Алгоритм построения интеллектуальной игры.
Интеллектуальные игры состоят из игрового сюжета, вопросов, музыкального оформления, художественного оформления.
Познавательная игра может быть посвящена любой теме. Но целесообразно планировать и проводить игры, которые способствуют получению дополнительных знаний по учебным предметам. Для этого необходимо иметь тесный контакт с образовательными учреждениями и точное представление о недостающих знаниях учащихся.
При разработке познавательной игры необходимо иметь в виду:
ü объем фактических знаний учащихся;
ü сформированность умений, необходимых для самостоятельной работы (умение планировать и распределять во времени работу, пользоваться справочным материалом; сформированность действий самооценки и самоконтроля и т.д.);
ü уровень интеллектуального развития;
ü тип внимания, памяти, темперамента;
ü состояние здоровья.
Исходя из возрастных особенностей детей и выбора темы, можно приступать к сбору необходимого материала (загадок, стихов, литературных произведений, исторических фактов, пословиц, поговорок, высказываний известный людей, картин художников и т. д.), который потом компонуется в блоки и одевается в «интересную форму». Все задания в блоках должны быть расположены «от простого к сложному», по необходимости сопровождаться световыми, музыкальными эффектами, а также использованием необходимого реквизита.
Начало.
Начиная игру, нужно постараться сконцентрировать внимание собравшихся с помощью интересных приёмов:
ü представление гостей, церемониала знакомства;
ü звуковых, световых, технических эффектов;
ü кинопролога, музыкальной увертюры, общей песни, ритуала подъёма флага и т.д.
Основная часть.
Организуя основную часть мероприятия, ведущий и помощники должны попытаться объединить
ü слово
ü образ
ü показ
ü творческую деятельность
ü конкурсность.
Не следует забывать и о занимательности. Она может быть рассыпана по композиции (т.е. основной части), может быть собрана в один блок.
Сюда относятся: общие: песни, коллективные игры, конкурсы, забавы и аттракционы, танцы, концертные номера, сюрпризы, выступления гостей и др.
Заключительная часть.
Эта часть включает в себя:
- подведение итогов и анализ игры.
- конец игры должен быть результативным – победа, поражение, ничья.
- он должен быть ярким, эмоциональным, содержать анализ.
- нарушение, невыполнение правил учитываются системой штрафных очков, балов или оценкой.
Эта часть должна быть чёткой, яркой, краткой. Здесь уместны: награждения, раскрытие секретов, коллективная оценка, принятие решения, ритуал, общая песня и т.п.
Последнее включает в себя подведение итогов и анализ игры. Какие бы Формы игры ни были избраны, они должны отвечать следующим требованиям:
1) Игра должна содействовать сплочению коллектива.
2) Иметь познавательное значение.
3) Активизировать общественную деятельность учащихся.
4) Обеспечивать мыслительную активность участников игры.
5) Создавать условия для детского творчества.
6) Соответствовать принципу: «Kaк можно меньше зрителей, как можно больше действующих лиц».
При проведении игры педагогу необходимо помнить, что игра должна исключать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью детей. Однако нельзя и выбрасывать из нее трудные правила, выполнить которые нелегко.
Некоторые игры требуют наличия инвентаря, различных предметов и атрибутов. Необходимо следить за их пригодностью. Вещи и предметы, используемые в игре, должны быть безопасны, удобны для детей и гигиеничны.
Игра не должна быть излишне азартной, унижать достоинства играющих.
Ребята должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила и операции, знать точный перевод терминов и понятий, усвоить идею каждой игровой роли. Кроме того, игра по своему содержанию должна быть педагогична, ее выбор зависит также и от возраста играющих, их физического развития, кругозора.
Конец игры должен быть результативным - победа, поражение, ничья. Он должен быть ярким, эмоциональным, содержать анализ.
Нарушение, невыполнение правил учитываются системой штрафных очков, баллов или оценкой.
Игра требует столь же внимательного отношения к себе, как и другие средства воздействия на ребят, например, труд. Игра важное средство развития и воспитания, средство живое, яркое, радостное.
Помните: вся воспитательная сущность игр отражается в их правилах.
Организуя познавательную игру, не стоит забывать и о зрителях.
Чтобы привлечь внимание учащихся можно использовать следующие приемы:
ü красочное объявление;
ü афишу;
ü плакаты;
ü рекламы, нестандартные по форме, сюжетные, с интригующим текстом;
ü пригласительный билет;
ü приглашение - письмо, открытку, визитку;
ü «живую рекламу»;
ü объявление по радио и телевидению.
Отбирая игроков для участия в познавательной игре, необходимо заранее сообщить им тему программы, а также области знаний, о которых пойдет речь. Желательно указать список литературы, которой можно воспользоваться при самоподготовке. Это могут быть словари, справочники, энциклопедии. Их не обязательно читать от корки до корки, главное - найти ответ на нужный вопрос. При необходимости можно воспользоваться аудио-, видео- и наглядными материалами, а также услугами интернета.
Возможна и консультаций, где участники могут индивидуально получить нужную информацию и задать интересующие их вопросы.
Знания, полученные игроками, по достоинству оценит жюри, в которое могут войти учителя-предметники и специалисты разных областей. Желательно, чтоб их оценки были объективными, справедливыми и не вызывали спорных вопросов.
Помните, что любая игра ни в коем случае не должна быть похожей на урок, дополнительную работу по изучению пройденного в школе материала. Главное, к чему должен стремиться педагог, - зажечь искорку интереса к той или иной области знаний. Только такая искра может вызвать цепную реакцию увлеченности, пытливости, поиска, создать ту атмосферу, в которой наиболее пышно произрастает древо познания.
Таким образом, можно назвать необходимые условия для организации и проведения интеллектуальных игр:
1. Компетентность ведущего, умение вести себя перед участниками игр, хорошая дикция, соответствующая одежда. Наличие исполнительных и компетентных помощников (если это необходимо.
2. 70% вопросов должно быть построено на материале, изученном ребятами. 30% - новый материал.
3. Вопросы должны быть интересно сформулированы, строится по принципу «неизвестное об известном», основываться не на специализированных знаниях, а на общедоступных фактах, логическом мышлении и интуиции. Вопросы должны содержать в себе еле заметные на первый взгляд зацепки, подталкивающие ход мысли в нужном направлении. Задаваться в корректной форме с четкой формулировкой и предполагать однозначный ответ.
4. Команды должны быть заранее сформированы (кроме тех случаев, когда формирование команды предусмотрено сценарием игры).
5. Компетентное жюри.
6. Дополнения для усиления игрового колорита (реквизит и т. п.)
7. Сюжет игры.
8. Место проведения игры и его оформление (художественное и музыкальное).
9. Призы.
Безусловно, любая интеллектуально – познавательная игра развивает интеллектуальные способности и творческую активность детей, расширяет кругозор. Интересные игры, остроумные, сложные и необычные вопросы заставляют детей задуматься, проверить уровень своих знаний, стимулируют желание развивать свой интеллект с помощью самостоятельно изученной литературы. Думаю, изложенный выше материал сможет помочь организаторам внеклассной работы на более высоком уровне подходить к разработке интеллектуальных игр.