Финансовый контроль, его место в управлении финансами

Понятие, цели, Контроль является одной из основных функций процесса управ-

задачи и принципы ления, осуществляемого на любом уровне, и представляет собой финансового контроля систему наблюдения и проверки соответствия деятельности управляемого объекта принятым управленческим решениям.

Контроль осуществляется в различных сферах деятельности общества. В связи с этим выделяют следующие виды контроля: экономический, статистический, финансовый, экологический, технический, административный и другие виды контроля.

Финансовый контроль необходим в любом обществе, основанном на товарно-денеж- ных отношениях. В странах с рыночной экономикой роль финансового контроля особенно велика, так как результативность деятельности органов власти и управления, субъектов хозяйствования во многом зависит от создания эффективной системы управления, в том числе и контроля.

В качестве объекта финансового контроля выступают процессы формирования, рас-пределения и использования финансовых ресурсов органами государственной власти и местного самоуправления, субъектами хозяйствования, характеризующиеся системой различных стоимостных показателей (например, выручка от реализации, себестоимость, налоги и др.).

Финансовый контроль — это совокупность действий и операций, осуществляемых специально уполномоченными органами по проверке деятельности всех субъектов финансовых отношений в процессе формирования и использования финансовых ресурсов с целью своевременного получения полной и достоверной информации о реализации принятых управленческих решений.

Содержание финансового контроля раскрывается прежде всего через его цель, задачи и принципы.

Цель финансового контроля заключается в своевременном получении полной и достоверной информации о ходе реализации управленческих решений и выявлении отклонений и нарушений в процессе управления финансами для принятия адекватных управленческих решений на макро- и микроуровне.

Цель финансового контроля реализуется путем решения определенных задач. Основными задачами финансового контроля являются:

•обеспечение устойчивости финансовой системы и соблюдения финансовых интересов всех субъектов финансовой системы;

•создание условий для роста финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы, а также законного, целесообразного и эффективного их использования;

•обеспечение результативности финансовой политики государства;

•выполнение субъектами хозяйствования своих финансовых обязательств, в том числе перед органами государственной власти и органами местного самоуправления;

•обеспечение прозрачности (транспарантной) финансовых потоков, в первую очередь в бюджетной сфере;

Требования к транспорентности, например в бюджетно-налоговой сфере, регламентированы в указаниях Международного валютного фонда (МВФ) и отражены в Руководстве по обеспечению прозрачности в бюджетно-налоговой сфере. Прозрачность в бюджетно-налоговой сфере предполагает доступ к полной информации о деятельности органов государственной власти и управления, обеспечивает их подотчетность, что в свою очередь способствует повышению доверия общества к органам государственной власти и управления, создает более благоприятные условия для развития международного сотрудничества.

•усиление ответственности всех субъектов финансовых отношений за соблюдение установленных норм права в процессе формирования, распределения и использования финансовых ресурсов;

•предупреждение и пресечение правонарушений в финансовой сфере;

•формирование антикоррупционной среды и обеспечение финансовой безопасности. Финансовый контроль организуется и проводится на основе определенных основополагающих правил или принципов.

Основополагающие принципы финансового контроля, которые были положены в основу построения системы прежде всего государственного финансового контроля в Российской Федерации, были приняты IX Конгрессом Международной организацией высших контрольных органов (ИНТОСАИ) в 1977 г. в городе Лиме (Перу) и нашли свое отражение в Лимской Декларации руководящих принципов контроля.

Международная организация ИНТОСАИ основана в 1953 г., объединяет национальные высшие органы финансового контроля. Счетная палата России является членом ИНТОСАИ с 1995 г,1 Этические требования, предъявляемые к высшим контрольным органам и их сотрудникам, изложены в Этическом кодексе ИНТОСАИ для аудиторов в государственном секторе.

К основным принципам финансового контроля относятся следующие принципы: законность, независимость, объективность, гласность, ответственность, разграничение функций и полномочий, системность.

Принцип законности предусматривает: наличие правовой базы, обеспечивающей проведение контроля в соответствии с его целями и задачами; осуществление субъектами контроля своих функций в строгом соответствии с установленными нормами права; обязательное выполнение решений, принятых органами контроля по его результатам. Независимость органов финансового контроля (организационная, функциональная, финансовая) гарантируется действующим законодательством и обеспечивается процедурами избрания (назначения) и освобождения от должности должностных лиц контрольных органов, их юридической защищенностью и уровнем материального обеспечения. Принцип объективности предполагает отсутствие предвзятости и не-вмешательство в оперативную деятельность субъекта хозяйствования (контроля); обоснованность выводов, сделанных по результатам контрольных мероприятий (выводы должны быть подтверждены документально на основании качественной информации). Принцип гласности предполагает: соблюдение установленных норм и правил, касающихся государственной и коммерческой тайны; использование материалов (документов) в строгом соответствии с установленными требованиями в части ограничения доступа к информации. Кроме того, принцип гласности предполагает общедоступность результатов финансового контроля, т.е. опубликование или передачу в установленном законом порядке информации о деятельности органа финансового контроля средствам массовой информации. Принцип ответственности предполагает: добросовестное отношение сотрудников органов финансового контроля к своим должностным обязанностям, соблюдение установленных процедур и принятых стандартов контроля, понимание своей ответственности за ненадлежащее выполнение своих обязанностей и др. Принцип разграничения функций и полномочий предполагает отсутствие дублирования в деятельности органов финансового контроля. Принцип системности означает: единство правовой базы, установление периодичности в проведении тех или иных контрольных мероприятий^ четкое разграничение функций органов финансового контроля, определение направлений их взаимодействия.

