основным. Они очень важны и формируют представление о менеджменте как непрерывной деятельности, т. е. создают фон для выполнения основных функций менеджмента, являются своеобраз­ными инструментами менеджера.

К числу фоновых функций можно отнести следующие:

• разработка решений;

• установление коммуникаций;

• мотивирование сотрудников.

Действительно, любое действие менеджера при выполнении основ­ных функций связано с принятием решения, которое по возможности должно базироваться на данных учета и результатах анализа. То есть учет и анализ являются предпосылками и приемами разработки управ­ленческих решений.

Важным технологическим действием в процессе менеджмента яв­ляется установление устойчивых информационных связей между участ­никами процесса, т. е. установление коммуникаций. Если коммуни­кации не обеспечивают исполнителей надежной информацией, то деятельность, скорее всего, будет бесполезной или не осуществится вовсе.

Условия, в которых осуществляется деятельность, должны быть бла­гоприятными, поэтому ее участники должны иметь стимулы к выпол-нению поставленных перед ними задач. Исполнители заданий часто задают менеджеру вопрос: если мы выполним (не выполним) работу качественно и в срок, что нам за это будет? Ответ менеджера на этот вопрос означает осуществление мотивирования сотрудников (при этом стимулы могут быть как позитивными, так и негативными, соответ­ственно награда или наказание сотрудника).

Таким образом формирование системы функций менеджмента по­зволяет наилучшим образом представить себе содержание деятельно­сти менеджера.

 

Вопрос 10

ЧТО ТАКОЕ МЕТОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА?

Ответ

Методы менеджмента — это правила и процедуры, следование кото­рым и выполнение которых позволяет менеджеру добиваться основ­-

ной цели менеджмента: обеспечения гармоничного развития управля-емого объекта.

Это означает, что все элементы объекта управления должны функ­ционировать согласованно и эффективно. При этом должно учиты­ваться влияние на объект внешней среды.

Для достижения такого состояния менеджер пользуется совокуп­ностью приемов осуществления управленческой деятельности.

Перечислить все методы невозможно, тем более что менеджмент постоянно развивается и разрабатываются новые методы.

Имеет смысл привести классификацию методов менеджмента.

Традиционно все методы менеджмента делятся на три большие группы:

• административные;

• экономические;

• социально-психологические.

Это означает, что человечество за всю историю своего существо-
вания выработало всего три способа воздействия на объект управ-
ления
.

Первый способ основан на иерархии: административные методы включают в себя несколько видов воздействий: распорядительное воз­действие, организационно-стабилизирующее воздействие, дисципли­нарное воздействие.

Распорядительное воздействие заключается в том, что менеджер, используя свои полномочия, непосредственно приказывает подчинен­ным действовать определенным образом (приказы, распоряжения).

Организационно-стабилизирующее воздействие основано на рег-
ламентировании, которое определяет функциональные, должностные
и структурные ограничения. Кроме того, регламентирование предпо-
лагает нормирование (нормы потребления ресурсов, нормы результа-
та труда, нормативные соотношения) и инструктирование (ознаком-
ление, объяснение, предостережение).

Дисциплинарное воздействие основано на системе наказаний и дис­циплинарных требований.

Второй способ воздействия на объект менеджмента основан на эко­номическом интересе: экономические методы менеджмента предпо­лагают прежде всего материальное стимулирование как отдельных сотрудников (премии, бонусы, социальный пакет и т. п.), так и струк­турных подразделений организации (различная степень экономиче­ской самостоятельности подразделения, бюджетирование).

 

Третий способ воздействия на объект менеджмента основан на сло- жившейся в организации системе ценностей или культуре: социаль­но-психологические методы менеджмента предполагают установление гармонии в коллективе, основанной как на признании интерес сотрудника как личности, так и на признании сотрудником интересе организации и важности ее целей. К социально-психологическим ме- тодам менеджмента относятся все виды нематериального стимули- рования (похвала начальника, присвоение неформального статуса горизонтальная карьера), формирование сильной организационной культуры, основанной на ценностях, разделяемых всеми сотрудника ми организации.

