Необходимость и содержание управления финансами

Необходимость Экономическое развитие общества представляет собой слож-

управления ный многофакторный процесс, в основе которого заложена эво-

финансами люция производительных сил и производственных отношений,

происходящая, как правило, на основе расширенного воспроизводства. На процесс общественного воспроизводства, с одной стороны, влияет множество факторов: количество и качество материальных, финансовых, трудовых ресурсов, предпринимательские способности субъектов хозяйствования, ускорение научно-технического прогресса, степень развития рыночных отношений и другие факторы. В рыночной экономике процесс воспроизводства осуществляется в условиях конфликтного взаимодействия различных сил природного и общественного характера, которые в совокупности создают o6ективные условия для проявления различного рода непредвиденных событий, нарушающих условия функционирования и развития отраслей экономики, организаций и домохозяйств, что влияет на финансовые и иные показатели их деятельности и обусловливает необходимость регулирования финансовых отношений. В целях поддержания стабильности экономического развития и финансового положения государства, финансовой устойчивости организаций, оптимальных финансовых условий жизнедеятельности домохозяйств используются различные механизмы распределения и перераспределения денежных средств между сферами и звеньями финансовой системы государства, инструменты финансового регулирования отраслей экономики, организаций и социальной сферы.

Для обеспечения стабильности экономического развития, обеспечения бесперебойного воспроизводственного процесса и наиболее полного удовлетворения потребностей экономических субъектов в финансовых ресурсах органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и домохозяйства применяют различные инструменты финансового механизма для воздействия на финансовые отношения, т.е. управляют финансовыми потоками соответственно на макроуровне, в рамках отдельной организации и домохозяйства. При этом под управлением понимается совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения поставленной цели или определенного результата. Очевидно, что цели управления финансами определяются в ходе разработки финансовой политики органов государственной власти и органов местного  самоуправления, стратегических и текущих финансовых решений организаций и домохозяйств, т.е. результат управления заключается в достижении целей и задач финансовой политики на макроуровне и реализации соответствующих финансовых решений на микро- уровне. Поскольку в финансовой сфере объектами управления являются разнообразные виды финансовых отношений и соответствующие им финансовые ресурсы, отсюда управление финансами представляет собой процесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов для реализации функций экономических субъектов, целей и задач их деятельности. Управление финансами осуществляется на основе действующей правовой базы, регулирующей как финансовые отношения на макро- и микроуровнях, так и деятельность специально созданных субъектов управления финансами.

Объекты и субъекты В ходе управления финансами последние выступают как объект управления управления. Рассматривая финансы в таком качестве, следует

финансами учитывать, что они являются объективной экономической кате-

горией, поэтому управлять финансами необходимо через познание, изучение специфических свойств и возможностей этой категории. В то же время без управления финансовыми отношениями и их материальными носителями — финансовыми ресурсами, невозможно эффективно развивать экономику государства. Под субъектами управления финансами в финансовой науке традиционно понимается совокупность организационных структур, непосредственно осуществляющих управление (рис. 9.1).

На макроуровне к таким структурам относятся органы государственной власти, органы местного самоуправления — участники бюджетного процесса и специально созданные органы, осуществляющие управление государственными и муниципальными финансами. В коммерческих и некоммерческих организациях в зависимости от их размера управление финансами осуществляют либо специально созданные финансовые управления, от дела или службы, либо руководитель и главный бухгалтер организации. Структура органов управления финансами организации помимо ее размера (холдинг, среднее, малое предприятие и т.д.) зависит также от вида деятельности (страховая, инвестиционная банковская деятельность и др.). а в ряде случаев и от организационно-правовой формы Подробно правовые основы управления финансами рассмотрены в параграфе (например, бюджетное учреждение, унитарное предприятие). Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется органами управления финансами.

Деятельность органов управления финансами характеризуется многоаспектный и большой сложностью, поскольку объектом управления финансами выступают финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов, составляющие сферы и звенья финансовой системы государства, т.е. каждая сфера и звено финансовой системы являются объектом управления финансами. Однако следует отметить важность рассмотрения процесса управления финансами «не только как управление объектами, но и как совершенствование деятельности организации самих субъектов управления».

