Образование СССР: предпосылки, этапы, значение.
Предпосылки образование СССР Перед раздираемым последствиями гражданской войны молодым государством остро стала проблема создания единой административно-территориальной системы. В то время на долю РСФСР приходилось 92% площади страны, население которой в дальнейшем составило 70% новообразованного СССР. Оставшиеся 8% делили между собой республики Советов: Украина, Белоруссия и Закавказская Федерация, которая объединила в 1922 году Азербайджан, Грузию и Армению. Также на востоке страны была создана Дальневосточная республика, управление которой происходило из Читы. Средняя Азия на тот момент состояла из двух народных республик - Хорезмской и Бухарской. Этапы образования СССР С целью усиления централизации управления и концентрации ресурсов на фронтах гражданской войны, РСФСР, Белоруссия и Украина в июне 1919 года объединились в союз. Это дало возможность объединить вооружённые силы, с введением централизованного командования (Реввоенсовет РСФСР и Главнокомандующий РККА). От каждой республики были делегированы представители в состав государственных органов власти. Соглашение также предусматривало переподчинение некоторых республиканских отраслей промышленности, транспорта и финансов соответствующим наркоматам РСФСР. Это государственное новообразование вошло в историю под названием «договорная федерация». Её особенностью было то, что российские органы управления получили возможность функционировать как единственные представители верховной власти государства. При этом коммунистические партии республик вошли в состав РКП(б) всего лишь как областные партийные организации. Возникновение и нарастание конфронтации Всё это в скором времени привело к возникновению разногласий между республиками и центром управления в Москве. Ведь делегировав свои основные полномочия, республики лишились возможности самостоятельно принимать решения. При этом официально декларировалась независимость республик в сфере управления.
Неопределённость в определении границ полномочий центра и республик послужила возникновению конфликтов и неразберихи. Иногда государственные органы власти выглядели нелепо, пытаясь привести к единому знаменателю народности, о традициях и культуре которых ничего не знали. Решения центральных органов в сфере экономики не находили должного понимания у республиканских властей и нередко приводили к саботажу. В августе 1922 года, с целью кардинально переломить сложившуюся ситуацию, Политбюро и Оргбюро ЦК РКП(б) рассмотрели вопрос «О взаимоотношениях РСФСР и независимых республик», создав комиссию, в состав которой вошли республиканские представители. Председателем комиссии был назначен В. В.Куйбышев. Комиссия поручила И. В. Сталину разработать проект «автономизации» республик. В представленном решении предлагалось включить в состав РСФСР, с правами республиканской автономности Украину, Белоруссию, Азербайджан, Грузию и Армению. Проект был отправлен республиканским ЦК партии на рассмотрение. Однако это было сделано лишь для того, чтобы получить формальное утверждение решения. Учитывая значительные ущемления прав республик, предусмотренные этим решением, И. В. Сталин настаивал на не применении обычной практики опубликования решения ЦК РКП(б) если оно будет принято. Но требовал обязать республиканские ЦК партий неукоснительно воплотить его в жизнь. Игнорирование независимости и самоуправления субъектов страны, с одновременным ужесточением роли центральных органов власти были восприняты Лениным как нарушение принципа пролетарского интернационализма. В сентябре 1922 года он предложил идею создания государства на принципах федерации. Первоначально предлагалось такое название - Союз Советских Республик Европы и Азии, позже было изменено на СССР. Вхождение в союз должно было стать осознанным выбором каждой суверенной республики, основанным на принципе равноправности и независимости, при общих органах власти федерации. В. И. Ленин считал, что многонациональное государство необходимо строить, опираясь на принципы добрососедства, паритетности, открытости, уважительности и взаимопомощи. «Грузинский конфликт». Усиление сепаратизма.