 

Вопрос 11

ЧТО ТАКОЕ ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА?

Ответ

Принципы менеджмента — это общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективно развитие объекта управления.

Количество и состав принципов менеджмента интересует в основном
отечественных исследователей. В общепризнанных и общеизвестным
учебниках по менеджменту зарубежных авторов (например, Р. Дафт;
М. Мескон, М. Альберт, А. Хедоури) нет упоминания или объяснения
принципов менеджмента. Тщательное изучение принципов; выстра-
ивание всевозможных классификаций и систем принципов — npepo-
гатива менеджмента как науки. Для практической деятельности
количество принципов становится минимальным и сводится к сле-
дующему.

1. Принцип целевой направленности. Менеджмент предполагает

установление конкретной цели для управляемого объекта. Менеджер ведет управляемый объект к установленной цели. Поэтому установление цели — обязательное требование к менеджменту как виду деятельности.

2. Принцип иерархической упорядоченности. Иерархия представ-
ляет собой порядок и правила подчинения низших высшим. В со-
циальных системах, которые являются объектами менеджмента,
неизбежно возникает иерархия. Следует различать организация
онную и естественную иерархию. В основе организационной иерар-

хии — назначение на должность. Естественная иерархия возникает на основе личностных качеств: сила, ум, высокий профессиона­лизм и т. п. Злоупотребление организационной иерархией назначениями на должность без учета личностных качеств будущего менеджмера) приводит к снижению эффективности менеджмен­та. Вектор развития этого принципа — от иерархии организаци­онной к иерархии естественной.

3. Принцип научной обоснованности и оптимальности. Этот прин­цип означает, что менеджер должен знать и использовать в своей деятельности достижения наук, связанных с менеджментом (эко- номика, информатика, психология, социология и др.). Менеджмент должен основываться на научных представлениях об управляе­мом объекте. Кроме того, менеджер должен стремиться к макси­мальной рациональности действий и решений (экономия всех ви­дов ресурсов) и к их оптимизации (максимизация результатов и минимизация затрат).

4. Принцип права на интерес. Элементы управляемого объекта (со­циальной системы) имеют право на свои собственные интересы. Менеджер должен учитывать эти интересы и добиваться гармо­нии между интересами организации в целом и интересами ее уча­стников. Игнорирование этого признака приводит к снижению эффективности менеджмента.

5. Принцип инновативности. Менеджер должен глубоко осознавать необходимость и неизбежность перемен в управляемом объекте и воспринимать эти перемены не как бедствие, а как признак жиз­ни и развития. Такого же подхода к инновациям менеджер дол­жен добиваться от подчиненных.

6. Принцип рационального соотношения единоначалия и коллеги­альности. Менеджер должен понимать, что при коллегиальности в обсуждении проблем и путей их решения ответственность за принятие решений и их исполнение полностью лежит на нем.

7. Принцип приоритетности самореализации. Менеджер должен ве­сти себя так, чтобы подчиненные могли наилучшим образом рас­крыть свои способности и направить их на достижение целей орга­низации.

 

Следование перечисленным принципам приводит к повышению эффективности менеджмента.

Вопрос 12

ЧТО ТАКОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА И КАКИМ ОНО БЫВАЕТ?

Ответ

Разделение труда лежит в основе деятельности менеджера. Менеджер добивается определенной цели, координируя усилия других людей. Работая совместно, люди должны делить работу между собой.

Различается горизонтальное и вертикальное разделение труда.