Функциональные Содержание процесса управления финансами раскрывается элементы управления в трех его функциональных элементах, к которым относятся фи- финансами нансовое планирование и прогнозирование, оперативное

управление и финансовый контроль.

Финансовое планирование и прогнозирование используются для научного обоснования текущего и перспективного развития экономики, условий финансово-хозяйственной деятельности организаций и предпринимателей, условий жизнедеятельности домохозяйств, изменений в конкретном периоде темпов роста их финансовых ресурсов, а также обеспечивают необходимый предварительный контроль за образованием и использованием финансовых ресурсов на макро- и микроуровнях.

В ходе финансового прогнозирования исследуется возможное состояние финансов в прогнозируемом периоде, обосновываются показатели соответствующих финансовых планов, определяются реально возможный объем мобилизации финансовых ресурсов, источники их формирования и направления использования. Система финансовых прогнозов способствует выработке финансовой концепции развития как страны в целом, так и отдельной организации, поскольку широко используется на макро- и микроуровнях как инструмент научного предвидения, вариантного анализа, получения дополнительной информации при выработке решений. Финансовые прогнозы, составленные на макроуровне, позволяют органам управления финансами наметить разные варианты развития финансовой системы, предвидеть формы и методы реализации финансовой политики. Для организации финансовые прогнозы, как правило, связаны с оценкой и выбором альтернативных вариантов предстоящих расходов и источников доходов на основе анализа основных направлений предполагаемых инвестиций. При финансовом прогнозировании применяются экономические модели, с определенной степенью вероятности описывающие динамику показателей в зависимости от различных факторов, влияющих на финансовые процессы.

На основе показателей финансовых прогнозов осуществляется финансовое планирование с целью научного обоснования движения финансовых ресурсов и изменения соответствующих финансовых отношений на определенный период. Финансовое планирование способствует достижению пропорционального и сбалансированного функционирования и развития как отдельной организации, так и экономики в целом. В ходе планирования организации, органы государственной власти и органы местного самоуправления оценивают свое финансовое состояние, выявляют возможности увеличения объема финансовых ресурсов.

Оперативное управление представляет собой процесс разработки комплекса мер, направленных на достижение максимального эффекта при минимуме затрат на основе анализа текущей финансовой ситуации и соответствующего перераспределения финансовых ресурсов.

Следует отметить, что данный принцип оперативного управления финансами используется не только в рамках организаций, но также и в процессе маневрирования бюджетными средствами в исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы, что определено в ст. 34 БИ РФ.

В статье 34 БК РФ определен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и не- полпенни бюджетов участники бюджетного процесса в раинах установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств

Необходимость такого управления на макро- и микроуровне обусловлена текущими изменениями условий осуществления организациями финансово-хозяйственной деятельности, тенденций развития экономики государства в связи с разнообразными причинами, к которым относятся:

•существование границы возможностей научного предвидения развития финансовой системы, зависящей от уровня развития финансовой науки, методики планирования и прогнозирования, применения экономике-математических методов и прочих факторов;

•субъективные факторы, возникающие в результате неправильных действий работников финансовых органов, органов законодательной и исполнительной власти, имеющих отношение к финансовому планированию и прогнозированию, управлению финансовыми потока ми организации, распределению и использованию финансовых ресурсов на макроуровне;

•непредвиденные обстоятельства (т.е. изменение условий организации финансовых отношений, например изменение порядка осуществления налоговых платежей), возникшие при выполнении финансового плана, нарушающие заданный темп развития или ритм производства как в отдельных организациях, так и в экономике в целом;

•новые научные и технические открытия, не учтенные ранее при прогнозировании экономического развития и способные дестабилизировать финансовую деятельность;

•чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, нарушающие ритм производства и уничтожающие созданные материальные ценности, что обусловливает необходимость использования финансовых резервов или мобилизации дополнительных финансовых ресурсов для устранения их неблагоприятных последствий;