Финансовый контроль можно рассматривать как совокупность взаимосвязанных элементов, взаимодействующих друг с другом и образующих единство (целостность) в процессе достижения целей контроля, т.е. как систему.

В системе финансового контроля выделяют основные и вспомогательные элементы (рис. 9.5).

Рис. 9.5. Элементы системы финансового контроля

 

В качестве основных элементов системы финансового контроля выступают: теоретическая база; субъекты контроля; нормативная база и методическое обеспечение; информационное обеспечение, система коммуникаций. К вспомогательным элементам финансового контроля (инфраструктуре) относят такие элементы, как финансовое, материально-техническое, кадровое обеспечение контроля и т.п.

Теоретическая база включает в себя: определение понятий; цели, задачи и принципы контроля; существующие подходы к классификации форм и методов контроля и др.

В качестве субъектов финансового контроля выступают специально уполномоченные органы (государственные контрольные органы; структурные подразделения, созданные в органах государственной власти и местного самоуправления, субъектах хозяйствования; негосударственные специализированные организации), осуществляющие свою деятельность в соответствии с установленными нормами права.

Информационное обеспечение включает в себя: статистическую, планово-экономическую, учетную, отчетную, справочную информацию; системы баз данных; унифицированные и специальные системы документооборота.

Большое значение для осуществления финансового контроля приобретает «качество информации», т.е. ее достоверность, своевременность, полнота и необходимость. Основным источником информации для осуществления финансового контроля являются данные бухгалтерского учета и отчетности.

Между финансовым контролем й бухгалтерским учетом существует определенная взаимосвязь. Бухгалтерский учёт обладает контрольной функцией, так кап в процессе ведения бухгалтерского учета осуществляется контроль за хозяйственными операциями. Однако отождествлять понятия «бухгалтерский учет» и «финансовый контроль» не следует, так как сам бухгалтерский учет является объектом финансового контроля. (Одна: из задач бухгалтерского учета — предоставление информации внешним и внутренним пользователям бухгалтерской отчетности, в том числе и для осуществления контроля.

Нормативная база и методическое обеспечение — это система нормативных правовых актов, стандарты, методики, контрольные процедуры.

Нормативная база и методическое обеспечение финансового контроля включают в себя:

•нормативные правовые акты, включающие законы и подзаконные акты, в том числе указы, распоряжения, постановления, принимаемые во исполнение законов;

•стандарты (нормативные технические документы, утверждаемые компетентным органом и устанавливающие комплекс норм, правил по отношению к предмету стандартизации);

•кодексы профессиональной этики;

•методические документы (содержат конкретные вопросы организации финансового контроля, разъясняют конкретные способы и приемы практического осуществления тех или иных процедур контроля).

Система коммуникаций — это обмен информацией с учетом установленных правил ранжирования к ее доступу; процедуры взаимодействия между органами; механизм взаимодействия с правоохранительными органами, гражданами, государственными и негосударственными организациями.

В процессе контроля субъекты контроля (государственные контрольные органы; структурные подразделения, созданные в органах государственной власти и местного самоуправления, субъекты хозяйствования; негосударственные специализированные организации) осуществляют определенные действия или операции. Установленный порядок осуществления контрольных действий и операций образует процедуры контроля. Последовательность процедур финансового контроля в совокупности с используемыми методами (способами) осуществления контрольных действий и операций образуют механизм финансового контроля.

Как правило, процесс финансового контроля включает в себя следующие основные этапы: планирование, проведение контроля, систематизацию результатов и составление отчётности, реализацию результатов.

Планирование контроля предполагает определение объекта, целей, задач, форм и методов контроля. По завершении этапа планирования составляется план и программа проведения контрольного мероприятия.

Проведение контроля позволяет получить оперативную информацию 0 состоянии объекта контроля. В ходе контроля осуществляется сопоставление результатов текущей деятельности объекта контроля с принятыми плановыми показателями.

Реализация результатов контроля предусматривает своевременное доведение результатов контроля до всех заинтересованных лиц, выработку и проведение мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков.

Осуществление финансового контроля предполагает наличие ответственности органов государственной власти и местного самоуправления, субъектов хозяйствования, а также органов, осуществляющих финансовый контроль, и их должностных лиц.

При нарушении установленных норм права возникают такие виды ответственности, как административная, уголовная и гражданско-правовая. Кроме того, должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления несут ответственность, предусмотренную законодательством о государственной и муниципальной службе.

Виды финансового Для определения видов финансового контроля исходят, как пра- контроля вило, из таких признаков классификации, как субъект и объект контроля.

Исходя из субъектов, осуществляющих финансовый контроль, традиционно выделяют государственный и негосударственный финансовый контроль (рис. 9.6).