Горизонтальное разделение труда основано на разделении всей ра­боты на отдельные элементы, операции. Горизонтальное разделение труда позволяет произвести значительно больше продукта, чем если бы оно отсутствовало. Горизонтальное разделение труда лежит в основе формирования функциональных областей и департаментализации организаций, т. е. создания внутри нее структурных подразделений. Типичным примером горизонтального разделения труда является вы- деление в организации таких функциональных областей, как произ- водство, маркетинг, финансы. Горизонтальное разделение труда лежит в основе специализированного разделения труда, когда каждый вид деятельности закреплен за специалистом, который выполнит работу лучше, чем любой другой участник организации.

Вертикальное разделение труда является результатом признания того факта, что усилия отдельных подразделений, групп сотрудников и самих сотрудников нуждаются в координировании. Вертикальное разделение труда отделяет координирование деятельности, работ, опе­раций, действий от самой деятельности, работ, операций, действий. Примером вертикального разделения труда является любая организа- ционная иерархия: от назначения в бригаде из двух землекопов стар- шего до построения сложнейших структур управления в крупных oргa- низациях.

 

 

Раздел 2

ОБЪЕКТЫ МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

Вопрос 13

КАКИЕ БЫВАЮТ СИСТЕМЫ И С КАКИМИ ИЗ НИХ ИМЕЕТ ДЕЛО МЕНЕДЖМЕНТ?

Ответ

Система — одно из основных понятий современной научной методо­логии, широко используемое во всех областях знания и научных дис­циплинах, но не имеющее достаточно строгого и общего определения, пригодного для характеристики многочисленных частных случаев. Иными словами, нормативного (т. е. обязательного к использованию и общепризнанного) определения системы не существует.

С точки зрения менеджмента систему можно определить как сово­купность взаимосвязанных элементов, образующих единое целое и определенным образом взаимодействующих для достижения задан­ной цели.

Система состоит из множества элементов, связанных законом ком­позиции. Например, если элементами системы являются металлоре­жущие станки, а законом композиций системы — технология обработки изделий, то в качестве системы можно идентифицировать механиче­ский цех.

Существует множество подходов к классификации систем. Наибо-
лее приемлемой для целей менеджмента можно считать классифика-
цию Р. Л. Акоффа. Согласно этой классификации, бывает четыре вида
систем.

Детерминированные, или механистические, системы. Эти си­стемы не имеют собственной цели, их части также не являются целенаправленными. Пример: механизмы.

Анимационные (одушевленные), или организматические (орга­нические), системы. Эти системы имеют собственные цели, но их элементы собственных целей не имеют, хотя их функции

 

необходимы для выживания и выполнения целей всего организма в целом. Пример: животные, люди.

Социальные (общественные) системы. Социальные системы име­ют свои цели и состоят из частей, также имеющих свои цели. Пример: организация, нация, общество.

Экологические системы. Эти системы не имеют собственной цели а входящие в них элементы собственные цели имеют. Функция экологической системы заключается в обслуживании ее частей. Пример: природа, рынок, правовое поле, Интернет.

По другому важному признаку системы делятся на закрытые и от­крытые. Закрытые системы относительно независимы от внешней среды. Примерами закрытых детерминированных систем могут слу­жить автономные механизмы, например пылевлагонепроницаемьш и противоударные часы. Открытые системы характеризуются взаимо­действием с внешней средой. Такая система зависит от энергии, мате­риалов и информации, поступающей извне. Открытая система имеет свойство приспосабливаться к изменениям внешней среды. Примера- ми открытых систем могут служить организматические системы (живые организмы) и социальные системы (организации).

Менеджмент имеет дело исключительно с открытыми социальны­ми системами. Разновидностью социальной системы является социально-экономическая система, в которой собственные цели элементов характеризуются в основном экономическими интересами.

 

Вопрос 14

ЧТО ТАКОЕ ОРГАНИЗАЦИЯ? Ответ

 

Нормативного (обязательного к использованию и общепризнанного) определения организации нет.

Под организацией следует понимать группу людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей целя (одной или нескольких). Организации создаются для выполнения того, что человек не мог бы выполнить индивидуально.