•непредвиденные события, связанные с международными осложнениями, проявлением кризисных явлений в мировой экономике, которые вызывают необходимость увеличения объема государственных расходов и привлечения дополнительных финансовых ресурсов с использованием новых инструментов финансового рынка;

•непредвиденные ситуации, вызванные переходом экономики страны к рыночным условиям хозяйствования, когда трудно прогнозировать некоторые условия, тенденции функционирования экономики из-за определенной стихийности в ее развитии. В период становления рыночной экономики возможность наступления непредвиденных событий в социально-экономической жизни общества особенно возрастает вследствие высокой степени стихийности рынка, основанного на свободной конкуренции. В этих условиях и субъекты хозяйствования, и субъекты власти могут решать определенные задачи общественного развития, только будучи уверенными, что средства производства, предметы труда, население материально защищены от любых случайностей.

Таким образом, в ходе оперативного управления финансами обеспечиваются стабильность экономического развития, устойчивость государственных и муниципальных финансов, финансово-хозяйственной деятельности организаций, решаются задачи обеспечения финансовой поддержки населения, предупреждаются и ликвидируются чрезвычайные ситуации в ходе функционирования экономики, ликвидируются их последствия, осуществляется маневрирование бюджетными средствами с целью выполнения показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы в складывающихся условиях. На уровне организаций при осуществлении оперативного управления финансами отслеживаются входящие и исходящие потоки (объемы) денежных средств, с тем чтобы текущий (операционный) дефицит денежных средств постоянно восполнялся, а их излишек эффективно инвестировался с хорошей доходностью. Оперативное управление финансами организации непосредственно связано с обеспечением ее текущей финансовой устойчивости, а именно платежеспособности и ликвидности баланса.

Финансовый контроль представляет собой особую сферу деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и финансовых служб организаций по сбору и анализу информации о действительном финансовом состоянии управляемого объекта и эффективности принятых управленческих решений. В ходе финансового контроля осуществляется сопоставление текущих и плановых финансовых показателей, проверка адресного и целевого использования финансовых ресурсов, оценивается правомерность действий финансовых работников и руководителей организаций, министерств и иных органов исполнительной власти, непосредственно участвующих в распределении финансовых ресурсов на соответствующем уровне управления, оценивается эффективность использования финансовых ресурсов экономическими субъектами. Таким образом, с переходом к рыночным отношениям изменилась цель финансового контроля — от контроля за выполнением плана в условиях централизованной плановой экономики к контролю за соблюдением законодательства и эффективным распределением финансовых ресурсов. Финансовый контроль осуществляется также в ходе финансового планирования и прогнозирования. когда при составлении финансовых прогнозов и финансовых планов осуществляется оценка финансовых последствий предполагаемых реформ, разрабатываемых программ, законов, инвестиционных проектов, отслеживаются долгосрочные негативные тенденции в развитии экономики, ее отдельных отраслей и организаций с целью своевременного принятия соответствующих мер и предупреждения различного рода нарушений.