Государственный финансовый контроль — это совокупность действий и операций, осуществляемых органами государственной власти и местного самоуправления, а также специально созданными ими органами по проверке деятельности всех субъектов финансовых отношений с целью обеспечения законности, целесообразности и эффективности формирования, распоряжения и использования государственных средств.

Рис. 9.6. Виды финансового контроля

 

 

 

Государственный финансовый контроль охватывает не только государственный сектор экономики, он распространяется на субъекты хозяйствования всех форм собственности, главным образом путем проверки соблюдения ими налогового законодательства, выполнения государственных и муниципальных заказов, целевого использования субсидий, субвенций, бюджетных кредитов и бюджетных ассигнований, а также целесообразности предоставления и законности использования налоговых льгот. Следовательно, объектом контроля выступают все денежные отношения, складывающиеся в процессе деятельности субъектов хозяйствования, связанные с формированием и использованием финансовых ресурсов государства.

 

 


Можно выделить следующие виды государственного финансового контроля:

•по отношению к ветвям государственной власти: контроль, осуществляемый законодательными (представительными) органами государственной власти, как непосредственно самими этими органами (парламентский контроль), так и через специально созданные ими органы независимого контроля; контроль, осуществляемый президентом; контроль, осуществляемый органами исполнительной власти;

•по отношению к уровню государственной власти выделяют: федеральные органы государственного финансового контроля и региональные органы государственного финансового контроля. К федеральным органам относятся: в России,- Счетная палата, федеральные службы, находящиеся в ведении Минфина России, в Германии — Федеральная счетная палата; во Франции — Счетная палата Франции. К региональным органам можно отнести контрольно-счетные органы субъектов РФ, органы налогового, таможенного контроля и др.; в ФРГ — счетные палаты федеральных земель; во Франции — региональные счетные палаты;

•по характеру компетенции выделяют органы: общей компетенции, которые осуществляют контроль в отношении достаточно широкого круга вопросов (например, Счетная палата, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и др.); отраслевой компетенции (Федеральная таможенная служба); межотраслевой компетенции (Федеральная налоговая служба).

Государственный финансовый контроль включает в себя общегосударственный и ве-домственный (внутриведомственный) контроль.

Общегосударственный финансовый контроль проводится президентом, органами за-конодательной (представительной) и исполнительной власти. Главной целью общегосу-дарственного контроля является обеспечение законных интересов государства и общества в процессе мобилизации и расходования государственных средств.

Ведомственный (внутриведомственный) контроль осуществляется структурными под-разделениями министерств, федеральных служб за деятельностью подотчетных им территориальных органов и учреждений.

Негосударственный финансовый контроль включает: аудиторский контроль, внутрихо-зяйственный и общественный контроль.

В зависимости от объекта контроля выделяют такие виды финансового контроля, как бюджетный, налоговый, таможенный, валютный, кредитный (банковский) контроль, контроль за деятельностью государственных внебюджетных фондов и другие виды.

Значение бюджетного контроля в широком смысле состоит в том, что он позволяет реализовать целостную финансовую политику государства, выявлять отклонения в ходе бюджетного процесса, предупреждать вероятность возникновения негативных тенденций в бюджетно-финансовой сфере, способствует защите финансовых интересов государства. Значение контроля также раскрывается через его функции, среди которых можно выделить такие функции, как обеспечение целостности системы управления государственными и муниципальными финансами, защитная функция, информативная и превентивная функция.

Налоговый контроль в Российской Федерации возложен на органы налогового контроля, которые возглавляет Федеральная налоговая служба (ФНС России). ФНС России осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей; несет ответственность за выработку и проведение налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты бюджетной системы РФ в полном объеме налогов и других обязательных платежей.

Реализация полномочий и исполнение обязанностей в части налогового контроля осу-ществляется налоговыми органами при взаимодействии в том числе с органами таможенного контроля.

Таможенный контроль в Российской Федерации осуществляется Федеральной таможенной службой, руководство деятельностью которой осуществляется Правительством Российской Федерации. Федеральная таможенная служба наделена специальными полномочиями в установленной сфере деятельности, в их число входит порядок контроля таможенной стоимости товаров совместно с Министерством финансов Российской Федерации.

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется органами валютного контроля, которыми являются Банк России и Правительство Российской Федерации, а также федеральные органы исполнительной власти, например Минфинн России. Валютный контроль включает следующие основные направления: определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений; проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем рынке Российской Федерации; проверка обоснованности платежей в иностранной валюте; проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ.

Формы и методы Совокупность контрольных действий (процедур), осуществляе-

финансового контроля мых субъектами финансового контроля, может быть выражена в той или иной форме, зависящей от целого ряда факторов (например, времени и места проведения контроля, периодичности проведения контрольных мероприятий).

Таблица 9.2

Основные формы финансового контроля

С учетом этих факторов можно выделить следующие формы финансового контроля (табл. 9,2).

В зависимости от времени проведения выделяют предварительный, текущий и последующий контроль.

Предварительный контроль — контроль, осуществляемый до совершения финансово-хозяйственных операций, например в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам. Он имеет большое значение для предупреждения нарушений финансового законодательства.