Тогда же в некоторых республиках возникает крен в сторону обособленности автономий, усиливаются сепаратистские настроения. Например, ЦК компартии Грузии наотрез отказался оставаться в составе Закавказской Федерации, требуя принятия республики в союз как самостоятельного субъекта. Яростные полемики по этому вопросу между представителями ЦК партии Грузии и председателем Закавказского крайкома Г. К. Орджоникидзе закончились взаимными оскорблениями и даже рукоприкладством со стороны Орджоникидзе. Результатом политики жёсткой централизации со стороны центральных органов власти стала добровольная отставка ЦК компартии Грузии в полном составе. Для расследования этого конфликта в Москве была создана комиссия, председателем которой был назначен Ф. Э. Дзержинский. Комиссия стала на сторону Г. К. Орджоникидзе и подвергла жестокой критике ЦК Грузии. Этот факт возмутил В. И. Ленина. Он неоднократно пытался осудить виновников столкновения, чтобы исключить возможность ущемления независимости республик. Однако прогрессирующая болезнь и междоусобица в ЦК партии страны не позволили ему довести дело до конца. Официально дата образования СССР – это 30 декабря 1922 года. В этот день на первом съезде Советов были подписаны Декларация о создании СССР и Союзный Договор. В состав Союза вошли РСФСР, Украинская и Белорусская социалистические республики, а также Закавказская Федерация. В Декларации были сформулированы причины и определены принципы объединения республик. Договором разграничивались функции республиканских и центральных органов власти. Государственным органам Союза вверялись внешняя политика и торговля, пути сообщения, связь, а также вопросы организации и контроля финансов и обороны. Всё остальное принадлежало к сфере управления республик. Высшим органом государства был провозглашен Всесоюзный съезд Советов. В период между съездами главенствующая роль отводилась ЦИК СССР, организованному по принципу двухпалатности - Союзный Совет и Совет Национальностей. М. И. Калинина избрали председателем ЦИК, сопредседателями - Г. И. Петровский, Н. Н. Нариманов, А. Г. Червяков. Правительство Союза (Совнарком СССР) возглавил В. И. Ленин. Значение образования СССР Финансовое и экономическое развитие
Объединение республик в Союз дало возможность аккумулировать и направить все ресурсы на ликвидацию последствий гражданской войны. Это способствовало развитию экономики, культурных отношений и позволило начать избавляться от перекосов в развитии отдельных республик. Характерной чертой становления национально ориентированного государства стали усилия правительства в вопросах гармоничного развития республик. Именно для этого с территории РСФСР в республики Средней Азии и Закавказья были перемещены некоторые производства с обеспечением их высококвалифицированными трудовыми ресурсами. Проводилось финансирование работ по обеспечению регионов путями сообщений, электричеством, водными ресурсами для орошения в сельском хозяйстве. Бюджеты остальных республик получали дотации от государства. Социальное и культурное значение
Принцип построения многонационального государства на основе единых стандартов оказал позитивное влияние на развитие в республиках таких сфер жизнедеятельности, как культура, образование и здравоохранение. В 20-30-х годах повсеместно в республиках строятся школы, открываются театры, развиваются средства массовой информации и литература. Некоторым народам учёными разработана письменность. В здравоохранении делается упор на развитии системы медицинских учреждений. Например, если в 1917 году на весь Северный Кавказ приходилось 12 клиник и всего 32 врача, то в уже 1939 году только в Дагестане наличествовало 335 врачей. При этом 14% из них были из состава исконной национальности. Причины образования СССР Образование СССР произошло не только благодаря инициативе руководства коммунистической партии. На протяжении многих веков формировались предпосылки для объединения народов в единое государство. Гармоничность объединения имеет глубокие исторические, экономические, военно-политические и культурные корни. Бывшая Российская империя объединила 185 национальностей и народностей. Все они прошли общий исторический путь. За это время сложилась система экономических и хозяйственных связей. Они защищали свою свободу, впитывали в себя лучшее из культурного наследия друг друга. И, естественно, не испытывали враждебности друг к другу.