Организации представляют собой главный компонент современно­го общества. Человек рождается и умирает среди организаций. Орга­низаций невозможно избежать. Жизненное пространство современ- ного человека заполнено организациями, которые определяют eгo

 

жизнь. Организации необходимы для того, чтобы совместно делать то, Что человек не может сделать в одиночку. Результаты деятельности организаций могут быть как позитивными, так и негативными.

Рассмотрение организации как системы требует отнести ее к соци­альным или социально-экономическим системам (см. вопрос 13). Орга­низация является основным субъектом хозяйственных отношений в современной экономике, поэтому государство уделяет большое вни­мание систематизации организаций и законодательному регулирова­нию их статуса.

 

Вопрос 15

ЧТО ТАКОЕ ФОРМАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ?
Ответ

Формальная организация официально учреждена. Цели формальной
организации закреплены в учредительных документах (устав, учре-
дительный договор). Функционирование формальной организации
регулируется нормативными актами (законами, указами и т. п.), пра-
ва и обязанности участников формальной организации регламен-
тируются нормативными документами (инструкциями, положения-
ми).

В Российской Федерации формальные организации систематизи­руются в Гражданском кодексе РФ.

Согласно ГК РФ, формальная организация может быть коммерче­ской и некоммерческой.

Коммерческая формальная организация основной целью деятель­ности имеет извлечение прибыли. Прибыль распределяется между уча­стниками организации в соответствии с уставом.

Некоммерческая формальная организация создается не для извле-. чения прибыли, а для деятельности, имеющей другие цели. Некоммер­ческая организация может получать прибыль, но она идет на устав­ные цели и не распределяется между участниками организации.

Гражданский кодекс РФ нормативно определяет следующие орга­низационно-правовые формы формальных организаций.

Коммерческие организации.

1. Хозяйственные товарищества и общества (7 видов по парагра­фу 2 главы 4 ГК РФ):

♦ товарищества: полное товарищество и товарищество на вере (коммандитное);

 

♦ общества: с ограниченной и дополнительной ответственностью — ООО и ОДО; закрытые и открытые акционерные об­щества (ЗАО и ОАО); дочерние хозяйственные; зависимые хо- зяйственные общества.

2. Производственные кооперативы (параграф 3 главы 4 ГК РФ).

3. Государственные и муниципальные унитарные предприятия: на правах хозяйственного ведения; на правах Оперативного управ­ления (параграф 4 главы 4 ГК РФ).

Некоммерческие организации (параграф 5 главы 4 ГК РФ).

1. Потребительские кооперативы.

2. Общественные и религиозные организации.

3. Фонды.

4. Учреждения.

5. Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

 

 

Вопрос 16

ЧТО ТАКОЕ НЕФОРМАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ?

Ответ

К неформальным организациям относятся спонтанно (самопроизволь- но) возникающие группы людей, подпадающие под определение oргa- низации (сознательная координация деятельности по достижению цели). Может быть легальной и нелегальной. Это разделение по ха­рактеру деятельности: не запрещенная или запрещенная законом Примеры: временная группа для выполнения определенной работы; клуб генераторов идей; кружки качества; группа самодеятельных изоб- ретателей; объединение единомышленников (кружок по изучению, кружок по обмену опытом); хошар (в азиатских странах совместный труд соседей на добровольной основе: строительство дома, рытье канала и т. п.); бригада соседей по ремонту дороги, посадке сада и т. п.; Нелегальные неформальные организации: преступные сообщества, экстремистские организации.

Неформальные организации могут быть коммерческими и неком­мерческими. Коммерческая деятельность неформальных организаций осуществляется на нелегальной основе, поскольку они не зарегистри­рованы и не могут заниматься коммерческой деятельностью законно.

В настоящее время социально-экономический потенциал нефор-мальных организаций недооценивается.

 

Вопрос 17

ЧТО ТАКОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС?

