Информация и материя: понятие и соотношение.

Экзамену «Информационное право»

Материя – объективная реальность, существ-ая вне и независимо от человеческого сознания и отражаемая им. Признаки: 1. Субстанциональсность – материя охватывает бесконечн.множ-во реально сущест-их объектов и систем мира. 2. Всеобщность – сущ-ет в бессчислен.множ-ве конкр.норм, объектов и сис-м. 3.абсолютность – не сотворима и не уничтожаема. Инфо выступает ср-вом организации и R любой формы материи, т.о.всякая материя информационна. Инфо реализуется только через объекты материи, т.о.всякая материя материальна. Материя и инфо двуединая основа сущ-его мира.
2. Информация и основные теории развития человека, информация и знание.

До конца 1940 гг.под инфо понималось: свед., передаваемые людьми уст, письм.и другим способом. С сер.20 в.под инфо понималось – обмен свед-ми м/у людьми: -мера опред-сти переданная сообщ; -опред.порция порядка; -вероятность выбора; свед.о лицах, объектах, явлениях, предметах. По опред.ЮНЭСКО инфо – универсальн.субстанция, пронизывающая все сферы, служащие проводником знаний, инструментом общения, сотруднич., а также утвержд.стереотипов поведения и мышления. Знания – инфо, упорядоченная, опред.способом полученная, оформленная, имеющ.соц.значение и признаваемая в качестве знания опред.соц.Sами и общества в целом. Виды знаний по ур-ню функц-ия: 1) обыденное и специализированное; 2) личные, професс, практич.знания. Юнг создал сис-му псих.типов поведения: 1.чувственный тип; 2.интуитивный; 3.мыслящий; 4.осязательный. Всю инфо делил на внутр.и внеш.При изучении взаимоотн-ии чел.и инфо, определяющим считал наследственность (внутр.инфо чел) и внеш.среда (внеш.инфо).
3. Понятие и основные признаки информации. Классификация информации.

ФЗ «Об инфо» под инфо понимаются –свед.,сообщения или данные независимо от формы их представления. Информатика – наука, к-ая изучает закон-сти отбора, получения, передачи, хранения инфо в различных областях. Признаки инфо: 1.материальность – инфо отражает всё многообразие матер.вида; 2.системность; 3.неисчерпаемость – возм-сть неогранич.исп-ия инфо, неогранич.кол-вом пользователей одновременно и в разн.местах; 4.обособляемость – опред.набор свед-ий, явл-ся самост.инфо-ым объектом, к-ый м/т введен в оборот; 5.уязвимость или разрушаемость инфо. Классификация инфо: 1.по степени организованности: -документированная, -иная. 2.по виду носителя: -бумажн.носители, видео, звуковая, электр, комп-ые (жесткие диски). 3.по функц-му назначению: научная, управленческая, массовая, экон, професс.и т.д. 4.в зависимости от порядка предоставления/распр-ия инфо: инфо свободно распростр-ая; инфо предоставл.по соглашению лиц, участ-их в отнош; инф, к-ая в соотв.с ФЗ-вом подлежит предоставлению и распрстран.; инфо, распр-ие к-ой в РФ ограничивается/запрещается. 5.по условиям распр-ия и оборота: платная, бесплатная. 6. С прав.т.зрения: правовая – инфо, к-ая созд.в рез-те правотворч.,правоприменит.и правоохранит.деят-ти: *офиц.прав.инфо – исходит от полномоч.гос.органов, напр.на регул0ие о/о, имеет юр.значение; *неофиц.прав.инфо – материалы и свед.о закон-ве и практике его применения; не влечет прав.последствий; * инфо индив-ноправ хар-ра – исходит от различных Sов права, не имеющих властных полномочий: граждане, организации.
4. Признаки, принципы, модели и условия построения информационного общества.