Стоит учесть, что в то время вся территория страны была окружена враждебно настроенными государствами. Это тоже не в меньшей степени повлияло на объединение народов. Положительные и негативные стороны вопроса Объединение в одно многонациональное государство не противоречило интересам народов, населявших территорию страны. Консолидация в Союз позволила молодому государству занять одну из ведущих позиций в геополитическом пространстве мира. Однако приверженность высшего руководства партии к излишней централизации управления остановила расширение полномочий субъектов страны. Окончательно же перевёл страну на рельсы жесточайшего централизма И. В. Сталин на закате 30-х годов.
19. Оформление советской политической системы в 1920-е гг. Внутрипартийная борьба. Рост личной власти Сталина.
С окончанием ГВ противоречия в политической жизни страны не ослабились. Налаживание мирной жизни многие участники политического процесса, как в рядах правящей партии, так и за её пределами представляли по-разному. В РКП(б) эти различия наглядно проявлялись в дискуссии о профсоюзах. Сторонники «демократического централизма» (Сапронов, Осинский) считали предстоящий период развернутого хозяйственного строительства немыслимым без коллегиального управления промышленными предприятиями, невмешательства партии в работу Советов, свободу создания групп и фракций в самой партии. Лидеры «рабочей оппозиции» (Шляпников, Коллонтай) , пропагандировавшие сходные анархо-синдикалистские идеи, требовали невмешательства ЦК РКП(б) в работу советских и профсоюзных органов, полного отказа от назначений работников на эти должности. Противоположную позицию в этом вопросе занял Троцкий. Он и его сторонники основной целью Советской власти полагали подготовку к «революционной войне», всемерное подталкивание мировой революции. И предлагали превратить страну в военный лагерь, милитаризовать её, резко ограничить демократизм, «держать в узде» многомиллионное крестьянство, которое, по теории перманентной революции, является враждебной социализму силой. Предлагалось «перетряхнуть», слить с хозяйственными органами, фактически превратить в придаток государства и профсоюзы, а военизированные методы внести в практику работы других общественных организаций. В начале 1921 г т. з. Ленина, Сталина, Зиновьева, Каменева – профсоюзы являются «школой коммунизма». Главные методы работы – убеждение, задача: мобилизация трудящихся на восстановление промышленности. Победил Ленин, победа далась нелегко. 1-м из её результатов стала принятая на 10 съезде резолюция «О единстве партии», предусматривающая роспуск всех группировок и недопущение каких-либо фракционных выступлений. Невыполнение этого влекло «безусловное и немедленное исключение из партии». Резолюция была направлена г. о. против Троцкого, выдвинувшегося за гг ГВ на роль 2-го по влиятельности человека в Советской России. На мартовском пленуме 1921 г ленинцы значительно укрепили свои позиции, численность ЦК увеличилась с 19 да 25. Членом Политбюро назначен Зиновьев вместо Крестинского, новым кандидатом в члены Политбюро стал Молотов. Полностью обновился Секретариат ЦК. С сер. 1921 г контакты Ленина и Троцкого на заседаниях Политбюро приобретали все более конфликтный характер. В июле 1921 г предпринималась попытка удалить Троцкого из Москвы на работу наркомом продовольствия Украины. В этой связи летом 1921-го полномочия секретаря ЦК был фактически наделен наиболее последовательный оппонент Троцкого Сталин. 