Ответ

Под производственным процессом следует понимать совокупность трудовых и естественных процессов, в результате взаимодействия которых сырье, материалы, энергия, интеллектуальные ресурсы и спо­собности сотрудников превращаются в готовую продукцию или услуги.

Элементами производственного процесса являются следующие.

Предметы труда. На них воздействуют сотрудники организации в производственном процессе. Материальные предметы труда пред­ставляют собой сырье и комплектующие изделия для рассматривае­мого производственного процесса. Например, производятся сиденья для 1 автомобиля. Предметами труда будут пенополиуретан, искусст­венная или натуральная кожа и т. п. Готовые сиденья будут комплек­тующими изделиями для автомобильного производства. То есть для разных производств материальными предметами труда могут быть как собственно материалы, так и комплектующие изделия.

Нематериальные предметы труда являются элементом производ­ственного процесса, как правило, в сфере услуг. Например, фирма ока­зывает юридические услуги. Предметом труда будет информация, ко­торую юрист получает от клиента и на которую направлен труд этого юриста. В сфере услуг могут также быть своеобразные комплектую­щие изделия. Например, туроператор производит услугу, организуя путешествие клиента. В состав этой услуги он включает услуги гости­ниц, транспортных компаний, экскурсионных бюро, которые выгля­дят как «комплектующие изделия».

Средства труда - это то, чем человек воздействует на предмет труда.

Материальные средства труда представляют собой вещь или сово­купность вещей, с помощью которых человек воздействует на исход­ные материалы или информацию. В автомобильном производстве к средствам труда будут относиться штамповочное и металлорежущее оборудование, сборочный конвейер, инструменты, оснастка, транс­портные средства и т. п. орудия труда. Кроме того, к средствам труда относятся также материальные условия труда: Производственные и тор­говые помещения, офисы, склады, осветительное оборудование, ото­пительные и охлаждающие устройства и т. п.

К нематериальным средствам труда следует относить приемы, зна­ния, технологии, при помощи которых создается новая информация (компьютерные технологии и программное обеспечение) или оказыва­ются услуги (методика обучения, навыки мануальной терапии и т. п.).

 

Труд — целенаправленная деятельность людей (производственных рабочих, сотрудников организаций, работников сферы услуг и т. п.), связанная с превращением предметов труда в готовую продукцию или услуги. Труд в данном случае следует трактовать как приложение фи- зических и умственных усилий. Профессиональная подготовка работ- ника является лишь потенциальной возможностью для труда: ее надо реализовать в действиях. Например, для того чтобы изготовить доку- мент, сотрудник должен не только знать, как это делается, но и вы­полнить некоторые действия: сесть за компьютер, набрать текст, откор- ректировать его, взять лист бумаги, вставить его в принтер, распечатать документ.

Производственный процесс происходит в определенной последо­вательности, т. е. имеет определенную временную структуру: стадии операции. Эта временная структура разрабатывается с учетом особен- ностей конкретных производственных процессов в различных сферах деятельности.

 

 

Вопрос 18

КАКИЕ СТРУКТУРНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ВХОДЯТ В ОРГАНИЗАЦИЮ И КАК ОНИ СООТНОСЯТСЯ ДРУГ С ДРУГОМ?

Ответ

Организация имеет структурную иерархию: в нее входят структур­ные подразделения, которые определенным образом соотносятся друг с другом. Различаются производственные и непроизводственные под­разделения. К производственным подразделениям относятся:

производство (совокупность цехов: заготовительное производ­ство, сборочное производство и т. п.);

дивизион (совокупность подразделений — цехов, отделов — для производства определенного вида продукции или ориентации на определенного потребителя);

центр прибыли — независимая хозяйственная единица (совокуп­ность подразделений — цехов, отделов — для выпуска определен­ной продукции или оказания определенной услуги);

цех (совокупность участков);

участок (совокупность бригад);

бригада (совокупность рабочих мест).

К непроизводственным подразделениям относятся:

департамент, управление, центр (совокупность отделов и/или служб);

отдел, служба (совокупность секторов и/или лабораторий);

сектор, лаборатория (совокупность групп);

группа (совокупность исполнителей).