1.инфо как источник получения знаний; 2.инфо как ср-во организации сис-м; 3.как источник для принятия решений; 4.как источник информирования о происх.событиях и явлениях;5.как объект интелл.собст-сти. Инфо общество – теоретич.концепция R цивилизации, в к-ой инфо и знания умножаются в едином инфо-ом пространстве. Признаки инфо общества: 1) инфо-ие техн.рынка, наряду с традиц.рынками; 2) инфо и инфо-ые услуги – явл-ся источником новых раб.мест; 3) широкое распр-ие надежных и относительно недорогих ПК; 4) наличие высокой прав.культуры общества; 5) формир-ие единого мирового инфо пространства; 6)повышение требований к обесп.инфо без-сти. Условия построения (поддержания) инфо: 1.сдвиг в сторону выс.технологий и конкур. – способ произ-ва; 2.инфо-ая прозрачность для общества и граждан всех гос.структур; 3.разумная централизация хоз.упр-ия, сохр.пр-пов федерализма и независимость СМИ; 4.повышение инфо-ой и комп.грамотности населения.
5. Понятие и основные признаки единого информационного пространства в России.

Единое инфо простр-во – сов-сть инфо ресурсов, позволяющая на основе единых пр-пов обеспечивать безоп.инфо, взаимодействие гос-ва, орган-ций и граждан, а также иакс.полное удовл-ие их инфо потребностей при сохран.баланса интересов на вхождение в мировое инфо пространство и обеспеч.инфо суверенитета. Объекты: 1.инфо ресурсы: массивы док-тов, базы данных, архивы, библиотеки. 2.инфо инфраструктура – сов-сть инфо сис-м. Цели формир-ия и R Ед.простр-ва в России: 1.обеспеч.прав гражданна инфо; 2.созд.и поддерж.инфо потенциала, необх-го для R общества; 3.обеспеч.опер.доступа к инфо ресурсам; 4.повыш.контроля со стороны гражд.и общ.организ.за деят-тью о.г.в.и о.м.с.у.; 5.построение инфо общества РФ и вхождение его в мировое инфо общество.
6. Понятие и предмет информационного права.

Понятие и предмет ИП. ИП – отрасль РП, регул-ая отн-ия в областях формир-ия и исп-ия инфо ресурсов, технологий, организ-ии упр-ия процессами и инфо-зации и обеспечения инфо без-сти граждан, гос-ва и общ-ва в целом в целях удовл-ия их инфо потребностей и обеспеч.процессов R общ-ва. Предмет ИП – о/о, связ-ые с прав.регулированием оборота инфо, форимр-ием и исп-ем инфо ресурсов, созданием и исп-ием инфо сис-м, обеспеч-их процессы инфо-зации, а также обеспечения инфо без-сти всех уч-ков отн.в данной сфере.
7. Методы информационного права.

Широко применяются как диспозит, так и императивное правоприменение. Присущи императ.методы. Спец.методы: м-д установления: н-р, уст-ие прав.положения,статуса; 2. Предписания: н-р, обяз-ое лицензирование опр.видов деят-ти в инфо сфере; 3. Запрета: н-р, на отказ получения иинфо, распростр-ия вред.инфо; 4. Соглашения сторон: н-р, в гражд.отн: при заключ.дог-ра об инфо услуге; в публич.отн: об обмене инфо ресурсами м/у о.м.с; м/ународного хар-ра: м/у прав-вом и органами власти разных гос-в. 5. Принуждения (наказания) – в правохранит.деят-ти в обл.инфо отн. В тесной взаимосвязи с ГП, АП→хар-ны эти методы.
8. Понятие и система информационного права.

Сис-ма права - упорядоченное по критерию единства предмета и метода прав.рег-ия множ-ва норм, к-ые формир-ся в процессе всестороннего рег-ия о/о. Инст-т ИП – совок-сть норм, обеспеч-ая достаточн.полноту и согласованность регул-ия наиболее устойчивых однородных отн.в сис-ме права. Общая часть ИП 6 1. Предмет и метод ИП. 2. Источники ИП. 3. Право на поиск получения и исп-ия инфо. 4. Инст-т инфо без-сти. 5. Инст-т виртуальной среды Internet. Особенная часть: инст-т интеллект-ой собств-сти. 2. Создание и распростр-ие мас.инфо. 3. Инст-т ГТ, коммерч, служ, проф.тайны. 4. Инст-т персональных данных.
9. Место информационного права в системе права.