Текущий (оперативный) контроль проводится в процессе совершения финансово-хо-зяйственных операций. Например, при рассмотрении отдельных вопросов исполнения бюджетов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами, при проверке органами казначейства платежных документов на осуществление кассовых расходов бюджета. Текущий контроль позволяет получить необходимую оперативную информацию, характеризующую состояние объекта контроля, внести необходимые коррективы в случае выявления отклонений.

Последующий контроль осуществляется по итогам завершения финансово-хозяйственных операций. Он отличается более глубоким изучением объекта контроля. Последующий контроль, например, осуществляется в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов; аудиторской проверки, осуществляемой по результатам финансово- хозяйственной деятельности юридического лица за очередной финансовый год.

Исходными документами документального контроля являются: первичные документы, свидетельствующие о завершенных финансово-хозяйственных операциях; регистры бухгалтерского учета; бухгалтерская (финансовая) отчетность; другие документы. Документальный контроль не всегда позволяет проверить правильность совершения многих операций, произвести проверку наличия денежных средств, материальных ценностей. В этом случае проводятся фактические проверки.

Фактический контроль обеспечивает проверку и оценку итогов выполнения государственных программ; положения дел в той или иной организации, содержания ее работы; состояния материальных ценностей и денежных средств; результатов выполненных работ и оказанных услуг.

Как правило, оба вида контроля дополняют друг друга и изолированно не осуществляются.

Исходя из направления воздействия субъекта контроля на объект, выделяют внешний и внутренний финансовый контроль.

Под внешним контролем по отношению к органам государственной власти понимают контроль, осуществляемый независимыми в своей деятельности от органов государственной власти, специально созданными контрольными органами. В Российской Федерации внешний контроль осуществляют Счетная палата, контрольно-счетные органы субъектов и органов местного самоуправления.

Понятие «внутренний контроль» используется для определения:

•внутреннего контроля в системе органов исполнительной власти по отношению к контролю, осуществляемому органами контроля, созданными законодательными (представительными) органами власти;

•внутриведомственного (ведомственного) контроля;

•внутрихозяйственного контроля, т.е. контроля внутри организации, учреждения.

Согласно положениям ст. 270.1 БК РФ органы исполнительной власти вправе создавать подразделения внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля). Указанные подразделения должны осуществлять разработку и контроль соблюдения внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, а также подготовку и осуществление мер, направленных на повышение результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств.

Понятия «внутренний контроль» и «внутренний аудит», встречающиеся в научной литературе и ряде нормативных актов, не следует отождествлять, так как эти понятия различны. Внутренним контролем понимается контроль, осуществляемый вышестоящими органами, должностными лицами за нижестоящими, подведомственными структурами, т.е. внутренний контроль является иерархическим. Внутренний аудит представляет собой деятельность, направленную на повышение эффективности внутреннего контроля качества составляемой отчетности и предоставление рекомендаций по повышению эффективности и результативности деятельности, например государственного и муниципального учреждения.

При проведении финансового контроля используют определенные методы, к которым традиционно относят проверку, ревизию, надзор, другие методы.

Проверка — это единичное контрольное действие или система контрольных действий в отношении определенных финансово-хозяйственных операций субъектов хозяйствования.

В зависимости от места проведения, например, проверки делятся на камеральные А выездные.

Камеральные проверни отчетности и документов производятся без выезда в организацию. Данные результатов камеральной проверки могут быть использованы при проведении проверок иных видов.

Выездные проверни проводятся по месту нахождения проверяемого объекта.

Ревизия — система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности, целесообразности и эффективности совершенных в проверяемом периоде финансово-хозяйственных операций, а также законности и правильности действий должностных лиц.

Ревизия является важной формой экономического и финансового контроля. Целью ревизии является проверка обоснованности и целесообразности действий должностных лиц субъекта хозяйствования с помощью характерных для ревизии методов.

В случаях установленных хищений и злоупотреблений прибегают, как правило, к сплошной ревизии, которая проводится по всем документам и регистрам бухгалтерского учета, в которых отражена финансово-хозяйственная деятельность. Сплошная ревизия может также применяться и по отдельным однородным операциям (кассовые операции, операции по банковским счетам, расчетам с поставщиками и заказчиками и т.д.). Сплошные ревизии всей финансово-хозяйственной деятельности из-за большой трудоемкости проводятся сравнительно редко.

Надзор представляет собой систему периодических контрольных действий по наблюдению за установленными в той или иной сфере деятельности условиями ее осуществления (например, надзор осуществляется за деятельностью субъектов хозяйствования с целью соблюдения ими условий лицензирования).

Методы контроля подразделяют на приемы или отдельные контрольные действия, к которым, например, относятся: экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности проверяемого объекта, арифметическая проверка, прием взаимного контроля, проверка регистров бухгалтерского учета и другие приемы.

ГосударственныйОбщегосударственный финансовый контроль включает в себя

(общегосударствен- контроль, осуществляемый президентом; законодательными ный) финансовый органами власти, как непосредственно (парламентский кон-

контроль троль), так и через специально созданные органы (контрольно

счетные органы); контроль исполнительными органами власти.