Приведенная группировка структурных подразделений организа­ции отражает сложившиеся в отечественной практике представления о соотношении различных структурных единиц внутри организаций. Нормативного документа, который устанавливал бы эти соотношения в масштабах страны, не существует. Топ-менеджер конкретной орга­низации вправе самостоятельно разрабатывать и утверждать ее струк­туру, определять соотношение между различными видами структур­ных единиц.

 

 

Вопрос 19

КАКИМИ НОРМАТИВНЫМИ ДОКУМЕНТАМИ РЕГЛАМЕНТИРУЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ И СОТРУДНИКОВ?

Ответ

Основными нормативными документами, регламентирующими дея­тельность подразделения и конкретного работника, являются положе­ния о подразделениях и должностные инструкции. В этих документах описывается деятельность постоянного характера.

Типовая структура положения о подразделении включает:

• общие положения;

• функции;

• права;

• ответственность.

Могут также включаться:

• задачи;

• структура;

 

• взаимоотношения с другими подразделениями. Типовая структура должностной инструкции:

• общие положения;

• обязанности;

 

• права;

• ответственность. Могут включаться:

• рабочие нормативы;

• критерии оценки.

 

Вопрос 20

ЧТО ТАКОЕ ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ?

Ответ

Внешняя среда организации разделяется на внешнюю среду прямого воздействия и внешнюю среду косвенного воздействия.

Среда прямого воздействия оказывает непосредственное влияние на организацию.

К среде прямого воздействия относятся потребители, конкуренты, поставщики, собственники, инвесторы, государственные органы, кри­минальные структуры.

К среде косвенного воздействия относится все, что оказывает на организацию опосредованное воздействие: состояние экономики (конъ- юнктура рынка), социально-культурные факторы (национальный мен- талитет, вкусы и предпочтения потребителей определенных социальных или возрастных групп), географические факторы, политические фак­торы, научно-технический прогресс.

На функционирование организаций накладываются ограничения. Для функционирования организаций имеются условия. И то и другое может быть результатом взаимодействия с внешней средой. При этом ограничения императивны, т. е. неподвластны менеджменту организа­ции. Условия — диспозитивны, т. е. у менеджмента есть возможности выбора определенных условий.

Примеры внешних ограничений:

• законодательные и нормативные акты (законы РФ и других го- сударств, инструкции ведомств РФ и других государств);

• международные соглашения (договоры, конвенции и т. п.). Примеры внешних условий:

• конъюнктура рынка;

• научно-технический прогресс;

• национальные обычаи;

• вкусы и предпочтения потребителей.

 

 

Вопрос 21

ЧТО ТАКОЕ ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ?

Ответ

Внутренняя среда организаций характеризуется внутренними пере-менными.

Внутренние переменные — это ситуационные факторы внутри орга- низации, которые являются результатами управленческих решений.

На функционирование организаций накладываются ограничения. Для функционирования организаций имеются условия. И то и другое может быть результатом взаимодействия с внутренней средой. При этом ограничения императивны, т. е. неподвластны менеджменту определенного уровня. Условия - диспозитивны, т.е. у менеджмента определенного уровня есть возможность выбора условий для принятия решений.

К внутренним ограничениям относятся такие факторы, которые мо­гут быть изменены только решением высшего менеджмента:

• цели — являются внутренним ограничением для всех участников организации и мощным средством координации, поскольку уста­новленные цели показывают участникам организации, к чему они должны стремиться;

• структура организации — пока она не изменена на самом высшем уровне менеджмента (топ-менеджмент), она является внутрен­ним ограничением для всех остальных менеджеров и рядовых со­трудников;

• технология — пока не принято решение об изменении техноло­гии на самом высоком уровне (топ-менеджмент), она является ограничением для всех остальных менеджеров и рядовых сотруд­ников, например организация, в которой используется конвейер­ная технология, не может от нее отказаться, не поставив под угрозу свое существование;

• нормативы — расхода материалов, нормативы соотношений и т. п. являются внутренними ограничениями до тех пор, пока они не изменены решениями высшего уровня менеджмента.