Отрасль молодая, отпочковавшаяся от АП. Точки зрения расходятся. Как инст-т АП. Сис-ма права как совок-сть всех отраслей права по своей внутр.структуре включ.3 блока отраслей: 1) базовые отрасли права: КП, УП, АП, ГП. 2) спец.отрасли, ориентированные на опр.область отн: н-р, труд, фин, зем.право. 3) комплексные отрасли права, к-ые ориентированы на рег-ие отн-ий в опр-ых предметных обл-тях деят-ти: н-р, предпр.П, торговое П, и в частности ИП. Узкоспециалиированные отрасли права, к-ые появл-ся в рез-те вычленения их предмета из базовых отраслей при сохр-ии метода своей отрасли. Н-р, АП →фин.право, тамож.право, ИП. Т.о.ИП – комплекс.отрасль публичного права, входящее в семейство АП; зак-во этой отрасли привлекает и активно исп-ет нормы КП, АП, ГП, УП.
10. Информационное право как наука и учебная дисциплина.

ИП как наука – отрасль юр.науки, изуч-ая о/о в инфо сфере, их закономерности и отражения в закон-ве в правоохранит.и правопримент.практике, в общ.правосознании и состянии закон-сти в инфо сфере. Как уч.дисциплина – дисциплина, преподаваемая в спец.и ВУЗах. В 10.02 г. МинОбразнауки приняло реш.о включ.ИП в структуру спец.прав.наук.
11. История развития российского законодательства в информационной сфере.

3 этапа R закон-ва: 1. Советский период: хар-но зараждение. Конституция Совет.периода – носили номинальный, нежели регулированный хар-ер. 2. Постсовет-кий период до 95, 98 гг. Констит.93 г. –право пользования. ФЗ 95 г. Об инфо. ФЗ о СМИ. Харак-но более насыщенное инфо закон-во, спец.акты. 3. Совр.этап с 2000 г.по наст.время. ФЗ 2006 г.О защите инфо; Доктрина 2000 г.; ФЗ 2010 г.с 01.09.12. о защите детей от инфо, причин.вред зд.и R № 236-ФЗ.
12. Источники информационного права.

Это внеш.формы выражения инфо-прав.норм. 1) м/ународ.НПА: всеобщая декларация прав ч. 1946 г.на свободу мысли, выражения, распр-ия инфо. Европейская конвенци о защите инфо 50 г. – своб.получения, распр-ия инфо без вмешат-ва со стороны гос.органов. 2. Конст.РФ. 3. Кодексы РФ: 3.1.ч.4.ГК; 3.2.КоАП; 3.3. УК гл.28 комп.преступления; 3.4. ФЗ об инфо, инфо техн-х, защите инфо № 149-ФЗ от 27.07.2006. 4. Подзаконные акты: доктрины об инфо без-сти 2000, утвержд.Пр-том. 5. Суд.практика влияет на применение норм для рег-ия отн.
13. Понятие принципов отрасли информационного права.

Это положение, содерж-ее руководящие идеи и отражающие R прав.рег-ия инфо правотн-ий. Пр-пы: 1) общенаучные; 2) конституц.пр-пы организации общ-ва и гос.сис-мы; 3) общие пр-пы прав.рег-ия; 4) спец.пр-пы прав.рег-ия в инфо сфере. Общенаучные пр-пы: находят отражение в доктриальных исследованиях инфо сферы и реализ-ся в методологии исследов-их процессов. Системный подход к выявлению и рег-ию отн.: н-р, пр-п исторического подхода. Констит-ые пр-пы: 2.1.суверенность – наличие сис-мы Рос.закон-ва, к-ое выстраивается и действует на основе собст.Конст., с учетом м/ународ.практики и норм. 2.2.пр-п демократизма, выраженв порядке организ-ции порядка гос.власти на основе разделения на закон, испол.и суд. 2.3.пр-п федерализма, проявл-ся в прав.равноправии Sов РФ к гос-ву РФ, построение вертикали власти. 2.4. пр-п законности. 2.5. пр-п социальности гос-ва и права – отражает гуманит.природу этих инст-тов (гос.и прав-во) их неразрывную связь с обществом.
14. Общие принципы правового регулирования в информационном праве.