Президентский контроль в Российской Федерации осуществляется Контрольным управлением, которое контролирует ход реализации ежегодных Посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию и других программных документов главы государства, выполняет другие задачи.

Парламентский контроль включает в себя обсуждение основных направлений политики правительства, в том числе в области финансов; рассмотрение и утверждение бюджета, отчета о его выполнении; контрольную деятельность.

Например, в Индии — это парламентские комитеты (государственной отчетности, бюджетных предложений, по делам государственных предприятий).

В США такими органами, например, являются Бюджетное управление конгресса (БУК) и Главное контрольно-финансовое управление (ГКФУ). Основное назначение БУК снабжать Конгресс, в том числе бюджетные комитеты, информацией по финансово-экономическим вопросам, анализировать исполнение финансовых программ. Ключевой функцией ГКФУ, как главного органа, контролирующего исполнение бюджета, является осуществление контроля за правительственными

расходами. Этот орган пользуется определенной независимостью от обеих ветвей власти. В ряде стран (Австрия, Германия, Испания, Франция, др.) в качестве независимого органа государственного финансового контроля выступают Счетные палаты.

Источник: Агапцов С. А. Государственный финансовый контроль и бюджетная политика Российского государства. М.: Финансовый контроль, 2004. С. 105.

В России парламентский контроль (через деятельность различных комитетов и комиссий) осуществляет Совет Федерации и Государственная Дума.

Организация государственного финансового контроля в Российской Федерации на фе-деральном уровне представлена на рис. 9.7.

Контроль, осуществляемый Президентом РФ Контроль законодательных органов власти Контроль исполнительных органов власти

Рис. 9.7. Организация государственного финансового контроля в Российской Федерации на федеральном уровне

Органами внешнего государственного финансового контроля в России является Счетная палата Российской Федерации и контрольно-сметные органы субъектов РФ.

В большинстве стран параллельно с органами парламентского контроля действуют также правительственные контрольно-ревизионные органы. В США таким органом является административно-бюджетное управление при Президенте, инспекторские службы в федеральных ведомствах, президентский совет по борьбе с финансовыми злоупотреблениями в правительственных учреждениях. В Финляндии — это ревизионное управление государственного хозяйства, которое входит в Министерство финансов. И таким органам относятся — служба Генерального инспектора и ревизора в Индии, ведомство Генерального контролера в Канаде и т.д.

Основной задачей Счетной палаты как высшего органа внешнего государственного аудита (контроля) является организация и осуществление контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов; оценка эффективности предоставления налоговых льгот, преимуществ; другие задачи.

На уровне субъектов РФ финансовый контроль осуществляют контрольно-счетные органы. Например, в Москве таким контрольным органом является образованная Московской городской Думой Контрольно-счетная палата Москвы. 

Финансовый контроль в системе исполнительных органов власти в Российской Федерации осуществляют федеральные службы, деятельность которых контролирует Минфин России, а также Федеральная служба по финансовому мониторингу, которая Минфин России не является органом, осуществляющим финансовый контроль. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» оно осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб (Рос- финнадзора, Федерального казначейства, ФНС); оно также осуществляет контроль за исполнением ФТС правовых актов, касающихся вопросов исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

Особым статусом обладает Банк России, который осуществляет в основном надзорные функции за деятельностью кредитных организаций.

Росфиннадзор в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 № 278 «Об утверждении положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора» осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора проводит ревизии и проверки правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности; осуществляет надзор за исполнением законодательства РФ в части организации финансово-бюджетного контроля и надзора, осуществляет другие полномочия.

Федеральное казначейство осуществляет предварительный и текущий контроль за исполнением федерального бюджета, в том числе через свои территориальные органы.

Задачей предварительного контроля является предупреждение нецелевого и незаконного расходования бюджетных средств. Текущий казначейский контроль проводится в процессе исполнения бюджета и предусматривает проведение анализа оперативной информации об использовании бюджетных средств, данных текущей отчетности об исполнении бюджета.

Основными функциями Росфинмониторинга являются: контроль и надзор за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; сбор, обработка, анализ и проверка информации об операциях (сделках) с денежными средствами и иным имуществом, подлежащим контролю; выявление признаков операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем. Кроме того, Росфин мониторинг осуществляет надзорные функции, в соответствии с международными договорами Российской Федерации взаимодействует с компетентными органами иностранных государств.

Ведомственный(Внутренний (внутриведомственный) контроль занимает важ- триведомственный) ную часть в проведении государственного финансового контро- финансовый контроль является важнейшим элементом контроля в системе ор-

ганов исполнительной власти и осуществляется органами исполнительной власти для внутреннего управления, а также для управления подведомственными им органами и учреждениями.

Порядок организации и основные направления развития системы внутреннего контроля и аудита в Федеральном казначействе изложены в Концепции развития внутреннего контроля и аудита в Федеральном казначействе в 2006—2011 гг., утвержденной решениями Коллегии Федерального казначейства от 23.12.2005 № 1/1 и от 27.04.2009 № 16/1.