Отдельного рассмотрения заслуживает управление финансами в рамках домохозяйства, которое имеет особенности по сравнению с управлением государственными и муниципальными финансами и финансами организаций. Прежде всего в качестве отличительной особенности следует отметить практически отсутствие правовой регламентации процесса управления финансами домохозяйства со стороны государства. Организации, с которыми домохозяйство вступает в финансовые отношения, также не имеют возможности напрямую влиять на этот процесс. Таким образом, домохозяйство самостоятельно управляет своими финансовыми ресурсами и финансовыми отношениями и в выборе оптимального варианта финансового решения часто полагается на жизненный опыт отдельных членов домохозяйства и использует имеющиеся у них профессиональные навыки для решения финансовых вопросов (например, кто-то из членов домохозяйства может иметь экономическое образование или работать в финансовом секторе экономики, что, несомненно, влияет на принятие верного финансового решения в ходе управления собственными, заемными и привлеченными финансовыми ресурсами). Другой отличительной чертой является отсутствие возможности четкого выделения функциональных элементов управления финансами при рассмотрении этого процесса в рамках домохозяйства Данное обстоятельство обусловлено тем, что в ходе управления финансами домохозяйство хотя и использует отдельные инструменты финансового планирования, оперативного управления, финансового контроля, но этот процесс носит «стихийный* характер, т.е. осуществляется по усмотрению индивида (семьи). Основным объектом управления являются финансовые ресурсы домохозяйства (бюджет семьи), а в состав субъектов управления финансами домохозяйства могут входить как специальные органы управления финансами (инспекции ФНС России, отделения ПФР и др.), финансовые посредники (кредитные организации, страховые организации, инвестиционные фонды и др. участники финансового рынка, которым домохозяйство передает в управление временно свободные денежные средства), так и члены домохозяйства. Если в качестве домохозяйства рассматривается семья, то в большинстве случаев кто-то один из членов семьи осуществляет управление финансами домохозяйства, хотя финансовые решения могут приниматься всеми совместно. Совокупность элементов управления финансами домохозяйства представлена на рис. 9.2. 

В ходе управления финансами домохозяйство, как правило, не использует финансовое планирование и прогнозирование в том виде, в котором оно осуществляется на макроуровне и в рамках организаций, т.е. не составляет финансовых планов и прогнозов Одному, принимая финансовые решения, связанные с распределением финансовых ресурсов. мобилизованных из различных источников, домохозяйство планирует объем расходов на потребление и сбережения, анализирует объекты инвестирования средств и оценивает риск потери доходов и возникновения непредвиденных расходов, т.е. использует отдельные инструменты и методы финансового планирования и прогнозирования.

Например, принимая решение об инвестировании средств в покупку дома и использовании ипотечного кредита, домохозяйство вынуждено прогнозировать, каким образом это повлияет на его активы, финансовые обязательства, уровень доходов на протяжении длительного периода времени.

Выбирая план дополнительного пенсионного страхования, индивид прогнозирует ставку замещения в процентах от до пенсионного дохода, планирует необходимую сумму сбережений в долен ионном возрасте для поддержания постоянного уровня потребления на пенсии, оценивает предполагаемый уровень социальных трансфертов пожилым людям, выплачиваемых государством.

При принятии решения о получении дополнительного образования или повышении квалификации на платной основе, индивид должен оценить, будет ли ожидаемый прирост дохода в будущем в результате получения новых знаний превышать ожидаемый (планируемый) объем расходов на дополнительное образование.

Так называемое «оперативное» управление финансами домохозяйство осуществляет в течение всего жизненного цикла на основе анализа текущего поступления доходов и оценки финансовых возможностей для удовлетворения собственных потребностей. Любые текущие изменения источников доходов домохозяйства или приоритетов в использовании финансовых ресурсов требуют оперативного воздействия на структуру и объем источников финансирования его потребностей. Необходимость оперативного управления финансами в рамках домохозяйства обусловлена различными субъективными факторами, влияющими на его текущее финансовое положение. К таким факторам относятся изменение уровня инфляции и, соответственно, уровня цен на товары и услуги, утрата трудоспособности, имущества, изменение уровня налоговой нагрузки, доходности от инвестиций, величины социальных трансфертов и пр.

При возникновении риска потери работы и, следовательно, потери части дохода в форме оплаты труда индивиду необходимо изыскивать иные источники его замещения (ими могут выступать займы у родственников и друзей, кредиты банков и пр.), которые до момента трудоустройства смогут обеспечить его текущее потребление, но не нанесут серьезного ущерба его финансовому положению в будущем

В ходе управления финансами домохозяйство осуществляет также ряд контрольных действий, которые, с одной стороны, носят неформальный характер, т.е. не имеют правовой и административной регламентации, но в то же время являются необходимым условием результативности управления финансами. Так. домохозяйство контролирует своевременность и объем осуществления обязательных платежей (налогов, неналоговых платежей, штрафов, процентов за кредит, страховых взносов, в том числе взносов по добровольному пенсионному страхованию), расчеты с контрагентами в ходе осуществления предпринимательской деятельности. Кроме того, домохозяйство оценивает финансовые последствия принятых инвестиционных решений, отслеживает долгосрочные позитивные или негативные результаты финансовых решений.