К внутренним условиям относятся ситуационные факторы внутри организации, которые могут быть изменены на любом уровне менедж­мента, например:

• ресурсы - материальные, трудовые, интеллектуальные; менеджер любого уровня может влиять на эти факторы, экономя и эффек­-

 

тивно используя материальные ресурсы, подбирая людей, способ- ных выполнять ту или иную деятельность с разной степенью эф­фективности;

• инновации — менеджер любого уровня может внедрять новше­ства в рамках своей компетенции: эффективные приемы труда, методы экономии ресурсов;

• системы поощрения и мотивации — менеджер любого уровня может выстраивать системы поощрения и мотивации подчинен- ных ему сотрудников, используя эти системы в рамках средств,

выделенных на премирование.

 

 

Вопрос 22

КАКИЕ СТАДИИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРОХОДИТ В СВОЕМ РАЗВИТИИ ОРГАНИЗАЦИЯ?

Ответ

Организация как объект последовательно проходит определенные ста­дии развития и становления.

Создание. На этой стадии выстраиваются концептуальные схе­мы, определяются факторы коммерческого успеха, происходит формальное учреждение организации.

Раннее развитие. Эта стадия характеризуется становлением про­изводства продукции и услуг, малыми масштабами деятельно­сти, борьбой за лидерство на рынке. Для организации на этой ста­дии характерны готовность рисковать, работоспособность, новизна продукции и услуг. На этой стадии приводится преодолевать ча­сто возникающие кризисные ситуации.

Позднее развитие или рост. Происходит стабилизация ассор­тимента продукции, услуг, экономических характеристик, имиджа. Растут масштабы деятельности, стабилизируется структура управления. На стадии позднего развития проявляется стремле­ние к диверсификации (диверсификация — расширение спектра производимой продукции или услуг) происходит формирование стабильной уверенности в собственных силах.

Остановка в развитии: нарастание бюрократии, невосприимчи­вость к инновациям, возможности рассматриваются как пробле­мы, большие располагаемые денежные средства.

 

Гибель. Стадия гибели обусловлена тем, что нарастание роли бюрократии в жизни организации плохо влияет на внутренний климат, приоритет отдается форме, а не содержанию, исчезает ориентация на клиента, что влечет за собой падение экономиче­ских показателей. В организации больше нет ресурсов для воз­награждения сотрудников. Она становится неэффективной: люди просто не хотят в ней работать. Организация терпит банкротство и ликвидируется.

Возрождение. При обновлении управленческой команды возможно возрождение с повторением жизненного цикла.

 

 

Вопрос 23

ЧТО ТАКОЕ КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА? Ответ

Под корпоративной культурой следует понимать совокупность базо­вых ценностей, негласных соглашений и норм поведения, которые разделяются всеми сотрудниками организации и становятся их убеж­дениями. Сотрудники не просто знают эти ценности, соглашения и нор­мы поведения, но и убеждены в их правильности и необходимости в повседневной трудовой деятельности руководствоваться именно ими.

Корпоративная культура входит во внутреннюю среду организа­ции, а ее формирование является одной из важнейших задач менедж­мента.

В корпоративной культуре можно выделить.

Видимый уровень. Это то, что видит сгоревший наблюдатель: ар­тефакты — фирменная одежда, манера одеваться, символы, деви­зы, церемонии, планировка служебных помещений.

Невидимые уровни. К ним относятся невидимые для стороннего наблюдателя, но общие и понятные для сотрудников организа­ции ценности и негласные соглашения. К невидимым уровням относятся, во-первых, выраженные в словах и делах общие цен­ности, во-вторых, основополагающие предположения относитель­но человеческой природы и смысла ведения бизнеса, такие как: «Главное — прибыль любой ценой», «Любое движение должно приносить доход», «Каждый сотрудник — личность».