Под системой внутреннего контроля и аудита в целях настоящей Концепции понима-ется совокупность организационной структуры и правил ее функционирования при осу-ществлении контроля за соблюдением установленного порядка осуществления деятельности и состоянием системы внутреннего контроля.

Целями системы внутреннего контроля и аудита в Федеральном казначействе являются:

•обеспечение соблюдения нормативных правовых актов;

•повышение эффективности деятельности;

•повышение качества осуществляемых государственных функций.

В соответствии с Положением об организации внутреннего аудита в Банке России под внутренним аудитом понимается контроль, осуществляемый путем проведения:

•регулярных документальных ревизий финансово-хозяйственной деятельности отдельно взятых подразделений и учреждений Банка России, имеющих самостоятельный бухгалтерский баланс;

•целевых аудиторских проверок организации выполнения Банком России отдельных функций или операций;

•проверок выполнения подразделениями Банка России и его учреждениями законодательных и других нормативных актов, регулирующих их деятельность.

В Банке России создана Служба главного аудитора. Важнейшей задачей данной службы является оказание помощи руководству Банка России в обеспечении выполнения его функций путем независимой оценки информации о финансовом состоянии Банка России в целом и по его отдельным учреждениям, анализа эффективности организации выполнения отдельных операций и функций Банка России, участие в оценке достоверности публикуемой им отчетности.

Внутренний аудит в Банке России обеспечивается службой главного аудитора Банка России, состоящей из департамента внутреннего аудита и ревизий Банка России и ревизионных отделов (управлений, секторов) территориальных учреждений Банка России.

Система внутреннего контроля тесно связана с системой управления рисками. Наиболее развитой нормативной базой в сфере внутреннего контроля и управления рисками а сегодняшний день обладает банковская система России.

Аудиторский контроль Аудиторский контроль в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 М8 307-ФЭ «Об аудиторской деятельности», который определяет правовые основы ее регулирования, а также в соответствии с иными нормативными правовыми актами.

Аудиторская деятельность в Российской Федерации осуществляется также на основании федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, внутренних правил (стандартов), которые действуют в профессиональных аудиторских объединениях и аудиторских организациях (используются аудиторами, осуществляющими свою деятельность без образования юридического лица). Правила (стандарты) способствуют повышению качества проводимых аудиторских проверок, обеспечивают сопоставимость деятельности аудиторских фирм (аудиторов).

Аудиторский контроль (аудиторская деятельность) представляет собой деятельность, осуществляемую аудиторскими организациями и аудиторами по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета действующему законодательству. Под достоверностью понимают степень точности данных отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильнее выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении субъектов хозяйствования и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством. Официальным итоговым документом, в котором отражаются результаты проведенного аудита, является аудиторское заключение.

В соответствии с характером и целями проведения выделяют: обязательный и инициативный аудит.

Обязательный аудит проводится в случаях, если:

•организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества; организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой организаций, обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом;

•если объем выручки организации превышает 50 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года превышает 20 млн руб.;

•в иных случаях,, установленных федеральными законами.

Целью инициативного аудита является получение информации о финансовом положении организации, состоянии ее взаимоотношений с контрагентами, налоговыми органами и т.п., которая необходима исполнительному органу или участникам (собственникам) организации для принятия управленческих решений.

Федеральным законом об аудиторской деятельности предусмотрено государственное регулирование аудиторской деятельности уполномоченным федеральным органом.

В целях обеспечения общественных интересов в ходе осуществления аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе создается совет по аудиторской деятельности.

Источник: приказ Министерства финансов Российской Федерации от 03.06.2002 № 47н «О Совете по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации».

В целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности предусмотрено создание саморегулируемых некоммерческих организаций (СРО) аудиторов. Уполномоченный федеральный орган осуществляет ведение реестра саморегулируемых организаций аудиторов и осуществляет государственный контроль (надзор) за их деятельностью в форме плановых и внеплановых проверок.

В своей деятельности, реализуя информационную, социально-психологическую и управленческую функции, СРО должны обеспечивать систематизацию профессионального опыта, способствовать упорядочению различных требований и интересов.

В международной и российской практике термин «аудит» («аудиторская деятельность») применяется более широко.

Аудит отчетности предполагает проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности, а аудит соответствия — проверку совершенных финансово-хозяйственных операций установленным нормативным актам.

Аудит эффективности проводится, как правило, в отношении государственных средств и представляет собой проверку деятельности органов государственной власти G целью определения эффективности использования государственных средств, полученных для выполнения возложенных на них функций. Аудит эффективности государственных средств направлен на анализ результативности и экономности использования государственных средств, оценку возможных резервов их роста и обоснованности расходования.

Внутрихозяйственный Внутрихозяйственный контроль это внутренний контроль, финансовый контроль осуществляемый специальными подразделениями, предусмо-тренными управленческой структурой субъекта хозяйствования, а также внутренними ревизорами и ревизионными службами.

Как правило, решение о создании органа (или назначении должностного лица), который будет осуществлять внутрихозяйственный (внутренний) контроль, принимается руководством субъекта хозяйствования и не носит обязательного с точки зрения законодательного регулирования характера. Однако в ряде случаев действующим законодательством РФ предусмотрена обязательная организация внутреннего контроля. Так, в соответствии с Федеральным законом от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» кредитная организация обязана организовывать внутренний контроль, обеспечивающий надлежащий уровень надежности, соответствующий характеру и масштабам проводимых операций. 