22 авг. Политбюро поручило ему общее руководство работой отдела агитации и пропаганды ЦК РКП(б), а 13 сент. обязало «около ¾ своего времени уделять работе». Власть стала сосредотачиваться в руках триумвирата Зиновьев, Сталин и Каменев. На укрепление руководящей роли коммунистической партии были направлены меры по ликвидации остатков многопартийности в стране. Гонения против непролетарских партий в 1921 г приняли характер открытой репрессии, хотя эти партии заявили о лояльности к Советской власти. В 1921 г арестованы активные анархисты. В марте объявил о самороспуске еврейский рабочий союз, примыкавший к меньшевикам. В к 1921 г началось следствие по делу правых эсеров, закончившееся летом следующего года открытым судебным процессом и приговором 12 руководителей партии к расстрелу за террористическую деятельность против Советской власти. Ленин стал все больше болеть. В этих условиях огромное значение для будущего страны имели перестановки в высшем политическом руководстве. 3 апр. 1922 г на пленуме ЦК, избранным 11 съездом партии, был сформирован новый состав Политбюро (Ленин, Троцкий, Сталин, Каменев, Зиновьев, Томский, Рыков; кандидаты в члены: Молотов, Калинин, Бухарин). Серьезно упрочились политические позиции Сталина и Молотова. Важнейшим решением пленума стало учреждение нового руководящего поста в партии (генеральный секретарь ЦК), им стал Сталин. Опираясь на подчиненный партийный аппарат, Сталин взял под контроль назначение и подбор кадров на важнейшие руководящие посты в партии и государстве. Советская политическая система рождается в 20-е гг, просуществовала до крушения СССР. 1. В 20-е гг происходит постепенное лишение Советов реальной власти. В 1-ю очередь из-за проблем с финансами и неоднозначных результатов выборов в 1925-26 гг. Увеличился бюджет ассигнований на нужды Советов, полномочия Советов. Усиление партийного влияния в Советах. Выборы 1925 г – низкая явка (ниже 35%); перевыборы 1926 г (% коммунистов сократился в 2 раза). В 1926 г устанавливается практика, что в губернские обкомы должны входить Секретарь губернского исполкома. После 1928-29 гг – окончательное оформление однопартийной системы. В 1921 г открытые репрессии против представителей других партий. 1922 г – суд над партиями эсеров. В 1923-24 гг все партии, кроме РКП(б) прекращают свое существование. 2.Состояние РКП(б) в 20-х гг – пагубные трансформации (она правящая) – после ГВ в партию увеличивается количество желающих вступить. В к 1921 г – 1-я чистка: исключено 25% - за моральное разложение, проступки. Постепенно идет пролетарское размывание состава (рабочих 17%). В 1924 г массовый (ленинский) призыв рабочих и крестьян в партию. В 1924 г рабочих 44%, а в 1925-27 гг 35% крестьян. К 1926 г в партии более 1 млн. человек. 60% партии – вновь вступившие члены, большевики с дореволюционным стажем составляют 1%. В результате массового приема снижается образовательное и культурное качество партии (1% человек с высшим образованием, 60% школа, 26% самоучки). 3.Сращивание партии и государственного аппарата – партия принимает на себя не свойственные ей функции по управлению государством, экономикой. 1-й механизм сращивания партии – персональное назначение на ведущие посты видных партийных деятелей. 2 механизм- решалась роль в принятии решений. В 1922 г в ЦК сформирован учетно-распределительный отдел, должность генерального секретаря – эти структуры определяют кадровую политику. С 1922 г начинается формирование номенклатуры –список должностей, назначение на которые производятся вышестоящие комитеты партии и лица их занимающие и члены их семей. 2 номенклатурных списка – должности в ведении ЦК. Номенклатура, как определение социального строя, она определяет кастовую замкнутость. Начинается оформление системы привилегий.
20. Внешняя политика СССР 1921-28 гг.