1.Пр-п федерализма в R инфо закон-ва: большая доля общесист-ых проблем относительно к фед.закон-ву, однако в соотв-ии со ст.73 Конст.РФ кажд. Sтфедерации имеет право на R закон-ва своего региона. 2. Пр-п социальности – закрепление и устан-ие прав.норм макс.способств-их R назревших задач общ-ва. 3. Пр-п соблюдения юр.техники: R этого пр-па породило целое спец.направление как логистика. Поскольку в структуре инфо ресурсов закон-вом представлено как важнейший вид инфо, то вполне правомерно сосредоточить осн.проблемы юр.техники в курсе ИП.
15. Специальные принципы правового регулирования в информационном праве.

В ФЗ об инфо, инфо техн.и защите инфо. 1. Свобода поиска, получения, передачи, произв-ва и распр-ия инфо любым законным способом. 2. Установление ограничений доступа к инфо только ФЗми: н-р, проф.тайна, ГТ. 3. Пр-п открытости инфо о деят-ти гос.органов и о.м.с.у и своб.доступ к такой инфо, кроме случаев, установл-ых ФЗ: н-р, сайт Ирк.обл, газеты: проекты бюджета. 4. Равноправия языков народов РФ при созд. Инфо сис-м и их эксплуатации. 5. Обеспечения без-сти РФ при созд.инфо сис-м, их эксплуатации и защите, содерж-ся в них инфо. 6. Достоверность инфо и своевемен-сть ее предосталвения: н-р, кажд.гражд.м/т обратиться в органы за инфо. 7. Неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, распр-ия, хранения, исп-ия инфо о частной жизни лица без согласия. За исключ.случаев, предусм-ых ФЗ: н-р, соц.сайты «одноклассники», «вконтакте». 8.недопустимость установления НПА каких-либо преимуществ применения оинх инфо техн-ий перед др., если только обязательность применения опр.инфо техн-ии для созд, эксплуатации гос.инфо сис-м, не установл.ФЗ.
16. Понятие, содержание и структура информационного правоотношения.

Инфо правоотн. – это о/о, стороны к-го выступают в качестве носителей взаимных прав и обяз-стей, устан-ых и гарантир-ых инфо прав.нормы. Элементы: 1. Sы: производители, обладалтели и потребители инфо ресурсов и услуг; 2. Объекты: докум-ая инфо, инфо продукты и услуги исключит.права, инфо технологии; 3. Содержание: права и обяз-сти Sов инфо правоотн-ия.
17. Классификация информационных правоотношений.

1.По возникновению (ФЗ об инфо): 1.1.возникн.при осущ-ии права на поиск, получение, передачу, произв-во и распр-ие инфо; 1.2.возник.при применении инфо технологий; 1.3.возник.при обеспечении защиты инфо. 2: 2.1.регулятивные – отн-ия, связ-ые с дозволенной деят-тью по поиску, получ, передачи, произв-ву и распр-ию инфо: н-р, ст.8.ФЗ об инфо; из правомерных действий лиц, уч-их в процессе доступа инфо. 2.2.охранительные – возник.в связи с нарушен.правоотн-ия, т.е.возник.когда имеет место неправомерные действия: н-р, ст.13 КоАП. 3. По хар-ру: 3.1.материальные – по поводу реализации прав и обз-стей Sов данных отн-ий: н-р, права журналиста ст.47 ФЗ О СМИ; 3.2.процессуальные – по поводу процедуры их возникн., измен, прекращения: н-р, при оформлении гражд.на допуск к инфо особой важности. 4. В зависимости от структуры связи м/у Sами: 4.1.абсолютные – отн., при к-ом управомочащий Sт противостоит неопр.кол-ву пассивно обязанных лиц: н-р, м/у заявителями и неопред.кругом лиц после публикации выдачи патента; 4.2.относительные – управомочающему Sту в качестве обязанных противостоят конкретные лица: м/у работником и работодателем.
18. Виды субъектов информационного права.