Процедуру проведения проверни организации внутреннего контроля в кредитной организации разъясняют Методические рекомендации по проведению проверки организации внутреннего контроля в кредитных организациях.

Источник: Приложение к письму Банка России от 24.03.2005 № 47-Г «О Методических рекомендациях по проведению проверки и оценки организации внутреннего контроля в кредитных организациях».

Федеральным законом об акционерных обществах определено, что для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общим собранием акционеров в соответствии с уставом акционерного общества избирается ревизионная комиссия (ревизор) общества. По инициативе ревизионной комиссии (ревизора) может осуществляться проверка (ревизия) его финансово-хозяйственной деятельности по итогам за год.

Общественный Под общественным контролем понимают: в широком смыс-

финансовый контроль ле — контроль, осуществляемый непосредственно гражданами, а также общественными организациями и объединениями, т.е. без участия специальных государственных контрольных органов. Как правило, общественный контроль осуществляется на безвозмездной основе.

В Российской Федерации общественный контроль осуществляется в различных сферах (обязательного медицинского страхования, в пенсионной и налоговой сферах); предусмотрено усиление роли общественного контроля в борьбе с коррупцией.

Так, в соответствии с Федеральным законом от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» обеспечение общественного контроля является одним из основных принципов осуществления обязательного медицинского страхования.

Для обеспечения общественного контроля за формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений предусмотрено создание Общественного совета по инвестированию средств пенсионных накоплений.

Федеральный закон о негосударственных пенсионных фондах; Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»; Указ Президента Российской Федерации от 23.07.2003 № 827 *06 общественном совете по инвестированию средств пенсионных накоплений»

Важным шагом в развитии общественного контроля в Российской Федерации явилось создание в декабре 2003 г. Общероссийской общественной организации «Российский союз налогоплательщиков». Российский союз налогоплательщиков (РСН) считает своей главной задачей не только формирование в обществе налоговой культуры и правильного отношения к налогам. По мнению РСН, налогоплательщики должны следить за тем, насколько законно и эффективно расходуются бюджетные средства, формируемые за счет налоговых поступлений.

Общественный контроль играет важную роль в борьбе с коррупцией. Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЭ «О противодействии коррупции» предусмотрено развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства

Российской Федерации о противодействии коррупции. Указом Президента от 13.04.2010 № 460 «О национальной стратегии борьбы с коррупцией и Национальном плане противодействия коррупции на 2010—2011 гг.» предусмотрено усиление общественного контроля за использованием бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Следует отметить, что финансовый контроль, объектом Которого являются финансовые отношения, складывающиеся в различных сферах и звеньях финансовой системы, могут осуществлять как органы государственного, так и негосударственного финансового контроля в соответствии с установленной сферой деятельности. Так, финансовый контроль в системе пенсионного обеспечения в Российской Федерации осуществляют Счетная палата, Федеральная служба по финансовым рынкам, Пенсионный фонд Российской Федерации (в отношении страхователей и пенсионеров), Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Общественный совет по инвестированию средств пенсионных накоплений, негосударственные пенсионные фонды (по отношению к управляющим компаниям), аудиторские фирмы, органы внутреннего контроля в пределах своей компетенции.

Контрольные вопросы и задания

1.Что понимается под управлением финансами?

2.Каковы объективные предпосылки управления финансами?,

3.Каковы объекты и субъекты управления финансами на макро- и микроуровне?

4.Охарактеризуйте функциональные элементы управления финансами.

5.Дайте определение финансового планирования. Чем финансовое планирование от-личается от финансового прогнозирования?

6.Перечислите и раскройте основные задачи финансового планирования.

7.Дайте определение финансового прогнозирования. В чем заключается значение фи-нансового прогнозирования?

8.Перечислите и охарактеризуйте методы финансового планирования.

9.Какие методы используются в процессе финансового прогнозирования?

10.Какие виды финансовых планов и прогнозов составляются на общегосударственном и территориальном уровнях? Охарактеризуйте назначение этих финансовых планов и прогнозов.

11.Какие виды финансовых планов и прогнозов составляются коммерческими органи-зациями?

12.Назовите финансовые планы, составляемые некоммерческими организациями, охарактеризуйте их особенности.

13.Что такое оперативное управление финансами?

14.Назовите причины, требующие принятия внеплановых решений при оперативном управлении финансами.

15.Назовите оперативные финансовые планы коммерческих организаций.

16.Дайте определение понятия «финансовый контроль». Каковы его цели и задачи?

17.Что входит в понятие «система финансового контроля»?

18.Какие принципы лежат в основе финансового контроля?

19.Что такое «внешний» и «внутренний» финансовый контроль?

20.Какие органы осуществляют государственный финансовый контроль в Российской Федерации?

21.Каково значение внутриведомственного контроля?

22.Что общего и различного между государственным финансовым контролем и ауди-торским контролем?