Главным направлением внешней политики РСФСР, а затем СССР в 20-е гг была борьба за прорыв дипломатической блокады и укрепление позиций на международной арене. Центром принятия основных решений оставалось Политбюро ЦК. Ленин выстраивал внешнюю политику на основе крайнего прагматизма – с 1-й стороны, провозглашалась готовность к мирному сосуществованию, сотрудничеству с несоветскими государствами в области экономики, с другой – оказывалась всяческая помощь коминтерновским государствам, призванным «двигать вперед мировую пролетарскую революцию». Ленин полагал, что правительства зарубежных стран в стремлении завоевать советский рынок откроют кредиты для России для поддержки коммунистической партии, снабжая Россию недостающими материалами и техникой, восстановят военную промышленность. Но руководители капиталистических стран не доверяли политики Ленина, они настраивали российскую белую эмиграцию на военные авантюры против неё. Большие надежды при этом возлагались на возможное внутреннее перерождение правящего режима. Наиболее действенным побудительным мотивом к налаживанию «добрососедских» отношений была потребность в дешевом сырье, которым в избытке располагала наша страна. Проводниками советской внешней политики стали наркоматы иностранных дел и внешней торговли, иностранных отдел ГПУ, а также Исполком Коминтерна. Успехи политики во многом были связаны с деятельностью Чичерина. С марта 1918 г до июля 1930 г он возглавлял НКИД, действовавший в силу разделения функций с другими ведомствами не «революционными», а только дипломатическими методами. Заключив к 1921 г мирные переговоры с Эстонией, Литой, Латвией и Финляндией, Советское государство положило начало длительному процессу своего дипломатического признания. 26 фев. 1921 г был подписан договор между Советской Россией и Ираном, по которому эта страна освобождалась от долгов царской России. Ирану передавались все русские концессии, шоссейные дороги, ж/д и телеграфные линии, построенные Россией на его территории. Советская республика получала право вводить туда свои войска в случае попыток других стран использовать иранскую территорию для нападения на РСФСР или её союзные государства. 28 фев. 1921 г Советская Россия заключила договор о дружбе с Афганистаном, 1-й из всех государств признав его суверенитет. 14 марта 1921 г в Роге был подписан мирный договор с Польшей – обе стороны обязывались установить дипломатические отношения друг с другом, признавали независимость Украины и Белоруссии. Однако при поддержке Антанты Польша добилась от Советской Украины и Советской Белоруссии присоединения их западных областей. Советско-Польская граница устанавливалась значительно восточнее «линии Керзона», которая в 1919 г предлагалась Верховным военным советом Антанты в качестве восточной границы Польши. Стороны обязывались предоставить русским, белорусам, украинцам в Польше и полякам в РСФСР и УССР права, обеспечивающие свободное развитие их культуры, языка, выполнение религиозных обрядов. 5 нояб. 1921 г были установлены дружественные отношения с Монголией, в которой в июле этого года победила народная революция. Нормализации отношений Советской России с зарубежьем способствовали торговые договоры, заключенные в 1921 г с Германией, Италией, Норвегией, Австрией. 16 марта 1921 г было подписано советско-английское соглашение, предусматривающие установление торговых связей между 2-мя странами; при этом стороны обязывались не предпринимать враждебных актов по отношению друг к другу. Это означало, что Британия фактически признала Советскую республику. В окт. 1921 г Советское правительство выразило готовность вести переговоры со странами Антанты об уплате довоенных долгов царского и Временного правительств при условии дипломатического признания Советской России, предоставления ей кредитов и возмещения ущерба, причиненного интервенцией. 