Стратегическое Управление финансами можно классифицировать по различ-

и оперативное ным критериям-, исходя из сфер финансовой системы, составля-

управление ющих финансовой политики, по уровням управления. Но иаи

финансами более часто в экономической литературе управление финансами

классифицируют по характеру и периоду управления, в соответствии с которыми различают стратегическое (общее) управление финансами и оперативное управление финансами.

Стратегическое управление финансами осуществляется высшими органами законодательной и исполнительной власти (Президентом Российской Федерации. Правительством Российской Федерации. Федеральным Собранием) в ходе составления, рассмотрения и утверждения прогнозов развития экономики государства, государственного и муниципального секторов. долгосрочных целевых программ развития отдельных отраслей, при планировании направлений совершенствования бюджетной системы РФ. В процессе осуществления стратегического управления финансами определяются источники и размеры финансовых ресурсов, которые должны обеспечить воспроизводство в тех пропорциях, которые были заложены в соответствии с основными направлениями финансовой политики; устанавливается оптимальное соотношение между финансовыми ресурсами органов государственной власти, органов местного самоуправления и субъектов хозяйствования; выявляются наиболее эффективные направления использования финансовых ресурсов и резервы их роста.

Оперативное управление финансами осуществляется министерствами, службами, агентствами, иными уполномоченными органами исполнительной власти и организациями, непосредственно участвующими в реализации финансовых планов на централизованном и децентрализованном уровнях. На макроуровне в ходе стратегического и оперативного управления финансами осуществляется финансовое регулирование пропорций развития отраслей и секторов экономики государства и социальной структуры общества .

При осуществлении стратегического и оперативного управления финансами важно соблюдать системность в принятии управленческих решений, в основе которой лежит научный подход обоснования методики финансового прогнозирования и планирования, организации оперативного управления финансовыми ресурсами, выработки приемов и методов финансового контроля, соответствующих современным рыночным условиям хозяйствования, что позволяет выработать новые инструменты регулирования финансовых потоков, выявить преимущества одних направлений развития финансов и бесперспективность других, создает дополнительные предпосылки к развитию финансового механизма, непосредственно участвующего в процессе управления финансами. Создание научного фундамента для разработки и осуществления конкретных практических мер в области управления финансами особенно важно в условиях рыночной экономики, когда деятельность организаций находится под влиянием жесткой конкуренции и функционирование экономики характеризуется проявлением элементов стихийности. Научный подход к управлению финансами способствует обеспечению стабильного финансирования отраслей экономики и организаций, повышению финансового благополучия населения, позволяет предотвратить или сгладить последствия неблагоприятных событий и в совокупности обеспечить стабильное развитие экономики государства.

В основе финансов кредитных и страховых организаций лежат следующие принципы:

•свободное распоряжение собственными денежными средствами в рамках, установленных действующим законодательством;

•стремление к получению прибыли, т.е. при прочих равных условиях предпочтение операций с максимальной доходностью;

•уклонение от риска, т.е. при прочих равных условиях предпочтение операций с минимальным риском;

•предпочтение устойчивой и эффективной деятельности на длительную перспективу краткосрочным (локальным) результатам;

Определение Финансы некоммерческой организации — это отношения, свя-

финансов занные с формированием и использованием финансовых ре-

некоммерческой сурсов организации для достижения целей деятельности, пред-

организации усмотренных в уставе организации.

Содержание финансовых отношений определяется организационно-правовой формой, в которой создается некоммерческая организация, особенностями целей и характера их деятельности в процессе оказания услуг. Это обусловливает специфику состава финансовых ресурсов некоммерческих организаций, порядка их формирования и использования.

Виды финансовых Финансы некоммерческих организаций представлены разно- отношений образными финансовыми отношениями, складывающимися

некоммерческой по поводу формирования и использования их финансовых ре