Тесты для самоконтроля

1.Основой управления финансами выступает:

а)финансовое регулирование;

б)финансовые ресурсы;

в)финансовая политика;

г)финансовый механизм;

д)финансовое право.

2.Функциональными элементами управления финансами являются:

а)органы управления финансами;

б)финансовое планирование;

в)оперативное управление;

г)стратегическое управление;

д)финансовый контроль.

3.Объектами управления финансами являются:

а)разнообразные виды финансовых отношений;

б)финансовый аппарат;

в)финансовое планирование;

г)финансовый контроль;

д)стратегическое управление.

4.Субъектами управления финансами домохозяйства являются:

а)финансовые органы, созданные на макроуровне;

б)члены домохозяйства;

в)руководитель организации-работодателя;

г)финансовые структуры организации-работодателя;

д)участники финансового рынка.

5.Процесс оперативного управления финансами непосредственно связан с:

а)налоговой нагрузкой;

б)финансовым регулированием;

в)финансовым механизмом;

г)финансовым планированием;

д)финансовой стратегией.

6.Финансовое планирование — это:

а)элемент финансовой системы страны;

б)функциональный элемент системы управления финансами;

в)элемент финансового механизма;

г)элемент финансового прогнозирования.

7.Укажите методы финансового планирования:

а)балансовый;

б)экономико-статистический;

в)фондовый;

г)метод коэффициентов;

д)предметно-целевой;

е)нормативный.

8.В форме закона утверждаются следующие финансовые планы:

а)бюджет коммерческой организации;

б)бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;

в)сводная бюджетная роспись;

г)бюджет субъекта РФ;

д)смета доходов и расходов некоммерческой организации.

9.К финансовым прогнозам относят следующие виды финансовых документов:

а)федеральный бюджет;

б)местный бюджет;

в)сводный финансовый баланс РФ;

г)бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации;

д)сводную бюджетную роспись.

10.Финансовый план коммерческой организации составляется в форме:

а)бизнес-плана;

б)бюджета организации;

в)баланса доходов и расходов;

г)сметы доходов и расходов;

д)бухгалтерского баланса.

11.Самостоятельно определяют форму и порядок составления финансовых планов и прогнозов:

а)органы государственной власти;

б)органы местного самоуправления;

в)акционерные общества;

г)казенные учреждения;

д)государственные корпорации.

12.Основой для разработки бюджетов бюджетной системы РФ являются:

а)налоговое законодательство;

б)прогноз социально-экономического развития страны, публично-правовых образований;

в)проекты финансовых планов коммерческих и некоммерческих организаций на соответствующий год;

г)основные направления бюджетной и налоговой политики.

13.Функциональный элемент управления финансами, связанный с исполнением финансовых планов и принятием внеплановых решений,— это:

а)мониторинг;

б)оперативное управление финансами;

в)финансовый контроль.

14.Прогноз кассовых поступлений и кассовых выплат называется:

а)Сводная бюджетная роспись;

б)Кассовый план;

в)Бюджет доходов и расходов.

15.Способность компании обеспечить в полном Объеме и своевременно обязательств в денежной форме называется:

а)капитализация;

б)финансовая устойчивость;

в)ликвидность.

16.Ежедневная оценка ликвидности необходима:

а)коммерческим банкам;

б)торговым организациям;

в)промышленным компаниям.

17.Оперативное управление финансами в сфере государственных и муниципальных финансов осуществляется в процессе:

а)разработки проекта бюджета;

б)исполнения бюджета;

в)составления отчета об исполнении бюджета.

18.Финансовый контроль бывает (исходя из субъекта контроля):

а)государственный;

б)налоговый;

в)аудиторский;

г)внутрихозяйственный;

д)валютный.

19.Финансовый контроль может осуществляться в форме:

а)текущего контроля;

б)ревизии;

в)документального контроля;

г)инвентаризации;

д)последующего контроля.

20.Государственный финансовый контроль в Российской Федерации осуществляют:

а)органы ведомственного финансового контроля;

б)налоговые органы;

в)таможенные органы;

г)аудиторские фирмы;

д)общественные организации.

21.В системе органов исполнительной власти государственный финансовый контроль осуществляют:

а)Минфин России;

б)контрольно-счетные органы;

в)Правительство Российской Федерации;

г)Федеральная налоговая служба;

д)Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

22.Формы финансового контроля (исходя из времени его осуществления) — это:

а)обследование;

б)внешний контроль;

в)предварительный контроль;

г)текущий контроль;

д)тематический контроль.

23.Разработку и утверждение порядка организации контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере осуществляет:

а)Счетная палата;

б)Правительство Российской Федерации;

В) Минфин РОССИИ;

г)Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

24.Контроль за исполнением федерального бюджета осуществляет:

а)Счетная палата;

б)Контрольно-счетная палата Москвы;

в)Федеральная налоговая служба;

г)Минфин России;

д)Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

25.Министерство финансов Российской Федерации:

а)осуществляет экспертизу проекта федерального бюджета;

б)разрабатывает порядок организации контроля в финансово-бюджетной сфере;

в)осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства;

г)утверждает порядок осуществления контроля за исполнением федерального бюджета;

д)осуществляет контроль за деятельностью участников финансового рынка.