6 янв. 1922 г конференция (Генуэзская) стран Антанты по экономическим и финансовым вопросам с участием всех европейских стран, включая Советскую Россию. Предлагалась программа широкого сотрудничества между капиталистическими и социалистическими государствами в экономической, политической, культурной областях; невмешательства во внутренние дела; признания признаков ненападения; полного равноправия и взаимной выгоды; разрешения всех конфликтов мирным путем. Советская делегация внесла также предложения о всеобщем сокращении вооружений. Литвинов заявил, что Россия, при условии получения кредита для восстановления хозяйства в размере 3,2 млрд золотых рублей и отказа стран Антанты от требований военных долгов, готова снять контрпретензии за ущерб, причиненных интервенцией, признать довоенные долги и реально компенсировать тех бывших иностранных собственников в России, которые не получат удовлетворения в форме концессий и участия в смешанных предприятиях. Условия, выставленные советской стороной, вновь оказались неприемлимыми для западных держав и конференция не принесла ощутимых результатов. Крупным успехом советской дипломатии в борьбе за установление мирных отношений с западными странами стал договор, заключенный в Рапалло во время Генуэзской конференции, между РСФСР и Германией – странами, находившимися после 1-й мировой войны в тяжелейшем экономическом положении в международной изоляции. Он предусматривал немедленное восстановление в полном объеме дипломатических отношений; урегулирование всех спорных отношений между 2-мя странами путем взаимного отказа от претензий; развитие торговых, хозяйственных и правовых связей на основе принципа наибольшего благоприятствия. 20 нояб. 1922 г по инициативе Великобритании, Франции и Италии была созвана конференция в Лозанне, для подготовки мирного договора с Турцией и установления режима Черноморских проливов. Стремясь поставить Россию в унизительное положение, представители Великобритании и Франции навязали участникам конференции конвенцию, допускающую свободный проход в Черное море не только торговых, но и военных судов любой страны мира, что создавало угрозу безопасности России и других причерноморских государств. СССР не ратифицировал конвенцию о режиме проливов. На всем протяжении Лозаннской конференции предпринимались попытки устранить советскую делегацию от участия в её работе, нагнеталась антисоветская истерия. В этих условиях 10 мая был убит полномочный делегат РСФСР Воровской и ранены еще 2 сотрудника советской делегации. Этот конфликт был урегулирован только в 1927 г после «всемерного осуждения» теракта правительством Швейцарии. Весной 1923 г обострились отношения СССР и Британии. Английское правительство в ультимативной форме требовало: отказаться от антибританской пропаганды и отозвать советских полпредов из Ирана и Афганистана; выплатить компенсации в связи с арестом и расстрелом английских шпионов в 1920 г, а также незаконным якобы задержанием английских траулеров, занимавшихся ловлей рыбы в советских территориальных водах. Английские эскадры намеревались войти в Черное, Белое и Балтийские моря. Нотой от 11 мая Советское правительство решительно отвергнутое измышления британских консерваторов. В июне 1923 г обе стороны заявили об исчерпанности конфликта. А после прихода к власти в Британии лейбористов в янв. 1924 г правительство Макдональда уже 1 фев. признало СССР, а 8 авг. подписало с ним общий и торговый договоры. После публикации «письма Зиновьева», новое правительство Британии отказалось от ратификации англо-советского договора. Попытку восстановить дипломатические и экономические отношения с СССР в дек. 1923 г предпринимала Франция. Условием выставлялась выплата довоенных долгов России. Советское правительство сочло эти требования неприемлимыми. Признание Францией правительства СССР произошло в окт. 1924 г, после прихода к власти правительства «левого блока». К концу 1924 г дипломатические отношения с СССР установили Италия, Норвегия, Швеция, Дания, Австрия, Венгрия, Мексика, Китай. В 1925-27 гг были налажены отношения с Японией; укреплены взаимовыгодные связи с Турцией, Афганистаном, Ираном. Из великих держав только США не хотели признавать СССР, несмотря на то, что ряд американских фирм вел торговлю с ним. В 1923 г осложнились отношения СССР с Германией. В авг. под влиянием обострившейся внутренней обстановки и угрозы всеобщей забастовки ушел в отставку правительственный кабинет во главе с В. Куно. Новое правительство Штрезмана, стремясь ликвидировать кризис в стране, взяло курс на отказ от «восточное ориентации» на Москву, начав искать пути сотрудничества с Францией. СССР начало подготовку революционного переворота в Германии. В окт. 1923 г для непосредственного руководства восстанием утверждается «Четверка»: Радек, Пятаков, Шмидт, Уншлихт. В Берлине к ним присоединяется член Политбюро ЦК, полпред РСФСР в Германии Крестинский. По распоряжению Троцкого некоторые части КА начали выдвигаться к западным границам СССР, чтобы по 1-му приказу двинуться на помощь германскому пролетариату. Вооруженное восстание начали рабочие и портовики Гамбурга под руководством Компартии Германии 22 окт. 1923 г. Однако оно не было поддержано в других землях и уже через 2 дня жестоко подавлено армией и полицией. 