1.Граждане (Конст.ст.29, 23, 24). 2. ЮЛ. 3. Гос-во (не как о.г.в.): «и» ст.71 Коснт.РФ; м/ународ.актами: Конвенция об обмене офиц.изданиями и прав.док-ми м/у гос-вами 1958 г. 4. О.г.в. и о.м.с.у. примерно 40 тыс. н-р ст.71 Конст. В сферу: инфо и связь: МинСвязи и массовых коммуникаций РФ; ЦБ РФ. Хар-ка видов: обладатель инфо- лицо, сам-но создавшее инфо, либо получившее на основании з-на или дог-ра право разрешать или ограничивать доступ к инфо, определяемой по к-либо признакам. М/б гражданин, ЮЛ, РФ, Sт РФ, мун.образования. Обладатель вправе: 1) разрешать/ограничивать доступ к инфо, опр-ть порядок и условия такого доступа; 2) исп-ть инфо и распр-ть ее по совему усмотрению; 3) передавать инфо др.лицам по дог-ру или на ином установлюз-ом основании; 4) защищать устан-ми з-ном способами свои права в случае незакон.получения инфо или ее незакон.исп-ия иными лицами; 5) Право осущ-ть иные действия/разрешать осущ-ие таких действий. Обяз-сти: 1) соблюдать права и зак.интересы иных лиц, 2) принимать меры по защите инфо; 3) ограничивать доступ к инфо, если такая обяз-сть установлена ФЗ.
19. Особенности правового статуса субъектов в информационной сфере.

Права и обяз-сти. Виды статуса: 1) общеправовой статус выражен в правоспособности и деесп-сти Sов: н-р, ч.4.ст.29 Конст: доступ к инфо. 2) специально-прав.статус: н-р, при оформлении тр.дог-ра с одной стороны: обяз-сть ФЛ предост-ть док-ты, со 2-ой стороны (работодатель)= достоверность инфо. 3) исключит.прав.статус – реализуется в случаях исключит.права Sта: н-р, публикация своего произв-ия автора на особенных основаниях. Правоспос-ть, деесп-сть. Особенности по малолетним/несоверш.: от 6 до 14 лет – м/т совершать мелкие быт.сделки: получать инфо услуги, выходить в Inet, отв-сть несут родители; от 14 до 18 лет – вправе сам-но, без согласия родителей, распор-сясвоим зароботком, стипендией, осущ-ть права автора в произв-ии, науке, искусстве, иметь электр.карту/распор-ться вкладом в кредит.учреждениях.
20. Основные информационные права и свободы.

1.Всеобщая декларация прав ч 1948г. =право на свободу мысли, на своб.убеждений, на своб.выражение их. 2. Европ.конвенция о защите прав ч и осн.свобод 1959 г.= ст.10 – свобода получен.инфо без к-либо вмешательства со стороны гос.органов. 3. Ст.19 м/ународ.пакта о гражд.и полит.правах 1976 г.=свобода получ, польз, распр-ия инфо относится ко всяким идеям и способам их распр-ия. 4. Конст.РФ след.: 4.1.право на неприкоснов-сть частной жизни, семейн.и личн.тайны; 4.2.право на тайну переписки, тел.переговоров, почтовых, телеграфн. И иных сообщений; 4.3.свобод.мысли; 4.4.своб.слова; 4.5.своб.СМИ; 4.6.право свободно искать, получ, перед, произв-ть, распр-ть инфо любим закн.способом; 4.7.право кажд.на достоверную инфо о состоянии окр.среды.
21. Основания ограничения основных информационных прав и свобод.

