Второй вывод: потребность человека, требующая познания мира, является результатом стремления к покою, к гармонии.

Если говорить о взаимоотношениях людей, основанных на их взаимопонимании, то становится ясно, почему, имея твердую логическую убежденность в истинности какого-либо факта или теории, люди изменяют этой убежденности под воздействием эмоционально заряженного оратора, эмоциональной телепередачи или газетной публикации. Все дело в том, что, эмоции для человека ( как самообучающейся информационной системы) предназначались его Создателем в качестве критериев истинности данного момента времени («больно - не больно», «опасно- не опасно». «страшно – радостно», «справедливо – несправедливо», «честно – бесчестно» и т.п.). Человек при освоении, усвоении знаний в первую очередь ориентируется на сопровождающее это знание эмоции.

Эмоции, являясь критерием истинности в процессе познания (речь идет о модели СР-сетей), могут быть присущи только человеку как самообучающейся информационной системе; любым другим системам они не нужны.

Третий вывод. Самой самообучающейся системе эмоции, как способ внешнего проявления усвоенного знания, необходимы только тогда, когда можно учиться на чужом примере, на примере подобных же систем.

Промежуточные выводы.Необходимыми условиями возникновения и существования эмоций у системы «человек» являются: 1) способность к самообучению; 2) способность к взаимодействию с себе подобными; 3) способность к обучению на чужих примерах.

Прогнозирование и безопасность.Жизнь любой самообучающейся системы (коллективного существа) — это поиск соответствия ею своего внутреннего состояния и входной обучающей выборке, новым знаниям. Каким? Главным для любой системы является цель выживания системы. Впитыванием знаний о Мире и самом себе человек разумный решает, прежде всего, задачи предсказания(прогнозирования) и реализует соответствующие способы защиты.

Кратко говоря, любая самообучающаяся природная система, это в первую очередь система защиты, в которой каждый орган кроме какого-то своего индивидуально-функционального предназначения обязательно выполняет защитные функции, то ли решая задачи предсказания (голова), то ли реализуя способы защиты: перемещения в пространстве (ноги), перемещения во времени генетической информации (половые органы), нападения (руки), брони (кожа, мышцы) и т.п..

Поэтому так интересна для исследователя информационной безопасности тема поиска в настоящем теней будущего. Понятно, что чем лучше решаются задачи предсказания, тем дольше живет система и тем менее сил надо тратить на поддержание в актуальном состоянии способов защиты. Отсюда следует, что в Природе хотя бы только из необходимости защиты вытекает потребность такой системы в интеллекте.

Человек (как информационная самообучающаяся система) не стремился только к тому, чтобы быть умным. Он, прежде всего, стремился к тому, чтобы успевать отвечать на внешние и внутренние угрозы, чтобы остаться живым. Он обязан различать реальные и потенциальные угрозы (запугивание, обещание причинить вред, зло как возможная угроза или реальная – прямая опасность для жизни, здоровья, существования вообще).

И именно отсюда появляется и развивается и потребность быть умным в самом широком понимании этого слова, т.к. неудовлетворение этой потребности приводит такую систему к гибели. И выживают не те, кому не только эта потребность передана генетически, а те, которые реализуют эту потребность и могут на основе получения соответствующих знаний, умений давать оценки угрозам, анализировать-синтезировать и прогнозировать развитие событий с целью выживания (физического и душевного; как уникальная система, а не деградирующий результат чужого информационного воздействия) и развития (душевного, духовного, материального).