Роль коммуникации в управлении организацией. Элементы и этапы коммуникационного процесса.
Для успешной реализации УР в любой организации должна быть создана система коммуникации (система обмена информацией).
коммуникация может быть определена как передача не просто информации, а значения или смысла с помощью символов.
Основная цель коммуникационного процесса состоит в обеспечении:
1. Своевременной передачи этой информации
2. Обеспечение понимания этой информации.
Передаваемая информация называется сообщение. Базовыми элементами обмена информ. явл-ся:
1. Отправитель – лицо, которое придумало идею и решило передать ее кому-либо.
2.Сообщение, собственно информация, закодированная с помощью символов.
3. Канал, средство передачи информации.
4. Получатель, лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.
Процесс обмена информацией может быть изображен следующим образом. Отправитель(сбор инф-ии, сформ-ть мысль), идея(закод-ть, выбор канала передачи), сообщ(передача), получ-ль (декод-ть инф-ию), понимание инф-ии, обрат связь.
Процесс обмена информацией это 4 этапа и обратная связь:
1.Зарождение идеи. Отправитель решает, какую значимую идею или сообщение следует сделать предметом обмена.
2.Кодирование и выбор канала передачи. Кодирование превращает идею в сообщение. К обще известным каналам передачи информации относится вербальная и невербальная передача информации (устная, письменная, электронные средства).
3.Передача сообщения. На третьем этапе отправитель использует канал для доставки сообщения получателю.
4. Творческий этап – декодирование или понимание информации. Декодирование - это перевод символов отправителя в мысли получателя.
Обратная связь увеличивает шансы на эффективный обмен информацией и помогает сторонам избежать возникновения шума. Шум — это любое вмешательство в процесс коммуникации на любом из его участков, искажающее смысл послания.
Причины шума:
- непреднамеренное искажение информации (не умение слушать).
- сознательное искажение информации.
- желание угодить
- Фильтрация, для ускорения прибег к упрощения.
- информац перегрузка. то не хватает сил и времени качественно просмотреть все.
- неудовлетворительная организационная структура. Чем длиннее путь, который проходит информация, тем вероятнее ее искажение.