 

 

Корпоративная культура подвергается влиянию внешней среды и должна приспосабливаться к ее изменениям.

По отношению к внешней среде организации различаются четыре вида корпоративной культуры:

• адаптивная;

• культура, ориентированная на результат;

• клановая;

• бюрократическая.

Адаптивная культура возникает в.такой внешней среде, которая тре­бует от организации быстрой реакции на изменения. Ценностями та­кой культуры являются самостоятельность в принятии решений, от­зывчивость на пожелания потребителей, ориентация на изменения, инновативность, творчество, нестандартность мышления.

Культура, ориентированная на результат, характерна для организа­ций, которые обслуживают известных и достаточно консервативных потребителей. Эта культура предполагает такие ценности, как готов­ность работать много и долго, личная инициатива в определенных рамках, стабильное качество продукта и обслуживания.

Клановая культура обладает такими базовыми ценностями, как удов­летворение потребностей сотрудников, забота о сотрудниках, равный статус всех сотрудников, семейная атмосфера.

Бюрократическая культура отличается ценностями, ориентирован­ными на внутреннюю стабильность и стабильность внешней среды. В рамках этой культуры ценятся соблюдение правил и бережливость, поощряется рациональность и упорядоченность. Это культура порядка, дисциплины и контроля.

 

 

Раздел 3

СУБЪЕКТЫ МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

Вопрос 24

КТО ТАКОЙ МЕНЕДЖЕР? Ответ

Менеджер — это лицо, занимающее постоянную должность, наделен­ное полномочиями и обладающее ответственностью в области орга­низации определенных видов деятельности. Менеджерами по этому определению являются такие «экзотические» люди, как старшая жена в гареме султана (постоянная — пока муж не разлюбит — должность, полномочия, ответственность), ротный старшина (постоянная долж-ность, полномочия — наряды вне очереди, ответственность), предво­дитель восставших рабов в Древнем мире (постоянная — пока не убьют или не переизберут — должность, полномочия, ответственность).

Менеджер — это и должность и профессия. Синонимами понятия «менеджер» можно считать такие понятия, как «администратор», «на- чальник», «руководитель», «формальный лидер».

Термин «менеджер» употребляется применительно:

• к администратору любого уровня управления, организующему сколь угодно простую или сложную деятельность;

• к руководителю организации или ее подразделения;

• к организатору конкретных видов работ.

 

 

Вопрос 25

В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕНЕДЖЕРА?

Ответ

Из определения следует, что менеджер, используя свои полномочия, организует деятельность в конкретном направлении. Для этого он по­лучает (находит сам или получает от кого-либо) исходную информа­-

 

цию, обрабатывает ее определенным образом, принимает на основе этой информации решение и организует его выполнение.

Решение — вывод об осуществлении (или о неосуществлении) конкретных действий, закрепленных в сознании субъекта и объекта управления, в управленческих документах.

Необходимость принятия рещений диктуется наличием проблем или задач в сфере деятельности менеджера.

В контексте менеджмента проблема представляет собой ситуацию, либо уже имеющую очевидные негативные последствия для объекта менеджмента, либо порождающую такие последствия в ближайшее время.

Проблема возникает, когда объект управления не достигает желае­мого субъектом управления состояния.

Под задачей понимается ситуация, итогом которой является фор­мирование желаемого результата.

Если в организации в основном решаются проблемы, то это означа­ет, что менеджмент не в состоянии их предвидеть, а решения прини­маются уже после их возникновения. Такой менеджмент называется реактивным (реакция, реагировать).

Если в организации в основном, решаются задачи, то это означает, что менеджмент эффективен, в состоянии предвидеть возникновение проблем и принять упреждающие меры в виде решения задач. Такой менеджмент называется опережающим.

Таким образом, в