Перечень оснований для ограничения: 1) защита основ конст.строя; 2) защита нравственности, здоровья, прав и закон.интересов др.лиц; 3) обеспеч.обороны страны и без-сти гос-ва; 4) обеспеч.общ-го спокойствия в целях предотвращения беспорядков и борьбы с преступностью; 5) предотвращать разглашение конфиденц.инфо; 6) обеспеч.авторитета и беспрепятственности правосудия; 7) условия ЧП (ФЗ о введении ЧП в РФ). Перечень случаев прямого ограничения инфо прав (Конст): 1) исп-ие инфо прав в целях насильственного изменения конст.строя; 2)пропаганда соц.ненависти: н-р, соц, рассового, нац, религиоз. Превосходства, а также насилия и войны; 3) наруш.прав на неприкосн.ччаст.жизни; 4) наруш-ие права на ГТ, служ, проф, коммер, банков.тайну. Сведения, доступ к к-ым не м/б ограничен (ст.8 ФЗ об инфо): 1) НПА, затрагивающие права, свободы и обяз-сти гражд.; 2) инфо о сост.окр.среды; 3) инфо о деят-ти гос.органов и о.м.с.у., а также об исп-ии бюдж.ср-в; 4) инфо, накапливаемая в открытых фондах библиотек; 5) иная инфо, недопустимость огранич.доступа к к-ой устан.ФЗ. Ст.7 ФЗ о ГТ: о привилегиях, соц.гарантиях….
22. Право на доступ к информации.

Право включает в себя право кажд.свободно искать инфо и право получать ее от лиц, обладающих этой инфо на закон-ых основаниях. Осн.пр-пы обеспеч.доступа к инфо: 1. Пр-п презумпции, доступности; 2. Пр-п достоверности и полноты инфо; 3. Своевременности предоставляемой инфо; 4. Соблюдения ограничен.,устан-ых ФЗ; 5.защиты права на доступ к инфо; 6. Ответ-сти за нарушение права на доступ к инфо. Гарантии: 1) гражд. И организ-ии вправе осущ-ть поиск и получение любой иинфо в любых формах и из любых источников. 2) гражд.имеет право на получ.от гос.власти, о.м.с.у. и их д/л инфо, непосредственно затрагивающие его права и свободы. 3) право орган-ции на получение от о.м.с.у. инфо. 4) гос.органы и о.м.с.у. обязаны обеспечить доступ к инфо о своей деят-ти: н-р, с исп-ем Internet, ведение сайта. 5) реш.и действия гос.органов, о.м.с.у., общ.объединений, д/л нарушающие право на доступ к инфо м/б обжалованы в вышестоящий орган, лицу, суд. 6) в случае, если в рез-те неправомерн.отказа в доступе к инфо, несвоеврем-го его предоставления, были причинены убытки, такие убытки подлежат возмещению в соотв-ии с гражд.закон-вом.
23. Защита права на доступ к информации в административном и судебном порядке.

*неюрисдикционный порядок заключается в самозащите своих прав и зак.интересов: н-р 1 т.зр.установка различных кодов, шифров; 2 т.зр.самозащита в самом дог-ре; 3 т.зр.выражение самозащиты в досудеб.порядке. *юрисдикционный порядок: админ-ый, судебный. В адм.порядке защита м/т осущ-ся только в случаях прямо уках-х в з-не ч/з подачу жалобы на д/л в вышестоящ.инстанцию, либо в специально уполном.орган. В суд.порядке защита происходит ч/з подачу иска, заявления в гражд.,адм.,уг. судопр-ве. При рассм-ии иска в гражд.судопр-ве гражд.вправе исп-ть поти все осн.способы гражд.прав, предусм-х ст.12 ГК: треб-ть признание права, треб-ть прекращ.действий, наруш-х право или созд-х угрозу их наруш.; признание недействит-х актов гос.органа или о.м.с.у.; возмещение убытков, компенсация мор.вреда или иные способы. К осн.адм.правонаруш.м/о отнести правонарш.предусм.след.ст.КоАПа: ст.5.39 отв-сть за отказ в предост-ии гражд.инфо; ст.8.5. отв-сть за сокрытие/искажение экол.инфо; ст.13.7. нарушение правил распр-ия обяз-х сообщений. Осн.наказанием явл.штраф. Протокол адм.правонаруш., сост.д/л ОВД, налог., тамож., прокур. В уг.судопр-ве: гл.28 ст.140 за отказ в предоставл.гражд.инфо; ст.238 – за сокрытие инфо об обст-вах, созд.опасность для жизни и зд.людей.
24. Электронно-цифровая подпись как институт информационного права.