23 нояб. последовал официальный запрет деятельности КПГ. Германии предоставлялся международный заем на суму 200 млн. долларов для скорейшего восстановления в стране тяжелой индустрии. Расчет был на то, что для уплаты репараций Германии потребуются новые рынки сбыта, которые она найдет в СССР, подрывая тем самым его индустриализацию. В то же время Германия не хотела отказываться от выгод сотрудничества с СССР на основе Рапалльского договора. Учитывая это, Советский Союз добился ослабления антисоветской направленности Локарнских договоров, подписав 24 апр. 1926 г договор с Германией о ненападении и нейтралитете сроком на 5 лет. Эти договоренности создавали основу для развития экономических и военных связей, помогавших Германии обойти решения Версальской и Вашингтонской конференций, запрещавший ей иметь современную технически хорошо оснащенную армию. Германия получила согласие создавать на советской территории центры военно-учебной подготовки кадров и производство новейшего оружия. Германия предоставила Советскому Союзу кредит в 300 млн марок, что компенсировало трудности тайного военного сотрудничества 2-х стран. В 1926 г СССР открыто поддержал забастовку английских шахтеров, перечислив в их фонды по линии профсоюзов 16 млн. руб. 23 фев. 1927 г министр иностранных дел Великобритании Чемберлен направил СССР ноту, в резкой форме потребовав прекращения антибританской пропаганды и прямого вмешательства во внутренние дела Англии. 12 мая в Лондоне был произведен обыск помещения советского торгпредства, пользовавшегося дипломатической неприкосновенностью, 27 мая заявлено о расторжении торгового соглашения и разрыве дипломатических отношений с СССР. В Москве была развернута антибританская компания под лозунгом «Наш ответ Чемберлену» с признаками всеобщего военного психоза (закупки продовольствия на случай войны и пр.). Антисоветские акции были поддержаны Канадой, также разорвавшей дипломатические отношения с СССР, и белоэмигрантами, которые организовали в июне 1927 г убийство полпреда СССР в Польше Войкова. Однако дальнейшей эскалации напряженности в отношениях между СССР и Великобританией не произошло. Этому способствовала Германия, министр иностранных дел которой заявил, что его страна осудит любую агрессию против Советского Союза и при необоснованных акциях не пропустит войска через свою территорию. Разрывом дипломатических отношений закончилось вмешательство СССР во внутренние дела Китая. В марте 1926 г Чан Кайши разоружил воинские части, которыми командовали офицеры-коммунисты; арестовал их сторонников в Гоминдане; в фев. 1937 г подавил восстание в Шанхае, а в дек. Расправился с восставшими в Кантоне и обрушил террор на коммунистов. Гоминьдановское правительство Китая приостановило дипломатические отношения с Советским Союзом и закрыло все советские дипломатические представительства, за исключением Маньчжурии и Восточного Туркестана. «Двойная бухгалтерия» СССР во внешней политике стала причиной неприятия предложенного советской делегацией проекта конвенции «О немедленном полном и всеобщем разоружении», который рассматривался подготовительной комиссией Лиги Наций в марте 1928 г. Он предполагал обширную и явно невыполнимую программу: в течение года распустить все вооруженные силы; уничтожить имевшееся оружие; ликвидировать военно-морской флот и военную авиацию, крепости, морские и сухопутные базы, военные заводы; издать законы, отменяющие военную службу. В целом, в 20-е гг Советскому правительству удалось значительно укрепить международное положение СССР, обеспечить мирные условия для восстановления его экономики. В то же время громадные средства безрассудно, невзирая на нищенское существование основной массы страны, бросались в очаги всевозможных восстаний, национально-освободительных движений, на содержание разнообразных революционных организаций и экстремистского подполья по всему свету.
21. Необходимость модернизации советского общества. Поиски модели развития страны во 2-й пол. 1920-х гг.
Модернизация – процесс превращения аграрного традиционного общества в индустриальное. Мод-ция в СССР включала в себя 3 политики: индустриализацию, коллективизацию и культурную революцию. Период реализации 2-х первых пятилетних планов в истории СССР с 1 окт. 1928 г до к. 1937 гг был временем осуществления уникального в мировой истории опыта построения социализма в «отдельно взятой стране». За эти годы в условиях рыночных отношений, завершилось восстановление н/х, страна в основном восполнила экономический урон, понесенный в ходе революции и ГВ. В хозяйственной жизни на ряду с государственными участвовали капиталистические предприятия, кооперативы. К окт. 1928 г н/х СССР по ряду показателей уже существенно превосходило наиболее высокий в дореволюционной истории уровень 1913 г. К н. 1-й пятилетки стали просматриваться контуры конкретного плана индустриализации страны. ВСНХ во главе с членом Политбюро Куйбышевым определял её как ускоренное в течение целого ряда лет развитие социалистический промышленности, прежде всего производства продукции машиностроения, энергетики, химии, металлургии, при обеспечении ежегодного прироста на 19-29%, с тем, чтобы промышленность стала главной отраслью н/х. Промышленный рынок должен был превратить ввозящую машины и оборудование страну в производящую их. СССР вынужден был создавать военную промышленность, не рассчитывая на импорт стратегически важных товаров из капиталистических стран. Основные средства для создания индустрии должна дать социалистически перестраиваемая деревня. Репрессии в это время представлялись необходимыми мерами. Опора на экономические рычаги в изыскании средств для индустриализации предполагала использование существовавших в условиях нэпа разных форм собственности, товарно-денежных отношений, предприимчивости в ведении с/х и легкой промышленности ради накопления в этих отраслях средств, которые можно использовать для создания тяжелой промышленности. Это был 1-й путь (продолжение нэпа) – Бухарин, Рыков, Томский и др. 2-й путь – Сталин и его сторонники, имел целью концентрацию всего хозяйства в руках государства, использование внешнеэкономических, командно-административных методов мобилизации имеющихся в стране ресурсов для индустриализации. Это означало свертывание нэпа; изъятие ресурсов из с/х и легкой промышленности; использование их для ускоренного создания тяжелой промышленности, которая в свою очередь могла послужить основой для перевооружения и ускоренного развития для всех других отраслей н/х. Победа Сталина и его сторонников над «правым уклоном» в партии открывала путь безудержному форсированию индустриализации и коллективизации. Несмотря на принятый закон о пятилетнем плане, Сталин уже через несколько недель добился увеличения его показателей. Вскоре после этого в стране началось своеобразное движение за то, кто «больше пообещает» в деле досрочного выполнения пятилетки. 14 авг. 1929 г Президиум ВСНХ принял решение об увеличении во 2-м году пятилетки прироста валовой продукции крупной промышленности не на 21, в на 28%. 27 окт. 1929 г было опубликовано обращение рабочих к трудящимся Советского Союза с призывом начать борьбу за выполнение пятилетки за 4 года. В нояб. 1929 г Центральным комитетом была установка местным партийным и советским органам развернуть сплошную коллективизацию не только селений и округов, но и областей. Для оказания помощи в организации колхозов было решено направить в деревню не менее 25 тыс. передовых рабочих. Сталин принимает решение ликвидировать класс кулачества как необходимое условие развития колхозов и совхозов. «Большим скачком» в развитии, новой «революцией сверху» предполагалось разом покончить со всеми социально-экономическими проблемами, коренным образом сломать и перестроить сложившийся хозяйственный уклон и народно-хозяйственные пропорции. Революционное нетерпение, энтузиазм масс, настроение штурмовщины, в определенной мере цинично эксплуатировались высшими руководителями страны. Причины модернизации: 1) необходимость повышения обороноспособности страны; 2) необходимость ликвидации технико-экономической отсталости.