Рег-ся ФЗ №63 об элекр.подписи от 6.04.11 г. Рег-ет отнош.в обл.исп-ия электр.подписей при соверш.гражд-о прав.сделок, оказания гос.и муницип.услуг, испол-ие гос.и муниц.функций, а также при соверш.иных юр.значимых действий. Эл.подпись – инфо в эл.форме, к-ая присоединена к др.инфо в эл.форме (подписываемой инфо) или иным образом связана с такой инфо и к-ая исп-ия для опред-ия лица, подписывающего инфо. Пр-пы исп-ия эл.подписи: 1.право уч-ков эл.взаимодействия исп-ть эл.подпись любого вида по своему усм-ию; 2.возм-сть исп-ия уч-ками эл.взаимод-ия по своему усмотрению любой инфо технологии и техн.ср-в; 3.пр-п недопустимости признания эл.подписи и подписанного ею эл.док-та не имеющей юр.силы только на основании того, что такая эл.подпись создана не собственноручно. О.И.В. – МинСвязи и массовых коммуникаций РФ.
25. Правовой режим документированной информации.

Информационные ресурсы являются объектами отношений физических, юридических лиц, государства, составляют информационные ресурсы России и защищаются законом наряду с другими ресурсами.

Правовой режим информационных ресурсовопределяется нормами, устанавливающими:

• порядок документирования информации;

• право собственности на отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах;

• категорию информации по уровню доступа к ней;

• порядок правовой защиты информации.

Документирование информации – обязательное условие включения информации в информационные ресурсы. Документирование информации осуществляется в порядке, устанавливаемом органами государственной власти, ответственными за организацию делопроизводства, стандартизацию документов и их массивов, безопасность рФ.

Документ, полученный из автоматизированной информационной системы, приобретает юридическую силу после его подписания должностным лицом в порядке, установленном законодательством РФ.

Юридическая сила документа, хранимого, обрабатываемого и передаваемого с помощью автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем, может подтверждаться электронной цифровой подписью.

Юридическая сила электронной цифровой подписи признается при наличии в автоматизированной информационной системе программно-технических средств, обеспечивающих идентификацию подписи, и соблюдении режима их использования.

Право удостоверять идентичность электронной цифровой подписи осуществляется на основании лицензии. Порядок выдачи лицензий определяется законодательством РФ.

Граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения обязаны представлять документированную информацию органам и организациям, ответственным за формирование и использование государственных информационных ресурсов. Перечни представляемой в обязательном порядке документированной информации и перечни органов и организаций, ответственных за сбор и обработку федеральных информационных ресурсов, утверждает Правительство РФ.

Порядок и условия обязательного представления документированной информации доводятся до сведения граждан и организаций.

Перечень представляемой в обязательном порядке документированной информации прилагается к уставу каждого юридического лица (положению о нем).

Необеспечение регистрационными органами регистрируемых юридических лиц перечнем представляемых в обязательном порядке документов с адресами их представления не является основанием для отказа в регистрации. Должностные лица регистрационных органов, виновные в необеспечении регистрируемых юридических лиц перечнями представляемых в обязательном порядке документов с адресами их представления, привлекаются к дисциплинарной ответственности вплоть до снятия с должности.

Документы, принадлежащие физическим и юридическим лицам, могут включаться по желанию собственника в состав государственных информационных ресурсов по правилам, установленным для включения документов в соответствующие информационные системы.

Государственные информационные ресурсы РФ открыты и общедоступны. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа.